Рекомендации воспитателям по организации психологического уголка в группе ДОУ
статья
Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_vospitatelyam_psihologicheskiy_ugolok.docx | 21.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации воспитателям
по организация психологического уголка на группе ДОУ
Ващилина Анна Андреевна, педагог-психолог
Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе т.к психологический уголок является реальным инструментом в руках воспитателей для действенной психологической поддержки детей в течение дня.
При подборе материала для психологических уголков необходимо учитывать различные потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, подумать о маме, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной разгрузке, какой-то ребенок агрессивен и ему надо помочь выплеснуть агрессию так, чтобы не навредить другим детям и не держать ее в себе. Ведь сдерживание агрессии, эмоционального напряжения приводит к различным расстройствам ЦНС. Поэтому перед педагогами стоит задача — обучить детей приемлемым формам выражения агрессии и создание для этого всех условий. Таким образом, в психологическом уголке необходимо организовать зоны для релаксации и саморегуляции.
Оснащение психологического уголка:
- уголок для уединения;
- кресло-капелька или мягкая мебель. Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
- телефон «Позвони маме». Ребенок может «позвонить маме» и поговорить с ней;
- груша для битья, биты, поролоновые подушки. Когда ребенок дерется, мы объясняем ему, что бить детей — это плохо, им больно и обидно, а вот побить грушу для битья или подушку очень даже можно;
- мишени, мешочки с поролоном для метания, что является одним из приемов выражения агрессии;
- набор бумаги для разрывания,
- корзина или кольцо для метания бумаги;
- коврик злости. Наши дети знают, что если они злятся, нужно потопать по коврику и злость пройдет;
- стаканчики «одноразовые» для крика. Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче
- стул для размышлений служит для того, чтобы, сидя на нем не более 5 мин, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок ее положит на место после того, как поиграет, и т.д. Самое главное — стул не должен быть наказанием для детей;
- волшебный пластилинчик. Дети катают, отщипывают, мнут пластилин, что тоже помогает успокоиться;
- шарики-«болики» помогут детям упражняться в регулировании дыхания. Держа шарики в ладошках, мы дышим на них, согреваем их своим теплым дыханием;
- дидактическая игра «Собери бусы»;
- цветные клубочки пряжи разного размера. Разматывая и сматывая клубочки, дети овладевают приемом саморегуляции;
- массажные мячи-«ежики». Мы обучаем детей разным способам катания мячиков в ладошках, по внешней и внутренней стороне рук. Такая игра с «ежиком» помогает ребенку снять мышечное напряжение и успокоиться;
- мешочки настроений. Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа — растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.
Очень важна проблема общения детей, их умение понимать друг друга, различать настроение своего товарища, приходить на помощь и др. Поэтому в зоне коммуникативного развития у нас есть игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
игры, направленные на формирование навыков общения и взаимодействия, а также на эмоциональное развитие:
— игры «Эмоциональный цветок» и «Кубик настроения» учат детей распознавать свое эмоциональное состояние и отражать его в мимике и жестах;
— «Коврик дружбы» и «Коробочка для примирения» помогают поссорившимся детям в забавной форме помириться друг с другом и после такого примирения дети ссорятся гораздо реже;
— стенд «Мое настроение». Утром и в течение дня ребенок может с помощью эмоциональных картинок показать свое настроение. Благодаря этому воспитателю легче найти подход к грустному, расстроенному ребенку и оказать ему поддержку;
— парные пазлы помогут детям разделиться на пары, если с этим возникла проблема.
Так, в психологическом уголке получились три зоны:
— саморегуляции и релаксации;
— для повышения самооценки;
— развития коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
Материалы для уголков подбираются с учетом их основного назначения, а именно:
Назначение | Материалы |
Зона для психологической разгрузки | Уголок для уединения (шатёр,палатка), мягкая мебель, фотоальбомы с групповыми с семейными фотографиями, мягкие игрушки наличие в уголке шатра позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать, посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями |
Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | Боксёрская груша, куклы «БО-бо», поролоновые подушки, стаканчики для крика, мишени Справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию дошкольникам помогают боксерские груши, подушки для битья. |
Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приёмам саморегуляции | Аудиозаписи (шум моря,голоса птиц и т.д.), цветные клубочки,волшебные предметы (плащ, шляпа, палочка, башмаки и т.д), свечи,фонтаны, игры с песком, водой, крупами,пуговицами, «Мешочки настроений», «Коробочки добрых дел». Разнообразные волшебные предметы: шляпа, палочка, плащ, башмачки и т. д. помогают воспитателю вместе с детьми совершать чудесные путешествия и превращения, сделать общение с дошкольниками сказочным, насыщенным приятными сюрпризами, причем не только во время СД, но и в свободной игровой деятельности. |
Обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр | «Азбука настроений», «Коврик дружбы», наст.-дидакт.игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Подушка примирения», «Коробочка примирения», «Доска настроений» Определение эмоционального состояния каждого ребенка в группе, выделение детей, которым необходима эмоциональная поддержка, выяснение причины положительного или отрицательного эмоционального состояния и планирование работы по устранению отрицательных воздействий как в семье, так и в дошкольном учреждении. |
Повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей. | Подиум.медали, «сонные игрушки» Систематические игры детей с использованием мягких игрушек различных размеров после занятий или в период проявления негативных эмоции (после конфликтов, ухода родителей и т. п.) служат средством релаксации. "Сонные игрушки" активно применяются в период адаптации воспитанников к дошкольному учреждению, его режиму и требованиям, когда эмоциональные дети испытывают чувства тревоги, беспокойства, а иногда и раздражения, проявляют агрессию. |
Обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде. | «Твистер», «Гусеница», «Весёлый коврик» На веселом коврике воспитанники развивают ловкость, эмоциональную отзывчивость, умения действовать в команде. Игра «Гусеница» формирует умение детей взаимодействию со сверстниками, способствует сплочению детского коллектива. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка воспитателям по организации логопедического уголка в группе
Как правильно организовать логопедический уголок в группе? Какой материал должен быть в наличии для работы с детьми в вечернее время по заданию логопеда? Подобные вопросы задают воспитатели-новички ло...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "Особенности организации психологических уголков в группе МДОАУ"
В буклете представлен перечень материалов и оборудования, который может входить в психологический уголок в группе ДОУ...
"Рекомендации воспитателям по созданию речевого уголка в группе"
Рекомендации воспитателям группы по правильному оформлению и созданию уголка для речи: наполняемость, охват всех сторон речи....
Рекомендации воспитателям по организации психологических «Пятиминуток» с детьми на группе ДОУ
Цели: снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработка конкретных эмоционально- положительных навыков взаимодействия между детьми группы по формированию стрессоусточивости у дошкольников для об...
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"
Консультация музыкального руководителя Куприяновой А.Н. для воспитателей "Рекомендации воспитателям по оформлению музыкальных уголков в группе"...
Методическая разработка по организации психологического уголка на группе ДОУ.
Для проведения профилактической работы направленной на создание благоприятных психологических условий на группе ДОУ, необходимо организовать психологические уголки в каждой возрастной группе, так как ...
Рекомендации воспитателям по организации психологических «Пятиминуток» с детьми на группе
Рекомендации воспитателям по организации психологических «Пятиминуток» с детьми на группе...