Работа в ДОУ с детьми старшей группы вместе с родителями за безопасность детей на дорогах.
материал (старшая группа)

Сапсай Марина Владимировна

Работа в ДОУ с детьми старшей группы вместе с родителями за безопасность детей на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_v_dou_po_pdd.docx237.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад №26 «Сказка» комбенированного вида

г. Искитима

Работа в ДОУ с детьми   старшей группы вместе с родителями за безопасность детей на дорогах.

IMG_0090.JPG

Составила: Воспитатель д/с «Сказка» №26

Сапсай Марина Владимировна

г. Искитим,2019г

Работа в ДОУ с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

   Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, раскрывается актуальность данного материала.

Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Задачи:

  1. Обучить детей безопасному поведению в дорожной среде.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  4. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
  5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.
  6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Принципы:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
  2. Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
  3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
  5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  7. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Этапы реализации:


II этап – средняя группа (дети 4-5 лет);
III этап – старшая группа (дети 5-6 лет);
IV этап – подготовительная группа (дети 6-7 лет).

Ресурсное обеспечение:

  1. Уголки дорожного движения в групповых помещениях, на территории ДОУ
  2. Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно –печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.
  3. Методический инструментарий.
  4. Библиотечка «Школа светофорных наук»

Результаты работы:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
  2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  4. Повышение активности родителей, воспитателей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Организация работы с дошкольниками 

Обучение правилам дорожного движения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы ( развитие речи, физическая культура, музыкальные занятия и др), внедрено во все виды деятельности ребенка ( занятия, игра, самостоятельная деятельность). Организация такой работы не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить регулярно, планово, систематически.

Формы работы с дошкольниками: Наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, заучивание стихов, рассматривание картин и иллюстраций, занятия, развлечения, конкурсы, соревнования, игры ( подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые), просмотр видео-диафильмов, беседы, обсуждение ситуаций, самостоятельная деятельность.

Перспективное планирование работы

с детьми старшей группы «Светик-семицветик»» по ознакомлению

с правилами дорожного движения

Месяц

Форма работы

Октябрь

Тема «Улица»

-что такое улица

-дорога до дет.сада

- улица, на которой расположен д/сад.

Целевая прогулка

«Знакомство с улицей»

Изготовление макетов «Наша улица»,

«Улицы нашего города»

Ноябрь

Тема «Транспорт»

- для чего нужны машины

- кто управляет автомобилем

- рассматривание грузового автомобиля

- «берегись машины»

- виды транспорта

- правила для пассажиров

- безопасное поведение на улице и в транспорте

Целевая прогулка

«Наблюдение за транспортом»

С /р игре «Шоферы

Декабрь

Тема «Светофор»

- что такое светофор

- три сигнала светофора

- для чего нужен светофор

Целевая прогулка

«Наблюдение за светофором»

Конкурс- чтецов

«Три сигнала- светофора»

Январь

Тема «Пешеход»

- кто такой пешеход

- правила пешехода

-школа пешеходных наук

- правила движения по улице и ее перехода

- пешеход и его поведение на улице

Целевая прогулка

«Пешеходы на улице»

Игра «Лучший пешеход»

Февраль

Тема «Осторожно, скользкая дорога»

- правила поведения на скользком тротуаре, дороге

- правила катания на санках, лыжах  «Помни нельзя выезжать на проезжую часть!»

Целевая прогулка

«Пешеходы на улице»

Целевая прогулка

«К остановке пассажирского транспорта»

Март

Тема «Пешеходный переход и дорожные знаки»

- что такое пешеходный переход

- как нужно переходить дорогу

- школа дорожных наук

- какие дорожные знаки нужно знать

Целевая прогулка

«Пешеходный переход»

Игровая программа «В стране дорожных знаков»

Апрель

Тема «Внимание- велосипед, самокат, ролики»

- правила безопасного движения на велосипеде, самокате, роликах

Тематическая выставка

«Дети и их родители о правилах дорожного движения»

Театрализовано- музыкальное представления «Азбука правил дорожного движения»

Май

Тема «Знатоки правил дорожного движения»

Обобщение пройденного

Викторина «Пешеход на улице»

Обыгрывание проблемных ситуаций в игре « А что если»

Проверка знаний правил дорожных движений

Приложение

 Беседа по картине «УЛИЦА ГОРОДА»

Цели: дать представление об улице: о проезжей части, дороге, тротуаре; закрепить знания о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о поведении на улице.

Ход беседы

Воспитатель говорит детям:

– Сегодня мы с вами рассмотрим картину «Улица города». Какая она, улица города? (Ответы детей: она широкая, красивая, зеленая, на ней много домов, есть дорога, по дороге едет много машин.)

– Как по-другому называется дорога? (Проезжая часть.)

– Давайте посмотрим, что еще есть на картине? (Ответы детей: на улице много машин.) Машины разные.

– Какие машины вы видите?

– Грузовые, легковые.

– Правильно. А какие машины называются грузовыми?

– Которые возят груз.

– Где едут машины?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что машины едут по дороге.

– Как называется место, где ходят люди?

Дети. Место, где ходят люди, называется тротуаром.

– Посмотрите, где идут люди? (По тротуару.)

– Теперь мы с вами знаем, что машины ездят по дороге, люди ходят по тротуару.

– А какие еще правила поведения на дороге должен знать пешеход?

Воспитатель предлагает детям посмотреть и рассказать, что еще они видят на картине (дома, деревья и т. д.).

– Правильно, на улице есть дома. Они бывают высокие и низкие.

Итог:

– Сегодня мы с вами рассматривали картину

ЗНАКОМСТВО С УЛИЦЕЙ.

Цель: дополнить представления детей об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения – магазины, школа, почта и т. д.; машины движутся по проезжей части улицы; движение машин может быть односторонним и двусторонним; проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией.

Ход прогулки

Перед прогулкой воспитатель уточняет знания детей об улице, проверяет, все ли могут объяснить, что такое тротуар, проезжая часть дороги, светофор.

Дети показывают тротуар, проезжую часть.

– Посмотрите, как много домов на нашей улице. Все они разные: высокие, низкие, в одних люди живут (показывает жилой дом), в других они работают. На нашей улице есть почта. Здесь отправляют письма в другие города. А в этом доме что находится? (Показывает на магазин.)

Дети. Магазин. Здесь продают хлеб.

– Правильно. Это булочная.

Затем воспитатель обращает внимание детей на движение машин.

– Часть дороги, по которой едут автомашины, называется проезжей частью. Если автомобили едут в одну и в другую сторону, такое движение называется двусторонним. Чтобы не было столкновения транспорта, проезжая часть бывает разделена сплошной или прерывистой белой линией. Если автомашины на улице едут только в одну сторону, то такое движение называется односторонним.

Воспитатель предлагает понаблюдать за движением транспорта.

Заканчивая прогулку, педагог уточняет и закрепляет представления о тротуаре, проезжей части, одностороннем и двустороннем движении.

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДВИЖЕНИЕМ ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА
(занятие-прогулка)

Задачи: закрепить знания о правилах дорожного движения, о двустороннем движении; развивать умение различать пассажирский, грузовой, специальный транспорт; воспитывать уважение к людям разных профессий.

Форма проведения: целевая прогулка.

Ход занятия-прогулки

Воспитатель перед прогулкой спрашивает детей о том, как каждый из них добирается до детского сада.

Воспитатель. Сегодня мы понаблюдаем за движением транспорта на нашей улице. Рассмотрим движущийся транспорт.

Воспитатель подводит группу детей к перекрестку, где установлен светофор.

Воспитатель. Обратите внимание на нашу улицу, какая она красивая, широкая. Дома на ней все многоэтажные. С правой и с левой стороны от дороги посажены деревья. Движение на нашей улице двустороннее, и транспорт движется по улице в обоих направлениях. Та часть улицы, по которой движется транспорт, называется проезжей частью. Ходят ли по ней люди?

Дети. Нет. Они ходят по специальным дорожкам.

Воспитатель. Эти дорожки называются тротуаром, а люди – пешеходами.

Воспитатель с детьми наблюдают за проезжающим транспортом.

– Назовите виды транспорта.

Дети перечисляют проезжающий транспорт.

Воспитатель. Назовите транспорт, который перевозит людей.

Дети. Автобус, троллейбус, маршрутное такси.

Воспитатель. Транспорт, который перевозит людей, называется пассажирским. А еще какой транспорт мы видели?

Дети. Грузовую машину и самосвал, они свернули на стройку.

Воспитатель. Что перевозят грузовые машины и самосвалы?

Дети. Они везут блоки, песок, кирпич на стройку.

Воспитатель. Этот транспорт называется грузовым. Ребята, а кто был внимательным, тот заметил еще одну машину, которая промчалась по улице с сиреной. Что это за машина?

Дети. Это машина «скорой помощи».

Воспитатель. «Скорая помощь», пожарная машина, полицейская машина – это специальный транспорт. Эти машины имеют звуковой сигнал – сирену – и специальную светящуюся лампочку на крыше, которая называется проблесковый маяк. Если эта лампочка включена, машина спешит к кому-то на помощь. Запомните, ребята: специальному транспорту всегда нужно уступать дорогу.

Это – специальный транспорт,

Помогающий в беде.

Уступай ему дорогу,

Коль увидишь ты, везде.

        Г. П. Шалаева «Дорожные знаки»

Управляя машиной, водитель должен быть очень внимателен. Он должен следить за движущимся транспортом, за сигналами светофора и пешеходами. На красный свет светофора машины останавливаются. А что в это время делают пешеходы?

Дети. Они переходят улицу по пешеходным дорожкам.

Воспитатель. А на какой сигнал они переходят?

Дети. На светофоре загорается зеленая лампочка для пешеходов.

Воспитатель. Только если все – и водители, и пешеходы – будут соблюдать правила, на улице будет порядок.

Для закрепления полученных знаний о городском транспорте в группе проводятся дидактические игры «Четвертый лишний», «Летает, плавает, едет», «Кто чем управляет?».

Беседа «ПЕШЕХОД»

Цель: познакомить с правилами для пешеходов.

Активизация словаря: пешеход, светофор, посадочная площадка, обочина дороги, встречный транспорт.

Ход беседы

– Многие люди ездят на машинах, поездах, велосипедах, а некоторые ходят пешком.

Все, кто ходит по улице, – это пешеходы. Вы, ребята тоже пешеходы, но вы совершаете небольшие переходы: от дома до детского сада, во дворе своего дома. Так же, как и водители транспорта, пешеходы имеют свои правила движения по улицам. Дисциплина и порядок на улице зависят  от водителей и от вас, пешеходов. Если строго соблюдать правила дорожного движения, то не будет аварий, несчастных случаев.

Правила эти очень просты:

 Запомните, что ходить можно только по тротуарам. Там, где  нет тротуара, пешеходы обязаны  ходить по краю обочины навстречу движению транспорта, чтобы вовремя заметить приближающуюся машину и уступить ей дорогу.

 Группой вы должны ходить тоже по тротуару, а впереди и сзади колонны обязательно должны идти взрослые с красными флажками.

 Переходить улицу надо спокойным шагом в местах, обозначенных для перехода, на зеленый свет светофора.

 При переходе улицы надо обращать внимание  на дорожный знак «Пешеход».

 Ожидать автобус, троллейбус, трамвай, разрешается только на посадочных площадках, отмеченных линией.

 Запрещается перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, потому что машину остановить сразу невозможно.

 При обходе стоящих автомашин или других препятствий нужно быть очень внимательными и неторопливыми. Обходить их нужно в том случае, если видна улица и хорошо просматривается движущийся по ней встречный транспорт.

 Правила дорожного движения – уличный закон, а закон надо точно и строго выполнять, чтобы не подвергать свое здоровье и жизнь опасности.

Вопросы:

1. Кого называют пешеходами?

2. Для чего нужны правила движения?

3. Где должен ходить пешеход?

4. На какой свет светофора должен идти пешеход?

5. Где должен идти пешеход, если нет тротуара?

6. Где следует ожидать транспорт?

Практическое занятие: на прогулке обратить внимание на дисциплину пешеходов, на нарушителей, на то, как пешеходы обходят стоящий транспорт, на указатель «Переход». Рассмотреть, как обозначены площадки для ожидания транспорта.

ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД

Цель: систематизировать и уточнить знание детей о пешеходном переходе.

Ход прогулки

Воспитатель проходит с детьми по улице, обращает внимание на дорожный знак «Пешеходный переход». Воспитатель рассказывает детям о том, что для перехода на другую сторону улицы  необходимо найти определенное место, которое называется пешеходным переходом. Он выделен белыми прерывистыми линиями. Обычно на специальной стойке  устанавливается дорожный знак «Пешеходный переход». При переходе улицы не следует торопиться. Прежде чем начать переходить улицу, необходимо убедиться в полной безопасности. Убедившись, что по близости нет транспорта, можно начинать переходить улицу. Дойдя до середины улицы, необходимо посмотреть направо, если нет рядом машин, можно продолжить движение. Переходить улицу нужно спокойным шагом. Нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом.

Воспитатель вместе с детьми закрепляет усвоение правила перехода улицы, задавая вопросы.

Вопросы:

1. Где разрешается переходить улицу?

2. Как определить, где находится пешеходный переход?

3. В какую сторону необходимо посмотреть, прежде чем начать переходить улицу?

4. Как нужно переходить улицу.

Воспитатель предлагает детям посмотреть и рассказать, что еще они видят на картине (дома, деревья и т. д.).

– Правильно, на улице есть дома. Они бывают высокие и низкие.

Итог:

– Сегодня мы с вами рассматривали картину

Беседа «ПЕРЕХОД»

Цель: обучить правилам перехода улиц.

Активизация словаря: «островок безопасности», перекресток.

Ход беседы

– Пешеходам приходится часто переходить улицы. Переход улицы разрешается в определенных местах, называемых пешеходный переход. Не забудьте, что при переходе улицы нужно быть осторожным и внимательным пешеходом. Вы видели на асфальте белые или желтые поперек улицы полосы? Из очень много. Они похожи на «зебру». Это не полосатые лошадки, которых вы видели в зоопарке. Это переход для пешеходов. Такие переходы располагают там, где много людей, где полосы хорошо заметны и пешеходам, и водителям. По этим дорожкам идут все, кому надо перейти на другую сторону улицы. Возле перехода нарисованы линии, а рядом с ними большими  буквами написано: «Стоп!» – значит, надо остановиться!

Это приказ машинам, которые подъехали к перекрестку. Они будут ждать зеленого света, который разрешит им движение дальше. Поток машин движется и останавливается по указанию светофора. А как быть пешеходу, если он не успел перейти улицу? Для этого существует белый вытянутый круг, покрытый белыми полосами, на середине улицы – это «островок безопасности». По обе его стороны идут автомобили, но на него не имеют право заезжать водители – даже тогда, когда там нет людей. Это запретное место. Здесь можно подождать, пока зеленый свет на светофоре даст разрешающий сигнал «идите». Зимой, когда снегом занесен асфальт, помогают пешеходам указатели в виде стрелок или белых кругов с надписью «Переход».  Не забудьте, что переходить улицу нужно при отсутствии машин на проезжей части.

Вопросы:

1. Где разрешается переходить улицу?

2. Что такое пешеходный переход?

3. Какое слово написано на стрелках?

4. Как узнать, где переход?

5. Для чего нужен «островок безопасности»?

Практические занятия:

1. Вырезать из бумаги линии, изобразив переходы.

2. Вместе с детьми изготовить макеты переходов-указателей.

3. Изобразить на рисунках пешеходные переходы, раположенные по маршруту от детского сада до дома, и закрепить свои знания наблюдением за улицей.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

 «Путешествие на машинах»

Цель: закрепить знание дорожных знаков и правил поведения на улицах города.

Материал: игровое поле, фишки.

Ход игры

На игровом поле дети начинают играть. Проходя мимо дорожных знаков, останавливаются, рассказывая о каждом из них. Выигрывает тот, кто первый дойдет до моря.

«Мой знак»

Игра проводится во время поездки на машине по городу.

Цели: закрепить знание дорожных знаков; воспитывать внимание и память.

Материал: фишки.

Ход игры

Перед дальней поездкой дети распределяют, какие будут искать дорожные знаки. Во время поездки называют увиденные знаки и получают за них фишки. Кто набрал больше фишек, тот и победил.

«Правила дорожного движения»

Цели: закрепить знание основ дорожной грамоты; ознакомить с назначением основных дорожных знаков, их классификацией; способствовать развитию внимания, памяти, мышления.

Ход игры

Воспитатель берет на себя роль инспектора ГИБДД. Участники движутся по игровому полю при помощи вращения кубика. Выпал зеленый цвет – движение разрешено, желтый – «внимание», красный – «стой» (играющий пропускает ход). Если фишка остановилась на поле с изображением дорожного знака, участнику игры нужно найти знак из этой группы в «общем банке». Выигрывает тот, кто наберет наибольшее количество очков. 1 карточка – одно очко.

«Законы улиц и дорог»

Цель: формировать навыки соблюдения правил поведения на дорогах, умение ориентироваться в пространстве.

Материал: игровое поле, большие карты – 8 штук, фигурки людей и макеты дорожных знаков.

Ход игры

Игра делится на несколько вариантов: «Здравствуй, город!», «Как проехать, как пройти?», «Что за знак?», «Тише едешь – дальше будешь».

Игра помогает проверить знание правил дорожного движения.

«Говорящие знаки»

Цель: закрепить знание дорожных знаков, их классификацию.

Материал: 73 карточки с изображением дорожных знаков, 73 карточки с описанием значения каждого знака и положений регулировщика.

Ход игры

Ведущий перемешивает карточки-рисунки и раздает играющим. Карточки с представленным текстом оставляет у себя. Затем ведущий берет одну карточку и читает текст. Играющий, у которого есть карточка с изображенным дорожным знаком, соответствующим прочитанному тексту, кладет ее на середину стола. Если номера совпадают, играющий берет карточки себе. Выигравший получает карточку с водительским удостоверением.

«Верно – неверно»

Цель: закрепить знание правил безопасного поведения на улицах и знаков дорожного движения.

Материал: игровое поле, знаки дорожного движения.

Ход игры

Дети распределяют персонажей, представленных на картинке, и каждый рассказывает о том, кто как поступает – правильно или неправильно. Выигрывает тот, кто более полно и правильно опишет поведение выбранного персонажа.

«Мы – пассажиры»

Цели: уточнить знания детей о том, что все мы бываем пассажирами; закрепить правила посадки в транспорт и высадки из него.

Материал: картинки с представленными дорожными ситуациями.

Ход игры

Дети берут по одной картинке и рассказывают, что нарисовано, объясняя, как надо поступить в той или иной ситуации.

«Дорожные знаки»

Цели: закрепить знания о правилах поведения на улице; вспомнить известные дорожные знаки; познакомить с новыми понятиями: «железнодорожный переезд без шлагбаума», «островок безопасности».

Материал: дорожные знаки.

Ход игры

Зачитать детям стихотворение о каком-либо дорожном знаке, кто отгадает, получает этот знак. Побеждает ребенок, набравший знаков больше других.

«Знай и выполняй правила уличного движения»

Цели: закрепить знание правил уличного движения; повторить значения сигналов светофора.

Материал: иллюстрации с изображением улиц города.

Ход игры

Детям загадывается загадка про светофор, проводится обсуждение значения цветов светофора, разбор ситуаций на дороге и правильное поведение персонажей.

«Правила поведения»

Цели: закрепить знание правил поведения; обсудить различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, на улице; научить необходимым мерам предосторожности.

Материал: разрезные картинки.

Ход игры

На доске представлены картинки, на которых изображены люди в различных дорожных ситуациях. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их.

Дети рассматривают эти картинки, выбирают любую и рассказывают, вспоминая правила дорожного движения, чего нельзя делать и как надо поступить.

«Пешеходы и транспорт»

Цели: закрепить знание правил дорожного движения; формировать  навык безопасного поведения на улицах.

Материал: кубик, игровое поле, фишки.

Ход игры

На игровом поле изображена дорога, по которой с помощью фишек двигаются играющие, у них на пути – препятствия в виде знаков. Попадая на эти препятствия, играющий возвращается назад. Попав на позицию знака «Пешеходный переход», игрок по красной стрелке продвигается вперед. Побеждает тот, кто первым достигнет финиша.

«Транспорт»

Цели: закрепить знания о видах транспорта: воздушном, наземном, водном;  формировать умение рассказывать о назначении транспорта.

Материал: картинки с видами транспорта.

Ход игры

Каждый ребенок берет себе картинку с изображением вида транспорта и рассказывает о нем. Другие дети дополняют.

«Соблюдай правила дорожного движения»

Цели: научить ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения; воспитывать умение быть вежливыми, внимательными друг к другу.

Материал: игровое полотно, дорожные знаки, машинки, фигурки людей.

Ход игры

Дети выбирают себе машинки и фигурки людей, ориентируясь на представленную ситуацию «на дороге», проводят своих персонажей по игровому полю.

«Говорящие дорожные знаки»

Цели: научить ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила движения; воспитывать умение быть внимательными друг к другу.

Материал: каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками; машины, игровые персонажи.

Ход игры

Перед каждым ребенком – игровое поле, каждому дается задание: продвигаясь по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного дорожного знака, доехать до названного пункта.

Пазлы «Собери знак»

Цели: развивать образное мышление, наблюдательность, память, внимание; закрепить знание дорожных знаков.

Материал: разрезные большие знаки дорожного движения; образцы дорожных знаков.

Ход игры

Ребенку предлагается по образцу собрать пазлы, на которых изображены дорожные знаки.

«Помощь спешит»

Цели: закреплять знания о специализированном транспорте и о том, как он помогает людям; знакомить с особенностями профессий людей, которые работают на специализированном транспорте.

Материал: карточки с изображением различного специализированного транспорта и картинки с людьми, работающими на этих видах транспорта.

Ход игры

Ребенку предлагается подобрать к каждой карточке со специализированным транспортом картинку с изображением человека соответствующей профессии («скорая помощь» и доктор…).

«Собери транспорт»

Цели: закреплять знания о транспорте на дороге; развивать образное мышление, наблюдательность, память; учить складывать по образцу изображение транспорта; развивать мелкую моторику.

Материал: карточки с представленным транспортом различного вида; разрезной материал (транспорт), соответствующий рисункам на карточках.

Ход игры

Детям предлагается в соответствии с образцом собрать изображение  из разрезного материала и рассказать о получившемся виде транспорта.

«Дидактический светофор»

Цели: закрепить знания о назначении трех сигналов светофора; развивать творческое мышление, восприятие, внимание; учить ассоциировать цвет светофора с эмоциональным состоянием («красный цвет сердится, а зеленый улыбается»).

Материал: четырехсторонний светофор (с одной стороны светофор с тремя сигналами, с другой стороны светофор без сигналов; с третьей стороны кармашек с сигналами светофора, с четвертой стороны картинки, изображающие глаза, рот, нос в эмоциональном состоянии радости и гнева).

Ход игры

Ребенку предлагается посмотреть на светофор и запомнить, в каком порядке расположены сигналы в данный момент, а затем по памяти он должен правильно составить эти сигналы светофора; также ребенок может определить, какой цвет светофора ассоциируется у него с запретом, а какой – с разрешением.

«Дорожное лото»

Цели: развивать зрительную память, наблюдательность; закреплять знание правил поведения на улицах города; учить анализировать ситуации на дороге.

Материал: карточки с изображением различных ситуаций на дороге; необходимые атрибуты и дорожные знаки к представленным дорожным ситуациям.

Ход игры

Детям предлагаются карточки с изображением различных ситуаций на дороге, они должны подобрать необходимые атрибуты и дорожные знаки к каждой дорожной ситуации.

«Угадай, на чем повезешь»

Цель: закрепить знание о разных видах транспорта и его назначении в жизни человека.

Материал: большая грузовая и легковая машины, картинки на липучках с изображением людей, овощей, фруктов, дров, песка…

Ход игры

Детям предлагается рассортировать картинки – что могут перевозить грузовая и легковая машины.

«Чья дорожка»

Цели: закрепить знание правил поведения на улице; учить находить  путь для каждого участника дорожного движения.

Материал: картинки с изображением различного вида наземного транспорта, людей и поля с разными видами дорог: тротуар, железная дорога, метро, проезжая часть.

Ход игры

Предлагается расположить участников движения на нужной дорожке.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Цветные автомобили»

Дети размещаются вдоль стены, они в роли автомобилей. Каждому из играющих дается флажок какого-либо цвета. Ведущий поднимает флажок, и те «автомобили», у кого такого же цвета флажки, продолжают двигаться, а если ведущий опускает флажок, то дети-«автомобили» отправляются в «гараж». Ведущий может одновременно поднимать все флажки, и тогда все  «автомобили» двигаются.

«Самый быстрый»

Каждый игрок чертит себе круг (зелеными, желтыми, красными мелками) и встает в него. Ведущий стоит в середине площадки. По его команде: «Раз, два, три – беги!» – дети разбегаются. Ведущий произносит: «Раз, два, три – в светофор беги!» – и сам старается занять какой-либо круг. Не успевший занять круг становится ведущим.

«К своим флажкам»

Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По первому сигналу руководителя (хлопок в ладоши) все, кроме игроков с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и встали, взявшись за руки.

«Нарисуем дорогу»

Рисуется на земле дорога. Дети перепрыгивают через нее. Ширину дороги постепенно увеличивают. Побеждает тот, кто перепрыгнет через дорогу в самом широком месте.

«Бегущий светофор»

1-й вариант. Дети следуют врассыпную за ведущим. Время от времени ведущий поднимает вверх флажок, затем поворачивается кругом. Если поднят зеленый флажок, дети продолжают движение, если ведущий поднимает красный флажок, то дети останавливаются.

2-й вариант. Дети получают флажки 3–4 цветов: одни – зеленые, другие – синие (красные), третьи – желтые. Группируются по 4–6 человек в разных углах комнаты (площадки). В каждом углу воспитатель ставит на подставке цветной флажок (зеленый, синий, желтый).

По сигналу воспитателя «Идите гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку. По сигналу «Найди свой цвет» дети бегут к флажку соответствующего цвета.

«Машина едет, едет... Стоп!»

Цели: продолжать развивать умение действовать по сигналу водящего; развивать внимание, умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке.

Правила игры: бежать только  по соответствующему звуковому сигналу.

Ход игры

Дети размещаются вдоль стены комнаты или на краю площадки на расстоянии 10–16 шагов от ее границы. Они в роли пешеходов. На противоположной стороне площадки или комнаты очерчивается кружком (диаметр 2– 3 шага) место для водящего.

Водящий, повернувшись спиной к играющим, говорит: «Машина едет, едет...».

При этих словах все играющие быстро движутся по направлению к водящему. Как только водящий произнес «Стоп!», все останавливаются и замирают на месте. Водящий оборачивается. Того, кто не успел вовремя остановиться после слова «Стоп!» и сделал добавочное движение, водящий возвращает на место (исходную линию). Затем игра повторяется.

Все остальные игроки продолжают движение с того места, где их застал сигнал «Стоп!».

Те, которые возвратились на исходную позицию, начинают свое движение оттуда.

Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не подойдет близко к водящему и не встанет в круг раньше, чем водящий скажет «Стоп!».

Тот, кому это удалось сделать, становится водящим. Игра возобновляется.

«Лабиринт»

Цель: закрепить знание правил дорожного движения, обозначение знаков и указателей «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение», умение выполнять правила игры.

Правила игры: действовать с учетом знания правил дорожного движения.

Ход игры

Эта игра проводится тогда, когда дети освоят обозначение дорожных знаков и указателей «Въезд запрещен», «Пешеходный переход», «Велосипедное движение» и других.

Зимой из снега, летом из песка и кирпича строится лабиринт (высота лабиринта – 0,5–0,7 метра). В нем ставятся макеты дорожных знаков и указателей. Зимой на санках, летом на велосипедах и самокатах дети ездят по лабиринту, точно соблюдая указания знаков. Тот, кто не нарушил правил, может свободно ездить по лабиринту.

«Остановка общественного транспорта»

Обозначить дорогу цветными лентами или мелом. Выбрать 2–3 детей водителями автобуса. Они надевают на себя обруч. Остальные дети находятся возле знака «Остановка общественного транспорта», ожидая автобуса. «Водители» «подъезжают» к остановке, к обручу цепляется ребёнок-«пассажир», вместе они бегут до обозначенного места, где «пассажир» отцепляется. «Водители» перевозят всех участников. По окончании игры все садятся на свои места.

«Автобус»

Маленькие стулья расставлены попарно, как сиденья в автобусе. Высокий стул – место для водителя. Игрушечный руль.

Воспитатель  интересуется:  «Кто  бы  хотел  быть  шофёром?».  Если много желающих, то «водитель» выбирается с помощью считалки.

«Шофёр» не просто сидит за рулём, он вращает его, нажимает на воображаемые педали, объявляет остановки и т. п. Остальные играют роль пассажиров – входят и выходят на остановках и т. п. Детям предлагается смоделировать различные ситуации, например: «женщина с ребёнком»; «заблудившаяся старушка»; «спешащая женщина с полными сумками»; «опаздывающий и бегущий к автобусу человек». Необходимое условие – каждый ребёнок должен принять участие в развитии смоделированной ситуации.

Вариант игры. Каждый ребёнок может представить сам себя, рассказав о себе в соответствии с выбранной ролью.

«Велосипед»

Воспитатель делит детей на команды и предлагает им перевести велосипед по пешеходному переходу, держа его рядом с собой за руль.

«Светофор»

Цветными лентами или мелом обозначаются перекрёсток и переходы. В центре встаёт мальчик («светофор») с красными кругами на спине и груди и зелёными – на плечах. Два жёлтых круга он держит в руках. Дети начинают переходить улицу по пешеходным переходам, а «светофор» поворачивается к ним то боком, то спиной, соответственно разрешая или запрещая переход. Ребята должны знать, что означает жёлтый сигнальный свет. Если «светофор» поднял вверх руки с жёлтыми кругами, значит, переходить ещё нельзя, нужно лишь приготовиться, а те, кто не успел перейти улицу, должны задержаться на середине улицы и ждать зелёного сигнала. Эту же игру можно провести, заменив «светофор» «регулировщиком».

«Нарушители»  в  этой  игре  подвергаются  «штрафу»:  объясняют  свои ошибки.

«Жесты регулировщика»

Дети делятся на две команды, выстраиваются в шеренги за ограничительные линии лицом друг к другу. Воспитатель с жезлом в руках показывает и объясняет значения сигналов регулировщика. Потом жезлы вручаются ведущим двух команд. По сигналу участники игры под музыкальное сопровождение передают жезл соседу справа или слева.

Воспитатель даёт команду: «Красный сигнал». У кого оказался в этот момент в руках жезл, делает шаг вперёд и демонстрирует «красный сигнал» жестами регулировщика, если играющий справился с заданием правильно,  он  продолжает  играть,  а  команда  получает  очко.  Не  справился  – делает шаг назад. Игра продолжается до тех пор, пока большинство из играющих не примут участие, то есть покажут «красный», «жёлтый», «зелёный» сигналы.

Примечание. Если во время передачи жезла кто-то из играющих уронил его, он тоже делает шаг назад. По окончании игры дети садятся на свои места.

«Красный, желтый, зеленый»

Цель: закрепить знание правил дорожного движения.

Ход игры

Утром встаёшь ты,

Выходишь из дома –

На перекрёстке

Твой старый знакомый.

На полу полосками бумаги
обозначен переход, на магнитном светофоре – красный свет.
Дети стоят у «перехода».

Он огоньком тебе

Красным мигнёт,

Скажет: «Опасно.

Закрыт переход.

Жёлтый зажёгся –

Чуть-чуть подожди.

Вспыхнет зелёный –

Свободно иди».

На светофоре – жёлтый свет.

Дети идут по «переходу»; сначала
смотрят налево, потом – направо.

ЗНАКИ НА ДОРОГАХ

Цели: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания о работе сотрудников ГИБДД, закрепить усвоение значений его жестов; воспитывать внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения, быть вежливыми с окружающими.

Оборудование: педальные автомашины – 2 шт., трактора – 2 шт., лошадки – 3 шт., велосипеды – 4 шт., детские коляски с куклами – 9 шт., прыгалки – 7 шт.

Набор инструментов для ремонта транспорта: ключи, насос; плакаты на подставках, трафареты дорожных знаков, свисток, указка, нарукавные повязки с надписями: «Дружинник», «Патруль», «Сотрудник ГИБДД», накидка-светофор.

Ход игры

Вначале идет объявление детям, что цель игры – повторение правил дорожного движения.

Из числа детей по желанию выбирается инспектор ГИБДД, дружинник, два автомеханика, а также исполняющий роль светофора.

«Водители» садятся в свои машины и катаются. Дети с игрушками играют роль пешеходов.

По ходу всей игры помощники «регулировщика» и «патруля» следят за порядком, делают замечания и «нарушителям» предлагают отогнать машину «на проверку». Когда дети проедут по два круга, меняется дорожный знак на повороте по дорожке в группу: знак «Разворот» на знак «Поворот направо», а также «регулировщик» запрещает езду на перекрестках. Затем дети меняются транспортом. Дети делятся на две команды. Ведущий говорит: «Будьте внимательны и старайтесь не нарушать правила безопасности движения и для транспорта, и для пешеходов». Детям, исполняющим роли светофора, автомехаников, дружинника и инспектора ГИБДД, предлагается занять свои места на площадках. Первая колонна едет кататься на площадку ГИБДД. «Автомеханик» проверяет и осматривает транспорт, и дети проезжают. Вторая колонна едет на прямую дорогу и катается, соблюдая правила поворота и проезда на сигналы светофора. В начале выезда «автомеханик» проверяет транспорт, разрешает ехать. Дети с игрушками проходят по пешеходному переходу на лужайку и играют. По мере надобности они, соблюдая правила перехода, идут играть на другую лужайку.

Через 10 минут неожиданно гаснет светофор, ведущий подает сигнал свистком, обращая внимание «водителей» и «пешеходов» на себя: «Испорчен светофор, кто может его заменить?». (Ответ детей: регулировщик.)

Входит «регулировщик», дети здороваются с ним. Он знакомится с ними и объясняет, что узнал о том, что они играют на площадке ГИБДД, и пришел проверить, как дети знают правила безопасности движения.

«Водители» транспорта едут по главной дороге, на повороте на прямую дорогу уступают место проезжающему транспорту и пристраиваются к нему в конце, выезжая на прямую дорогу. «Регулировщик» отдает сигналы, дети ведут себя соответственно его указаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах»

Цель:1. закрепить знания и навыки при движении по улицам и дорогам;2. формировать у детей представление о том, что пешеходы ходят только по тротуару, улицу переходят в специально отведённых местах по ...

Совместное мероприятие с родителями по ПДД "Вместе с родителями-за безопасность детей на дорогах"

Цели:• обучающая: формировать навыки выполнения основных правил поведения у дошкольников на улице и дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;• воспитате...

Сценарий круглого стола на тему "Вместе с родителями за безопасность детей на дороге"

           Эффективность работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ), формирование у  детей  навыков безопасного  повед...

Сценарий круглого стола на тему:" Вместе с родителями - за безопасность детей на дорогах"

Организация совместной деятельности родителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма,повышения культуры участников дорожного движения.Формировать личности способной максимально без...

Сценарий мероприятия Круглый стол по теме «Вместе с родителями за безопасность детей на дорогах»

Материал поможет воспитателям или учителям организовать мероприятие совместное с родителями, которое поможет закрепить навыки у детей в знаний правил дорожного движения и решение сложных ситуаций на д...

Открытое мероприятие по теме: «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах»

Организация совместной деятельности родителей и педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения. Демонстрация...