План по самообразованию
материал (младшая группа)
Развитие речи детей посредством различных видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 75.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Нижнекамский детский сад №80 «Капельки»
Индивидуальный план работы по теме самообразования:
«Развитие речи детей посредством различных видов деятельности»
Выполнила: воспитатель
Хамидуллина Рузиля Замировна
Ф.И.О. педагога: Хамидуллина Рузиля Замировна
Специальность: воспитатель ДОУ
Образование: среднее педагогическое
Стаж педагогической работы: 4 лет
Дата начала работы над темой: 2015 год
Предполагаемая дата окончания работы: 2020 год
Актуальность темы:
Тема выбрана мной не случайно. Данная проблема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми. В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. В чем же причина задержки речи?
Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.
Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т.д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка, прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития.
Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Значение речевого развития в дошкольном возрасте
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно развивается мозг, формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве. Путь, который проходит ребёнок в первые годы жизни, поистине грандиозен. Ребёнок пользуется речью для того, чтобы выразить свои мысли, чувства, т.е. воздействовать на окружающий мир. Речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми, а в дошкольном учреждении и на занятиях по развитию речи. В процессе общения проявляются его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает психику малыша, позволяет воспринимать ему явления более осознанно и произвольно. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития детей: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр), художественная литература. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Традиционно в отечественной методике развития речи выделяется значение, которое объединяет большое разнообразие жанров произведения, сюда относятся сказки, рассказы, стихотворения, загадки и т.д. Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Особенности содержания и структуры загадки как литературного жанра позволяют развивать логическое мышление детей и формировать у них навыки восприятия. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста. Они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти от диалогической речи к связному высказыванию. Развивать не только навыки правильной речи, но и формирование речи выразительной, образной.
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника - одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер.
Нам нужно воспитать полноценную личность, поэтому надо устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.
Основные направления работы по развитию речи детей на занятиях.
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Формирование грамматического строя:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
- словообразование.
4. Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая речь (рассказывание).
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове.
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи.
- Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- общая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
3. Практические:
дидактические игры;
игры-драматизации, инсценировки,
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
- Общение взрослых и детей.
- Культурная языковая среда.
- Обучение родной речи в организованной деятельности.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
- Непосредственно образовательная деятельность по другим разделам программы.
Формы работы с детьми могут быть различны. (образовательная ситуация, ситуация общения, проектная деятельность, игра)
Основной формой моей работы по развитию речи детей является образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от 3 до 7-8 детей, количество зависит от желания детей и от самой образовательной ситуации. Можно организовать несколько образовательных ситуаций, но с одним и тем же дидактическим материалом, это поможет постепенно усложнять задачи и успешно решать их. В качестве дидактического материала можно использовать любое пособие (книга, игрушка, природный материал, сюжетная картинка и др.)
Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий (Ельцова О. М., Горбаческая Н. Н., Терехова А. Н.). Ситуации общения могут быть лексическими, вербально - оценочными, прогностическими, описательными в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации лучше всего «идти от детей», то есть находить эти ситуации в детской деятельности и использовать их для развития речи ребенка. Примерами ситуации общения на развитие коммуникативных умений может быть: «Что не так?» (цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком); «Улыбка» (цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют именно его); «Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия) и т. д.
В таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает природу своего края?» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов с региональной составляющей), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
Так же в своей работе, как одну из форм, применяю проектную деятельность. В проектной деятельности прослеживается интеграция всех образовательных областей, но основа этого метода речевое развитие ребенка.
В этой форме работы происходит тесное взаимодействие педагога, ребенка и его родителей, а так же поэтапная практическая деятельность ведет к достижению поставленной цели.
Реализация образовательной области «Речевое развитие» возможна через метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.
И, конечно, основной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. В методической литературе много представлено игр со словами:
- Театрализованные игры - (цель: развивать диалогическую и интонационную речь приобрести коммуникативные умения и навыки).
- Сюжетно-ролевые игры - Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.)
- Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Эти упражнения стимулируют развитие речи, пространственного мышления, воспитывает быстроту реакции. Пальчиковые игры в этом процессе неоценимы. Ученые установили, если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речевое находится в пределах нормы. Если же развития движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, так как формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических импульсов от рук, а точки от пальцев.
- Дидактические игры - основополагающий вид игры, т. к. именно они проходят через все детство, начиная с раннего возраста, и решают разнообразные задачи, в том числе речевые.
Цель: Создание благоприятных условий для полноценного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающих яркость и выразительность речи через различные виды детской деятельности. Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
1. Овладение речью как средством общения и культуры.
2. Обогащение активного словаря.
3.Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
4. Развитие речевого творчества
5. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
6. Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
7. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Предпологаемый результат: Ребенок активно общается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную активность, речь чистая, грамматически правильная, выразительная, ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове, является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр), проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
Изучение учебно-методической литературы:
- Ельцова О.М.,., Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О.М.Ельцова, Н.Н. Горбаческая, А.Н.. Терехова – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
- Кузеванова О.В., Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В.Кузеванова, Т.А.Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. дляруководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, ; М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
- Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
Работа с детьми подготовительной группы (2015 – 2016 уч. год)
Период | Содержание работы | Цели и задачи проводимой работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы» | Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем, пересказ рассказа Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой |
Ноябрь - Декабрь | Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» |
Февраль | Работа с загадками. . | Показать роль загадки на формирование выразительности речи | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Март | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. . | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов |
Апрель | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказки: «Теремок» | Раскрытие творческих способностей и самостоятельности детей. | Показ сказки «Теремок» детям младшей группы |
Май | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. | Тематическое занятие «Скоро в школу» |
Младшая группа (2016 – 2017 уч. год) | |||
Сентябрь - октябрь | Подбор и изучение методической литературы.
| Повысить собственный уровень знаний путём изучения методических разработок. | Консультация в родительский уголок «Развитие речи детей 3 – 4 лет.» Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей. |
Ноябрь | Настольно-печатные развивающие игры «Картинки-половинки», «Лото», «Чей малыш?», «Большие и маленькие» и т.д. | Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. | Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников. |
Декабрь | Проведение совместного праздника для детей и родителей «Новый Год к нам идет». | Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему «Как учить стихи» |
Январь-февраль Март - Апрель | Дидактические игры с применением картинок: «Зимующие птицы», «Покажи правильно» и т.д. Игровые обучающие ситуации (ситуации – иллюстрации). | Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Рекомендации родителям «Поговори со мною, мама!» (Папка - передвижка) Консультация «Учим ребѐнка общаться». |
Май | Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, на фланелеграфе, пальчикового, на магнитной доске. | расширять и активизировать словарный запас детей, добиться употребления его в активной речи. | Выступление на педсовете с докладом из опыта работы «Развитие правильной речи детей через игровую деятельность». Консультация для педагогов на педсовете. Тема: «Познавательно - речевое развитие дошкольников»; |
Средняя группа (2017 – 2018 уч. год) | |||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии. | изучения методических разработок. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь | Показ детям сказки «Колобок» | Использование театрализованных игр по сказкам в развитии воображения, памяти и речи | Консультация для родителей: « Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста». |
Ноябрь | Досуг « Вечер загадок» Работа с загадками. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. | Совместный конкурс детей и родителей « Отгадай загадку-нарисуй отгадку» Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Декабрь | Растительный мир планеты Земля | Активизация и обогащение словарного запаса детей. | |
Январь - Февраль | Обучение сочинению сказок | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным); воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. | Тематическое занятие «В мире сказок» |
Март - Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме:Самообразования на итоговом педсовете | Выступление на педсовете | |
Старшая группа (2019 – 2020 уч. год) | |||
Сентябрь | Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста . | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии | |
Октябрь | Оформление в группе фотостенда «Лучшие на свете впечатления о лете!» | Развитие связной речи через фототворчество | Работа с родителями, консультация родителей «Как я провел лето». Сбор фотоматериала и информации о летнем отдыхе детей |
Ноябрь | Развитие речи посредством дидактических игр по ПДД | Уточнение знаний об активизации и обогащении словарного запаса детей посредством дидактических игр по ПДД | Картотека дидактических игр для изучения ПДД с детьми |
Декабрь | Развитие связной речи через театральную деятельность. | Изучение методической литературы о театрализованной деятельности в ДОУ. | Показ сказки «Репка» детям младшей группы. |
Январь - февраль | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. | Тематическое занятие «Зимние забавы» |
Март | Развитие речи через обучение детей этикету | Изучение передового опыта педагогов по данной теме в сети Интернет | Создание картотеки к Дню «Спасибо»: пословиц, стихов, загадок о вежливости |
Апрель - май | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. | Тематическое занятие «Скоро в школу» |
Подготовительная группа (2017 – 2018 уч. год) | |||
Сентябрь | Подбор литературы по теме: «Развитие связной речи детей подготовительной к школе группы» | Провести диагностику детей по развитию речи с целью выявления уровня сформированности речевых навыков и умений. | Памятки для родителей по обучению связной речи. |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем, пересказ рассказа Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий; обучение детей приемам планирования собственного пересказа; Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой |
Ноябрь - Декабрь | Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Опрос - анкетирование «Сказки в жизни вашего ребенка» |
Февраль | Участие с детьми во всероссийских конкурсах | Выполнение работ для конкурсов | Пополнение портфолио детей |
Март | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. . | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов |
Апрель - май | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. | Тематическое занятие «Скоро в школу» |
Вывод: Развитие связной речи дошкольников – важный процесс, которому следует уделять максимум внимания. Он включает в себя развитие монологической, диалогической речи и интонационной выразительности. Детей необходимо правильно мотивировать к обучению, заинтересовывать в этом процессе, подбирая наиболее занимательные игровые задания и упражнения. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.
Задания для проверки состояния "словаря"
Называние предметов, относящихся к различным логическим группам.
Например, ребенок должен назвать все известные ему виды деревьев, цветов, животных.
Нахождение обобщающих слов для группы однородных предметов.
Белка, заяц, волк - это кто?
Чашка, кастрюля, сковорода, стакан - это что?
Блузка, брюки, футболка - а это что?
Подбор признаков к определенному предмету.
Куртка - новая, красная, теплая;
снег - белый, рыхлый, сверкающий.
Подбор возможных действий к предмету.
Книгу покупают, читают, рассматривают;
дерево сажают, удобряют и т. д.
Подбор предметов к заданному действию.
Готовят обед, суп; рисуют картину, домик; гладят ребенка по голове, котенка.
Подбор синонимов – слов, близких по значению
(добрый, ласковый, нежный; громадный, огромный, большой, высокий).
Подбор антонимов – слов с противоположным значением
(горячий - холодный, быстро - медленно, высокий - низкий).
Игра «По секрету всему свету»
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.
Комментарий педагога: Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего участника.
Игра «Пойми меня»
Один ребёнок встаёт лицом к остальным игрокам. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово.
Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Педагог определяет лексическое значение в контексте.
(Карточка с предложением)
Комментарий педагога: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация «Словесная цепочка»
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Педагог спрашивает: «Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?» Например, « сказка», следующий ребёнок называет «герои», «волшебство»…
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.
Комментарий педагога:
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
Работа над словосочетанием и предложением
«Словесный ручеёк»
Дети распространяют предложение по принципу «снежного кома». Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.
Комментарий педагога: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
«Помоги мышке убежать от кошки»
Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).
(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).
« Угадай-ка», «Доска объявлений»
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.
Комментарий педагога: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
«Что не так?»
(цель: упражнять детей в умении соотносить форму приветствия с ситуацией ее использования: каждое приветствие уместно в той или иной ситуации: утром не скажешь «добрый вечер»; нельзя сказать «привет» тому, кто старше по возрасту или мало знаком);
«Улыбка»
(цель: упражнять в использовании при приветствии средств невербального общения: посмотреть человеку в глаза и улыбнуться, чтобы он понял: ему рады, приветствуют его);
«Рукопожатие» (цель: упражнять детей в использовании форм жестового приветствия).
игры-викторины:
«Придумай загадку»
(упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок),
«Кто лучше знает своё село»
(упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках села),
«Из какой сказки вещи»
(упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).
игры с готовыми текстами: дидактические «Я садовником родился», «Краски», «Смешинки» и др. (освоить разнообразие инициативных и ответных реплик, приобщиться к выполнению основных правил ведения диалога); дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи», «Угощайся пирожком», игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу», «Бюро добрых услуг».
Анализируя свою работу в этом году увидела, что некоторым детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы я изучаю нужную литературу, сотрудничаю со специалистами детского сада.
И вот какие требования нужно выделить для дальнейшего руководства в работе:
-знание особенностей развития детей, их специфику,
-умение поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка,
-способствовать овладению необходимыми навыками.
Перспектива: продолжить работу с детьми по заявленной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...