Исследовательский проект "Мыльная история"
проект (старшая группа)

Сахно Алёна Викторовна

Исследовательский проект "Мыльная история" (изготовление мыла в домашних условиях)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mylnaya_istoriya_111.doc401.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

        

Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ

Педагогический проект

«Мыльная история»

                                                                                  Участники проекта:

                                                                                          дети старшей группы№1:

                                                                          Пипченко Иван,

                                                                  Лата Мария

                                                           

                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                            Сахно Алёна Викторовна,

                                                                                    воспитатель МКДОУ

                                                                                        детский сад «Теремок»

                                                                                      База исследования:

                                                                                 с. Родино МДОУ

                                                                             д.с. «Теремок»

с. Родино 2014


Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………..…….3
  2. Паспорт проекта……………………………………………………….…..4
  3. Стратегия проекта…………………………………………………….…...6
  4. План реализации проекта……………………………………………..…..7
  5. Заключение……………………………………………………………….20
  6. Литература………………………………………………………………..21
  7. Приложение………………………………………………………………22

Введение.

Все дети очень любят играть. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, делают первые открытия, учатся общаться. Работая с детьми дошкольного возраста, большое внимание мы уделяем сенсорным и моторным играм, делая акцент на знакомство детей со свойствами различных веществ. Сенсорные игры дают ребенку опыт экспериментальной деятельности с такими природными материалами, как песок, глина, вода и др. Данные игры способствуют развитию сенсорной системы ребёнка: зрения, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Решение задач сенсорного развития, овладения навыками экспериментальной деятельности осуществляется в проектной деятельности. Для расширения представлений детей об окружающем мире, дальнейшего вовлечения детей в проектную деятельностью, был разработан проект по знакомству с нетрадиционным материалом – мылом. Тема проекта соответствует возрастным особенностям, имеющимся опытом, сформированным знаниям и умениям детей старшей группы детского сада.


Паспорт проекта

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Продолжительность проекта: краткосрочный (февраль 2014 г)

Ориентированность проекта: дети старшего дошкольного возраста

Актуальность работы состоит в том, что каждый день, находясь дома, в гостях, в детском саду, мы слышим фразу: «Мойте руки с мылом». А зачем мыть руки именно с мылом, что такое мыло, и как оно появилось в нашей жизни мы никогда не задумываемся.

Объект исследования: мыло.

Предмет исследования: свойства мыла.

Цель: Создание условий для исследовательской деятельности и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки проекта «Мыльная история» путем совершенствования знаний детей в рамках образовательной области «Здоровье».

Задачи работы:

•        Познакомить детей с историей происхождения мыла.

•        Изучить свойства мыла и зависимость этих свойств от его состава.

•        Получить мыло с определенными свойствами в домашних условиях.

•        развивать интерес и самостоятельность в работе, делать умозаключения.

•        подготовить выставку мыла.

В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой свойства мыла зависят от его состава.

Методы исследования:

  1. Поиск информации в энциклопедии и ресурсах интернета.
  2. Опрос сотрудников МКДОУ д. с. «Теремок».
  3. Экспериментальная деятельность:
  • эксперимент № 1 «Изучение свойств разных видов хозяйственного мыла»;
  • эксперимент № 2 «Изучение свойств разных видов туалетного мыла».
  1. Практическая деятельность «Изготовление мыла с разным составом в домашних условиях».

Предполагаемый результат:

Пополнение знаний детей об истории возникновения мыла, о его видах и свойствах.

 Изготовление мыла ручной работы в домашних условиях.

Инновационные идеи: 

Проект отличает то, что знакомство с мылом и его свойствами происходит через комплекс мероприятий: беседы, опросы, эксперименты, практическую деятельность. Эксперименты по мыловарению в нашем ДОУ проводились впервые.

Продукт проектной деятельности:

Коллекция самоваренного мыла

Презентация проекта:

презентация проекта «Мыльная история» на II окружном конкурсе исследовательских проектов дошкольников и младших школьников «Юный Знайка», с демонстрацией коллекции мыла, изготовленного детьми в домашних условиях.


Стратегия проекта:

  1. Подготовительный:
  1. Определение темы проекта.
  2. Сбор информации по вопросам мыловарения: ознакомление с энциклопедическим материалом по данной теме; получение знаний с помощью компьютерной сети Интернет; обращение к консультантам магазина в отделе бытовой химии в данной области
  1. Проектировочный (разработка проекта):
  1. Разработка плана проекта.
  2. Создание родительского комитета, участники которого будут принимать активное участие в реализации проекта.
  3. Мотивирование родителей, распределение заданий внутри родительского комитета.
  1. Практический:
  1. Подготовка и проведение экспериментов по изучению свойств мыла.
  2. Организация и проведение опытно-экспериментальной деятельности по мыловарению в домашних условиях.
  3. Подготовка выставки мыла в детском саду «Да здравствует мыло душистое!!!»
  1. Заключительный (подведение итогов):

1. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

2. Презентация проекта.


План реализации проекта.

Что такое мыло?

Мыло – жидкий или твердый продукт, содержащий поверхностно-активные вещества, в соединении с водой используемое либо как косметическое средство – для очищения и ухода за кожей (туалетное мыло); либо как средство бытовой химии – моющего средства (мыло хозяйственное).

История возникновения мыла

Мыло получило свое название от древнеримской горы Сапо. Когда-то на этой горе древние римляне совершали свои жертвоприношения. Саму же гору Сапо можно считать местом производства натурального мыла. Происходило это следующим образом. На горе после сжигания жертвы скапливался жир животного, который смешивался с золой от костра. Потоки дождя смывали эту массу в реку Тибр – место стирки белья. Со временем жители заметили, что при помощи смеси жира и золы белье лучше отстирывалось. Так появилось мыло.

Опрос сотрудников детского сада: «Каким мылом Вы пользуетесь чаще всего и почему?»

 Цель: изучить виды и свойства мыла.

 Ольга Валерьевна (медсестра):

 -Для рук использую крем-мыло, так как после этого мыла руки становятся более мягкими.

Вера Анатольевна (Прачечная):

 - Пользуюсь хозяйственным мылом, так как в нем нет посторонних запахов, лучше отстирывает грязь.

Дети подготовительной группы:

 - Любим мыть руки жидким мылом, так как это очень удобно, быстро, мыло вкусно пахнет.

Вывод:

В ходе опроса мы выяснили, что существуют разные виды мыла, которые обладают разными свойствами. Мы сделали предположение о том, что свойства мыла зависят от его состава.

Для того чтобы проверить нашу теорию, мы провели несколько экспериментов:

Эксперимент №1: «Изучение свойств разных видов хозяйственного мыла»

 Цель: изучить и сравнить свойства хозяйственного мыла обыкновенного и хозяйственного мыла с добавлением отбеливающих веществ.

 Содержание эксперимента: мы взяли белые носки после занятия по физкультуре и постирали их в холодной воде.

Один носок мы постирали обычным хозяйственным мылом.

А другой носок мы стирали хозяйственным мылом, с отбеливающим эффектом.

Вот, что мы получили в результате:

Вывод: результат показал, что носок, постиранный мылом с отбеливающими компонентами, был белее. Следовательно, отбеливающие компоненты, входящие в состав хозяйственного мыла помогают достичь лучшего результата.

Эксперимент №2: «Изучение свойств разных видов туалетного мыла»

Цель: сравнить свойства туалетного мыла, сравнивая обычное туалетное мыло с увлажняющим крем – мылом.

Содержание эксперимента: мы попросили бабушку помыть руки обычным туалетным мылом и мылом с увлажняющим кремом.

 Сначала два дня бабушка мыла руки простым мылом и не пользовалась кремом. От обычного туалетного мыла кожа на её руках стала сухой.

 А при использовании крем-мыла за тот же период времени, ее руки стали гладкими и мягкими.

Вывод: в ходе эксперимента мы выявили, что мыло с входящим в его состав увлажняющим кремом лучше питает кожу, делая её мягкой и шелковистой.

Так мы пришли к выводу, что свойства мыла зависят от его состава. Нас настолько заинтересовал этот вопрос, что мы решили изготовить мыло с разным составом в домашних условиях.

Практическая работа

Эксперимент № 3: «Изготовление мыла с разным составом в домашних условиях».

Пипченко Иван - 5лет

 Цель: самостоятельно изготовить мыло с разными свойствами в домашних условиях.

 Исходный материал: мыло детское без запаха, терка, посуда, молоко, красители, ароматизаторы, сухие добавки, формочки.

 Содержание эксперимента:

Сначала мы приготовили все ингредиенты, которые нам понадобятся для варки мыла.

Мы натёрли детское мыло без запаха на мелкой тёрке

В молоко мы добавили мёд и вскипятили его на плите

Мыльную основу мы поставили на водяную баню

И влили в неё кипячёное молоко с мёдом.

Аккуратно всё перемешали, чтобы получилась однородная масса.

Затем мы добавили различные масла и ароматизаторы.

Также добавили в наше мыло сухие наполнители.

Готовое мыло мы разлили по формочкам и оставили застывать.

В результате мы получили красивое и ароматное мыло с разными наполнителями и запахами.

Вывод: В ходе нашего эксперимента мы высинили, что мыло можно приготовить дома самостоятельно. Также мы узнали, что мылу можно придать любую форму, цвет, запах.

Заключение:

В результате нашей исследовательской деятельности мы:

  1. Познакомились с историей возникновения мыла.
  2. Рассмотрели виды мыла и выяснили, какими свойствами обладает мыло.
  3. На основе экспериментов подтвердили гипотезу о том, что свойства мыла напрямую зависят от его состава.
  4. Самостоятельно изготовили мыло с различным составом в домашних условиях.
  5. Организовали в детском саду выставку самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!», где продемонстрировали детям результаты нашего труда.

Литература.

  1. Маринечева О.В.,. Ёлкина Н.В Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
  2. Популярная детская энциклопедия. Про всё на свете. М.: 1995
  3. Рассказы взрослых, самостоятельные суждения детей, телепередачи.
  4. Тарабаркина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. М.: Просвещение, 1999.
  5. Таинства педагогического проектирования в ДОУ. Организация воспитательно-образовательного процесса совместных игровых детско-взрослых проектов: Методическое пособие/ авт - сост. Т.Д. Пашкевич - Барнаул, 2009.

Приложение1

Детские загадки про мыло:

***

Похоже на пряник и разного цвета,

 Собрало в себе запах трав всего света.

 Ребята охотно им моют ладошки,

 Не любят его лишь собаки и кошки.

***

Ускользает, как живое,

 Но не выпущу его я,

 Белой пеной пенится,

 Руки мыть не ленится.

***

Гладкий, скользкий и овальный,

 Обитает часто в ванной.

 В руки к каждому идёт,

 И от этого – умрёт.

***

Даю вам чистоту и пену,

 И уменьшаюсь постепенно.

***

Полотенца давний друг

 Враг немытых, грязных рук.

***

Не люблю грязнуль, нерях,

 Грязных шортиков, рубах.

 Чтоб без сажи были лица,

 Предлагаю всем умыться.

 А чтоб тело чистым было,

 Вам поможет в этом ...

***

У Грязнули и Неряхи

 Моет майки и рубахи.

 Моет щёки, волоса

 И кусает как оса.


Приложение 2

Стихи о мыле

***

Для чего нам нужно мыло

 И прозрачная водица?

 Чтобы Таня руки мыла,

 Чтоб могла она умыться!

 Мылим, мылим руки, чтобы

 Испугались все микробы,

 Чтобы Таня не болела,

 Чтобы чистой стала кожа.

 Пухнет мыло пеной белой,

 Так на облако похоже,

 И смывается водой.

 Потому что очень важно

 Пусть запомнит это каждый

 Руки мыть перед едой!

***

Мама Милу мылом мыла.

 Не жалела мама мыла.

 Мила мыла не любила,

 Мыло Мила уронила.

***

 Мышка мыла мылом нос,

 Мыла уши, мыла хвост.

 Мыла так, что стала белой,

 И от счастья мыло съела!

***

 Все микробы и бациллы

 Как огня боятся мыла.

 Нужно ручки с мылом мыть,

 Чтоб здоровенькими быть.

 Знают дети все вокруг:

 Мыло – наш надёжный друг!

***

 Я один у мамы сын,

 Нет у мамы дочки!

 Надо маме мне помочь

 Постирать платочки.

Мыло пениться в корыте,

 Я стираю, посмотрите!

***

Ворона мыла вороненка,

 А вороненок плакал громко -

 Ему в глаза попало мыло,

 А мама мылила и мыла.

 Известно всем, что вороненок

 Черней чем ночь еще с пеленок.

 Ворона так и не смогла

 Отмыть сыночка добела.


Приложение 3

Рецепт изготовления мыла в домашних условиях.

Чтобы сварить мыло в домашних условиях, нам понадобится:

 Мыльная основа. Можно взять готовую мыльную основу, которая продается в специализированных магазинах, или купить детское мыло. Если вы хотите, чтобы ваше мыло получилось прозрачным, то выбирайте прозрачную мыльную основу, если матовым, то и основу соответственно выбирайте матовую. Если вы решили обойтись детским мылом, тогда, покупая его, выбирайте вариант без запаха: детское мыло очень сильно и специфически пахнет, и запах этот почти ничем не перебивается.

 Глицерин. Он продается в аптеках.

 Базовое масло будущего мыла. Можете выбрать миндальное, абрикосовое, персиковое или оливковое.

 Эфирные масла. Можно взять любое, например, лавандовое, оно снимает головную боль, успокаивает и помогает при бессоннице. Или жасминовое, оно повышает настроение, или чайного дерева – очень сильный антисептик. Красители. Чтобы мыло получилось красным, можно взять красный перец, сандаловый красный порошок. Чтобы оно стало зеленым — хлоровиллипт, который продается в аптеках, или сухие травки. Если вы хотите сделать оранжевое мыло, тогда добавляйте куркуму, если коричневым — шоколад, корицу и кофе. Также можно добавить в мыло овсяные хлопья, мелко раскрошенные скорлупки орехов, мед или настойку прополиса, крем, молоко или сливки, маленькие кусочки другого мыла, засушенные цветы, например, календулы или розы, цедру, молотый кофе или кофейные зерна. Есть и профессиональные красители, которые также можно купить в специализированном магазине. У них цвета разнообразнее и ярче, чем у естественных.

 Молоко и мёд (для лучшего плавления мыла).

 Посуда для водяной бани, где вы будете распускать мыльную основу.

 Формы для будущего мыла. Лучше использовать керамические или пластмассовые, например, детские формочки для песочницы. Можно купить готовые специализированные формы.


Приложение 4

Изготовление мыла в домашних условиях

Лата Мария – 5 лет

                           

   


Приложение 5

Выставка самоваренного мыла «Да здравствует мыло душистое!!!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект исследовательской деятельности «История швейной иглы»

Проект исследовательской деятельности«История швейной иглы»...

Проект исследовательской работы «История Мыльного пузыря»

Проект исследовательской работы «История Мыльного пузыря»...

Презентация поисково-исследовательского проекта "История одной снежинки".

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира. Ре...

Исследовательский проект "История плюшевого мишки"

Воспитанник старшей логопедической группы проследил и рассказал историю возникновения и обретения популярности любимой игрушки - плюшевого мишки....

Проект Исследовательски-творческий "История новогодней игрушки"

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА: исследовательски – творческий.ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 4 недели (среднесрочный проект)УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети,  родители и воспитатели группы «Кубаночка» (6-7 ...

Исследовательский проект "История одной кубанской семьи"

Цель данного проекта:изучить судьбы своих дедов и  прадеда, их вклад в историю страны в годы Великой Отечественной Войны....