Статья "Детская журналистика"
статья

Трубицына Татьяна Михайловна

Статья "Детская журналистика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_zhurnalisty.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Детская журналистика

Разработала старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга»

г.Лесосибирска

Трубицына Татьяна Михайловна

Формирование связной речи – центральная задача речевого развития дошкольников. Основная функция речи – коммуникативная, осуществляющаяся в форме диалога и монолога. На речевых занятиях обучение диалогической речи традиционно протекает в форме беседы, в ходе которой практически усваивается овладение простыми синтаксическими моделями фраз, формируется умение соотносить содержание фразы-высказывания с предметом и темой высказывания. Для решения задач развития диалогической речи целесообразно подбирать такие игровые методы, которые органично впишутся в жизнь ребенка.

Стимулом послужило предложение от Лесосибирской городской телерадиокомпании сделать детскую рубрику, ведущими которой станут дошкольники.

Изучив и проанализировав методическую литературу, журналы, интернет-ресурсы, освещающие вопросы развития диалогической речи дошкольников, мы предположили, что организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также  к построению самостоятельных высказываний и рассуждений.

Педагогами ДОУ был разработан проект «Детская журналистика», организованный на базе МБДОУ «Детский сад №53 «Радуга».

Тип проекта: групповой, творческий.

Срок реализации проекта: долгосрочный.

Участники: дошкольники 5-6 лет, воспитатели, учитель-логопед ДОУ.

Цели:

  • формирование диалогической речи;
  • включение усвоенных детьми элементов языковой системы в непосредственное общение;
  • корректирование звукопроизношения.

Задачи:

  • способствовать использованию невербальных средств общения;
  • сформировать и развить умение общаться в паре, группе, коллективе;
  • развить представление построению самостоятельных высказываний на основе сформированных лексических, грамматических и синтаксических навыков.

В ходе реализации проекта были определены следующие направления:

  • организация пресс-центра «Радуга»;
  • разработка цикла занятий по теме «Детская журналистика»;
  • разработка и организация сюжетно-ролевой игры «Мы – журналисты»;
  • подбор дидактических игр для развития коммуникативных навыков;
  • подбор мастер-классов по изготовлению открыток и поделок к праздникам;
  • организация взаимодействия с родителями;
  • экскурсия в местную городскую газету «Заря Енисея».

В рамках проекта использовались следующие формы работы с детьми:

  • подгрупповые занятия с включением дидактических и словесных игр, практических заданий, элементов интервьюирования; ознакомление с техническими средствами – микрофоном, диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой; встречи-беседы с интересными людьми – журналистами, фотографами, редакторами;
  • выпуск видеосюжетов «Радуга».

Взаимодействие с родителями прошло через следующие мероприятия:

  • участие родителей в сборе и изготовлении практического материала и атрибутики к занятиям;
  • консультирование родителей по теме «Поговорим о диалоге»;
  • ознакомление родителей с циклом коммуникативных игр «Поиграем дома»;
  • разработка памятки для родителей «Обсуди интервью с ребенком»;
  • привлечение родителей к выпуску детских видеосюжетов «Радуга».

Занятия с детьми проводились 2 раза в неделю, в дневное и вечернее время, в помещении, оборудованном  аудио и видеотехникой. Продолжительность занятия – 30 минут.

В проекте принимали участие 10 воспитанников детского сада. Комплектование участников происходило по желанию детей и по согласованию с родителями. Занятия строились в соответствии с личностно-ориентированным подходом к воспитанию детей, что позволило обеспечить их единство с программой  ДОУ. При проведении занятий учитывались принципы: систематичности и последовательности, доступности и наглядности.

Поскольку основной вид деятельности дошкольников – игра, именно в рамках игрового общения формировалась и совершенствовалась речевая активность детей. С этой целью была разработана сюжетно - ролевая игра «Мы - журналисты», которая стала основой проекта «Детская журналистика». В ходе сюжетно-ролевой игры преодолевалась детская застенчивость, повысилась самооценка; ребята осознали собственную значимость. Целью данной игры стало развитие связной диалогической речи, коммуникативности и личностного взаимодействия детей друг с другом. В качестве оборудования к игре были использованы детские компьютеры, кинокамеры, фотоаппараты, микрофоны, диктофоны,  блокноты, карандаши. Такая игра завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Сформировав определенные навыки, вооружившись блокнотами с опорными схемами, картинками-символами ведение диалога, дети учились брать интервью у заведующего детским садом, повара, медицинской сестры, сверстников. Тематика интервью разнообразна:

  • в игровой деятельности
  • путешествие по детскому саду
  • у героев праздника «Масленица»
  • кто самый главный в детском саду?
  • всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит!
  • кто еще работает в нашем саду???
  • поздравляем с 8 Марта!
  • информация для родителей

В ходе предварительной работы дети познакомились с опорными картинками-моделями, картинками-символами, помогающими строить диалог.

Схема-подсказка для ведения диалога в форме интервью

Тема речевого высказывания

Картинка-символ

Варианты речевых обращений

Вход в диалог. Приветствие

Улыбающееся солнце

Здравствуйте!

Добрый день (утро, вечер)!

Мы рады встрече с Вами!

Цель

Микрофон

Разрешите задать Вам несколько вопросов?

Мы хотим побеседовать с Вами о…

Расскажите нам, пожалуйста, о…

Рассказ о работе (профессии)

Руки, развернутые ладонями вверх

Чем Вы занимаетесь?

Что Вы делаете?

Что Вы можете рассказать о своей профессии?

Рабочие инструменты

Рабочие инструменты

Какие инструменты Вам нужны?

Чем Вы работаете?

Расскажите о своих помощниках в работе

Отношение к профессии

Символ сердца

Любите ли Вы свою профессию?

За что Вы любите свою профессию?

Фото на память

Фотоаппарат

Разрешите с Вами сфотографироваться на память

Выход из диалога.

Выражение благодарности.

Прощание.

Рукопожатие

Вы очень интересно рассказали…

Спасибо Вам за рассказ.

Нам понравилось…

По этим картинкам совместно с ребятами подбирались варианты вопросов, которые можно задать. Затем, в процессе самого интервью, ребенок-корреспондент сам выстраивал диалог, имея перед собой зрительную опору в виде картинок-символов.

В рамках проекта для развития коммуникативных навыков дошкольников использовались дидактические и словесные игры: «Не пропусти профессию», «Угадай профессию», «Угадай, о ком я говорю», «Что лишнее?», «Магнитофонный разговор», «Газетный отчет», «Дикторы», «Рассеянный», «Дружеское интервью».

В результате дошкольники в парах перед реальными видеокамерами и журналистами могли поддержать диалог между собой; поздравить мам с наступающим праздником и взять интервью у сверстников в группе, а также провести небольшой мастер-класс с объяснением по изготовлению поделки.

В  ходе реализуемого проекта дети не только приобрели знания норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и стали использовать их в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций, лексический запас пополнился выражениями из словаря речевого этикета.

Итогом реализации проекта стала его презентация в форме видеосюжетов и представление ежемесячного выпуска «Радуга»  от Лесосибирской городской телерадиокомпании. Сюжеты хранятся в архиве данной телерадиокомпании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Журналистика для дошкольников".

Проект проводился с детьми подготовительной группы. итогом нашей работы стал выпуск журнала "Непоседы". Дети сами составляли статьи, составляли рассказы о родителях, жизни, домашних питомцах, о праздн...

Перспективный план работы с детьми в ДОУ по теме "Журналистика"

Данная разработка представляет собой методический материал для работы с детьми на тему "Журналистика" (подготовительная группа). Предназначена для использования в работе педагогов дошкольных учр...

"Детская журналистика - изготовление книг"

К  Вашему вниманию предлагается личный опыт проделанной мной работы по теме «Детская журналистика и изготовление книг» в подготовительной группе детского сада. Идеи, которые предлагаются, могут б...

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Диалогическая речь и детская журналистика

Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики логопедии, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием фо...

Презентация: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности средствами детской журналистики"

Цель работы: Увеличение доли воспитанников старшего дошкольного возраста с высоким уровнем развития диалогической речи путём развития театрализованной деятельности и использования детской журналистики...