Развитие навыков рефлексии.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие навыков рефлексии.
Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.
Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за своим внутренним миром за собой, своими поступками. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.
У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.
Благодаря развитому умению рефлексировать дети учатся:
- находить мотивацию для самостоятельной работы;
- направлять внимание не только на процесс деятельности, но и на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
- навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке;
- ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
осмысливать получаемые результаты.
Умения необходимые для формирования и развития рефлексивной деятельности, формируются через постановку правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.
Детям следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:
- Что происходило во время занятия?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что понравилось, не понравилось?
- Что именно делали вы (ты)?
- Что при этом вы испытывали, чувствовали?
- Через какие трудности вам пришлось пройти?
Хорошим способом оценки настроения и состояния ребенка может стать игра «Моя погода» — воспитатель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?» Ребенок должен выбрать картинку - смаил, соответствующую его настроению:
• смаил – с белозубой улыбкой — прекрасное настроение;
• смаил - улыбка — хорошее настроение;
• смаил - грусть — плохое настроение;
• смаил - плачет — грустное, печальное настроение;
• смаил - злость— злое, ужасное настроение.
После выбора смайла нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такой смайл, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.
Рефлексия — удивительное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, воспитателями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок совершенствуется, развивается, обучается видеть себя изнутри и со стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_navykov_refleksii.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие навыков рефлексии.
Рефлексия — это «взгляд внутрь себя», внимание, обращенное на свое самочувствие, на внутренние процессы и результаты собственной деятельности.
Человек не способен жить полноценной жизнью, если он не умеет размышлять, наблюдать за своим внутренним миром за собой, своими поступками. Без самоанализа, оценки процесса и результата своей деятельности невозможно обучаться. Эти умения и навыки принято называть одним словом: рефлексия.
У маленьких детей нет потребности в осознании себя, они не способны анализировать и находить причины своих ошибок, взаимосвязь своих усилий и результатов труда. Ребенок не понимает и не может объяснить, что происходит с ним в процессе его активности. Обучать детей этому важно, и начинать развивать навыки рефлексии имеет смысл уже в младшем дошкольном возрасте.
Благодаря развитому умению рефлексировать дети учатся:
- находить мотивацию для самостоятельной работы;
- направлять внимание не только на процесс деятельности, но и на изменения, которыми обусловлена активность и которые вытекают из нее;
- навыкам саморегулирования, самоконтролю, самооценке;
- ставить цели и связывать с ними результаты своей деятельности;
осмысливать получаемые результаты.
Умения необходимые для формирования и развития рефлексивной деятельности, формируются через постановку правильных вопросов. При этом рефлексия может проводиться как в конце какой-либо деятельности, так и в процессе, между этапами. Можно также провести рефлексию в начале и в конце выполнения задачи, а затем проанализировать результаты, сравнить разницу.
Детям следует задавать простые, понятные и дельные вопросы:
- Что происходило во время занятия?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что понравилось, не понравилось?
- Что именно делали вы (ты)?
- Что при этом вы испытывали, чувствовали?
- Через какие трудности вам пришлось пройти?
Хорошим способом оценки настроения и состояния ребенка может стать игра «Моя погода» — воспитатель спрашивает: «На что похоже сейчас твое настроение?» Ребенок должен выбрать картинку - смаил, соответствующую его настроению:
• смаил – с белозубой улыбкой — прекрасное настроение;
• смаил - улыбка — хорошее настроение;
• смаил - грусть — плохое настроение;
• смаил - плачет — грустное, печальное настроение;
• смаил - злость— злое, ужасное настроение.
После выбора смайла нужно обсудить с ребенком, почему он выбрал такой смайл, отчего может измениться его выбор, что может изменить его настроение.
Рефлексия — удивительное явление, основанное как на собственной оценке ребенка, так и на оценке его родителями, воспитателями, окружающими людьми. Это своего рода совместная деятельность, в результате которой ребенок совершенствуется, развивается, обучается видеть себя изнутри и со стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Во времена инноваций и внедрения Федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы дошкольного образования от педагога-практика, в числе прочего, требуется осознанн...
Практикум для воспитателей ДОУ по развитию педагогической рефлексии
Согласно требованиям ФГОС педагоги ДОУ должны обладать необходимыми навыками профессиональной рефлексии. В данной разработке имеются упражнения и теоретический материал по развитию рефлексии у воспита...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Цель: способствовать саморефлексии воспитателей в педагогической деятельности. Задачи:1. актуализировать знания педагогов о педагогической рефлексии; 2. познакомить педагогов с различны...
Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ "Развитие педагогической рефлексии молодого педагога"
Развитие рефлексиыных качеств педагога должно стать важнейшей целью его профессионального роста, особенно на начальном этапе профессиональной деятельности. Всвязи с этим, целью моей педагогической раб...
Тренинговое занятие для педагогов ДОУ «Развитие педагогической рефлексии»
Мероприятие поможет использовать приемы саморефлексии в педагогической деятельности...
Консультация для родителей «Формирование и развитие у родителей навыков рефлексии детско-родительских взаимоотношений в семье»
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.Стил...
Моя педагогическая находка «Открытия в открытках», или филокартия как способ развития навыков рефлексии у детей дошкольного возраста"
Данный материал я представляла на заключительном этапе конкурса "Воспитатель года-2022" в г. Ярославль. Члены жюри достаточно высоко оценили мою идею, было задано множество вопросов, высказа...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Елена Сергеевна! Спасибо, за
Елена Сергеевна! Спасибо, за замечательный конспект! Вы правы, Елена Сергеевна, что рефлексия-это способность взрослого анализировать свою воспитательную деятельность и прогнозировать результаты влияния на ребёнка.