Методическое пособие для воспитателей по правовому воспитанию детей.
методическая разработка

Пинчук Наталья Николаевна

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

 

 

 

 

 

Методическое пособие для воспитателей

по правовому воспитанию детей.

 

 

 

 

 

 

 

Составил: специалист по реаб. работе

в социальной сфере  ГБУ СО ЕРЦ

Пинчук  Н.Н.

 

 

Ершов Начало формы

 

     Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.

По рекомендации ЮНЕСКО, работу по правовому воспитанию необходимо начинать ещё в дошкольном детстве - и мы вполне с этим согласны.

С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.

Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в

признании ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Примерные задачи, которые должны ставить педагоги в работе по данному направлению:

- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме (игра, игра- тренинг, проблемные ситуации, художественно – продуктивная деятельность);

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия;

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и т. д.)

- формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач рекомендовано осуществлять работу по трём направлениям: с педагогами, с родителями и с детьми.

С чего начать работу по данной проблеме?

Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.

Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.

Доказано, что многие взрослые не знают содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Значит, в первую очередь нужно познакомить взрослых с этими основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша. Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.

    Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребёнка.

Международные документы и документы Российской Федерации, с которыми необходимо познакомить взрослых участвующих в процессе правового воспитания дошкольников:

Декларация прав ребёнка (принята ООН 20.11.1959 г.).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в Нью-Йорке 30.09.1990 г.);

• Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г)

• Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)

• Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001, 2006 гг.)

Федеральная целевая программа «Дети России», в состав которой входят подпрограммы «Здоровое поколение»«Дети и семья»«Одарённые дети»

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01. 2007 г. № 79-р).

      Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам необходимо создавать условия для сообщения детям знаний и их практического применения.

Ни в коем случае, нельзя воспринимать проблему правового воспитания на таком примитивном уровне: мол дети посмотрят картинки, выучат рифмовки и основа правовой культуры заложена.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников, т. е. эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Я считаю, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить о нравственно- правовом воспитании, так как базой являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.

Приступая к работе с дошкольниками педагогам необходимо определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению.

С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.

Вышеперечисленные права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

    Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то.

Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые все они должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям.

Например«Никто не должен обижать другого в нашей группе» — так звучит правило, которое воспитатель с детьми обсудили и приняли к выполнению. Но одновременно это означает, что и я, конкретный ребёнок, не должен никого обижать.

Даже такое нейтральное правило, как «каждой вещи своё место», имеет отношение ко всем: вещь, не положенная на место, затем долго ищется и задерживает игру или занятия. Значит, думая о себе и о других, ты должен всегда класть любую вещь на положенное место.

Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которые разумны, которыми регулируются взаимоотношения

     Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями«Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе»«Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами»«Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения, хотя призваны наоборот - приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки», сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.

При этом важно, чтобы ребёнок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать?»«Как бы ты решил эту задачу?»«Почему ты настаиваешь на этом, объясни».

    Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Однако, к сожалению, слишком часто эти права нарушаются: дети голодают, не учатся в школе, не имеют крыши над головой, лишаются родителей». Ребятам рассказывают, читают о жизни детей в разных странах мира. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». Можно рассказать им о Декларации прав ребёнка как документе, принятом многими странами для защиты детей.

Организуя работу в этом направлении, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

    Основными формами организации процесса правового воспитания являются: НОД, все виды игры, игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проблемно – поисковую деятельность детей (решение ситуаций и задач, разработка и реализация проектов, беседы, просмотр видео и мультипликационных фильмов, развлечения и досуги, разгадывание ребусов и кроссвордов, организация выставок, продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и пр., их презентация).

Трудно переоценить значение чтения художественной литературы. Дети могут извлекать из книг уроки, делать для себя выводы и хорошо запоминать.

Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Сказки, стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие.

Книги, которые расскажут детям об их правах:

1. Усачёв А. «Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»»

2. Яковлев Ю. «Ваши права, дети» (Конвенция о правах ребёнка)

При ознакомлении детей с тем или иным правом рекомендуется активно использовать произведения художественной литературы или просмотр видеофильмов.

Примеры, использования произведений при изучении прав:

Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу:

Андерсен Г. Х «Дюймовочка», Мамин- Сибиряк Д. Н. «Серая шейка», Ш. Перро «Красная шапочка», русская народная сказка «Гуси - лебеди».

Право на имя: Киплинг «Маугли»

Право на отдых и досуг : Ш. Перро «Золушка»,русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Маша и медведь».

Право на неприкосновенность жилища: Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Сказка в обработке С. Михалкова «Три поросёнка».

Право на образование: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Право на семью: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Киплинг «Маугли»

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: К. И. Чуковский «Айболит»

Такая организация работы, позволит решить общую задачу правовой культуры детей: развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с правилами поведения в обществе, формирование активной жизненной позиции.

Примеры дидактических игр, способствующих формированию правовой культуры.

"Я имею право"

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал: набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка"„ Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.).

Шаблон "Я имею право" может быть представлен любым знаком по выбору педагога, например "+".

Ход игры: Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают их около шаблона "Я имею право". Потом каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения".

"Поводырь"

Цель игры: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитыватьдоверительные отношения друг к другу.

Материал: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-препятствия": стулья, кубики, обручи и т. д.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы - препятствия: стулья, кубики, обручи и пр. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например,:"Переступи через кубик", "Здесь стул","Обойди обруч» и пр. Затем дети меняются ролями.

"Нарисуй узор"

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки - на каждого ребенка. Набор карандашей на каждую пару.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый рисунок.

После игры проведите конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

"Цветик - семицветик"

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Материал: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Каждая пара, держась за руки, поочередно "срывает" один лепесток и говорит: «Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав- круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желание обязательно сбудется.

- закрепить знания старших дошкольников о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наш адрес

 

Саратовская область,

г. Ершов,

ул. Мелиоративная, д.39.

  Телефон: 5-71-52.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vse_my_hotim_zhit_v.docx31.31 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Методическое пособие для воспитателей

по правовому воспитанию детей.

Составил: специалист по реаб. работе

в социальной сфере  ГБУ СО ЕРЦ

Пинчук  Н.Н.

Ершов

 

     Все мы хотим жить в правовом государстве, а это значит, что любой гражданин нашей страны должен знать свои права и обязанности.

По рекомендации ЮНЕСКО, работу по правовому воспитанию необходимо начинать ещё в дошкольном детстве - и мы вполне с этим согласны.

С первых своих шагов ребёнок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают качественные изменения. Что бы ребёнок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе.

Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Основная идея правового воспитания дошкольников заключается в

признании ребёнка полноценной и полноправной личностью: свободной и ответственной, знающей свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающей чувством собственного достоинства и с уважением относящейся к другим, способной на собственный выбор и с пониманием воспринимающей мнения и предпочтения окружающих.

Примерные задачи, которые должны ставить педагоги в работе по данному направлению:

- Познакомить детей с основными документами по защите прав человека в соответствующей их возрасту форме (игра, игра- тренинг, проблемные ситуации, художественно – продуктивная деятельность);

- развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, личностного и поведенческого разнообразия;

- Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и т. д.)

- формировать чувство уважения к достоинству и личным правам другого человека;

- разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Для решения поставленных задач рекомендовано осуществлять работу по трём направлениям: с педагогами, с родителями и с детьми.

С чего начать работу по данной проблеме?

Приступать к работе по правовому воспитанию необходимо одновременно с двух сторон: со стороны просвещения взрослых, требуя от них неукоснительного соблюдения прав ребёнка, и со стороны приобщения малыша к осознанию его прав и обязанностей.

Просвещение взрослых – родителей, воспитателей – начинается с привлечения их внимания к этому серьёзному вопросу.

Доказано, что многие взрослые не знают содержания Декларации прав ребёнка и Конвенции о правах ребёнка. Значит, в первую очередь нужно познакомить взрослых с этими основополагающими документами и раскрыть их значение в воспитании личности малыша. Полезно привлечь внимание взрослых к анализу собственного отношения к детям, чтобы на конкретных примерах они смогли увидеть, как, когда, в каких конкретных ситуациях они нарушают права маленького человека.

    Процесс обучения взрослых должен привести к всестороннему осмыслению значения соблюдения прав каждого человека, в том числе и ребёнка.

Международные документы и документы Российской Федерации, с которыми необходимо познакомить взрослых участвующих в процессе правового воспитания дошкольников:

Декларация прав ребёнка (принята ООН 20.11.1959 г.).

• Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята в Нью-Йорке 30.09.1990 г.);

• Конвенция о правах ребёнка (принята ООН 20.11.1989 г)

• Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.)

• Гражданский кодекс Российской Федерации (1994, 1996, 2001, 2006 гг.)

Федеральная целевая программа «Дети России», в состав которой входят подпрограммы «Здоровое поколение»«Дети и семья»«Одарённые дети»

(утверждена распоряжением Правительства РФ от 26.01. 2007 г. № 79-р).

      Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам необходимо создавать условия для сообщения детям знаний и их практического применения.

Ни в коем случае, нельзя воспринимать проблему правового воспитания на таком примитивном уровне: мол дети посмотрят картинки, выучат рифмовки и основа правовой культуры заложена.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников, т. е. эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

Я считаю, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить о нравственно- правовом воспитании, так как базой являются усвоенные и принятые ребятами нравственные нормы поведения и взаимоотношений.

Приступая к работе с дошкольниками педагогам необходимо определить объём и произвести отбор материала, который будет подаваться детям по данному направлению.

С этой точки зрения отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Это права, с сутью которых дети постоянно встречаются в жизни; права, которые наиболее часто нарушаются; права, знание которых может способствовать развитию интереса к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений.

Вышеперечисленные права можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

    Первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д.

Существенную часть работы по ознакомлению детей с этими правами составляет формирование у них представлений о нормах поведения в группе, о необходимости установления положительных взаимоотношений со сверстниками. Разумеется, эти истины преподносятся в доступной данному возрасту форме. Дети должны понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, чтобы с уважением относились друг к другу и к тому, что каждый имеет право на что-то.

Составляется свой «свод правил», которые знают все дети и которые все они должны выполнять. Одновременно с правом возникает потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям.

Например«Никто не должен обижать другого в нашей группе» — так звучит правило, которое воспитатель с детьми обсудили и приняли к выполнению. Но одновременно это означает, что и я, конкретный ребёнок, не должен никого обижать.

Даже такое нейтральное правило, как «каждой вещи своё место», имеет отношение ко всем: вещь, не положенная на место, затем долго ищется и задерживает игру или занятия. Значит, думая о себе и о других, ты должен всегда класть любую вещь на положенное место.

Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которые разумны, которыми регулируются взаимоотношения

     Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия. Взрослые нередко нарушают их, не задумываясь над своими действиями«Слушай, что я тебе говорю, а своё мнение оставь при себе»«Что ты сидишь один, иди играть со всеми ребятами»«Мало ли что тебе хочется сейчас делать, делай то, что делают все». Подобные выражения довольно часто употребляют воспитатели в общении с дошкольниками, требуя от них повиновения, хотя призваны наоборот - приучать высказывать свою точку зрения, учить находить аргументы в пользу своей позиции (исключая «кулаки», сравнивать свою точку зрения с иной, высказанной другим человеком, учить соглашаться с позицией оппонента.

При этом важно, чтобы ребёнок знал: к его мнению прислушиваются, с ним считаются, советуются. «Как ты думаешь, это нужно сделать?»«Как бы ты решил эту задачу?»«Почему ты настаиваешь на этом, объясни».

    Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Однако, к сожалению, слишком часто эти права нарушаются: дети голодают, не учатся в школе, не имеют крыши над головой, лишаются родителей». Ребятам рассказывают, читают о жизни детей в разных странах мира. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира». Можно рассказать им о Декларации прав ребёнка как документе, принятом многими странами для защиты детей.

Организуя работу в этом направлении, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно – продуктивную.

    Основными формами организации процесса правового воспитания являются: НОД, все виды игры, игровые упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений, чтение художественной литературы, проблемно – поисковую деятельность детей (решение ситуаций и задач, разработка и реализация проектов, беседы, просмотр видео и мультипликационных фильмов, развлечения и досуги, разгадывание ребусов и кроссвордов, организация выставок, продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и пр., их презентация).

Трудно переоценить значение чтения художественной литературы. Дети могут извлекать из книг уроки, делать для себя выводы и хорошо запоминать.

Читая детям или показывая книги с иллюстрациями необходимо обращать внимание детей на хорошие поступки и дела, о которых в них рассказывается. Сказки, стихи, пословицы, поговорки можно использовать в качестве примеров, иллюстрирующих то или иное понятие.

Книги, которые расскажут детям об их правах:

1. Усачёв А. «Приключения маленького человечка: Всеобщая Декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых»»

2. Яковлев Ю. «Ваши права, дети» (Конвенция о правах ребёнка)

При ознакомлении детей с тем или иным правом рекомендуется активно использовать произведения художественной литературы или просмотр видеофильмов.

Примеры, использования произведений при изучении прав:

Право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу:

Андерсен Г. Х «Дюймовочка», Мамин- Сибиряк Д. Н. «Серая шейка», Ш. Перро «Красная шапочка», русская народная сказка «Гуси - лебеди».

Право на имя: Киплинг «Маугли»

Право на отдых и досуг : Ш. Перро «Золушка»,русская народная сказка «Морозко», С. Маршак «Двенадцать месяцев», русская народная сказка «Маша и медведь».

Право на неприкосновенность жилища: Русская народная сказка «Заюшкина избушка», Сказка в обработке С. Михалкова «Три поросёнка».

Право на образование: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».

Право на семью: А. Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», Киплинг «Маугли»

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание: К. И. Чуковский «Айболит»

Такая организация работы, позволит решить общую задачу правовой культуры детей: развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с правилами поведения в обществе, формирование активной жизненной позиции.

Примеры дидактических игр, способствующих формированию правовой культуры.

"Я имею право"

Цель: Расширить область правовых знаний детей.

Материал: набор сюжетных картинок к статьям "Конвенции ООН о правах ребенка"„ Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в "Конвенции"(ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и пр.).

Шаблон "Я имею право" может быть представлен любым знаком по выбору педагога, например "+".

Ход игры: Дети поочередно выбирают те картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают их около шаблона "Я имею право". Потом каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения".

"Поводырь"

Цель игры: Развивать чувство ответственности за другого человека. Воспитыватьдоверительные отношения друг к другу.

Материал: повязка на глаза по количеству пар детей. Предметы-препятствия": стулья, кубики, обручи и т. д.

Ход игры:

В комнате разложены и расставлены предметы - препятствия: стулья, кубики, обручи и пр. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Например,:"Переступи через кубик", "Здесь стул","Обойди обруч» и пр. Затем дети меняются ролями.

"Нарисуй узор"

Цель: побуждать к совместной деятельности, к оказанию помощи товарищу.

Материал: бумажный шаблон варежки - на каждого ребенка. Набор карандашей на каждую пару.

Ход игры:

Дети разбиваются на пары. Воспитатель раздает цветные карандаши, бумажные шаблоны варежек и просит украсить их так, чтобы каждая пара имела одинаковый рисунок.

После игры проведите конкурс, в котором учитывается идентичность узоров парных варежек и сложность орнамента.

"Цветик - семицветик"

Цель: Побуждать детей к обсуждению своих желаний и выбору какого-либо одного, более значимого. Поощрять желание заботиться о других.

Материал: Цветик-семицветик из цветной бумаги со съемными лепестками.

Ход игры:

Дети распределяются на пары. Каждая пара, держась за руки, поочередно "срывает" один лепесток и говорит: «Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав- круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели.

Обдумав и согласовав друг с другом общее желание, они объявляют о нем остальным. Воспитатель поощряет те желания, которые связаны с заботой о товарищах, старых людях, о тех, кто слабее, заверяет детей, что их желание обязательно сбудется.

- закрепить знания старших дошкольников о родственных связях внутри семьи, умение определять и называть родственников в семье.

Наш адрес

Саратовская область,

г. Ершов,

ул. Мелиоративная, д.39.

  Телефон: 5-71-52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Учебно-методическое пособие "Дидактические игры по правовому воспитанию дошкольников"

В данной картотеке приведены некоторые дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Конвецией о правах ребенка.Это позволит детям в игровой форме легко освоить материал....

Выступление на методическом объединении " Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей на праздниках" 2017 г.

Воспитатель - является главным помошником  на музыкальных занятиях и праздниках. И от его умений и навыков зависит успех проведенного занятия или праздника....

Методическое пособие лэпбук по гражданско-правовому воспитанию.

Лэпбук – новая форма организации образователной деятельности для развития позновательной активности детей и воспитанию самостоятельности. Данное пособие  является средством развивающего обу...

Методическое пособие «Региональный компонент в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетичес...