Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе
статья
Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.- Ж. Руссо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе
Свою статью я хотела бы начать с высказывания великих учителей из далекого прошлого:
Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. Ж.- Ж. Руссо
Пусть дитя шалит и проказит, лишь бы оно не было вредно и не носило в себе отпечатка нравственного цинизма, …лишь бы дитя не было глупо и тупо, мертвенность и безжизненность хуже всего. В. Белинский
Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир.
В период младенчества окружающий мир ребенка сводится к его семье, далее с наступлением младшего и среднего дошкольного возраста этот круг постепенно расширяется до границ дома, улицы, города. Примерно с 3 лет у ребенка появляется собственный круг интересов, он начинает познавать мир человеческих отношений и стремится влиться в этот мир. Дети 4 –го года жизни овладевают умениями принимать игровую роль, обозначать ее для партнера, развертывать элементарное парное ролевое взаимодействие, ролевой диалог с партнером – сверстником.
«Игра – это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский).
Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную.
Психологи считают, что сюжетно - ролевая игра – это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности.
Сюжетно - ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения.
Играя в сюжетно - ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир.
Для сюжетно – ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий – воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая будет примерять наряды, третья – заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. Дети этого возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, интересам в пользу другого иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагог не только помогает детям из многих предложений выбрать самое интересное, но и учит их уважать замысел друг друга, быть внимательными к своим товарищам.
Задача воспитателя в работе с детьми 5 – го года жизни – переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения – залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения ребенка.
Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Обычно воспитатели не ставят перед собой такую задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры).
Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно только при наличии субъект – субъектного взаимодействия воспитателя с детьми, в совместной игре воспитателя и дошкольников, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными;
2. отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников.
Остановимся подробнее на структуре сюжетов. Любую интересующую детей тему, которую воспитатель хочет использовать в игре, можно представить так, чтобы одна из ролей (основная) была непосредственно связана с несколькими другими ролями, относящимися к этой же смысловой сфере. Возможный состав ролей принимает вид «куста»
Если для использования в игре реалистической тематики воспитателю придется подумать о том, как построить возможный «куст» ролей, то сказочные сюжеты уже имеют такую ролевую структуру (главный герой сказки обычно последовательно взаимодействует с остальными персонажами); они также могут быть использованы как основа для игры с детьми.
Однако даже если воспитатель планирует какой – либо сюжет, для детей он должен выглядеть импровизацией – интересными предложениями, вносимыми по ходу игры партнером – взрослым.
Рассмотрим, как конкретно можно организовать совместную игру с детьми. Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время – утренние и вечерние часы, когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребенку 7 -10 минут.
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я – пассажир». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: « Давай рядом с твоей машиной ехала еще одна - грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!» и т.д.
Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета.
Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия.
Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей – играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций.
Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер.
Такое взаимодействие в игровой деятельности способствует проявлению самостоятельности детской деятельности. У дошкольников появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре дети учатся моделировать ролевой диалог с партнером, партнером – игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре. Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы кружка сюжетно- ролевой ритмической гимнастики с детьми средней группы «Солнечные зайчики»
Планработы кружка сюжетно- ролевойритмической гимнастикис детьми средней группы«Солнечные зайчики»...
Организация сюжетно–ролевой игры дошкольников в средней группе
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. По...
Творческий проект «Организация сюжетно-ролевых игр младших дошкольников по тематике «Профессия повар-кондитер»
формирование первичных представлений о труде взрослых во 2 младшей группе начинается со знакомства с трудом сотрудников детского сада: трудом помощника воспитателя, медсестры, повара, дворника, шофера...
Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».
Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....
Организация сюжетно-ролевых игр современного дошкольника в соответствии с ФГОС.
Организация сюжетно-ролевых игр современного дошкольника в соответствии с ФГОС....
ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫХ ИГР СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Выступление к презентации...
Методические рекомендации по организации сюжетно-ролевых игр младших дошкольников
Рекомендации по организции сюжетно-ролевых игр младших дошкольников...