Учимся читать, играя.
статья
В статье представленны игры, способствующие вороботке умения воспринимать прямой открытый слог как единое целое, в зрительном и произносительном плане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся читать, играя.
Слог — это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений. Это чисто произносительная единица.
Слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытый слог оканчивается на гласный звук: во-да, стра-на. Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сон, лай-нер. Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова: но-чник (первый слог открытый, второй — закрытый), о-бо-док (первые два слога открытые, третий — закрытый).
Эти правила слоговой структуры русских слов сложились на протяжение истории русского языка. Правда, можно сказать, что общая тенденция к открытому слогу характерна для многих языков мира, так как открытый слог – простой, легкий для произнесения. Это особенно заметно в детской речи: при усвоении навыков говорения дети начинают прежде всего произносить открытые слоги и гораздо позже – закрытые.
После того, как ребенок овладел в совершенстве правильным произнесением звуков. Грамотно употребляет в речи слова с отрытыми и закрытыми слогами. И к 6 - 7 годам встает вопрос об обучение чтению ребенка. А, следовательно, и другие вопросы. Легко ли научиться читать?! С чего начинать?! Как сделать, чтоб чтение было интересным, правильным?!
Формирование навыка плавного слогового чтения осуществляется постепенно. Авторы современных методик обучения грамоте за простейшую единицу чтения принимают не любой слог, а так называемый слог – слияние (двухбуквенный прямой открытый слог – слияние согласного с гласным). Этот слог является неотъемлемой составной частью всех слогов нашей речи, за исключение слога-гласного и двухбуквенного обратного закрытого слога.
Одной из важнейших задач в начальный период обучения грамоте является обучение детей чтению прямого открытого слога: овладев умением читать слияние (т.е. сочетание согласного с гласным – СГ), дети получают инструмент для прочтения любого слога. Проблема слияния – одна из наиболее сложных в ходе обучению чтению: в то время как для прочтения слога-гласного или согласных, которые находятся за пределами слияния, достаточно уметь соотносить графический облик буквы с ее звуковым эквивалентом (принцип чтения: видишь букву – называй звук), для прочтения слияния необходимы дополнительные усилия (принцип чтения: приготовься произнести два звука – вслух это должно быть произнесено одним цельным звуком). Этому нужно учить специально. Игры, предложенные мной основаны на приемах обучения чтения прямого открытого слога:
- чтение по следам звукового анализа («Поможем подружиться буквам»);
- чтение путем протяжного произнесения согласного и мгновенного присоединение гласного («Капитаны», «Какой слог живет в домике»).
- чтение по аналогии (вариант игры «Читай не зевай»).
При обучении чтению слияния необходимо чередовать приемы обучения и дидактические игры, основанные на них, потому что, осознав принцип, положенный в основу подбора материала для чтения слогов, дети начинают читать механически, что приводит к ошибкам на основе догадки. Необходимо учить детей внимательно вглядываться в буквы слога, сознательно сливать согласный с гласным.
Однако умение сознательно сливать согласный с гласным не окончательный этап в обучении плавному слоговому чтению. Как считает психолог Т. Г. Егоров, уже на первых ступенях обучения необходимо развивать у ребенка такие умения и навыки, которые в дальнейшем будут содействовать формированию особенностей читателя, характерных для более высокой степени развития этого навыка. В частности, уже с первых шагов обучения необходимо добиваться, чтобы дети овладевали слогом, сознательно соединяя буквы одну с другой, и в то же время учились схватывать слоги сразу, в одном акте восприятия. В связи с этим следует использовать упражнения, способствующие осознанию детьми слияния как целостного произносительного элемента. К таким упражнениям относятся составление и чтение слогов из букв разрезной азбуки; чтение печатных слогов, написанных на доске; чтение их по учебнику, по слоговой таблице и, конечно, чтение в процессе дидактических игр.
В процессе обучения необходимо сделать все, чтобы дети воспринимали слияние и как единый графический элемент, т.е. добиться такого результата, чтобы узнать в этом сочетании знакомый слог.
Для того чтобы прямые открытые слоги воспринимались как единая зрительная и произносительная единица, потребуется их многоразовое прочтение как на занятие знакомства с новыми звуками и буквами, так и на всех последующих этапах работы. Под влиянием упражнений окончательно закрепляются связи не только между образом буквы и ее произнесением, но и между образом слога и его произнесением (Т. Е. Егоров).
Предложенные игры, способствуют выработке умения воспринимать прямой открытый слог как единое целое в зрительном и произносительном плане.
Слоги – друзья.
Оборудование: На доске (наборном полотне) выставляются два столбика слогов с одинаковой гласной. Во втором столбике слоги такие же, как и в первом, но расположены в другом порядке.
Описание игры. Учитель – логопед предлагает среди слогов отыскать слоги – друзья, т.е. одинаковые слоги. Ребенок по вызову учителя-логопеда читает слог из первого столбика, находит такой же слог во втором столбике и устанавливает его рядом с первым.
Может быть и такой вариант: оборудованием для игры являются индивидуальные карточки. Игровое действие: «связать веревочкой» слоги – друзья. Побеждает тот, кто справляется с заданием раньше других.
Новоселье.
Оборудование: картонный домик в три этажа с тремя подъездами, касса букв.
Описание игры: Учитель – логопед вывешивает домик и слева от него, напротив каждого этажа пишет буквы, которые обозначают согласные звуки, а внизу, напротив каждого подъезда, пишет буквы, которые обозначают гласные звуки. Детям сообщается игровая ситуация: слоги заселяются в новый дом. Какой слог будет жить в каждой квартире? Вызванный ученик составляет слог и вставляет (вписывает) его в нужное окошко.
Закончи предложение.
Оборудование: кассы букв.
Описание игры. Учитель - логопед, называет предложение, не договаривает последний слог последнего слова. Дети должны догадаться, каким будет этот слог, и выложить его из букв разрезной азбуки. Например:
Садовник срезал ро…(зу).
Над цветами летали бабоч …(ки).
Первый слог прочитай, второй – отгадай.
Оборудование: слоговые карточки, предметные картинки.
Описание игры: На наборном полотне установлены тыльной стороной предметные картинки. Рядом с предметной картинкой находится прямой открытый слог, который является началом слова-названия предмета, изображенного на картинке. Вызванный ребенок читает слог и договаривает второй так, чтобы получилось слово: гу ….(си), ку…(ры), ро…(зы), ко…(зы), ли..(са) и др. Назвав слово, ребенок переворачивает картинку и проверяет себя: правильно ли он назвал слово.
Посмотри и распутай линии.
Описание игры. На доске даны два столбика букв: слева – буквы, которые обозначают согласные звуки, а справа – буквы, которые обозначают гласные звуки. Каждая из букв левого столбика соединена с одной из букв правого столбика причудливо извилистой линией. Вызванный ребенок проводит указкой по линии, которая ведет от выбранной им согласной, находит гласную и читает получившийся слог.
Четвертый лишний.
Описание игры: На доске записывается несколько строчек слогов – слияний с новой буквой. В каждой строчке записаны три одинаковых слияния и одно, отличающееся от остальных цветом, размером, шрифтом или буквой. Вызванный к доске ученик находит лишнее слияние, обводит кружочком и объясняет, почему оно лишнее.
Капитаны.
Оборудование: лист бумаги с изображением моря, на берегу которого на определенном расстояние друг от друга напечатаны гласные; кораблик с карманчиком, фуражка капитана.
Описание игры. Ребенок – «капитан», держа в руках кораблик с новым согласным в карманчике, проводит его от порта к порту (от одной карточки с гласным к другой), устанавливая его таким образом, чтобы согласный оказался слева от гласного: «заходит в порт». Пока корабль плывет, «капитан» тянет согласный звук, соответствующей букве в карманчике. Как только корабль останавливается, «капитан» должен без запинки перейти к произнесению гласного звука, который соответствует букве, символизирующей название порта. Это корабль издает приветственный гудок порту, который представляет собой не что иное, как прямой открытый слог.
Лесенка.
Оборудование: картонные лесенки, на каждой ступеньке которых располагаются гласные, карточки согласных.
Описание игры. Учитель – логопед предлагает детям побегать по лесенкам. Вызванный ребенок берет предложенную учителем – логопедом карточку с согласным и, прикладывая ее слева от гласного, читает полученный слог. Направление движения по лесенке учитель – логопед молча указывает стрелкой.
Учитель – логопед, а позже ребенок «прыгают» по лесенке (подставляют карточку с согласной к любой гласной). Дети хором читают полученный слог.
Мельница.
Оборудование: Картонная мельница, крылья которой закреплены в центре так, что могут вращаться. К крыльям мельницы металлическими кольцами прикреплены карточки с гласными.
Длина крыльев выбирается с таким расчетом, чтобы, опустившись вниз, гласный оказался точно справа от согласного, установленного в кармашке, на двери мельницы.
Описание игры. Игровая ситуация: «Мельница старенькая , детали у нее изношенные, поэтому, когда мельница работает, раздается скрип». По сигналу учителя – логопеда ребенок вращает крылья мельницы и, когда гласный «останавливается» рядом с согласным, читает получившийся слог.
Живые слоги.
Оборудование: карточки изученных букв.
Описание игры: Учитель – логопед вызывает к доске 6 учеников и раздает им карточки. Половина получает карточки согласных, половина – карточки гласных. Дети становятся парами: с лева ученики с карточками согласных, справа – с карточками гласных. По сигналу учителя первая пара поднимает карточки вверх. Остальные дети, читают получившийся прямой открытый слог. Затем, по очереди поднимают свои карточки остальные пары.
Узнай слог.
Оборудование: картонный домик с круглым слуховым окном, слоговые карточки.
Описание игры: Учитель- логопед прикладывает слоговую карточку к тыльной стороне домика таким образом, чтобы в окошке можно было увидеть часть согласного и часть гласного. Дети узнают слог, вызванный ребенок называет его. Учитель – логопед достает слог из-за домика, дети хором его читают.
Найди свой зонтик.
Оборудование: три картонных зонтика с рисунками, соответствующими графическим обозначением гласного, согласного твердого и согласного мягкого звуков; слоговые карточки.
Описание игры: На наборном полотне выставляются по горизонтали зонтики, на столе раскладываются слоги. Учитель – логопед сообщает игровую ситуацию «Светило солнышко. Слоги играли на лесной полянке. Вдруг надвинулась туча, пошел дождь. Помоги слогам спрятаться под зонтиками». Учитель – логопед предлагает детям прочитать слог, определить качество первого звука: гласный, твердый согласный или мягкий согласный. В зависимости от качества звука слог устанавливается под соответствующим зонтиком.
Придумай слово.
Описание игры: Учитель – логопед пишет на доске печатными буквами прямой открытый слог. Дети придумывают с этим слогом слова. Игра проводится в виде соревнования между рядами. За каждое названое слово – фишка. Побеждает ряд, который наберет большее количество фишек.
Проведи белочку в дупло.
Оборудование: рисунок дупла на бумаге, игрушечная белка.
Описание игры: К доске прикреплен рисунок дупла, вокруг него напечатаны, знакомые детям слоги, среди которых 4 слога с одинаковым согласным. Учитель –логопед сообщает игровую задачу: «Белочка может пройти в дупло, прыгая по слогам с гласным А (или с согласным З). Помогите ей пробраться в дупло. Вызванный к доске ребенок останавливает белочку перед нужным слогом, читает его, затем «перепрыгивает» к другому и таким образом проводит белочку в дупло.
Вывод: Обучение чтению мы начинаем с прямых открытых слогов, так как это простейшая единица чтения. В своей работе рекомендую использовать, дидактические игры, основанные на приемах обучению чтению, так как они способствуют внимательному вглядыванию в буквы слога, сознательному сливанию согласный с гласным, а не механическому чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. ИГРЫ СО СЛОГАМИ. Интересная идея самодельного тренажера для отработки чтения слогов.
УЧИМСЯ ЧИТАТЬ. ИГРЫ СО СЛОГАМИ. Интересная идея самодельного тренажера для отработки чтения слогов....
" Учимся читать играя"
Для того, чтобы научить ребенка читать, можно просто поиграть со своим маленьким умником в несложные игры....
памятка "Учимся читать играя"
Игровые формы обучения детям нравятся гораздо больше, чем нудное сидение перед азбукой и прописывание начертаний русских букв в тетради. Если хотите научить ребенка читать быстро, получить от уроков м...