«Музыкальные игры с дошкольниками в свободной деятельности», консультация. 01.03.16 г.
консультация
Музыкальные игры с дошкольниками в свободной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnye_igry_s_doshkolnikami_v_svobodnoy_deyatelnosti.docx | 22.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей: «Музыкальные игры с дошкольниками в свободной деятельности»
Крючкова Ирина Анатольевна
Одним из неотъемлемых элементов формирования личности ребенка дошкольного возраста является музыкальное воспитание. Оно должно осуществляться и в детском саду, и дома. Сама музыка, выполняемые согласованно с нею движения развивают музыкальный слух ребенка, учат его чувствовать ритм и в совершенстве управлять своим телом.
Музыкальная игра способна доставить ребенку немалое удовольствие потому, что он:
- наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);
- имеет возможность выражать свои эмоции;
- имеет возможность двигаться;
- общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса.
Одновременно с этим музыкальная игра положительно влияет на развитие и личностное становление дошкольника:
- Так как подобного рода игровая деятельность требует предварительного выучивания текста песни, ребенок тренирует речь и память.
- Музыкальные игры в большинстве своем подразумевают наличие правил, которые дисциплинируют дошкольника.
- В процессе игры развивается образное мышление ребенка, так как приходится «вживаться» в ту или иную роль: быть паучком, зайчиком, ветками пальмы, морской волной, прочее.
- Малыш учится слушать и слышать музыку, становится более внимательными и сконцентрированным.
- У двигающегося в такт музыке ребенка развиваются ладовое и музыкально-ритмическое чувства, а также взаимосвязь между ними.
Дети часто воспринимают веселые музыкальные игры как некое вознаграждение, поэтому педагоги могут использовать их в качестве дисциплинирующего фактора.
Особенности организации музыкальных игр для детей
Разнообразие мультимедийных средств сегодня существенно упрощают организацию музыкальных игр в условиях дошкольного учреждения или дома. Подобрать игру также легко. Если это делают родители дома, им необходимо учесть следующее:
- прежде чем приступить к самой игре, нужно выучить текст песни вместе с ребенком;
- тема игры и ее содержание должны быть близкими малышу, соответствовать его представлению об окружающем мире, а также иметь воспитывающий момент;
- маленькому ребенку будет сложно совмещать пение с движениями, поэтому для дошкольников следует подбирать игры, в которых они будут медленными или чередующимися с пением.
Виды музыкальных игр
Организуемые для детей 4-6 лет, музыкальные игры бывают:
- Под музыкальный инструмент (к ним можно отнести некоторые подвижные и сюжетные игры).
- С пением (считалки, хороводы, народные игры).
- Музыкально-дидактические (такие организовываются специалистом непосредственно для всестороннего музыкального развития).
- Ритмические со словами (развивают ритмику речи и движений).
- Спектакли (для дошкольников такие игры могут быть обрядовыми, например, колядки, или по мотивам детских сказок).
- Мультимедийные игры (в XXI веке вполне разумно выделить их в отдельную категорию).
Примеры музыкальных игр
Организовать музыкальный игровой процесс в домашних условиях можно как для одного ребенка, так и для группы дошкольников.
1. Пальчиковая игра под музыку «Мышь полезла в первый раз»
Цель: тренировать мелкую и крупную моторику, развивать речь, память, внимание и музыкальный слух ребенка.
Ход игры:
Родитель и ребенок садятся на пол друг напротив друга. В процессе запоминания слова песенки произносить сначала взрослый, потом – взрослый и ребенок одновременно, далее – сам ребенок.
Слова песенки сопровождаются движениями.
«Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час», — собранные в щепотку пальчики «бегут»
по противоположной ручке от кисти до плечика.
«Вдруг часы сказали «Бом!», — ребенок делает хлопок над головой.
«Мышь скатилась кувырком», — ручки ребенка делают круговые
движения и как будто скатываются вниз.
Далее, мышка карабкается на часы второй и третий раз, соответственно, петь слово «Бом!» и хлопать над головой необходимо дважды и трижды.
2. Музыкальная игра-зарядка «Теремок»
Цель: развитие координации движений, общее оздоровление организма ребенка, тренировка памяти и навыков устной речи.
Ход игры:
Ребенок становится на полу и, напевая песенку, выполняет
определенную последовательность действий.
«Вот стоит высокий дом», — ребенок поднимает ручки над головой.
«Крыша – треугольник в нем», — ребенок складывает ручки над
головой, формируя треугольник.
«Окна открываются», — малыш опускает ручки на уровень груди и
разводит их в стороны.
«Двери закрываются», — ручки малыша перекрещиваются впереди.
«Из трубы идет дымок», — ручкой в воздухе описывается спираль.
«Вот чудесный теремок!», — ручки малыша снова поднимаются вверх.
3. Групповая игра с пением «Паучок»
Цель игры: развитие музыкальных способностей дошкольников, их социализация.
Ход игры:
Из группы дошкольников выбирают ведущего-паучка, для этого можно использовать считалочку. Дети становятся в круг и берутся за ручки. «Паучок» стоит в центре круга. Дети водят хоровод и напевают известную песенку:
Жучок-паучок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили. (игроки подходят к жучку и помогают ему встать на
ноги)
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь
Выбирай, кого захочешь!
«Паучок» танцует в кругу детей, а в конце песенки выбирает того, кто станет новым «паучком».
Игра может продолжаться, пока дети не потеряют к ней интерес.
4. Народная музыкально-подвижная игра «Ручеек»
Цель игры: приобщение к народным традициям, обучение ритмики, тренировка координации движений.
Ход игры:
В «Ручеек» играют не только дошкольники, но также дети старшего возраста и даже взрослые. Эта народная игра не имеет ограничений по времени и количеству участников.
Дети разбиваются на пары, берутся за руки и становятся друг за другом. Сцепленный руки поднимают вверх, формируя коридор.
Под народную плясовую мелодию первая пара пробегает по коридору до самого его конца и становится последней. Следом за ней бежит вторая пара. Игра продолжается, пока последняя пара не пробежит по коридору. После этого дети берутся за руки и водят хоровод. Потом вновь разбиваются на пары, ручеек бежит снова.
Играя в «Ручеек» дети должны действовать согласованно, не толкаться, ждать своей очереди. В старшем дошкольном возрасте им можно предложить более сложный вариант, в котором через коридор пробегает только один участник, среди детей в ручейке выбирает себе пару и забирает ее в конец. Оставшийся участник разбитой пары, в свою очередь, должен пробежать под сцепленными руками, забрать с собой другого ребенка. Игра продолжается в таком же духе.
- Мультимедийная игра «Угадай мелодию!»
Цель игры: развитие музыкального слуха и памяти ребенка дошкольного возраста, тренировка устной речи.
Ход игры:
Для того, чтобы игровой процесс был разнообразным, нужны как минимум трое участников. Если родители не умеют играть на музыкальных инструментах, они могут заранее найти фрагменты или фонограммы без слов к любимым детским песенкам малышей.
Дети сидят на ковре или стульчиках. Им выдают флажки. Родители наигрывают мелодию из песенки или включают ее фрагмент. Дети должны отгадать ее название или суметь продолжить. Тот малыш, который угадал мелодию и первым поднял флажок, напевает ее под музыку, остальные ему помогают. В награду ребенок получает фишку. Игра продолжается. Побеждает тот, у кого окажется больше фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение двигательной активности дошкольников в свободной деятельности и при проведении НОД по физической культуре ".
Уважаемые коллеги вашему вниманию представлен опыт работы по теме "Повышение двигательной активности дошкольников в свободной деятельности и при проведении НОД по физической культуре ".Актуа...
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности.
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности....
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности.
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности....
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности
Младший дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необхо...
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности
Младший дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необхо...
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности.
Игры для развития речи у младших дошкольников в свободной деятельности....
Консультация для педагогов. «Формы организации конструирования дошкольников в свободной деятельности»
Конструирование с свободной деятельности.Помощь педагогам....