Статья "Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)"
статья (младшая группа)

Кузьмина Татьяна Валентиновна

В статье рассказывается о создании предметно-развивающей среды в младшей группе детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_igrovogo_prostranstva.odt33.36 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Обеспечение игрового пространства в группе детского сада»                         (из опыта работы воспитателя)

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». 

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается  создание “своего” личного пространства.

В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т.ч. и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка .Таким образом создаются психолого – педагогические условия для создания « предметно- игровой среды» в ДОУ.

 Игровое пространство младшей  группы содержательно насыщено и соответствует возрастным возможностям детей группы. Образовательное пространство группы оснащено: пособиями для сенсорного развития детей(пирамидки 4-х основных цветов, настольные и напольные; вкладыши для подбора по форме, величине, цвету; блоки Дьениша,

матрёшки 3-х местные, крупные цветные мозаики, шумовые коробочки, звучащие игрушки ),пособиями по физическому развитию детей ( лесенка-стремянка двухпролётная​, бревно мягкое, коврики, дорожки массажные, воротики для прокатывания мячей и для подлезания, мячи разных размеров- резиновые, пластмассовые, мягкие-набивные, корзины для метания мячей, обручи, ленточки, флажки ),пособия для развития речи детей (наборы картинок для группировки: овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, животные, животные и их детёныши, птицы; сюжетные картинки с различной тематикой близкой детям, наборы парных картинок, пособия для развития речевого дыхания, различные виды театров по знакомым детям сказкам и потешкам, картонные книжки )пособия для экспериментирования

(стол с песком и водой, емкости 3 размеров разной формы, предметы орудия для переливания и вылавливания — ситечки, сачки, деревянные ложки, для проведения опытов с предметами : тонут-не тонут ; формочки, совочки, ведёрки, лопатки ), атрибутами для сюжетной игры (куклы разных размеров в одежде четырёх основных цветов, наборы чайной и кухонной посуды, гладильная доска с утюжками, тазики для стирки, ванночки, верёвка с прищепками, кроватки для кукол разных размеров с комплектами постельного белья, наборы для доктора, парикмахера, строителей ); маркерами игрового пространства .

Все игровое пространство  группы безопасно, соответствует санитарно гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности : вся мебель закреплена, есть сертификаты на мебель и игрушки.

Пространство группы трансформируется в зависимости от образовательной ситуации (тема: « Овощи»  - в группе выложены предметные картинки из серии «Овощи», муляжи овощей ​, овощи в натуральном виде, вкладыши , книжки по теме, продукты  детского творчества; тема « Фрукты» - предметные картинки из серии «Фрукты» , муляжи фруктов, фрукты в натуральном виде, вкладыши, разрезные картинки, продукты детского творчества) в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (РНС «Репка» - настольный театр, театр игрушек, театр на ковролине).

В группе организованы различные пространства (для игры, конструирования, уединения и пр.), наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающими свободный выбор детей.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность  детей ( мячи — прокатывание друг другу, прокатывание мяча в воротики , метание мяча в корзину), таким образом, развивающая среда группы является вариативной.

Игровое пространство в группе спроектировано в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие).

Организация предметно-развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников (выделено пространство для двигательной активности детей — игр с мячом,

хороводных игр, есть уголок  для игр со строительным материалом и машинами для мальчиков, кукольный уголок и уголок ряженья для девочек ).

Все игры и пособия в группе доступны всем детям, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, обеспечена доступная среда во всех помещениях, где осуществляется образовательная деятельность (все игрушки и пособия находятся на расстоянии вытянутой руки и  не выше уровня глаз  ребёнка).

В группе имеется свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности .

 Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в группе созданы условия для развёртывания игровой деятельности самых разных видов: сюжетно - ролевых игр,  игр со строительным материалом,  подвижных игр, настольно - печатных игр, театрализованных игр.

 Модульные игровые зоны в группе устроены таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент. Игровое пространство в группе  отвечает определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог  обеспечивает свободу действий в условиях групповой комнаты, предусматривает ее тематический и сюжетный поворот, находит для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.  Материалы для игр храниться в группе в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках, корзинках и т. д.) с яркими метками-значками, облегчающими ребёнку выбор.  

 При формировании игрового пространства необходимо: − избавляться от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами; − создать для ребенка три предметных пространства, отвечающих масштабам действий его рук (масштаб «глаз — рука»), роста и предметного мира взрослых; − исходить из антропометрических, физиологических и психологических особенностей детей.

Для зонирования пространства в группе используются невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы, мягкие модули. Вместо традиционных больших ковров  используются небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.

 Игровое пространство группового помещения — неотъемлемая часть целостной образовательной среды. Развитие ребенка зависит от правильно организованного игрового пространства в такой же мере, как и от воспитывающих его взрослых.

Литература:

1.Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности», Мозаика-Синтез, Москва, 2008год

2. «Ребёнок третьего года жизни»под ред. С.Н.Теплюк, Мозаика-Синтез, Москва, 2016год

3.https://www.maam.ru/

4.https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация творческого проекта «Театр » в подготовительной группе детского сада. Из опыта работы воспитателя.

Статья будет интересна всем работающим с детьми воспитателям. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт ...

Статья на тему:«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя

«Развитие мелкой моторики у детей средней группы детского сада» — из опыта работы воспитателя...

Игра как средство реализации основной дидактической технологии ФГОС дошкольного образования. Обеспечение игрового пространства в группе детского сада(из опыта работы воспитателя)

Обеспечение игрового пространства в группе детского сада (из опыта работы воспитателя)«Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечет к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!&raqu...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей старшей группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошко...

Статья "Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)"

Я стремилась найти такую форму обучения математике, которая бы органически входила в жизнь детского сада, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классифик...

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)

Работаем по ФГОС: развитие математических способностей детей подготовительной группы детского сада (из опыта работы воспитателя)...