Развитие воображения дошкольников
материал
Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуальной готовности к обучению. Да, во многом это продиктовано современными реалиями, поэтому уделять внимание подготовке к школе, несомненно, важно. Но при этом многие из нас забывают о такой важной сфере человеческого развития, как воображение. А между тем оно необходимо не только для общего развития ребенка, но и для самой подготовки к учебе. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_voobrazheniya_doshkolnikov.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие воображения дошкольников
Современных родителей, как правило, интересуют два основных вопроса: физическое здоровье ребенка и степень его интеллектуальной готовности к обучению. Да, во многом это продиктовано современными реалиями, поэтому уделять внимание подготовке к школе, несомненно, важно. Но при этом многие из нас забывают о такой важной сфере человеческого развития, как воображение. А между тем оно необходимо не только для общего развития ребенка, но и для самой подготовки к учебе. Поэтому развитие воображения у детей дошкольного возраста крайне важно.
Воображение – психический процесс, присущий только человеку. Способность нашего мозга создавать в сознании определенные – существующие или несуществующие реально – образы, картины. Ученые до последнего времени затруднялись ответить, какие именно отделы нашего мозга отвечают за развитие воображения. Сегодня существуют данные исследований о том, что «центр воображения» состоит из 12 независимых элементов, находящихся в разных отделах нашего мозга. Именно это делает воображение одной из самых сложных функций психической деятельности. В процессе создания воображаемых образов задействованы отделы, отвечающие за мышление, память, речь, восприятие, эмоции. Оно основано на генерировании образов с помощью фантазии и мышления, закрепления, а затем воспроизведения их посредством памяти, эмоций, речи. Все эти сферы в процессе фантазирования тесно взаимосвязаны. Доказано, что дети, имеющие проблемы с развитием речи (задержку, глухоту) имеют и достаточно скудное воображение. Речь дает человеку (ребенку в том числе) возможность осмыслить и выразить впечатления о воображаемом, ранее не виденном, словесно. Активное фантазирование неразрывно связано с бурными эмоциями. Особенно важно это для развития ребенка дошкольного возраста, основным способом познания которого является игра. Во-первых, игровая деятельность фактически основана на работе воображения (в нем генерируются ситуации, характеры персонажей, способы действий, результаты игры – возможные или нереальные). Во-вторых, в игре для ребенка не будет никакого смысла, если она не даст ему ярких эмоций. Творческое мышление, служащее основой для раскрытия творческих способностей, также основано на ярких эмоциональных моментах. Ведь именно впечатления и эмоции в первую очередь находят свое воплощение в тех или иных образах. Очередной замысел всегда отражает внутреннее состояние творца. Соответственно, чем богаче эмоциональная палитра ребенка, тем активнее развивается его воображение. При этом воображение помогает развивать культуру чувств. Фантазирование активно задействует память. Она не только позволяет сохранить в сознании результат творческой мысли, но и способна вызывать ассоциации с ним из предыдущего опыта – даже противоположные, но связанные с воображаемым образом. Ведь любой творческий процесс основан, прежде всего, на переработке уже имеющихся знаний или представлений, которые хранит наша память. Неотъемлемой составляющей любого психического процесса человека является внимание. Без него невозможно не только фантазировать, но и, к примеру, пересказывать или вообще обучаться чему-либо. В своих фантазиях ребенок также концентрирует внимание на осмысляемом объекте. Создание мысленных образов невозможно без логического осмысления их вида, функций, способов достижения поставленной цели. Это важно как для конструирования техники, научной деятельности, так и для искусства. Даже обычная трудовая деятельность невозможна без воображения: всегда необходимо представлять конечный результат труда. То есть по сути воображение – одна из основ развития человеческой цивилизации. Творческий потенциал заложен у детей с рождения, но требует постоянного развития путем решения разнообразных творческих задач. Основные условия для такого развития – возрастные: делать это нужно с 4 и примерно до 10 лет. После этого, если воображению внимание не уделялось, оно переходит в пассивную фазу. Почему так важно уделять внимание развитию творческого воображения уже в раннем детстве? Что оно дает? Способствует развитию речи, чувств ребенка. Являясь непременным спутником всех игр, позволяет в доступной форме обучать детей, развивать их интеллект. Помогает развивать мышление, давая возможность пользоваться мысленными образами при решении поставленных задач. Стабилизирует психоэмоциональное состояние, давая выход эмоциям в продуктах творчества. Учит выполнять действия мысленно, только посредством образов. Позволяет программировать свою деятельность. Позволяет лучше управлять эмоциями, вниманием, памятью. Способствует планированию будущего посредством постановки целей и осмысления путей достижения мечты. Помогает ребенку раскрыть свои таланты и самореализоваться. Постарайтесь предоставить ребенку как можно большее разнообразие творческих занятий. Это поможет выявить и раскрыть его природные склонности, а значит, сделать его более успешным человеком. Из детей с богатым воображением вырастают люди, способные находить эффективные решения самых сложных проблем, они намного легче могут справиться с непредвиденными ситуациями. Так что такая нелогичная и непрактичная на первый взгляд функция нашего мозга обретает вполне логичную практическую значимость для будущего наших детей.
Итак, сама по себе способность к генерированию образов и к творческой деятельности не совершенствуется. Для ее развития в детском возрасте необходимо постоянно создавать условия, то есть вовлекать ребенка в ситуации, когда ему надо что-то представить себе: предмет, персонаж, ситуацию, действие. Развивать творческую фантазию родители могут, зная особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Примерно до 4 лет оно носит непроизвольный характер, то есть образы возникают независимо от желания малыша. Наиболее ярко это можно проследить, когда малыши начинают путать сны с реальностью, считая, что приснившееся им произошло на самом деле, не понимая, что это лишь генерированный их подсознанием образ. В старшем дошкольном возрасте (4–6 лет) воображение постепенно становится произвольным. Ребенок в состоянии двигаться от замысла к его реализации. Наиболее заметно это в ролевых играх, когда малышу нужно представить себя конкретным персонажем, а затем соответствовать ему. Для этого ребенку важно освоить приемы и средства, необходимые для создания образов. Он пользуется окружающими предметами, воплощая замыслы в реальность. Постепенно фантазирование становится особой деятельностью, малыш представляет самые немыслимые ситуации и персонажей. К 6–8 годам необходимость в наглядной опоре в виде предметов внешнего мира отпадает, ребенок уже в состоянии воображать мысленно. А это означает переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, которое необходимо для начала обучения в общеобразовательной школе.
Для развития фантазии, воображения и творческих способностей в младшем дошкольном возрасте можно проводить множество увлекательных игр и занятий. Вот некоторые примеры: Продолжение сказки. В семье, где есть традиция читать ребенку сказку перед сном, можно поиграть так: прочитав какую-то часть, нужно прерваться «на самом интересном месте», предложив малышу додумать, что будет дальше. Кстати, такие упражнения полезны для развития не только фантазии, но и речи. Что на что похоже? Гуляя на улице, полезно играть с малышом в аналогии. Например, окно похоже на кубик, яблоко на дереве – на мячик, и т. д. Кто это? Можно обсуждать прохожих: как зовут эту тетю? Где она работает? Какие у нее дети, чем они увлекаются?.. Навеяно искусством. Дошкольнику дают послушать классическую мелодию или показывают картину известного художника. Пусть учится чувствовать их, рассказывать о том, какие ассоциации, чувства произведения искусства у него вызвали. Ролевые игры. Играя в магазин, больницу, парикмахерскую, столовую, пожарную часть, дошкольник прекрасно развивает воображение, ведь ему приходится все время придумывать новые сюжеты, характеры персонажей. Юный поэт. Полезно научить малыша рифмовать слова. Младшие дошкольники обожают создавать новые слова, поэтому в их поэтических шедеврах рифмы могут оказаться самыми неожиданными. Тем интереснее и веселее! Дизайнер-инженер. Пусть ребенок чаще играет с конструктором, кубиками или мозаикой. Создавая рисунки, строя башни, дворцы, мосты, он стремится воплотить тот или иной образ. Это отличные тренажеры для воображения.
В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен планировать творческий процесс, представляя себе конечный результат, то есть творить на основе своего замысла. Поэтому приемов активизации фантазии можно найти больше. Так, особую развивающую ценность сейчас представляют рисование, лепка, аппликация (виды творчества, позволяющие создавать статичные визуальные образы), а также актерское творчество, генерирующее образы динамические. Сейчас можно предложить дошкольнику, например, такие полезные занятия: Юный изобретатель. Изобретать можно какой-то прибор – несуществующий, но полезный в быту. Более простой вариант – придумать необычное применение привычным вещам (кастрюле, шляпе, швабре). Вариант посложнее – придумать прибор и сконструировать с помощью подручных средств, а затем рассказать – что это и для чего. Сказка-антоним. Ребенку предлагается любая известная ему сказка. Его задача – рассказать ее таким образом, чтобы все встало с ног на голову: колобок съел лису, заяц гонится за волком и т. д. Сказка-синтез. Дошкольнику предлагаются два персонажа из разных сказок. Например, Золушка и Колобок. Пусть малыш сочинит сказочную историю с участием обоих этих героев. Волшебный рисунок. Пусть дошкольник изобразит что-либо, не существующее в реальности: фею, выдуманное животное, новый сказочный вид транспорта и т. д. Если бы да кабы. Малышу предлагается развить вымышленную ситуацию: что произошло бы, если бы он стал королем, люди научились понимать язык птиц, вдруг пошел мармеладный дождь… Ситуации должны быть как можно разнообразнее, а обыгрывать их можно «между делом» – по пути в магазин, или из детского сада, или на прогулке. Юный актер. Для этой игры понадобится домашний кукольный театр. С ребенком проигрывают знакомые ему сказки, предложив ему роль одного из персонажей. В процессе сценарий видоизменяется, появляются новые герои, новые приключения. Импровизировать придется всем участникам спектакля. Итак, развивать воображение ребенка в дошкольном возрасте необходимо. Этот навык будет помогать ему в течение всей его дальнейшей жизни. А игровые занятия, как можно увидеть, зачастую не требуют особой подготовки или реквизита. Проявив собственную фантазию, родители могут придумать и новые полезные игры, которые можно проводить «по пути».
Источник: https://razvivashka.online/sfery-razvitiya/razvitie-voobrazheniya-doshkolnikov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены вели...
Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.
Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка....
«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Статья о том,как влияют нетрадиционные техники рисования на развитие воображения ребенка....
Консультация для родителей "Развитие воображения дошкольников"
Советы для родителей о том, как развивать воображение, фантазию....
«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»
Одной из задач умственного воспитания детей в детском саду является развитие познавательных процессов ребенка. Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательно...
Развитие воображения дошкольника
В статье отображены основные принципы развития воображения в дошкольном возрасте....
Коллекция дидактических игр на развитие воображения дошкольников
Дидактические игры на развитие воображения...