Цикл игровых занятий по развитию интеллектуальных способностей детей 4-5 лет «В стране «Сообразилия»
методическая разработка (средняя группа)

Инна Геннадьевна Савенкова

Цель:

Развитие познавательных способностей, наглядно-образного  и наглядно-действенного мышления, умения внимательно слушать и точно следовать указаниям педагога, умения подчинять свои действия правилам, умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, развитие  наглядно-образной и словесно-логической памяти, а также творческих способностей ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskoe_planirovanie_kruzhka_17-18.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл игровых занятий

по развитию интеллектуальных способностей детей 4-5 лет

«В стране «Сообразилия»

Цель:

Развитие познавательных способностей, наглядно-образного  и наглядно-действенного мышления, умения внимательно слушать и точно следовать указаниям педагога, умения подчинять свои действия правилам, умения осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку, развитие  наглядно-образной и словесно-логической памяти, а также творческих способностей ребенка.

Задачи:

    - Способствовать развитию процессов познавательной саморегуляции (памяти, внимания, мышления, восприятия);

    - Способствовать формированию умения сравнивать и обобщать, выделяя признаки сходства и различия предметов на эмпирическом уровне;

   - Способствовать формированию умения классифицировать предметы категориально;

   - Способствовать развитию умения расчленять объекты на части мысленно, затем осуществлять обратную операцию на примере практических действий с палочками, геометрическими фигурами, играми-головоломками;

  - Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения;

  - Способствовать развитию умения работать по образцу у доски, перенося отношения на стол;

  - Способствовать развитию мелкой мускулатуры кистей рук.

 

Занятие № 1

Тема: Геометрические фигуры (закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике).

Цель:

 -Учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;

 -Упражнять детей в составлении фигур из палочек по образцу у доски;

 - Развивать внимание, память, творческое  и пространственное воображение,     конструктивные способности.

   Задания:

1.Упражнение «На что похоже?»

2. Выкладывание узора из палочек  ( квадрат, треугольник,  прямоугольник)

   Сколько сторон, углов у фигуры? Чем отличаются?

3. Фантазирование из геометрических фигур.

4. Игра на внимание по Чистяковой «Запомни порядок» (использование шеренги с 4  детьми)

        

        Занятие № 2

Тема: Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Цель:

-Учить сравнивать палочки по длине, отражая в речи результат сравнения;

-Развивать зрительную память, внимание,  воображение, конструктивные способности.

   Задания:

1. Повтори узор из палочек:

    -на что похоже?

2. Знакомство с палочками (цвет, длина)

    -сравнение по длине 3, 5 палочек.

3. Упр. «Лесенка»

   -достаньте из коробки желтую, черную, и т.п. палочки.

   -сравните, какая короче, длиннее.

4. Фантазирование из палочек.

Занятие № 3

Тема: Дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Цель:

-Учить сравнивать схематическое изображение предметов;

-Упражнять детей в группировке геометрических фигур.

- Развивать наблюдательность, память, внимание,  воображение.

Задания:

1. Упр. «Огоньки» используя 5 кругов.

   -повтори цветную дорожку

2.Упр. «Найди фигуру по описанию»

3.Упр. на группирование фигур:

  -по цвету,

  -по форме,  

  -по размеру.

Игровая пауза «Узнай по голосу»

4.Фантазирование из геометрических фигур (учить детей создавать   схематическое изображение предметов)

  - придумай узор из всех желтых фигур,

  - придумай узор из кругов.

Занятие № 4

Тема:  Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Цель:

- Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины;

-Упражнять детей в умении сравнивать  по цвету и величине предметы как визуально, так и путем наложения или прикладывания одной палочки к другой;

-Развивать зрительную память, внимание,  воображение, конструктивные способности.

Задания:

1.Лото «Сравни и подбери»

   -выкладывание картинок по размеру.

2.Выкладывание узора из палочек методом наложения.

   -сравнение по цвету,

   -выкладывание по индивидуальным картам.

3. «Рисуем картину из палочек».

Занятие № 5

Тема: Сравнение предметов и фигур.

Цель:

-Учить детей выделять специфические свойства, сравнивать, обобщать на основе сходных признаков предметов;

-Развивать воображение, учить представлять предметы по их схематическому изображению;

-Развивать внимание, конструктивные умения.

Задания:

1.  «Четвертый лишний» по индивидуальным картам.

2. «Что похоже на круг? (др. геометрические фигуры)».

3. Упражнения с палочками Кюизенера:

   - упр. «Лесенка»;

   - упр. «Пирамида».

4. «Рисуем картину из палочек».

Занятие № 6

Тема:  Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Цель:

-Учить представлять предметы по их схематическому изображению,

- Развивать  память, внимание,  воображение, наблюдательность, творческие и конструктивные  способности.

Задания:

1. Упр.  «На что похоже?»

2. Упр. «Найди палочку по цвету»

  -найди красную палочку.

  -найди палочки, которые длиннее красной

  -найди палочки, которые короче красной

  -найди палочки, которые короче красной, но длиннее голубой и т.п.

3. «Рисуем картину из палочек».

4. «Запомни порядок» по Чисяковой  (шеренга из 4-6 детей).

Занятие № 7

Тема: Дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Цель:

-Учить различать цвет, форму, размер, толщину фигур;

- Развивать способность объяснять свои действия;

- Развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, внимание, творческое воображение.

Задания:

1. Упр. «Огоньки».

  -повтори цветовую дорожку из 5 кругов 3 цветов.

2.Упр. «Найди фигуру по описанию».

3. Подвижная игра «Мы зверята». Повторение движений разных животных    (котенок умывается, воробышки полетели и т. п.).

4. «Новогодние фантазии»

  -сделай из фигур то, что бывает в Новый год.

Занятие № 8

Тема: Геометрические фигуры.

Цель:

-Учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов;

-Учить анализировать соотношение предметов (геометрических фигур) в пространстве;

-Развивать внимание, конструктивные умения.

Задания:

1. «Что какого цвета?» по инд. картам (см. игру «Цвет и форма»).

2. Игра «Обезьянки» по Никитину используя кирпичики одного цвета.

3. «Что изменилось» у доски используя фигуры разные по форме, но одного цвета.

4. Упр. «Выложи узор из геометрических фигур по выбранному рисунку».

Занятие № 9

Тема: Развитие внимания

Цель:

-Учить располагать картинки в порядке развития сюжета;

-Учить анализировать соотношение предметов в пространстве;

- Развивать  память, внимание,  воображение, конструктивные способности,

 умение вести поиск и счет.

Задания:

1. «Что сначала, что потом» по инд. картам.

2. Игра «Обезьянки» по Никитину используя  2 желтых и 1 красный кирпичики.

3. «Мы фотографы»

  -повтори узор из палочек;

  -придумай свой узор.

4. Упр. «Сколько?» используя плакат с геометрическими фигурами.

5. «Запомни порядок» по М.И.Чистяковой  (шеренга из 4 детей).

Занятие № 10

Тема: Соотношение предметов в пространстве

Цель:

-Учить анализировать соотношение предметов по отношению друг к другу;

- Развивать  память, внимание,  воображение, цветоощущение и наблюдательность, творческие и конструктивные  способности.

Задания:

1. «Что изменилось» у доски используя геометрические фигуры.

2.  «Мы фотографы»

  -повтори узор из палочек (7палочек, 2 варианта);

  -придумай свой узор.

3. «Сложи квадрат» по Никитину.

4.Подвижная игра «Мы зверята».  Повторение движений разных животных (котенок умывается, воробышки полетели и т. п.).

Занятие № 11

Тема: Геометрические фигуры. Знакомство с фигурой «полукруг».

Цель:

- Формировать представление о геометрических фигурах;

- Развивать пространственную ориентировку, умение действовать по словесной инструкции;

- Развивать зрительное восприятие, внимание, конструктивные способности.

Задания:

1. Упр. «Найди фигуру по описанию».

2. Упр. «Сколько?» используя плакат с геометр. фигурами.

3.Подв. игра на внимание «Путаница» (зеленый круг – подпрыгнуть, красный   – шагать на месте, синий – хлопнуть в ладоши).

4. Упр. «Выложи узор из геометрических фигур по выбранному рисунку» с использованием полукругов.

Занятие № 12

Тема: Поиск закономерностей.

Цель:

-Познакомить детей с понятием «алгоритм», ритмичным чередованием элементов;

-Развитие пространственной ориентировки, умение работать по образцу у доски;

- Развивать наблюдательность, память, внимание,  воображение, конструктивные умения.

Задания:

1. Упр. «Огоньки».

   -повтори цветовую дорожку из 5 кругов 3 цветов.

 2. «Продолжи узор в соответствии с заданной схемой» (чередование  квадратов).

3. Упр. «Очередь» по индивидуальным картам.

4. Придумай свой узор из геометр. фигур.

Занятие № 13

Тема: Классификация

Цель:

- Учить группировать предметы по определённому признаку;

-Учить определять предметы на ощупь;

-Развивать наблюдательность, память, внимание,  воображение. Воспитывать выдержку, сенсорные способности, речь, конструктивные умения.

Задания:

1. Упр. «Назови одним словом» (словесно).

2. «Чудесный мешочек»

  -угадай на ощупь;

  -положите в мешочек пластмассовые (металлические, деревянные) фигуры.

3. Подвижная игра «На кого похоже?»

   -изобрази повадки животных.

4. Упр. «Выложи узор из геометрических фигур по выбранному рисунку» с использованием полукругов

Занятие № 14

Тема: Развитие восприятия

Цель:

-Учить отгадывать загадки на основе зрительного восприятия информации; понимать поэтическое сравнение, лежащее в основе загадок;

-Учить различать и называть пространственное направление от себя: справа - слева, сзади - спереди.

-Развивать наблюдательность, память, внимание,  воображение, конструктивные умения.

Задания:

1. «Сосчитай сколько». Плакат у доски «Лиса и зайцы».

2. «Загадки с подсказками» словесно.

3. Упр. «Паровоз». Ориентировка на местности (понятие справа - слева, сзади – спереди).

4. «Чудесный мешочек»

  -что из чего сделано,

  -какой формы,

  - какого цвета? 

Занятие № 15

Тема: Дидактические игры и упражнения с палочками Кюизенера.

Цель:

-Учить находить нужные способы выполнения задания;

- Формировать представление о части и целом;

-Развивать наблюдательность, память, внимание, комбинаторные способности,  воображение, конструктивные умения.

Задания:

1. «Сосчитай сколько». Плакат у доски «Лиса и зайцы».

2. «Мы фотографы»

  -повтори узор из палочек (4-5 палочек);

  -придумай свой узор.

3. «Кто в домике живет?»

  -угадайте, какое животное спряталось в окошке (по частям тела, окраске).

4. «Выложи узор из палочек по образцу» по инд. картам.

Занятие № 16

Тема: Дидактические игры и упражнения с блоками Дьенеша.

Цель:

-Учить различать цвет, форму, размер, толщину фигур;

-Развивать умения выделять свойства и сравнивать предметы по 1-3 свойствам;

-Развивать логическое мышление, пространственную ориентацию, внимание, восприятие, творческое воображение, конструктивные умения.

Задания:

1. Упр. «Найди фигуру по описанию».

2.Упр. «Угости медвежонка печеньем».

3. Упр. «Цепочка»

4. Упр. «Придумай животное только из кругов (квадратов, треугольников, прямоугольников)»,

Занятие № 17

Тема: Развитие восприятия, воображения.

Цель:

-Развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, память, внимание,   творческое воображение;

- Развивать конструктивные умения, учить группировать предметы по определённому признаку.

Задания:

1. Упр. «На что похоже».

2. Фантазирование из геометрических фигур

     -придумай свою картинку;

    -разложите фигуры на группы (семейки) по цвету, по форме.

3. Словесная игра «Скажи наоборот» (антонимы).

4. Подвижная  игра «Кто сказал мяу»

Занятие № 18

Тема: Чередование.

Цель:

-Познакомить детей с понятиями «ритм», «чередование»;

- Развивать представление о части и целом;

-Развивать логическое мышление, пространственную ориентацию, внимание, восприятие.

Задания:

1. Упр. «Огоньки».

   -повтори цветовую дорожку из 5 кругов 3 цветов.

2.Словесная  игра «Часть - целое».

3.Игра «Очередь» по индивидуальным  картам.

   -чередование 1 через 1, 1 через 2.

4. Подвижная игра «Путаница»

 -Я буду показывать фигуры, а вы на каждую фигуру будете выполнять свое    движение (зеленый круг - подпрыгнуть, красный - шагать на месте, синий - хлопать в ладоши).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Использование современных игровых технологий в развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста (мнемотехника, ТРИЗ)

" Все мы родом из детства"... Эти прекрасные слова А. Сент-Экзюпери обращают нас к истокам нашей жизни, к пониманию того, что именно в нас самих, в наших детях поведет нас разными дорогами наших судеб...

Цикл занятий по развитию коммуникативных способностей детей 5 – 6 лет «Страна понимания» Автор: Тырина А.И.

Данный цикл занятий построен в форме психотренинга, цель которого – развитие навыков конструктивного общения....

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"...

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"

Конспект занятия по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста "Путешествие на планету Сообразилия"...

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ  ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...