НООД "Суда"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
НОД по конструированию в подготовительной к школе группе.
Тема « Суда»
Программные задачи:
- Формировать у детей обобщённые представления о судах
- Помочь детям выделить зависимость формы судна от его практического назначения
- Закрепить названия общих частей судов (основание, нос, борт, корма, каюта, капитанский мостик, трубы)
- Развивать у детей способность к самостоятельному анализу чертежа
Материал:
- Наборы настольного строителя
- Чертежи различных судов
- Компьютер
- Презентация на тему «Суда»
Предварительная работа:
- Оформление совместно с детьми и родителями тематического альбома «Суда»
- Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие»
Последующая работа:
- Изготовление поделок оригами на тему «Суда»
- Чтение познавательной литературы на выбор детей по данной теме
Словарь:
- Бывалый моряк
- Морской волк
- Порт
- Судно
- Баржа
Ход:
- Дети, сегодня в наш детский сад пришло электронное письмо. В этом письме содержится просьба, о чём она, отгадайте загадку. (Дети стоят на ковре)
Какие красавцы всегда и везде
На суше родятся – живут на воде?
***
Ходит город – великан
На работу в океан.
- Правильно, дети, это корабли. По-другому их называют суда. Как их ещё можно назвать? (Морской транспорт)
- Дети, давайте прочитаем электронное послание. (Детям предлагается сесть на стулья, стоящие на ковре, перед экраном монитора)
Презентация.
Слайд №1- НОД на тему «Суда»
Слайд №2 - картинка с изображением капитана.
Слайд № 3 - текст письма (Чтение письма)
- Давайте посмотрим электронное послание и решим вместе, как же нам помочь капитану?
- Дети, какой морской транспорт вы знаете? (Пассажирский, грузовой, военный)
- Как называется место, где останавливаются все морские суда? (Порт)
Слайд № 4 – фотография порта с судами.
- На этой картинке изображён морской порт, куда причаливают корабли и где они ждут, когда снова отправятся в плавание.
- Посмотрите на картинки и скажите, какой морской транспорт изображён на них?
- Для чего он нужен человеку?
(По ходу демонстрации слайдов дети каждый раз отвечают на эти вопросы).
Слайд №5
Пассажирский теплоход - для перевозки пассажиров, для путешествий по морю и.д.
Слайд №6
Грузовое судно (баржа) - для перевозки разных грузов.
Слайд № 7
Военный корабль - для охраны границ нашей Родины от врагов; для учения молодых воинов – защитников Отечества; для военных действий.
Слайд № 8
Исследовательское судно – для изучения морских растений и животных, а также тайн затонувших кораблей.
Слайд № 9
Спортивное судно – для спортивных соревнований на воде, для морских прогулок.
Слайд № 10
Подводная лодка – для охраны водных границ нашей Родины, для морских военных учений молодых воинов-подводников.
- Дети, как же мы с вами можем помочь старому капитану? (Построим суда из строителя).
Чертежи
- Дети, я предлагаю вам рассмотреть чертежи, на которых изображены морские суда разного назначения. (Демонстрация чертежей пассажирского, грузового и военного суден)
- Какую форму имеют все суда? (Овальную)
- Что общее у всех судов? (У всех есть основание – палуба, нос, борт, корма, трубы, капитанский мостик, каюты)
- Как вы думаете, на каком из чертежей изображён военный корабль? (Приглашается ребёнок).
- Как ты догадался?
-Военное, потому что на нём находится пушка, военное судно продолговатой формы, оно должно очень быстро передвигаться поводе, разворачиваться, уклоняясь от нападения.
- На каком чертеже изображено пассажирское судно? Почему ты так решил(а)?
- Пассажирское, потому что на нём размещены каюты для пассажиров, передняя часть – нос, более острая, чтобы можно было быстро плыть по воде.
- На каком чертеже изображено грузовое судно (баржа)? Почему ты так считаешь?
- Грузовое, потому что там почти одна свободная палуба, на которой разместятся различные грузы, это судно широкое, оно ходит медленно, с трудом разворачивается.
Детали
- Какие детали строителя мы будем использовать для строительства основания каждого из кораблей? (Кирпичики разной длины).
- Какие детали будем использовать для строительства носа судна? ( Призмы большие и маленькие).
- Какие детали будем использовать для строительства пушки военного судна? (Полуарки и цилиндр).
- Какие детали будем использовать для строительства кают в пассажирском судне? (Кирпичики и пластины)
- Для строительства капитанского мостика?
- Дети, как вы думаете, что сначала нужно построить? (Основание судна, потому что на нём держатся все остальные части, потом построить корму и всё, что наверху). Я предлагаю вам перейти к строительству судов, выберите чертёж, который вам понравился, закатайте рукава и начинайте строительство. Не забывайте, что при необходимости можно заменять детали другими. (Дети выполняют задание за столами, стоя)
По ходу строительства воспитатель подходит к каждому ребёнку, при необходимости корректирует постройку, предлагает замену одних деталей на другие, если это более рационально в постройке, стимулирует деятельность каждого, при необходимости мягко корректирует, даёт косвенные подсказки.
По ходу НОД педагог использует художественное слово:
Я читал сегодня книгу
Про большие корабли,
Как плывут они по морю,
Словно белые киты.
Поеду я к морю,
Поеду я к морю.
Где пальмы и жёлтый песок.
Поеду я к морю,
Поеду я к морю.
Где белый корабль плывёт.
Там в порту с огромной трубкой,
Ходит важно капитан.
А у самого причала,
Грузит груз почтовый кран.
У синего моря,
У синего моря,
Где пальмы и жёлтый песок.
У синего моря,
У синего моря,
Где белый корабль плывёт.
Анализ (критерии)
- Кто выполнил постройку точно, как на чертеже?
- У кого самая прочная постройка?
- У кого в постройке имеются все основные части судна?
- У кого постройка имеет дополнительные части, которых нет на чертеже?
- У кого одни детали в постройке удачно заменены другими?
(за каждый названный критерий детям даётся фишка, после чего вычисляется самая удачная постройка, подводится итог, у кого самое удачное судно).
Рефлексия
Окончание деятельности
- Дети, вы выполнили просьбу капитана, а вечером мы с вами отправим ответное электронное письмо. А сейчас поиграйте со своими постройками.