Методическое пособие для воспитателей по правовому воспитанию детей.
методическая разработка
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие для воспитателей
по правовому воспитанию детей.
Составил: специалист по реаб. работе
в социальной сфере ГБУ СО ЕРЦ
Пинчук Н.Н.
Ершов Начало формы
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.
По рекомендации ЮНЕСКО, работу по правовому воспитанию необходимо начинать ещё в дошкольном детстве - и мы вполне с этим согласны.
С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.
Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в
признании ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Примерные задачи, которые должны ставить педагоги в работе по данному направлению:
- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме (игра, игра- тренинг, проблемные ситуации, художественно – продуктивная деятельность);
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия;
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и т. д.)
- формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека;
- разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач рекомендовано осуществлять работу по трём направлениям: с педагогами, с родителями и с детьми.
С чего начать работу по данной проблеме?
Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.
Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.
Доказано, что многие взрослые не знают содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Значит, в первую очередь нужно познакомить взрослых с этими основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша. Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.
Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребёнка.
Международные документы и документы Российской Федерации, с которыми необходимо познакомить взрослых участвующих в процессе правового воспитания дошкольников:
Декларация прав ребёнка (принята ООН 20.11.1959 г.).
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в Нью-Йорке 30.09.1990 г.);
• Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г)
• Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
• Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001, 2006 гг.)
Федеральная целевая программа «Дети России», в состав которой входят подпрограммы «Здоровое поколение», «Дети и семья», «Одарённые дети»
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01. 2007 г. № 79-р).
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам необходимо создавать условия для сообщения детям знаний и их практического применения.
Ни в коем случае, нельзя воспринимать проблему правового воспитания на таком примитивном уровне: мол дети посмотрят картинки, выучат рифмовки и основа правовой культуры заложена.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников, т. е. эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Я считаю, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить о нравственно- правовом воспитании, так как базой являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.
Приступая к работе с дошкольниками педагогам необходимо определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению.
С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.
Вышеперечисленные права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.
Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то.
Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые все они должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям.
Например: «Никто не должен обижать другого в нашей группе» — так звучит правило, которое воспитатель с детьми обсудили и приняли к выполнению. Но одновременно это означает, что и я, конкретный ребёнок, не должен никого обижать.
Даже такое нейтральное правило, как «каждой вещи своё место», имеет отношение ко всем: вещь, не положенная на место, затем долго ищется и задерживает игру или занятия. Значит, думая о себе и о других, ты должен всегда класть любую вещь на положенное место.
Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которые разумны, которыми регулируются взаимоотношения
Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе», «Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами», «Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения, хотя призваны наоборот - приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки», сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.
При этом важно, чтобы ребёнок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать?», «Как бы ты решил эту задачу?», «Почему ты настаиваешь на этом, объясни».
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.
Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Однако, к сожалению, слишком часто эти права нарушаются: дети голодают, не учатся в школе, не имеют крыши над головой, лишаются родителей». Ребятам рассказывают, читают о жизни детей в разных странах мира. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». Можно рассказать им о Декларации прав ребёнка как документе, принятом многими странами для защиты детей.
Организуя работу в этом направлении, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.
Основными формами организации процесса правового воспитания являются: НОД, все виды игры, игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проблемно – поисковую деятельность детей (решение ситуаций и задач, разработка и реализация проектов, беседы, просмотр видео и мультипликационных фильмов, развлечения и досуги, разгадывание ребусов и кроссвордов, организация выставок, продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и пр., их презентация).
Трудно переоценить значение чтения художественной литературы. Дети могут извлекать из книг уроки, делать для себя выводы и хорошо запоминать.
Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Сказки, стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие.
Книги, которые расскажут детям об их правах:
1. Усачёв А. «Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»»
2. Яковлев Ю. «Ваши права, дети» (Конвенция о правах ребёнка)
При ознакомлении детей с тем или иным правом рекомендуется активно использовать произведения художественной литературы или просмотр видеофильмов.
Примеры, использования произведений при изучении прав:
Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу:
Андерсен Г. Х «Дюймовочка», Мамин- Сибиряк Д. Н. «Серая шейка», Ш. Перро «Красная шапочка», русская народная сказка «Гуси - лебеди».
Право на имя: Киплинг «Маугли»
Право на отдых и досуг : Ш. Перро «Золушка»,русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Маша и медведь».
Право на неприкосновенность жилища: Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Сказка в обработке С. Михалкова «Три поросёнка».
Право на образование: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Право на семью: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Киплинг «Маугли»
Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: К. И. Чуковский «Айболит»
Такая организация работы, позволит решить общую задачу правовой культуры детей: развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с правилами поведения в обществе, формирование активной жизненной позиции.
Примеры дидактических игр, способствующих формированию правовой культуры.
"Я имею право"
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка"„ Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.).
Шаблон "Я имею право" может быть представлен любым знаком по выбору педагога, например "+".
Ход игры: Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают их около шаблона "Я имею право". Потом каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения".
"Поводырь"
Цель игры: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитыватьдоверительные отношения друг к другу.
Материал: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-препятствия": стулья, кубики, обручи и т. д.
Ход игры:
В комнате разложены и расставлены предметы - препятствия: стулья, кубики, обручи и пр. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например,:"Переступи через кубик", "Здесь стул","Обойди обруч» и пр. Затем дети меняются ролями.
"Нарисуй узор"
Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал: бумажный шаблон варежки - на каждого ребенка. Набор карандашей на каждую пару.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый рисунок.
После игры проведите конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
"Цветик - семицветик"
Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
Материал: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры:
Дети распределяются на пары. Каждая пара, держась за руки, поочередно "срывает" один лепесток и говорит: «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав- круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желание обязательно сбудется.
- закрепить знания старших дошкольников о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.
Наш адрес
Саратовская область,
г. Ершов,
ул. Мелиоративная, д.39.
Телефон: 5-71-52.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vse_my_hotim_zhit_v.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Методическое пособие для воспитателей
по правовому воспитанию детей.
Составил: специалист по реаб. работе
в социальной сфере ГБУ СО ЕРЦ
Пинчук Н.Н.
Ершов
Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.
По рекомендации ЮНЕСКО, работу по правовому воспитанию необходимо начинать ещё в дошкольном детстве - и мы вполне с этим согласны.
С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.
Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.
Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в
признании ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.
Примерные задачи, которые должны ставить педагоги в работе по данному направлению:
- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме (игра, игра- тренинг, проблемные ситуации, художественно – продуктивная деятельность);
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия;
- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и т. д.)
- формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека;
- разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач рекомендовано осуществлять работу по трём направлениям: с педагогами, с родителями и с детьми.
С чего начать работу по данной проблеме?
Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.
Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.
Доказано, что многие взрослые не знают содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Значит, в первую очередь нужно познакомить взрослых с этими основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша. Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.
Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребёнка.
Международные документы и документы Российской Федерации, с которыми необходимо познакомить взрослых участвующих в процессе правового воспитания дошкольников:
Декларация прав ребёнка (принята ООН 20.11.1959 г.).
• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в Нью-Йорке 30.09.1990 г.);
• Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г)
• Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)
• Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001, 2006 гг.)
Федеральная целевая программа «Дети России», в состав которой входят подпрограммы «Здоровое поколение», «Дети и семья», «Одарённые дети»
(утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01. 2007 г. № 79-р).
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам необходимо создавать условия для сообщения детям знаний и их практического применения.
Ни в коем случае, нельзя воспринимать проблему правового воспитания на таком примитивном уровне: мол дети посмотрят картинки, выучат рифмовки и основа правовой культуры заложена.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников, т. е. эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Я считаю, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить о нравственно- правовом воспитании, так как базой являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.
Приступая к работе с дошкольниками педагогам необходимо определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению.
С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.
Вышеперечисленные права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.
Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.
Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то.
Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые все они должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям.
Например: «Никто не должен обижать другого в нашей группе» — так звучит правило, которое воспитатель с детьми обсудили и приняли к выполнению. Но одновременно это означает, что и я, конкретный ребёнок, не должен никого обижать.
Даже такое нейтральное правило, как «каждой вещи своё место», имеет отношение ко всем: вещь, не положенная на место, затем долго ищется и задерживает игру или занятия. Значит, думая о себе и о других, ты должен всегда класть любую вещь на положенное место.
Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которые разумны, которыми регулируются взаимоотношения
Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями: «Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе», «Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами», «Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения, хотя призваны наоборот - приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки», сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.
При этом важно, чтобы ребёнок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать?», «Как бы ты решил эту задачу?», «Почему ты настаиваешь на этом, объясни».
Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.
Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Однако, к сожалению, слишком часто эти права нарушаются: дети голодают, не учатся в школе, не имеют крыши над головой, лишаются родителей». Ребятам рассказывают, читают о жизни детей в разных странах мира. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». Можно рассказать им о Декларации прав ребёнка как документе, принятом многими странами для защиты детей.
Организуя работу в этом направлении, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.
Основными формами организации процесса правового воспитания являются: НОД, все виды игры, игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проблемно – поисковую деятельность детей (решение ситуаций и задач, разработка и реализация проектов, беседы, просмотр видео и мультипликационных фильмов, развлечения и досуги, разгадывание ребусов и кроссвордов, организация выставок, продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и пр., их презентация).
Трудно переоценить значение чтения художественной литературы. Дети могут извлекать из книг уроки, делать для себя выводы и хорошо запоминать.
Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Сказки, стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие.
Книги, которые расскажут детям об их правах:
1. Усачёв А. «Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»»
2. Яковлев Ю. «Ваши права, дети» (Конвенция о правах ребёнка)
При ознакомлении детей с тем или иным правом рекомендуется активно использовать произведения художественной литературы или просмотр видеофильмов.
Примеры, использования произведений при изучении прав:
Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу:
Андерсен Г. Х «Дюймовочка», Мамин- Сибиряк Д. Н. «Серая шейка», Ш. Перро «Красная шапочка», русская народная сказка «Гуси - лебеди».
Право на имя: Киплинг «Маугли»
Право на отдых и досуг : Ш. Перро «Золушка»,русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Маша и медведь».
Право на неприкосновенность жилища: Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Сказка в обработке С. Михалкова «Три поросёнка».
Право на образование: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Право на семью: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Киплинг «Маугли»
Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: К. И. Чуковский «Айболит»
Такая организация работы, позволит решить общую задачу правовой культуры детей: развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с правилами поведения в обществе, формирование активной жизненной позиции.
Примеры дидактических игр, способствующих формированию правовой культуры.
"Я имею право"
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка"„ Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.).
Шаблон "Я имею право" может быть представлен любым знаком по выбору педагога, например "+".
Ход игры: Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают их около шаблона "Я имею право". Потом каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения".
"Поводырь"
Цель игры: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитыватьдоверительные отношения друг к другу.
Материал: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-препятствия": стулья, кубики, обручи и т. д.
Ход игры:
В комнате разложены и расставлены предметы - препятствия: стулья, кубики, обручи и пр. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например,:"Переступи через кубик", "Здесь стул","Обойди обруч» и пр. Затем дети меняются ролями.
"Нарисуй узор"
Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.
Материал: бумажный шаблон варежки - на каждого ребенка. Набор карандашей на каждую пару.
Ход игры:
Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый рисунок.
После игры проведите конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.
"Цветик - семицветик"
Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.
Материал: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.
Ход игры:
Дети распределяются на пары. Каждая пара, держась за руки, поочередно "срывает" один лепесток и говорит: «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав- круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желание обязательно сбудется.
- закрепить знания старших дошкольников о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.
Наш адрес
Саратовская область,
г. Ершов,
ул. Мелиоративная, д.39.
Телефон: 5-71-52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников"
В данной картотеке приведены некоторые дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Конвецией о правах ребенка.Это позволит детям в игровой форме легко освоить материал....
Выступление на методическом объединении " Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей на праздниках" 2017 г.
Воспитатель - является главным помошником на музыкальных занятиях и праздниках. И от его умений и навыков зависит успех проведенного занятия или праздника....
Учебно-методическое пособие для воспитателей "Гиперактивный ребенок- особенности детей и их воспитания"
Особенности воспитания гиперактивных детей....
Методическое пособие лэпбук по гражданско-правовому воспитанию.
Лэпбук – новая форма организации образователной деятельности для развития позновательной активности детей и воспитанию самостоятельности. Данное пособие является средством развивающего обу...
Методическое пособие «Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетичес...
Методическая разработка для воспитателей ДОУ «Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Младшая группа...
Консультация "Организация работы воспитателя по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"
Консультация "Организация работы воспитателя по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"...