РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья

Туваева Ирина Владимировна

Предназначен для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПЕДАГОГА В ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  Внедрение интерактивных технологий в учебно-воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль воспитуемого.

  Материал для работы с интерактивным оборудованием тщательно подбирается педагогами в соответствии с возрастом детей и выстраивается по перспективному тематическому плану.

  Для создания интерактивных игр достаточно владеть элементами компьютерной грамотности: начальными знаниями устройства компьютера, умением работать в программах: Word, PowerPoint, практикой работы в Интернете (для поиска изображений и обучающих программ).

  Для того, чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски разрабатывается алгоритм, следуя которому воспитатель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски. 

 Алгоритм создания интерактивных игр:

  1. Первичная диагностика уровня сформированности познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.
  2. Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов во время НОД.
  3. Использование интерактивной доски.
  4. Повторная диагностика уровня познавательной активности и развития психических познавательных процессов детей дошкольного возраста.

  При организации и проведении непосредственно образовательной и совместной деятельности с использованием интерактивных технологий в развитии детей дошкольного возраста существуют несколько методических и технологических особенностей:

  1. Этап – погружение ребенка в сюжет непосредственно образовательной деятельности путем создания игровой мотивации, период подготовки — через развивающие беседы, которые помогут справиться с поставленной задачей;
  2. Этап – основной. Психические процессы у ребенка включаются в деятельность: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение;
  3. Этап – заключительный: необходим для снятия зрительного напряжения. Гимнастика для глаз, упражнения для снятия мышечного и нервного напряжений (физкультурные минутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

  Игры с применением интерактивного оборудования снимают проблему перехода от игровой деятельности к учебной, повышают мотивацию к процессу познания, развивают творческие способности, создают благоприятный эмоциональный фон. Интерактивная дидактическая игра - современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

  Интерактивные дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

  Интерактивная дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

  Первые опыты применения интерактивных технологий в практике работы позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников данный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:

1)Построение занятий с применением ситуаций с целью поддержания познавательной инициативы ребенка, ведет к развитию его познавательной активности.

2)Наиболее адекватными для развития всех компонентов познавательной активности являются занятия с ситуациями, в которых взрослый показывает ребенку различные способы обращения с материалом и стимулирует его к поиску новых возможностей действия.

  Таким образом, используя различные формы занятий с применением интерактивных технологий, можно целенаправленно развивать познавательную активность у детей дошкольного возраста.

  В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи: развивают свободное общение со взрослыми и детьми; развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает решение ряда воспитательных задач, так как учит работе в команде, т.е. в сообществе (совместном обществе – вместе), взаимопониманию, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, наблюдательности, а также развивает творческие способности и фантазию.

  Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

 Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются практическим опытом:

  •  предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  •  несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  •  движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  •  стимулирует познавательную активность детей;
  •  предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  •  в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
  •  позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод, что при реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий при организации участников образовательного процесса.

Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области: здоровье, социализация, труд, безопасность, чтение художественной литературы, коммуникация, познание, музыка, художественное творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Что же такое интерактивная технология обучения?Само определение связано с понятием «интерактивный». Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, д...

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в организации образовательной деятельности ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в организации образовательной деятельности ДОУ»...

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»

Консультация для педагогов «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ»....

Консультация для педагогов на тему: «Образовательная квест-технология как форма ранней профориентации детей дошкольного возраста»

       Большую роль в образовательной деятельности играет применение нетрадиционных методов и приемов в разных направлениях работы с детьми. Профориентация не является исклю...

Выступление на заседании РМО педагогов дошкольного образования «Интерактивные технологии в дошкольной образовательной организации»

Одним из основных условий организации образовательной деятельности в современных условиях является использование интерактивных методов обучения и воспитания, активизация умственной деятельности воспит...

Консультация для педагогов "Формирование основ патриотизма в дошкольном возрасте через проектирование, квест, интерактивные технологии»

Материал может быть полезен для педагогов :повысить  компетентность в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников  посредством использовании инновационных технологий....