Статья "Детская журналистика"
статья
Предварительный просмотр:
Детская журналистика
Разработала старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга»
г.Лесосибирска
Трубицына Татьяна Михайловна
Формирование связной речи – центральная задача речевого развития дошкольников. Основная функция речи – коммуникативная, осуществляющаяся в форме диалога и монолога. На речевых занятиях обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой практически усваивается овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формируется умение соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.
Стимулом послужило предложение от Лесосибирской городской телерадиокомпании сделать детскую рубрику, ведущими которой станут дошкольники.
Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников, мы предположили, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению самостоятельных высказываний и рассуждений.
Педагогами ДОУ был разработан проект «Детская журналистика», организованный на базе МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга».
Тип проекта: групповой, творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Участники: дошкольники 5-6 лет, воспитатели, учитель-логопед ДОУ.
Цели:
- формирование диалогической речи;
- включение усвоенных детьми элементов языковой системы в непосредственное общение;
- корректирование звукопроизношения.
Задачи:
- способствовать использованию невербальных средств общения;
- сформировать и развить умение общаться в паре, группе, коллективе;
- развить представление построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.
В ходе реализации проекта были определены следующие направления:
- организация пресс-центра «Радуга»;
- разработка цикла занятий по теме «Детская журналистика»;
- разработка и организация сюжетно-ролевой игры «Мы – журналисты»;
- подбор дидактических игр для развития коммуникативных навыков;
- подбор мастер-классов по изготовлению открыток и поделок к праздникам;
- организация взаимодействия с родителями;
- экскурсия в местную городскую газету «Заря Енисея».
В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми:
- подгрупповые занятия с включением дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; ознакомление с техническими средствами – микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой; встречи-беседы с интересными людьми – журналистами, фотографами, редакторами;
- выпуск видеосюжетов «Радуга».
Взаимодействие с родителями прошло через следующие мероприятия:
- участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;
- консультирование родителей по теме «Поговорим о диалоге»;
- ознакомление родителей с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома»;
- разработка памятки для родителей «Обсуди интервью с ребенком»;
- привлечение родителей к выпуску детских видеосюжетов «Радуга».
Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю, в дневное и вечернее время, в помещении, оборудованном аудио и видеотехникой. Продолжительность занятия – 30 минут.
В проекте принимали участие 10 воспитанников детского сада. Комплектование участников происходило по желанию детей и по согласованию с родителями. Занятия строились в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволило обеспечить их единство с программой ДОУ. При проведении занятий учитывались принципы: систематичности и последовательности, доступности и наглядности.
Поскольку основной вид деятельности дошкольников – игра, именно в рамках игрового общения формировалась и совершенствовалась речевая активность детей. С этой целью была разработана сюжетно - ролевая игра «Мы - журналисты», которая стала основой проекта «Детская журналистика». В ходе сюжетно-ролевой игры преодолевалась детская застенчивость, повысилась самооценка; ребята осознали собственную значимость. Целью данной игры стало развитие связной диалогической речи, коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом. В качестве оборудования к игре были использованы детские компьютеры, кинокамеры, фотоаппараты, микрофоны, диктофоны, блокноты, карандаши. Такая игра завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Сформировав определенные навыки, вооружившись блокнотами с опорными схемами, картинками-символами ведение диалога, дети учились брать интервью у заведующего детским садом, повара, медицинской сестры, сверстников. Тематика интервью разнообразна:
- в игровой деятельности
- путешествие по детскому саду
- у героев праздника «Масленица»
- кто самый главный в детском саду?
- всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
- кто еще работает в нашем саду???
- поздравляем с 8 Марта!
- информация для родителей
В ходе предварительной работы дети познакомились с опорными картинками-моделями, картинками-символами, помогающими строить диалог.
Схема-подсказка для ведения диалога в форме интервью
Тема речевого высказывания | Картинка-символ | Варианты речевых обращений |
Вход в диалог. Приветствие | Улыбающееся солнце | Здравствуйте! Добрый день (утро, вечер)! Мы рады встрече с Вами! |
Цель | Микрофон | Разрешите задать Вам несколько вопросов? Мы хотим побеседовать с Вами о… Расскажите нам, пожалуйста, о… |
Рассказ о работе (профессии) | Руки, развернутые ладонями вверх | Чем Вы занимаетесь? Что Вы делаете? Что Вы можете рассказать о своей профессии? |
Рабочие инструменты | Рабочие инструменты | Какие инструменты Вам нужны? Чем Вы работаете? Расскажите о своих помощниках в работе |
Отношение к профессии | Символ сердца | Любите ли Вы свою профессию? За что Вы любите свою профессию? |
Фото на память | Фотоаппарат | Разрешите с Вами сфотографироваться на память |
Выход из диалога. Выражение благодарности. Прощание. | Рукопожатие | Вы очень интересно рассказали… Спасибо Вам за рассказ. Нам понравилось… |
По этим картинкам совместно с ребятами подбирались варианты вопросов, которые можно задать. Затем, в процессе самого интервью, ребенок-корреспондент сам выстраивал диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.
В рамках проекта для развития коммуникативных навыков дошкольников использовались дидактические и словесные игры: «Не пропусти профессию», «Угадай профессию», «Угадай, о ком я говорю», «Что лишнее?», «Магнитофонный разговор», «Газетный отчет», «Дикторы», «Рассеянный», «Дружеское интервью».
В результате дошкольники в парах перед реальными видеокамерами и журналистами могли поддержать диалог между собой; поздравить мам с наступающим праздником и взять интервью у сверстников в группе, а также провести небольшой мастер-класс с объяснением по изготовлению поделки.
В ходе реализуемого проекта дети не только приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать их в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, лексический запас пополнился выражениями из словаря речевого этикета.
Итогом реализации проекта стала его презентация в форме видеосюжетов и представление ежемесячного выпуска «Радуга» от Лесосибирской городской телерадиокомпании. Сюжеты хранятся в архиве данной телерадиокомпании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Журналистика для дошкольников".
Проект проводился с детьми подготовительной группы. итогом нашей работы стал выпуск журнала "Непоседы". Дети сами составляли статьи, составляли рассказы о родителях, жизни, домашних питомцах, о праздн...
Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме "Журналистика"
Данная разработка представляет собой методический материал для работы с детьми на тему "Журналистика" (подготовительная группа). Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учр...
"Детская журналистика - изготовление книг"
К Вашему вниманию предлагается личный опыт проделанной мной работы по теме «Детская журналистика и изготовление книг» в подготовительной группе детского сада. Идеи, которые предлагаются, могут б...
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...
Диалогическая речь и детская журналистика
Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики логопедии, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фо...
Презентация: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности средствами детской журналистики"
Цель работы: Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования детской журналистики...