Развитие мышления ребенка с помощью проблемных ситуаций
консультация
Развитие мышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_myshleniya_rebenka_s_pomoshchyu_problemnyh_situatsiy.docx | 283.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик»
«Развитие мышления ребенка
с помощью проблемных ситуаций»
педагог-психолог: Мячина Т.А.
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснение явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, эксперементировать.
Особая роль в умственном воспитании, в развитии интеллекта играет математика. Результатами обучения математики является не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения. Как научить маленького ребенка думать, рассуждать? Развивать интерес к познавательной деятельности? «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия» . Рубинштейн С.Л.
Проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Чтобы у дошкольника развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал любопытство и удивление.
Этапы процесса постановки и решения проблемной ситуации: постановка, формулирование проблемы; выдвижение предположений и гипотез; выбор, проверка гипотез; подведение итогов, вывод.
Приемы организации поисковой деятельности: система вопросов, переформулирование условий задачи, наводящие задачи или задачи – подсказки; цепочка наводящих задач, готовый вариант решения.
Из проблемной ситуации может быть четыре выхода:
- воспитатель сам ставит и решает проблему;
- воспитатель сам ставит и решает проблему, привлекая детей к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательств гипотезы и проверке решения;
- более высокий уровень, когда дети самостоятельно ставят и решают проблему без помощи воспитателя (но, как правило, под его руководством).
Проблемная ситуация может создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле. Создать проблемную ситуацию можно везде - на прогулке, в режимных моментах, в совместной деятельности, в процессе образовательной деятельности.
Сегодня мы поговорим о развитии мышления у наших детей. Все мы хотим, чтобы наши дети были смышлёными, любознательными, догадливыми, остроумными, сообразительными – короче говоря умными. Умён тот, кто умеет мыслить. Что значит «уметь мыслить?», разве это умение не дано нам от рождения? Разве не рождаемся мы уже умными, «или не очень», как в сказке П.Ершова: «старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»?
Да, мы рождаемся с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. Но если не брать патологических случаев, то умным легче вырасти тому ребёнку, которому помогли научиться мыслить, чем тому, который организовал своё мышление сам.
В жизни дети часто встречаются с теми или иными трудностями, но мы – взрослые – ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать, поэкспериментировать, и, наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Почему так происходит? Чаще всего из-за нехватки нашего времени, из-за возможности возникновения опасности в некоторых ситуациях для ребенка. Мы считаем наших детей недостаточно компетентными во многих вопросах, неспособными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки у взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни.
Современный мир – мир постоянно изменяющийся и развивающийся. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача – подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
Одним из путей к достижению этой цели является применение педагогами проблемного обучения. Ценность занятий, построенных по данной технологии, огромна.
Часто перед педагогами встаёт вопрос, в ходе каких видов деятельности можно использовать технологию проблемного обучения?
Эффективность проблемного обучения доказана теоретиками и хорошо осознанна практиками. Технология проблемного обучения универсальна: открывать знания можно в ходе любой деятельности и во всех возрастных группах (во всех ступенях обучения).
Но не все вопросы и ситуации являются проблемными.
Предлагаю вашему вниманию два вопроса.
Почему дикие утки, и гуси улетают на юг последними, в теплые края? (проблемный вопрос).
Какие птицы нашего края улетают на юг последними? (просто вопрос)
Как вы думаете, уважаемые коллеги, какой вопрос является проблемным?
Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?
Это вопросы для старших дошкольников, а мы знаем, что внимание детей в младшем дошкольном возрасте еще неустойчиво, произвольные процессы не развиты, детям часто требуется смена положения. Поэтому для поддержания интереса детей очень важно правильно поставить проблемный вопрос, важно использовать сюрпризные моменты, «секреты», а также включать каждого ребенка в процессе решения задачи в практическую деятельность (имитация движений, передача эмоционального состояния героев и т. п.).
- Проблемная ситуация:
Нарисовать картинку к празднику «Веточка мимозы» красками, а кисточки потерялись.
А можно рисовать красками без кисточки?
Хорошо, с помощью чего можно рисовать? переречисляют
- Пальчиками;
- Ватными палочками;
- Тычками;
- Ладошками;
- Отпечатками;
- ножками.
В данном случае можно детям предложить самостоятельно выбрать способ рисования.
- Проблемная ситуация:
Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?
Дети рассуждают: «Буратино сделан из дерева, а деревянные предметы в воде не тонут», « Дерево легче воды, поэтому Буратино не может нырнуть за ключом». В ходе рассуждений они демонстрируют имеющиеся у них знания о свойствах дерева, а затем в силу своих творческих способностей приходят к поиску ответа в данной проблемной задаче. «Можно искать ключ на дне магнитом на верёвочке, если ключ металлический», «Можно нырнуть на дно с аквалангом, как это делают водолазы», «Можно взять в руки груз, например, камень, а потом его оставить на дне и всплыть».
«Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.»
Действительно, знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь.
Подводя итог своего выступления, можно сделать выводы:
Проблемное обучение направлено на развитие мышления дошкольника, коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой и взрослыми.
Основная задача детского сада – наполнить повседневную жизнь ребенка, начиная с младшей группы интересными делами, идеями, проблемами, включить каждого малыша в содержательную деятельность. Очень важно «пробудить» у малышей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решить их.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мышления детей с помощью мнемотехники.
В современных условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими. В этом нам может помочь «м...
углубленная работа «Развитие речи ребенка с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»
углубленная работа...
«Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»
laquo;Формирование исследовательского поведения детей старшего дошкольного возраста с помощью проблемных ситуаций»...
«Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники».
Мнемотехника- это система быстрого и эффективного запоминания, сохранения и воспроизведения информации при помощи символов (образов)....
Развитие логического мышления ребенка с помощью блоков Дьёнеша
Консультация для родителей "Развитие логического мышления ребенка с помощью блоков Дьенеша"...
Мастер-класс для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью LEGO-конструирования»
Мастер-класс для родителей «Развитие мышления дошкольников с помощью LEGO-конструирования»...
Презентация «Развитие связной речи через решение проблемных ситуаций с использованием информационных технологий»
ull;Задачи:1. Формирование навыков рассказывания с элементами творчества.2. развитие целенаправленного восприятия и произвольного внимания, наглядно – образной и вербальной памяти. 3.Цели: раз...