Семинар-практикум для педагогов "Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей"
учебно-методический материал

Практический семинар для воспитателей детского учреждения на тему:"Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей".В семинаре даётся характеристика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста, рассматриваются причины нарушений и даются практические рекомендации педагогам по работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_dlya_pedagogov.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар –практикум для педагогов

Тема: Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном            

                                             развитии детей

                                                                      Педагог-психолог: Малыгина С.А.

Г.Нижний Новгород 2018г.

Тема:

«Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.»

План:

  Разминка: Упражнение «Клубочек»(Вспомни, какой ты была в детстве)

1.Введение в тему.

2.Практ. Упражнение: «Типичные трудности встречающиеся в вашей работ(нарушения в эмоциональном   развитии ребёнка)»

3.Карта эмоциональных нарушений(сравнение с трудностями)

4.Мини-лекция «Эмоции в жизни детей».

Практическое упражнение:  «Возрастные показатели эмоционального развития»

5.Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».(Я-сообщение, техника активного слушания)

6.Эмоциональная культура педагога.

Медитации для педагогов «Концентрация на медитативном дыхании», «Целительные воспоминания».

.7.Подведение итогов.

Введение в тему:

Каждый ребенок — индивидуальность. Надо развивать его творческий и интеллектуальный потенциал, способности, любознательность — такие лозунги знакомы всем и каждому.

А что же такое индивидуальность? Как ее развивать? И как можно понять каждого ребенка, если в группе детского сада их 20.

Современная наука не придумала ничего нового и необычного. Она советует нам, взрослым, чаще вставать на позицию ребенка, пытаться его глазами увидеть окружающее. Открыв для себя внутренний мир малыша, оценив его новые, неведомые нам раньше замечательные качества, мы сможем по-новому взглянуть на него, научимся понимать его, на первый взгляд бессмысленные, поступки.

Да, да, понимать! Несмотря на то, что Саша или Сережа разбил окно, пролил молоко или привязал к стулу соседского кота. Несмотря на то, что его поведение никогда не объяснить с помощью нашей, взрослой, логики. Только приняв точку зрения ребенка, мы, наконец, поймем, зачем он это сделал. А, разобравшись, может быть, станем  воспринимать его поступки не как баловство и непослушание, а как попытки узнать мир, привлечь наше внимание, порадовать нас.

Все дети разные. Но все они нуждаются в нашей любви, ласке, заботе. И все они достойны этой награды: и тихони, и забияки, и задиры, и шалуны.

В последнее время все чаще приходится слышать о дифференцированном и индивидуализированном подходе к воспитанию и обучению ребенка. Конечно, есть такие дети, общаться с которыми — одно удовольствие: им все интересно, у них все получается, они вежливы, способны и очень милы. Но далеко не каждый ребенок подходит под эту категорию, и педагогу часто приходится использовать весь свой опыт, изобретательность, интуицию, чтобы найти подход к мальчикам и девочкам, посещающим группу. Причем каждый воспитатель знает, что методы, помогающие в работе с Дашей и Сашей, могут быть недостаточно убедительными для Пети и Кати и совершенно неприемлемыми для Коли и Оли.

Для того чтобы немного облегчить поиск удачных приемов воспитания и обучения, мы должны  больше узнать о категориях детей, с которыми часто бывает трудно ладить. Это — гиперактивные, агрессивные, тревожные и неуверенные  дети.

Возможно, за годы своей работы Вы встретили и проводили во взрослую жизнь не один десяток (или не одну сотню) детей, и, когда Вы читаете эти строки, перед Вашими глазами встают образы веселых и горластых, тихих и скромных вихрастых ребятишек. Кому-то из них Вы сумели помочь, а в каких-то ситуациях Вы оказались бессильны. Но Вы помните всех. Помнят Вас и они.

Многих из них Вы любили и любите до сих пор. Хотя подчас трудно любить кусающегося, орущего, лягающегося и размазывающего слезы по щекам Васю или Петю. Трудно, но, оказывается, можно. Это возможно для понимающего педагога, спешащего навстречу маленькому человечку.

Семинар поможет вам научиться понимать “сложных” детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. даст конкретные рекомендации по выявлению симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности, страхов  у детей, узнаете о практических практических приемах, играх и упражнениях, способствующих адаптации таких “проблемных” детей.

Упражнение : «Проблемы в эмоциональном развитии детей»(Педагоги делятся на группы и методом мозгового штурма составляют список трудностей в эмоц. развитии детей).

В каждой возрастной группе детского сада есть дети, которые отличаются эмоциональной неустойчивостью поведения, выходящего из обычных рамок. Воспитатели часто жалуются на таких детей: «Нет сладу, родителям говоришь, а они как будто не  слышат».

Мы предлагаем вам составить список трудностей в эмоциональном развитии детей, с которыми вы наиболее часто сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности.

Процедура. Упражнение проводится в подгруппах, каждая которых в течение 10 минут методом мозгового штурма выставляет перечень проблем в эмоциональном развитии детей, которыми наиболее часто сталкиваются взрослые, общаясь с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, которые являются наиболее значимыми.

Эмоциональные нарушения у детей старшего дошкольного возраста

Сфера проявления

Характеристики

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

-неуравновешенность

-возбудимость

-бурные аффективные реакции

-негативизм

-упрямство

Конфликтность

-агрессия,жестокость

-негативное отношение к общению

-застревание на отрицательных эмоциях

-эмоциональная холодность

-неуверенность в своих силах

Особенности внутреннего мира

-острая восприимчивость

-впечатлительность

-болезненная чувствительность

-наличие страхов

-тревожность

-мнительность

У детей с эмоционально-личностными  нарушениями возникает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. В свою очередь положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние. От этого зависит, насколько чувствует ребенок себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

        Т.о. гармония или дисгармония эмоциональной сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.

   Важная задача родителей и педагогов, по Мнению Росса Кэмпбелла, - научиться правильно общаться с детьми, пока они «психически здоровы». Для нашей страны этот профилактический подход крайне  важен, потому что именно сейчас у нас очень много детей с эмоциональными нарушениями. Эти вопросы обращены прежде всего к педагогам и родителям, так как большую часть времени дети находятся в детском саду.

В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность.

1.2. Мини-лекция «Эмоции в жизни детей».

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка - это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимической и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса. Расстроенные дети раздраженно сучат ножками, стучат ими по полу или же просто подгибают их и падают, чтобы не идти туда, «куда следует». Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникающие в теле физические напряжения и одновременно открыть защелку душевным треволнениям.

Малыши могут специально поломать игрушки или ударить своих обидчиков, «невзирая на лица и звания». Провинились? Получай! У малышей все просто: кто что заслужил, тот то и получил. Стимул должен получить ту реакцию, которую он спровоцировал, - это позиция ребенка.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнера по общению, демонстративность как устойчивая личностная особенность. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обусловливающие негативный характер способов поведения, общения.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды, тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст - благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных, культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте является весьма прочным и принимает характер установки.

  Практическое упражение: «Возрастные особенности развития эмоциональной сферы»

(педагоги в мини группах  пишут на листочках, затем совместное обсуждение )

  • яркие эмоциональные реакции
  • эмоц. реакции(плач) связаны с желаниями ребёнка
  • сдерженное проявление эмоций
  • эмоции легко прочитываются в позе, лице, поведении
  • эмоциональные вспышки менее сильные
  • ребёнок бросается на пол,стучит ногами
  • умеет сопереживать другому человеку
  • сильная эмоциональная зависимость от близкого взрослого
  • ребёнок не в состоянии сделать выбор
  • ребёнок представляет будущий результат своего поступка(эмоциональное предвосхищение)
  • эмоциональные процессы более управляемые
  • отсутствие эмпатии(умение сопереживать другим)
  • более спокойный, урановешенный фон
  • чувства осознанные,более глубокие
  • появляется первичная самооценка «Я хороший», она максимально завышена
  • включаясь в действие ребёнок не предвидит последствий и не переживает по поводу поступка и его последствий.
  • Самооценка не всегда завышенная
  • Эмоции быстро вспыхивают и также быстро гаснут

Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство является «золотым временем» для развития  эмоциональной сферы ребенка.

Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность. Выражение эмоций носит непосредственный характер, дети испытывают полную социально-психологическую свободу в выражении чувств, что является условием расцвета эмоциональной сферы.

Очень важно не пропустить этот период в жизни человека для развития

эмоциональной чувствительности, так как многие психологические образования, несформированные в дошкольный период, могут оказаться невосполнимыми в последствии (дошкольный возраст - сензитивный  для развития эмоциональной сферы).

      Низкий уровень развития эмоциональной сферы ребенка ведет к возникновению личностных проблем,  (заниженная самооценка, неуверенность в себе,  застенчивость,  агрессивность,  повышенная  тревожность  и  т. д.)

Причины эмоциональных нарушений

Одной из актуальных для современного   дошкольного образования является проблема ухудшения психологического  здоровья, увеличения количества так называемых «трудных», детей с проблемами в развитии.

Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны, эмоционально равнодушны, у многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка.

И для этого есть свои причины:

-биологические факторы

-дефицит внимания, поддержки, любви, скрытое и явное эмоциональное отчуждение взрослыми ребёнка в семье;

а)нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность и эмоциональная холодность

б)неадекватный  стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопёка или сверхконтроль,

-несоблюдение взрослыми прав, защищающих интересы ребёнка, авторитарный стиль взаимодействия , стремление жёстко подчинить детей своей воле и регламентировать их поведение даже в тех случаях, где им необходима свобода.(А.В.Петровский, Т.И.Чиркова)

-Нестабильность: политическая, экономическая, ценностная.

-отчуждение мира культуры взрослых от детской субкультуры, неготовность понять, принять и сохранить её уникальные традиции, передающиеся от одного поколения к другому;

-раннее  приобщение  дошкольников к  теле-видео-компьютерному  экрану.

-Внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов, что является фактором риска нарушения здоровья детей.

 Психологический практикум «Эффективные техники речевого общения с ребенком».

Используйте технику «Я сообщение».

Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавляя гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Что делать, если нас переполняют эмоции, когда поведение ребенка мы считаем неприемлемым? Ответ прост: нужно сказать ребенку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.

Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребенке и его поведении. Такие высказывания, в которых есть личное местоимения «я», «мне», «меня», психологи называют «Я-сообщение». Оно передает отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме:

  • «Мне не нравится, я бы хотела и т. п.»;
  • «Меня раздражает, когда дети хнычут»;
  • «Я злюсь»;
  • «Я сержусь»;
  • «Я огорчена»;
  • «Мне скучно».

Схема «Я-сообщения».

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).

2.Называние чувства в тот момент (...я почувствовала беспокойство...»).

3.Называние причин («...наверное, это произошло потому что...»).

Упражнение «Я-сообщение».

Цель: научить педагогов создавать условия для доверительного общения, выражать свои негативные чувства приемлемым способом.

Инструкция: используя технику «Я-сообщение», передайте свое отношение к происходящему, искренне выражая свои чувства в необидной для ребенка форме.

Ситуации:

  • Ребенок в течение дня постоянно ноет, хнычет: то игруш
    ку заберут, то игрушку потерял, то на занятии не спросили.
  • Ребенок шалил за столом и пролил молоко, несмотря на
    предупреждение.
  • Дети играют. Вы сообщаете, что пора идти на прогулку
    и убирать игрушки. Кто-то из детей ответил: «А я еще не успел
    поиграть», другой - «А я не хочу гулять», третий - «А я не
    играл.
  • Вы зовете детей садиться за стол. А один ребенок отвеча
    ет: «Сейчас» - и продолжает заниматься своими делами. Вы на
    чали сердиться.
  • У вас важный разговор с коллегой или родителем. Ребенок
    то и дело вас перебивает.

Техника «Активное слушание».

В психологии общения существует специальная техника, которая дает нам возможность проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника носит название активного слушания.

Активное слушание партнера по общению предполагает ваше стремление понять, что же он хочет вам сказать на самом деле. В словах и поведении, в интонации и мимике ребенка всегда содержится эта информация, надо лишь внимательно к нему прислушаться. Однако, как правило, в реальной жизни мы привыкли уделять слишком мало внимания тому, что ребенок нам говорит.

Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребенка, в лучшем случае делаем это формально.

Американский психолог Вирджиния Сатир особо подчеркивала, что если взрослый не может выслушать ребенка, ему не стоит даже делать вид, будто он слушает. Если у ребенка возникла проблема, которую он считает важной, необходимо уделить ему все ваше внимание. Если же вы в данный момент не можете этого сделать, объясните ребенку, что сейчас вы заняты, и подойдете к нему, как только освободитесь. Но при этом чрезвычайно важно помнить ваше обещание и, не дожидаясь повторного напоминания, уделить ребенку внимание, как только появится такая возможность.

Активное слушание предполагает не только общую заинтересованность в личности партнера, но и умение слушать. При помощи особой техники активного слушания, которая в психологии общения называется техникой настройки, мы можем получить интересующую нас информацию.

Настройка на партнера предполагает особое внимание к нему, способность поставить себя на его место. Настраиваясь на ребенка как на партнера по общению, не стоит торопиться с выводами, имеет смысл проверить несколько возникших у вас предположений, сформулировав их, чтобы удостовериться, правильно ли вы его поняли.

Практикум по активному слушанию.

Проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проигрывать два раза: в первом случае один педагог из пары берет на себя роль воспитателя, а другой - ребенка; во втором случае участники меняются ролями - педагог, бывший воспитателем, становится ребенком, и наоборот.

Задание 1.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Представьте себе, что вы в группе чем-то заняты. К вам подходит ребенок и произносит одну из следующих фраз:

  1. «А Вася отобрал у меня паровозик!»
  2. «Они не принимают меня играть!»
  3. «А вот я нарисовал!»
  4. «А маму вчера отвезли в больницу».
  5. ... (придумайте или вспомните сами типичную проблему,
    с которой ребенок может обратиться к воспитателю).

Вы должны ответить «ребенку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Представьте себе, что вы ребенок определенного возраста (от 3 до 7 лет). У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к воспитателю и произносите одну из приведенных выше фраз.

Ситуация продолжается 1-2 минуты. После окончания ситуации участник, игравший роль ребенка, рассказывает своему напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После обсуждения, которое длится 2-3 минуты, участники меняются ролями и выбирают другую проблему из предложенных выше.

Задание 2.

В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребенку» как внимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю». Ситуация такая же, как в задании 1, однако вы отвечаете ребенку как внимательный слушатель.

Инструкция «ребенку». Ситуация такая же, как в задании 1, однако для проигрывания ситуации 2 выберите другую проблему из предложенного списка, не ту, которую вы обсуждали в задании 1.

После окончания ситуации происходит обсуждение, затем участники меняются ролями.

2.3. Эмоциональная культура педагога.

Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Особенно важно устраивать каждому педагогу собственную психологическую разрядку в течение рабочего дня. Это может быть общение с коллегами, психогимнастика, аутотренинг, музыкотерапия и т. п.

Мы вам предлагаем несколько простых, но очень эффективных игр и упражнений, которые позволят вам управлять вашим эмоциональным состоянием.

Игра  «Ипподром»

Ведущий. Есть ли у нас ладони? (Участники показывают.) А колени? (Кто-то обязательно хлопнет ладошкой по коленке.) Отлично! Именно так выходят кони на поле ипподрома.

Все вместе! (Медленное поочередное похлопывание по коленям.) Кони вышли на старт, одной рукой бьем по колену, как бы взрывая землю. Старт! Побежали! (Быстрое похлопывание.) Бежим! Бежим! По мостовой! (Удары кулаками в грудь поочередно, а-ля Кинг-Конг.) По песочку! (Быстро тереть ладонями.) По болоту! (Быстро захватить пятернями колени и, вертикально поднимая руки вверх, «идти» с громким чмоканьем.) Барьер! (Руками описывается полукруг на уровне груди.) И так далее.

Можно придумать свои варианты «пересеченной местности». Все это быстро чередуется в любой последовательности. Финал! Скоро финал! (Быстро хлопаем.) Приближаются трибуны! Трибуна девочек. Девочки, кричим! А вот трибуна мальчиков! Ребята, давай! (Возгласы.) Вот финиш. Ура! Мы победили!

Можно провести несколько «забегов». Игра проводится с постоянным увеличением ритма.

Медитации для педагогов.

«Концентрация на медитативном дыхании» (дыхательная техника).

Цель: полное расслабление, ритмизация дыхательного процесса, повышение внутренней стабильности, достижение гармонии эмоциональных реакций.

Необходимое время: 3-5 минут.

Процедура.

Примите удобную позу. Расслабьте тело. Внимание направьте на дыхание. Постарайтесь не менять естественный тип дыхания, а только следите за ним. Говорите себе: «Я чувствую свой вдох... чувствую выдох...»

После регулярных тренировок периоды рассеянности сокращаются, а периоды концентрации увеличиваются.

Примечание: несмотря на элементарность, это упражнение является одним из самых эффективных видов дыхательной техники.

«Целительные воспоминания» (зрительная техника).

Цель: актуализация положительных эмоций, восстановление внутренних ресурсов, выведение из депрессивного состояния на уровень позитивного мышления.

Необходимое время: 5 минут. Процедура.

Сядьте удобно или лягте. Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание на 10 секунд, затем выдохните. Повторите упражнение 3 раза. Возобновите естественный темп дыхания. С каждым вдохом чувствуйте, как расслабляются ваше тело и сознание... Уплывают шум, звуки, лица, проблемы... Все дальше и дальше.

В прошлом с вами произошло много приятных событий. Вы давно о них не вспоминали. Одни были значительные, другие -не очень. Но все они радовали, приносили счастье. Вспомните сейчас свой радостный день, верните к жизни ушедшие часы, минуты, когда вы были счастливы, любимы, необходимы кому-то, довольны, веселы... Когда были окрылены успехом, достигнутой целью, были на вершине удачи.

Переживите заново это счастливое прошлое, увидьте, услышьте, ощутите и почувствуйте. Не повторяйтесь, не торопитесь, дайте каждому образу возможность появиться вновь.

По окончании сеанса сосчитайте до пяти и медленно возвращайтесь к окружающей реальности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей.

Ц е л ь : расширить круг методов и приёмов в решении вопросов профилактики и коррекции эмоциональных расстройств у детей....

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

КАК ПРЕДУПРЕДИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ...

Доклад «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к театрализованному искусству» (на семинаре – практикуме для воспитателей ДОУ ГКПД по теме: «Театрализованная деятельность в развитии детей дошкольного возраста»)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. Театральная игра и игра ребёнка исходят из одной и той же условности и фокусируют в себе действительн...

Семинар с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей"

Семинар с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей"...

Семинар с элементами тренинга «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»

     В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких нег...

Семинар-практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»

Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...

Семинар – практикум для педагогов «Музыкально – двигательные игры как эффективное средство эмоционального развития детей»

Семинар – практикум для педагогов«Музыкально – двигательные игры как эффективноесредство эмоционального развития детей»...