Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
рабочая программа (младшая группа)
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу воспитателя группы общеразвивающей направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 111.91 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка»
Дзержинского района
Принято: Утверждаю:
На педагогическом совете Заведующий МАДОУ «Детский сад № 373»
МАДОУ «Детский сад № 373» _________________________Волченко Я.С.
Протокол № ____________ «__» ____________________________2018 г.
«___» ______________2018г.
Согласовано:
Старший воспитатель
______________________Вязникова Н.А.
«_____» _________________2018 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
общеразвивающей группы № 9 «Подсолнух»
для детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет
Срок реализации программы -1 год
Воспитатели:
Ларина М.М.,
Гавриленко О.В.
Новосибирск 2018
Содержание
№ | Содержание разделов | Стр. |
1. | Пояснительная записка. | 2-3 |
1.1 | Цель и задачи реализации программы. | 4 |
1.2 | Принципы и подходы к формированию программы | 5 |
1.3 | Значимые характеристики развития группы детей возраста 3-4 лет | 5-8 |
1.4 | Планируемые результаты освоения программы | 9-10 |
2. | Содержание (или проектирование) образовательного процесса. | |
2.1 | Образовательная область «Физическое развитие» | 10-12 |
2.2 | Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | 12-17 |
2.3 | Образовательная область «Речевое развитие» | 17-20 |
2.4 | Образовательная область « Познавательное развитие» | 21-22 |
2.5 | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | 22-25 |
2.6 | Описание вариативных форм, способов и методов реализации программы | 25-27 |
2.7 | Способы направления поддержки детской инициативы | 27-28 |
2.8 | Приоритетные направления деятельности по реализации программы | 28 |
2.9 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 28-31 |
3. | Организация образовательного процесса | |
3.1 | Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении. Режим дня. Режим двигательной активности | 32 |
3.2 | Учебный план | 32-33 |
3.3 | Расписание ННОД | 33 |
3.4 | Циклограмма вне ОД | 34 |
3.5 | Система закаливающих и оздоровительных мероприятий | 35 |
3.6 | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий. | 35-36 |
3.7 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 36-37 |
3.8 | Программно-методическое обеспечение образовательного процесса | 37-38 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с ФГОС ДО и на основе основной общеобразовательной программы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 373 комбинированного вида «Скворушка» города Новосибирска, которая обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования. Она направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей.
Методологической и теоретической основой определения содержания рабочей программы дошкольного образования являются международно-правовые акты, а также законодательные и нормативные правовые документы Российской Федерации в области образования:
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации».
- СанПиН 2.4.1.3049-13.
- ФГОС ДО.
Временная продолжительность и срок реализации программы
Настоящая рабочая программа рассчитана на один учебный год - с 1 сентября - 31 мая.
Режим работы – пятидневный, с 7.00 до 19.00, выходные дни -суббота, воскресенье. МАДОУ «Детский сад № 373» работает в условиях полного 12-ти часового рабочего дня. Группа функционирует в режиме 5-ти дневной недели. Реализуемая программа строится на принципе личностно–ориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми.
1.1 Цель программы:
Создание условий для полноценного развития личности детей 3-4 лет с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях по основным направлениям: познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому развитию воспитанников в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- Осуществлять необходимую коррекцию воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- Создавать условия для обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Создать условия для обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- Создать условия для обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.2 Принципы и подходы к реализации программы
Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
5. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
6.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
7.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
8.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
9.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
1.3 Значимые характеристики развития группы детей в возрасте 3-4 лет. Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет
Физическое развитие
3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны; ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
Ребенок с 3-4-х лет владеет элементарными гигиеническими навыками самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки, игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде, прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-личностное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности: он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь, утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения. Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью, неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
Познавательно-речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво, кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным языком характеризуется использованием основных грамматических категорий (согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 3-4 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, делают аппликацию из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4 годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы, петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах (барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических и художественных способностей.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы.
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Для определения промежуточных результатов используются мониторинги, которые проводятся два раза в год – октябрь, май.
2. Содержание (или проектирование) образовательного процесса.
2.1. Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: гармоничное физическое развитие детей 3-4 лет и формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Задачи:
1).Оздоровительные:
- охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- воспитание культурно гигиенических навыков;
- повышение работоспособности и закаливание.
2).Образовательные:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие физических качеств;
- овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.
3).Воспитательные:
- формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;
- разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое.
Направления физического развития:
- Приобретение детьми опыта в двигательной деятельности:
- связанной с выполнением упражнений;
- направленной на развитие таких физических качеств как координация и гибкость;
- способствующей правильному формированию опорно- двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики;
- связанной с правильным, не наносящим вреда организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны).
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
- Принципы физического развития:
- Дидактические:
- систематичность и последовательность;
- развивающее обучение;
- доступность;
- воспитывающее обучение;
- учет индивидуальных и возрастных особенностей;
- сознательность и активность ребенка;
- наглядность.
- Специальные:
- непрерывность;
- последовательность наращивания тренирующих воздействий; цикличность.
- Гигиенические:
- сбалансированность нагрузок;
- рациональность чередования деятельности и отдыха;
- возрастная адекватность; оздоровительная направленность всего образовательного процесса;
- осуществление личностно- ориентированного обучения и воспитания.
Методы физического развития:
- Наглядные:
- наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
- тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).
- Словесные:
- объяснения, пояснения, указания;
- словесная инструкция, показ
- Практические:
Повторение упражнений без изменения и с изменениями.
Повторение упражнений в игровой форме.
Система физкультурно-оздоровительной работы
Задачами физкультурно- оздоровительной работы с младшими дошкольниками выступают:
1) формирование у детей потребности в двигательной активности, развитие интереса к участию в совместных подвижных играх и физических упражнениях;
2) развитие у детей физических качеств – скоростных, силовых, а также выносливости, координации, гибкости;
3) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
4) формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.
Двигательный режим в течение дня
|
| Оздоровительные и профилактические мероприятия:
Игры- тренинги на подавление отрицательных эмоций Коррекция поведения
Курс лекций и бесед для родителей. | |
Организация рационального питания:
| Создание условий для двигательной деятельности: | ||
Вид двиг. акт. | Необходимые условия | ||
Движения во время бодрствования | оборудование зала (спортинвентарь) спортивные уголки в группах наличие прогулочных площадок одежда, не стесняющая движение игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению; | ||
Подвижные игры | знание правил игры; картотека игр;- атрибуты; | ||
Движения под музыку | музыкальное сопровождение | ||
Утренняя гимнастика | знание воспитателями комплексов гимнастики; наличие места для гимнастики после сна; наличие массажных дорожек |
2.2 Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
- Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
- Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Направления:
- Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей.
- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
- Трудовое воспитание.
- Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований:
- действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления;
- наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений;
- игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно
она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться; - необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми.
Принципы руководства сюжетно-ролевой игрой:
- Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
- На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
- На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Руководя сюжетно-ролевой игрой, педагог должен помнить:
- об обязательном общении с детьми: диалогическом общении, полилогическом общении, предполагающем диалог с несколькими участниками игры одновременно (во время многоотраслевого сюжетного построения) и воспитывающем полифоничное слуховое восприятие;
- создании проблемных ситуаций, позволяющих стимулировать творческие проявления детей в поиске решения задачи.
Важно способствовать развитию игры, используя прямые (предполагают «вмешательство» взрослого в виде прямого показа и руководства деятельностью) и косвенные (предполагают ненавязчивое побуждение к деятельности) воздействия на игру и играющих.
Труд
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
- Воспитание в детях уважительного отношения к труженику и результатам его труда, желания подражать ему в своей деятельности, проявлять нравственные качества. (Решение этой задачи должно привести к развитию осознания важности труда для общества).
- Обучение детей трудовым умениям, навыкам организации и планирования своего труда, осуществлению самоконтроля и самооценки. (Решение этой задачи должно привести к формированию интереса к овладению новыми навыками, ощущению радости от своих умений, самостоятельности).
- Воспитание нравственно-волевых качеств (настойчивости, целеустремленности, ответственности за результат своей деятельности), привычки к трудовому усилию. (Это должно привести к формированию у детей готовности к труду, развитию самостоятельности).
- Воспитание нравственных мотивов деятельности, побуждающих включаться в труд при необходимости. (Действие этих мотивов должно вызывать у ребенка активное стремление к получению качественного результата, ощущению радости от собственного труда).
- Воспитание гуманного отношения к окружающим: умения и желания включаться в совместный труд со сверстниками, проявлять доброжелательность, активность и инициативу, стремление к качественному выполнению общего дела, осознания себя как члена детского общества.
Виды труда:
- самообслуживание
- хозяйственно-бытовой труд
- труд в природе
- Ознакомление с трудом взрослых.
Формы организации трудовой деятельности:
- Поручения:
- простые и сложные;
- эпизодические и длительные;
- коллективные.
- Коллективный труд
Типы организации труда детей
- Труд рядом.
- Совместный труд.
Формы работы с детьми по образовательной области
«Социально - коммуникативного развития»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
1. Развитие игровой деятельности * Сюжетно-ролевые игры * Подвижные игры * Театрализованные игры * Дидактические игры | Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, видеоинформация, досуги, праздники, обучающие игры, досуговые игры, народные игры. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей | В соответствии с режимом дня детей с 3-4 лет | Игры-экспериментирование Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Внеигровые формы: самодеятельность дошкольников; изобразительная деят-ть; труд в природе; экспериментирование; конструирование; бытовая деятельность; наблюдение |
2 . Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | Беседы, обучение, чтение худ. литературы, дидактические игры, игровые занятия, сюжетно ролевые игры,игровая деятельность(игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, пальчиковые игры) | Индивидуальная работа во время утреннего приема (беседы, показ); Культурно-гигиенические процедуры (объяснение, напоминание); Игровая деятельность во время прогулки (объяснение, напоминание) | Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, самообслуживание |
3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности * образ Я * семья, детский сад * родная страна | Игровые упражнения, познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение рассказ экскурсия | Прогулка Самостоятельная деятельность Тематические досуги Труд (в природе, дежурство) | сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры |
основ собственной безопасности *ребенок и другие люди *ребенок и природа *ребенок дома *ребенок и улица | Беседы, обучение, Чтение Объяснение, напоминание Упражнения, Рассказ Продуктивная Деятельность Рассматривание иллюстраций Рассказы, чтение Целевые прогулки | Дидактические и настольно-печатные игры; Сюжетно-ролевые игры Минутка безопасности Показ, объяснение, бучение, напоминание | Рассматривание иллюстраций Дидактическая игра Продуктивная деятельность Для самостоятельной игровой деятельности разметка дороги вокруг детского сада, Творческие задания, Рассматривание Иллюстраций, Дидактическая игра, Продуктивная деятельность |
7.1. Самообслуживание | Напоминание, беседы, потешки Разыгрывание игровых ситуаций | Показ, объяснение, обучение, наблюдение. Напоминание Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания | Дидактическая игра Просмотр видеофильмов |
Упражнение, беседа, объяснение, поручение Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг | Показ, объяснение, обучение, напоминание Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому. | Рассказ, потешки Напоминание Просмотр видеофильмов, Дидактические игры | |
Чтение художественной литературы Поручения, игровые ситуации, Досуг | Объяснение, обучение, напоминание Дидактические и развивающие игры | Дидактические игры, рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры | |
7.2. Хозяйственно-бытовой труд | Обучение, наблюдение поручения, рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов | Обучение, показ, объяснение, Наблюдение. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий | Продуктивная деятельность, поручения, совместный труд детей |
Обучение, поручения, совместный труд, дидактические игры, продуктивная деятельность Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов | Обучение, показ, объяснение напоминание Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения к своему труду и труду других людей | Творческие задания, дежурство, задания, поручения совместный труд детей | |
7.3. Труд в природе | Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы | Показ, объяснение, обучение наблюдение Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе. Наблюдение, как взрослый ухаживает за растениями и животными. Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными | Продуктивная деятельность, тематические досуги |
Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра Просмотр видеофильмов | Показ, объяснение, обучение напоминания Дидактические/сенсорные и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными, уголка природы Выращивание зелени для корма птиц в зимнее время. Подкормка птиц Работа на огороде и цветнике | Продуктивная деятельность, ведение календаря природы совместно с воспитателем, тематические досуги | |
7.4. Формирование первичных представлений о труде взрослых | Наблюдение, целевые прогулки, рассказывание, чтение. Рассматривание иллюстраций | Дидактические игры, Сюжетно-ролевые игры, чтение, закрепление | Сюжетно-ролевые игры, обыгрывание, дидактические игры. |
2.3 Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Задачи:
- Овладение речью как средством общения и культуры.
- Обогащение активного словаря.
- Развитие связной, грамматически правильной диалоговой и монологической речи.
- Развитие речевого творчества.
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
- Формирование звуковой аналитико-синтенической активности как предпосылки обучения грамоте.
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Основные направления работы по развитию речи детей 3-4 лет.
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания,
с ситуацией, в которой происходит общение. - Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
- Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи.
- Наглядные:
- непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
- опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
- Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- общая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Практические:
- дидактические игры;
- игры-драматизации, инсценировки,
- дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи:
- Общение взрослых и детей.
- Культурная языковая среде.
- Обучение родной речи в организованной деятельности.
- Художественная литература.
- Изобразительное искусство, музыка, театр.
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.
Цель: Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книг).
Задачи.
- Вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщения к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний
- Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
Формы работы:
- Чтение литературного произведения.
- Рассказ литературного произведения.
- Беседа о прочитанном произведении.
- Обсуждение литературного произведения.
- Инсценировка литературного произведения. Театрализованная игра.
- Игра на основе сюжета литературного произведения.
- Продуктивная деятельность по мотивам прочитанного.
- Ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову
- Ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.
- В отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей, а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
- Создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.
Формы работы с детьми
по образовательной области «Речевое развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
1.Развитие свободного общения со взрослыми и детьми | -Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). - Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. - Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные) - Сюжетно-ролевая игра. - Игра-драматизация. - Работа в книжном уголке - Чтение, рассматривание иллюстраций - Сценарии активизирующего общения. - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. | - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, уточнение напоминание) - формирование элементарного реплицирования. - Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. - Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Тематические досуги. | - Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) - Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). - Игра-драматизация с использованием разных видов театров (театр на банках, ложках и т.п.) - Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) |
2.Развитие всех компонентов устной речи | - Артикуляционная гимнастика - Дид. Игры, Настольно-печатные игры - Продуктивная деятельность - Разучивание стихотворений, пересказ - Работа в книжном уголке - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - обучению пересказу по серии сюжетных картинок, по картине | Называние, повторение, слушание - Речевые дидактические игры. - Наблюдения - Работа в книжном уголке; Чтение. Беседа - Разучивание стихов | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. Словотворчество |
3.Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) | -Сюжетно-ролевые игры -Чтение художественной литературы -Досуги | Образцы коммуникативных кодов взрослого. Освоение формул речевого этикета (пассивное) | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. |
4.Формирование интереса и потребности в чтении | Подбор иллюстраций Чтение литературы. Подвижные игры Физкультурные досуги Заучивание Рассказ Обучение Экскурсии Объяснения | Физкультминутки, прогулка, прием пищи Беседа Рассказ чтение Д/и Настольно-печатные игры Игры-драматизации, | Игры Дид игры Театр Рассматривание иллюстраций Игры Продуктивная деятельность Настольно-печатные игры Беседы Театр |
2.4 Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Задачи:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- Формирование познавательных действий, становление сознания.
- Развитие воображения и творческой активности.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.
Развитие элементарных математических представлений
Цель: интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.
Развивающие задачи РЭМП
- Формировать представление о множестве.
- Формировать геометрические представления.
- Формировать представление о преобразованиях (временные представления, представления об изменении количества, об арифметических действиях).
- Развивать сенсорные возможности детей с 3-4 лет.
- Формировать навыки выражения количества через число (формирование навыков счета и измерения различных величин
- предпосылки творческого продуктивного мышления.
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
- Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
- Демонстрационные опыты.
- Сенсорные праздники на основе народного календаря.
Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
1.Формирование элементарных математических представлений * количество и счет * величина * форма * ориентировка в пространстве * ориентировка во времени. | Интегрированная деятельность Упражнения Игры (дидактические, подвижные, сенсорные) Рассматривание предметов(мл. гр.) Наблюдение (мл. гр.) Чтение (мл. гр.) Досуг | Игровые упражнения Напоминание Объяснение Рассматривание (мл. гр.) Наблюдение (мл. гр.) | Игры (дидактические, развивающие, сенсорныеподвижные) |
2. Детское эксперименти-рование | Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Игры экспериментирования Простейшие опыты | Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Наблюдение на прогулке Развивающие игры | Игры (дидактические, развивающие, подвижные, сенсорные) Игры-экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта в его практическую деятельность: предметную, продуктивную, игр) |
3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора * предметное и социальное окружение * ознакомление с природой | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Целевые прогулки Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии Ситуативный разговор Рассказ, Беседы Экологические, досуги, праздники. | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Рассматривание Наблюдение Труд в уголке природе Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Экскурсии, Рассказ, Беседа | Сюжетно-ролевая игра Игровые обучающие ситуации Дидактические сенсорные игры Игры с правилами Рассматривание Наблюдение Игра-экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры |
2.5 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
- Становление эстетического отношения к окружающему миру.
- Формирование элементарных представлений о видах искусства.
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.
- Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Задачи художественно-эстетического развития в младшем дошкольном возрасте:
- Эстетическое восприятие мира природы:
- Побуждать детей наблюдать за окружающей живой природой, всматриваться, замечать красоту природы.
- Обогащать яркими впечатлениями от разнообразия красоты природы.
- Воспитывать эмоциональный отклик на окружающую природу.
- Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться, видеть красоту вокруг себя.
- Эстетическое восприятие социального мира:
- Дать детям представление о том, что все люди трудятся.
- Воспитывать интерес, уважение к труду, людям труда.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему предметному миру.
- Формировать интерес к окружающим предметам.
- Уметь обследовать их, осуществлять простейший сенсорный анализ, выделять ярко выраженные свойства, качества предмета.
- Различать эмоциональное состояние людей. Воспитывать чувство симпатии к другим детям.
- Художественное восприятие произведений искусства:
- Развивать эстетические чувства, художественное восприятие ребенка.
- Воспитывать эмоциональный отклик на произведения искусства.
- Учить замечать яркость цветовых образов изобразительного и прикладного искусства.
- Учить выделять средства выразительности в произведениях искусства.
- Дать элементарные представления об архитектуре.
- Учить делиться своими впечатлениями со взрослыми, сверстниками.
- Формировать эмоционально-эстетическое отношение ребенка к народной культуре.
- Художественно-изобразительная деятельность:
- Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, к образному отражению увиденного, услышанного, прочувствованного.
- Формировать представления о форме, величине, строении, цвете предметов, упражнять в передаче своего отношения к изображаемому, выделять главное в предмете и его признаки, настроение.
- Учить создавать образ из округлых форм и цветовых пятен.
- Учить гармонично располагать предметы на плоскости листа.
- Развивать воображение, творческие способности.
- Учить видеть средства выразительности в произведениях искусства (цвет, ритм, объем).
- Знакомить с разнообразием изобразительных материалов.
Детское конструирование
Виды детского конструирования:
- Из строительного материала.
- Из деталей конструкторов.
Формы организации обучения конструированию:
- Конструирование по показу.
Взаимосвязь конструирования и игры:
- Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение.
Формы работы с детьми по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие»
Содержание | Совместная деятельность | Режимные моменты | Самостоятельная деятельность |
продуктивной деятельности
детского творчества 3. Приобщение к изобразительному искусству | Наблюдения по ситуации Занимательные показы Индивидуальная работа с детьми Рисование Аппликация Лепка Сюжетно-игровая ситуация Выставка детских работ Конкурсы Интегрированные занятия | Интегрированная детская деятельность Игра Игровое упражнение Проблемная ситуация Индивидуальная работа с детьми | Самостоятельная художественная деятельность Игра Проблемная ситуация Игры со строительным материалом Постройки для сюжетных игр |
приобщение к музыкальному искусству *Слушание * Пение * Песенное творчество * Музыкально-ритмические движения * Развитие танцевально-игрового творчества * Игра на детских музыкальных инструментах | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; Игры, хороводы - Рассматривание портретов композиторов (ср. гр.) - Празднование дней рождения | Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - в продуктивных видах деятельности - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряжения, ТСО. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии Импровизация танцевальных движений в образах животных, Концерты-импровизации Игра на шумовых музы-кальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дид. игры |
2.6 Описание вариативных форм, методов и средств их реализации
Направления развития и образования детей | Формы работы | Регламент работы |
Физическое развитие |
|
|
Социально-коммуникативное развитие |
|
|
Речевое развитие |
|
|
Познавательное развитие |
|
|
Художественное – эстетическое развитие |
классической, детской музыки
|
|
2.7 Способы направления поддержки детской инициативы
Модель поддержки детской инициативы
Тип образовательной ситуации | Предметно-игровая | Сюжетно-игровая | |
Содержание базового образовательного процесса | Многообразная предметная среда, определяющая исследовательскую активность ребенка, его предметно-игровые действия. Содержание культурных практик, формирующих культурные средства – способы действия. | Адекватные дошкольному возрасту культурные практики при ведущей роли игровой деятельности, формирующие представления о целостной деятельности, нормах совместной деятельности, об окружающем мире. | |
Содержание деятельности | Позиция | «Я есть мы» | «Я как ты» |
Действия дошкольник | Изображает роль действием с предметами. Исследует новые предметы в действии Подражает взрослому сотрудничает с ним, выполняет его задания | Моделирует в сюжетной игре деятельность и отношения взрослых. Исследует природный и социальный мир. Сотрудничает со сверстниками. | |
Смысл действий дошкольника | Реализация собственных побуждений к действиям, стремление действовать «как взрослый», заслужить одобрения близкого взрослого. | Стремление войти в мир взрослых, проникнуть в мотивы деятельности взрослых. | |
Содержание совместной образовательной деятельности | Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли взрослого | Свободная деятельность ребенка и совместная партнерская деятельность взрослого с детьми при ведущей роли взрослого | |
Содержание деятельности педагога | Позиция | Партнер-модель | Партнер-сотрудник |
Действия педагога | Создает насыщенную предметную среду. Направляет активность детей на культурные практики. Инициирует совместные действия и занятия по освоению культурных средств– способов действия | Проявляет заинтересованность в деятельности детей совместной деятельности включается во взаимодействие с детьми в культурных практиках, обсуждении результатов действий | |
Смысл действий педагога | Перевод ненаправленной активности детей в русло культурных практик вовлечение детей в основные формы совместной деятельности | Актуализация творчества детей, оснащение образовательным содержанием основных форм совместной деятельности |
2.8. Приоритетные направления деятельности по реализации вариативной части ООПДО
Познавательное развитие детей:
Вариативная программа «Маленькие почемучки». Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет.
Цель программы: создание условий для развития познавательных способностей детей 3-4 лет.
Задачи программы:
• Дать детям представления о различных природных объектах (воздух, вода, почва);
• Формировать познавательную активность детей при проведении исследовательской деятельности (простейшие опыты, эксперименты, наблюдения);
• Формировать представления о взаимосвязях живых организмов в разных экосистемах;
• Воспитывать правильное поведение в природе.
Проводится 4 раза в месяц.
Речевое развитие
Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников», М, «Сфера», 2017г.
Основными задачами программы является:
- Развивать связную речь;
- Воспитывать звуковую культуру речи;
- Формировать грамматический строй речи;
- Развивать образную речь и знакомить с художественной литературой;
- Развивать коммуникативные способности.
Программа включена в перспективное и календарное планирование (занятия, речевые игры, ознакомление с художественной литературой, артикуляционная и дыхательная гимнастика).
2.9 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Цель: активное вовлечение семьи в образовательный процесс на основе лучших традиций семейного воспитания.
Задачи:
- повышение уровня психолого-педагогических компетентностей родителей;
- повышение роли отца в воспитании ребенка;
- формирование доверительных партнерских отношений педагог – родитель;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта;
- создание условий для активного участия родителей в жизни ДОУ.
Перспективный план взаимодействия с родителями – Приложение 6
Формы взаимодействия с семьями воспитанников
Образовательная область | Формы взаимодействия с семьями воспитанников |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Речевое развитие |
|
Художественно- эстетическое развитие |
|
Познавательно-речевое развитие |
|
3.Организация образовательного процесса
3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | МЛАДШАЯ ГРУППА (С 3-4 Л.) |
приём, осмотр детей, индивидуальная работа | 7.00 – 8.10 |
утренняя разминка | 8.10 – 8.20 |
подготовка к завтраку, завтрак | 8.20 – 8.50 |
самостоятельная деятельность | 8.50 – 9.00 |
непосредственно образовательная деятельность 1 перерыв непосредственно образовательная деятельность 2 | 9.00 – 9.15 9.15 – 9.25 9.25 – 9.40 |
подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки | 9.40 – 12.00 |
обед | 12.00 – 12.40 |
подготовка ко сну | 12.40 – 12.50 |
дневной сон | 12.50 – 15.00 |
подъём, бодрящая гимнастика, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры | 15.00 – 15.25 |
полдник | 15.25 – 15.50 |
факультативная/ самостоятельная/ игровая деятельность, игры, труд, чтение, кружки, свободное «клубное» время | 15.50 – 16.30 |
Подготовка к прогулке | 16.30-17.50 |
Возвращение с прогулки | 17.50-18.15 |
подготовка к ужину, ужин | 18.15-18.45 |
Самостоятельная деятельность, уход домой | 18.45– 19.00 |
Двигательный режим
Режимные моменты | 3-4 года |
| Ежедневно 30 — 40 мин |
| Ежедневно 5-6 мин из 5-6 общеразвивающих упражнений |
| 3 раза в неделю по 15 мин. |
| 1 раз в неделю |
| 1-3 мин. |
| 2 раза в неделю |
| 1ч |
| — |
| 5-10 мин. |
| 20—30 мин ежедневно, индивидуально |
| 1 раз в неделю 20 мин. |
| Целенаправленное обучение педагогом не реже 1 раза в неделю на физкультурном занятии на прогулке (фронтально и по подгруппам) |
| — |
3.2 Учебный план
Инвариантная часть учебного плана воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе составлена на основе Основной Образовательной Программы ДОУ и обеспечивает обязательный объем знаний, умений, навыков детей дошкольного возраста.
С детьми второй младшей группы с сентября по май проводится 11 занятий в неделю длительностью 15 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Образовательные области | Образовательная нагрузка |
Познавательное развитие (формирование представлений об окружающем, познавательно-исследовательская деятельность) | 1 раз в 2 недели по 15 минут |
Познавательное развитие (развитие математических представлений) | 1 раз в неделю по 15 минут |
Речевое развитие | 1 раз в неделю по 15 минут |
Физическое развитие | 3 раза в неделю по 15 минут |
Художественно-эстетическое развитие (восприятие художественной литературы) | ежедневно |
Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) | 2 раза в неделю по 15 минут |
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность) | 2 раза в неделю по 15 минут |
Художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) | 1 раз в неделю по 15 минут |
Социально-коммуникативное развитие | В совместной деятельности в ходе режимных моментов |
Количество НОД в неделю | 11 |
Вариативная часть | 1 раз в 2 недели по 15 минут |
Объем недельной образовательной нагрузки | 2 часа 45 минут |
3.3. Расписание непосредственной образовательной деятельности
Время | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
9.00-9.15 | Познание. Ознакомление с социальным и предметным миром | Познание. ФЭМП | Развитие речи | Художественно- эстетическое развитие Музыка | Физическая культура |
9.25-9.40 | Художественно- эстетическое развитие Музыка | Физическая культура | Художественно- эстетическое развитие. Лепка/аппликация | Познание. Ознакомление с миром природы/конструирование | Художественно- эстетическое развитие Рисование |
9.50- 10.05 | Физическая культура на воздухе |
3.4 Циклограмма вне образовательной деятельности
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | 1. Беседа 2.Д/и (сенсорное развитие) 3.Работа в книжном уголке. 4. Индивидуальная работа по развитию речи. 5. игры-забавы | 1. Упражнения с элементами звукоподражания 2. Д/и (мелкая. моторика). 3.Чтение, рассказывание 4.самостоятельная игровая деятельность. | 1. Наблюдения за комнатными растениями, опыты, труд. 2. Игры на развитие речевого дыхания. 3. Индивидуальная работа (мелкая моторика) | 1. Беседа 2.Индивидуаль ная работа (развитие речи) 3. Д/и (музыкальные игры) 4.строительные игры | 1. Д/и на развитие речевого дыхания. 2. Сюжетные игры. 3.Игры-забавы 4.занятие в изоуголке |
Прогулка | Наблюдение за неживой природой Трудовые поручения 3.Индивидуальная работа | Наблюдение за живой природой. Индивидуальные поручения. Трудовые поручения. п/игры самост. деят-ть | Наблюдениями за явлениями общественной жизни Трудовые поручения 3.П/и(ориентировка пространстве. Инд.работа. Самостоят-ая деят-ть. | Целевая прогулка Индивидуальные поручения. Индивид работа. Самост-ая игровая деят-ть, п\игры (метание) | Наблюдение За живой природой Трудовые поручения. Инд. работа. Самост-ая игровая деят-ть. |
Вечер | 1.Сюжетно- ролевая игра. 2.Совместная деятельность в уголке изобразитель ной деятельности. 3. Наблюдения за комнатными растениями. 4. Индивидуальная работа по сенсорному развитию | 1.Сюжетно- ролевая игра. Работа в физкультурном уголке. 3. Индивидуальная работа. 4. Строительные игры. 5. Игры в уголке ряжения. | 1.Сюжетно- ролевая игра. 2. развлечения, досуги. 3. Игры с игрушками на развитие мелкой моторики. 4. Самост-ая худ. деят-ть | 1.Сюжетно- ролевая игра. 2. Игры в уголке ряжения. 3. работа в уголке природы. 4. рассматривание иллюстраций. | 1.Сюжетно- ролевая игра. 2.Совместная деятельность в уголке изобразитель ной деятельности. 3. Хозяйственно-бытовой труд. 4. Строительные игры. |
3.5 Система закаливающих и оздоровительных мероприятий
Содержание организация режима | Периодичность выполнения | Ответственный исполнитель |
Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлений жалоб родителей. | Ежедневно | Воспитатель |
Утренний приём и гимнастика на свежем воздухе. | ||
Создание комфортного режима | Ежедневно | Воспитатель |
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. | Ежедневно | Воспитатель |
Организация двигательного режима | ||
Утренняя гимнастика | Ежедневно 5мин. | Воспитатель |
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю по 10мин. | Воспитатель |
Подвижные игры: сюжетные; бессюжетные; игры-забавы; соревнования | Ежедневно не менее двух игр по 7-10 мин | Воспитатель, |
Физкультминутки | Ежедневно во время занятий | Воспитатель |
3.6 Особенности традиционных событий и праздников
Сентябрь
- Вечер развлечений «Мои любимые игрушки»
2. Вечер развлечений «Весёлый огород»
Октябрь
1. Общесадовское мероприятие «Праздник Осени»
2. Физкультурное мероприятие «Весёлые старты»
Ноябрь
1. Общесадовское мероприятие «День Матери»
Декабрь
1. Общесадовское мероприятие праздник «Новогодняя сказка»
2. Развлечение «Рождество в детском саду»
Январь
1. Вечер загадок «Предметы бывают разные – опасные и безопасные»
2. Физкультурное мероприятие «Зимняя спартакиада»
Февраль
1. Общесадовское мероприятие «День Защитников Отечества»
Март
1. Концерт для мам, бабушек и сестрёнок.
2. Общесадовское мероприятие «Проводы Зимы»
Апрель
1. Презентация «День Космонавтики»
2. Праздник «Весенние забавы»
Май
1. Общесадовское мероприятие «День Победы»
2. Досуг «На улицах города» (ОБЖ)
3.7. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Материально-технические условия реализации Программы включают в себя требования:
- определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами нормативами;
- определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
К средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
- ДОУ созданы все условия для разностороннего развития детей с 3-х до 4
лет, а именно:
- имеется материально-техническая база и предметно-развивающая среда для создания комфортных условий и гармоничного развития детей;
Организация пространства позволяет воспитанникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Наш детский сад достаточно оснащен оборудованием для организации разнообразных видов детской деятельности, как в помещениях, так и на участке, что обеспечивает благоприятные условия для совместной и индивидуальной активности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
2.8. Информационно-методическое обеспечение программы
Образовательная область | Методические пособия | Наглядно-дидактические пособия |
«Социально-коммуникативное развитие» | Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 144 с. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3–7 лет. | Серия «Рассказы по картинкам»:
Серия «Уроки для самых маленьких»:
Серия «Мир в картинках»:
«Детям о правилах пожарной безопасности» (форма А3).Художник Ю.К. Школьник. |
«Познавательное развитие» | Дыбина О.В.Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009.-64 с. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 48с. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет.
| Серия «Для дошкольников»:
Серия «Уроки для самых маленьких»:
Серия «Мир в картинках»:
Серия «Рассказы по картинкам»:
Серия «Мир вокруг нас»:
Серия «Школа семи гномов»
Серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи»
Большие плакаты:
|
«Речевое развитие» | Гербова В.В.Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 96с., цв. вкл. Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников», М, «Сфера», 2017г. | Серия «Рассказы по картинкам»
|
«Художественно-эстетическое развитие» | Колдина Д.Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-56 с., цв. вкл. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-50 с., цв. вкл. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013.-48 с., цв. вкл. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.:Мозаика-Синтез, 2009. – 96 с., цв. вкл. | Серия «Мир в картинках»:
|
«Физическое развитие» | Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа». — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010. | Серия «Рассказы по картинкам»:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой
Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
Рабочая программа по развитию детей второй младшей группы разработана в соответствии с ООП МБДОУ – детского сада№3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.Рабочая программа по развитию дет...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы
Рабочая программа для воспитателей речевой второй младшей группы...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по программе "ОТ рождения до школы"
Программа составлена с учетом 10-ти часового рабочего дня...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы с использованием программы 2100
Рабочая программавоспитателявторой младшей группы «Радуга» Санкт-Петербургана 2018-2019 г. Воспитатели:Ник...
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы по образовательной программе дошкольного образования МОЗАИКА с учётом ФГОС ДО.
Рабочая программа воспитателя....