МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА на тему «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
материал (младшая группа)

ОлесяМакаренко

В работе даны рекомендации родителям детей раннего возроста о прохождении адаптации в детском саду .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsiya_po_adaptatsii.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

на тему «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»

Макаренко О.В.

ГБДОУ № 81 г. Санкт-Петербург

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят…

(Г. Шалаева)

       Период адаптации – это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, а том, будет ли ребенок хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья.

       В условиях семьи малыш привык к установленному распорядку жизни, к определенной обстановке, способам обращения с ним. У ребенка сложились привычки, выработался свой стиль поведения, отношений с членами семьи.

       В среднем длительность адаптации у детей раннего возраста длится 2-3 недели. Но даже такой относительно короткий срок для ребенка далеко не безобиден.

       Опыт педагогов показывает, что известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Также плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекают в семье, которые не знают родительского «нельзя». Ребенок, у которого дома не тренируется способности тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучения к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду.

       Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из многодетных семей легко вступают в контакт с воспитателями. Малыш у таких семей веселы, много играют, общаются с персоналом группы. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней.

      Общая задача воспитателей и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужно подготовительная работа.

     Перед поступлением ребенка в детский сад обсуждаются с родителями следующие проблемы:

- Как в семье проводятся режимные процедуры? Интересуется, как ребенок пользуется туалетом, как засыпает, просыпается, умеет ли есть сам, поют ли колыбельные песни перед сном?

- Знакомят родителей с режимом дня в группе. Обсуждают проблему согласования домашнего режима с распорядком дня, принятым в семье.    

      Полученную информацию учитывают в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

- Какой тип общения предпочитает малыш?

Если выясняется, что ребенок предпочитает только эмоциональным общение со взрослыми, то воспитатель советует родителям побольше играть с ребенком с предметами, с сюжетными игрушками, стимулируя его инициативу в общении, поддерживая любознательность.

- Стремится ли ребенок к самостоятельности в самообслуживании и в ходе режимных процессов?

Если ребенок привык к тому, что все за него делают взрослые, воспитатель должен обратить внимания родителей на то, чтобы они поощряли любое стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, поддерживали его желания самому есть, одеваться и т. Д.

- Умеет ли ребенок общаться с другими детьми?

Если малыш испытывает трудности в этой сфере, совет родителям почаще водить его на детские площадки, приглашать в гости его сверстников, играть с ними в игры-забавы, поощряя положительные эмоциональные проявления по отношению к друг другу, помогая налаживать совместную игру и улаживая конфликты.

 - А также совет родителям, когда их малыш начнет посещать детский сад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. Создать спокойный, бесконфликтный климат в семье для него.

 - В первые дни не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, раньше забирать домой.

 - Родители должны щадить его ослабленную нервную систему. На время прекратить походы в гости, создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. Одевать ребенка так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы, если ребенок заболеет, конечно, надо обратиться к врачу.

     Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс перехода из дома в детский сад.

    Дошкольное учреждение первым открывает перед ребенком мир социально общественной жизни.

     Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно: вначале нужно привести в группу, познакомить с воспитателями, со сверстниками, посмотреть вместе с ним игрушки, вызвать интерес к новому окружению.

    Воспитатель покажет шкафчик с веселой картинкой, мини-игровую зону с разными игрушками в приемной комнате, все это помогает избавиться от беспокойство малыша. Малыш выбирает понравившуюся игрушку, и вместе с мамой проходит в группу. Предложить маме немножко поиграть с ребенком и другими детьми в группе. Мама является проводником и защитником ребенка.

     Очень важно, чтобы мама не просто присутствовала рядом с ребенком, но принимала активное участие в жизни группы и играла не только со своим ребенком, но и с другими детьми.

     Задача воспитателя – сделать первые дни пребывания ребенка в группе раннего возраста максимально комфортными благоприятными для его эмоционального благополучия. Самое главное для педагога – завоевать доверие малыша, его привязанности. Дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Для малыша очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойствие, когда его окружают знакомые вещи. Разрешать приносить в группу его любимые домашние игрушки. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают интерес.

     Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Малыш, играет с игрушками, оглядывается на маму.

Постепенно ребенок добровольно включается в игры с воспитателем и другими детьми.

    С каждым днем увеличивать время пребывания ребенка в детском саду. Каждое утро приветливо и дружелюбно встречать малыша в детском саду. Говорить ему, что его ждут игрушки и другие дети. Стараться заинтересоваться ребенка разными играми. Если он продолжает следовать за воспитателем, сажать его на стульчик, предлагать рассмотреть его любимую игрушку.

      Когда ребенок без конца повторяет «мама придет», - он на самом деле не уверен в этом, он боится что мама никогда не придет, воспитатель утвердительно отвечает, помогает ему поверить в то, что он вскоре увидеть свою маму.

     Лучшие лекарства от стресса – смех. В группе создать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся, для этого можно внести игрушки забавы; продолжать говорить шутками, прибауткам, петь веселые песенки.

     Во время режимных процессов учитывать индивидуальные особенности дети, их привычки и предпочтения. Если ребенок привык дома засыпать с любимой игрушкой, то рядом положи его игрушку. Во время засыпания ласкать ребенка: гладить ему ручки, ножки, спинку.

     Чем быстрее малыш почувствует доверие к воспитателю, установит контакт, тем спокойнее он перенесет перемены в своей жизни, разлуку с близкими.

     Вежливое и приветливое отражение родителей к воспитателям расположит ребенка к общению с ними. Выработка единых требований и поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду – важнейшие условия, облегающие ему адаптацию к перемене в образе жизни. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.

    Рекомендация родителям, чтобы обращали внимание на родительский уголок, в котором помещаются консультации памятки по «Адаптации ребенка в детском саду».

Памятка для родителей

         Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходима ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:

1. Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.

2. К воспитателям обращайтесь по имени - отчеству.

3. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!

4. Во время укладывайте ребенка спать вечером.

5. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть лёгкой, тёплой, точно соответствовать размеру ноги ребёнка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.

6. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а так же мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.

7. Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.

8. Не обсуждайте при ребенке свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями или психологом.

9. Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендации педагогов.


Список использованной литературы

  1. Гаврилова, Т.П. О типичных ошибках родителей в воспитании детей / Вопросы психологии. – 1984. - №1
  2. Галанов А. С. «Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей/ А. С. Галанов. - М. :Школьная пресса, 2002
  3. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М. : Просвещение, 2007. — 79с.
  4. Кирюхина Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-прес, 2006. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).
  5. Смирнова Е.О.Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. Е.О.Смирновой, Н.Н. Авдеевой, Л.Н Галигузовой и др. – М.:Просвещение : учебная литература, 1996. – 158с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Взаимодействие с родителями детей раннего возраста для более успешной адаптации к детскому саду»

 На сегодняшний день тема взаимодействия детского сада и семьи в период адаптации детей раннего возраста достаточно актуальна.  За последнее время резко увеличился поток детей в...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Будь здоров малыш».

В методических рекомендациях для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Будь здоров малыш», я постаралась дать советы для родителей о морозной погоде,чтоб улыбка сияла, не такой упорнфй недуг ...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по теме "День Победы" 9 мая

Методические рекомендации содержат серии заданий по изучению и закреплению лексической темы "День Победы"...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по теме "Семья"

В методических рекомендациях содержатся серии заданий и упражнений по закреплению лексической темы "Семья"...

Педагогический проект для детей раннего возраста по теме: «Первый раз в детский сад!»

Цель проекта:- создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.- сохранение и укрепление з...

Педагогический проект для детей раннего возраста на тему: "Первый раз в детский сад!"

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, перестроение привычных форм жизни.Эта резкая смена услов...

Педагогический проект для детей раннего возраста по теме: «Первый раз в детский сад!»

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, перестроение привычных форм жизни. Эта резкая смена усло...