Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики дошкольников»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка»
Мастер-класс для родителей на тему:
«Развитие мелкой моторики дошкольников»
\
Разработала воспитатель
Борисова Т.А.
Дорогобуж, 2019 г.
Тема «Развитие мелкой моторики дошкольников»
Цель: педагогическое просвещение родителей по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников»
Задачи: 1. Знакомство родителей (педагогическое просвещение) с теоретическими и практическими аспектами развития мелкой моторики дошкольников.
2. Консультирование родителей по теме.
Сообщение воспитателя:
«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И. Кант
Потребность и способность двигаться заложена в Человеке генетически. Двигаясь, ребёнок развивается и познаёт окружающий мир. Кроме того, учёными доказано, что речевой и двигательный центры в головном мозге находятся рядом, и, развиваясь, стимулируют друг друга, то есть уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности общей и мелкой двигательной моторики. К тому же, простые движения пальцев снимают усталость и напряжение, а стимулирование акупунктурных точек кистей рук оказывает оздоровительное воздействие на весь организм. Так, развивая мелкую моторику, мы воздействуем на все органы человека:
-большой палец руки отвечает за голову;
- указательный – за желудок;
- средний – за печень;
- безымянный – за почки;
- мизинец – за сердце.
Тема развития мелкой моторики не перестаёт быть актуальной и по сей день. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, месить тесто, стирать бельё, вышивать, штопать, шнуровать обувь и т. д. Сейчас же чуть ли ни на каждое занятие есть по машине.
Если в возрасте 4-х лет ребёнок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, в 5 лет – завязывание шнурков вызывает затруднение, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы – невыполнимая и опасная задача – значит, есть повод задуматься!
К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш и ручку.
Сегодня существует множество методик развития тонкой моторики пальцев рук: пальчиковые гимнастики, различного рода массажные упражнения при помощи грецких орехов и шестигранных карандашей, народные игры “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая” и другие.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.
Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.
Активные игры со стихотворным сопровождением – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети могут проговаривать и выполнять движение пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке. Часто мы используем данный вид игр на занятиях. В одну такую игру мы сейчас с вами поиграем. «В гости к кошке».
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики)
Вот кулак, а вот ладошка. (Показать кулак и ладошку)
На ладошку села кошка и крадется потихоньку,
(По ладошке перебирая пальчиками
продвигается другая ладошка)
Может, мышка там живет?
Кошка мышку стережет. Мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку,
а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки)
Пальчиковые игры с предметами
Развитию кистей и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами: мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок - солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов - серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное - развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Дети очень любят играть с бумагой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок — оригами.
Пальчиковые игры на основе сказок и пальчикового театра
Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр, также пальчиковый театр в виде маленьких вязаных колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.
Пальчиковые кинезиологические игры;
Кинезиологические упражнения или по другому их называют «гимнастика мозга».
Такие игры позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.
Выполнение таких игр требует от ребенка внимания, сосредоточенности. А сейчас я предлагаю проиграть вместе несколько кинезеологических. игр.
«Ладонь, кулак, ребро» (разнонаправленные движения), «По голове похлопаем, по животу погладим». Следующая игра называется «Лезгинка», коллеги предлагаю вам ладонь левой руки сжать в кулак, большой палец и мизинец отогнуть в стороны, а ладонь правой руки поставить горизонтально вот таким образом, затем под музыку чередовать руки.
Пальчиковые игры с элементами самомассажа, В данных играх используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание – такие движения выполняются от периферии к центру. Так же игры, с элементами самомассажа можно выполнять с помощью различных предметов, это могут быть деревянные грибочки, массажные мячи, карандаши и т.д. Игры используются на занятиях физкультурой, утренней гимнастики, гимнастики после сна.
Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением
В таких играх синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить эти игры наиболее эффективно. Часто такие игры используем на музыкальных занятиях.
Игра “У жирафов”, «Испеки нам пироги, бабушка Маруся»
Развитие пальцев с помощью рисования
Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках карандаш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш! Предлагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т. д.
В настоящее время продается много разнообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если родители не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вместе с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.
Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками (обязательно обрезать серные головки!), соломинками. Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
- можно сортировать крупу, угадывать ее с закрытыми глазами;
- катать крупу между большим и указательным пальцами;
- придавливать крупинки поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения;
- покатать между двух ладоней шестигранный карандаш.
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия.
Подведение итогов
Теперь вы знаете многое о значении развития мелкой моторики. Надеемся, что вы будете чаще дома заниматься с детьми пальчиковой гимнастикой. Так как полноценное развитие ребенка будет осуществляться, только лишь при взаимодействии трех составляющих педагог – ребенок – родитель.
Спасибо всем за внимание
Литература
Источники из сети интернет:
- https://vk.com/topic-95761809_32603433
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/10/09/palchikovye-igry-dlya-doshkolnikov
Методическая литература:
- Елжанова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении: педсоветы, семинары, методические объединения/ Н.В.Елжанова.- Ростов н/ Дону, 2010
- Елжанова, Н.В. Методическая копилка для педагогов ДОУ/ Н.В.Елжанова.- Ростов н/ Дону: Феникс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс по изготовлению дидактической игрушки для развития мелкой моторики рук ребёнка.
Дидактическая игрушка «Нюша»Данная игрушка, не проста игрушка, а богатый дидактический материал способствующий развитию мелкой моторики рук, развивает мышление и воображение, хватательные, соотносящие...
Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования (влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей).
Мастер-класс по рисованию для воспитателей....
Мастер- класс на тему:" Использование прищепок для развития мелкой моторики рук детей"
Данный мастер- класс поможет закрепитьпредставление о понятии "мелкая моторика"., познакомит с использованием прищепок в играх по развитию мелкой соторики старших дошкольников....
Мастер-класс в рамках мотивационной площадке по теме: «Мелкая моторика рук через различные виды детской деятельности»
мастер-класс в рамках мотивационной площадке по теме "Мелкая моторика рук через различные виды деятельности"....
Мастер-класс из опыта работы на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики рук «Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» ...
Мастер-класс ""Веселые старты" для пальчиков как развитие мелкой моторики дошкольников"
Мастер-класс...
Мастер – класс для педагогов «Бумагопластика как средство развития мелкой моторики и творчества дошкольников»
Цель мастер-класса: Способствовать формированию у педагогов представления о значении нетрадиционной технике аппликации в развитии мелкой моторики и творчества дошкольников....