Мои публикации
статья (старшая группа)

Колесникова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по информационной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

Колесникова Н.А.

воспитатель МБДОУ «Ровеньский

детский сад №1 комбинированного

вида Белгородской области»

Тема: «Безопасный интернет»

Цель: Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете, воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет.

Задачи: Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере, развитие познавательной активности, активизация словаря (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет); Повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет; Формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня с вами мы поговорим о компьютере. (раздается стук). Ой, кто это к нам пришёл? (Заходит Флешка).

Воспитатель: Ребятки, это же Флешка!

Флешка: Привет ребята! Я решила прийти к вам в гости и вместе с вами узнать много интересного о вашем любимом компьютере.

- А вы знаете что - такое компьютер? (Ответы детей)

- нибудь Из отдых чего подружиться он откроем состоит? (бежит Ответы случилось детей)

-мониторчик Вы закроем помните слезу сказку «сказку  Теремок»? (системный Ответы антивирус детей)

червячка Флешка : А я синий хочу компьютер рассказать компьютере вам детям новую много сказку «пользователя Теремок- съедать Компьютерок».

воровать Жил вдруг на иногда столе четыре Мониторчик.

есть  Ему флешка одному хотел было безопасно очень пузыри скучно, откроем он свете хотел с хочу кем-лишь нибудь чужим подружиться. вместе Бежала немножко как-подружились то детям по ходит столу четыре Мышка. рвутся Смотрит проверь мышка можно стоит глаза красивенький настроим Мониторчик, может дай-можно ка монитор думает чтобы мышка, интересно загляну. обманщики Мышка и верху спрашивает:

-телефон Ты попасть кто?

- Я – знаете Мониторчик.

живёт На только компьютерном встречаются столе этом  живу.

компьютера Как глаза только смотрит загрузишь состоит программу глазки немедленно обманом откроюсь я.

мониторчик На мышка меня подумай направив немного взгляд

осторожным Ты узнать поймёшь я - лишь Монитор!

А Я - рвутся Мышка - блок малышка

музеи Чтоб пять  курсором глаза управлять

системный Нужно пригодится малышку в прольёшь руки посидим взять,

теперь Компьютерную хочу мышку!

безобидный Они ребята подружились и спеша стали этом жить гимнастика  вместе.

пузыри Мимо думаете проходила знаний Клавиатура, бывал увидела быстро красивый главных Теремок - быстро Компьютерок, ответы постучала.

- сказку Ты обманщики кто? - компьютерок спрашивает веселей Мышка - мониторчиком малышка.

- клавиатура Набрать ответы хочешь понравилась ты сети слова

ребятки Буквы, правило цифры червячка знать рассказала должна,

смотрит Прежде, активизация чем попасть нажать компьютерок подумай

можно Не когда шути с хочу клавиатурой.

Я - всегда Клавиатура.

сказка Давайте сидя жить компьютером вместе.

нельзя Под интернете столом себе жил поймёшь большой сети Системный новую Блок.

семь Ему ходит очень несколько захотелось интернет подружиться с телефон Клавиатурой, научат Мышкой и беду Мониторчиком.

почему Системный подружиться Блок:

- надо Кто – цифры там, теперь на использовать  верху вместе живёт?

- быстро Это я интернете мышка - знаете малышка!

- флешка Это я может клавиатура!

- гости Это я друзья мониторчик!

- А детей ты компьютером  кто?

глаза Системный мимо Блок:

- Я уровня самый сидеть главный вдруг среди быстро вас!

Я воровать ваш скучно системный мастер блок.

всем Подключайтесь воспитатель все отвечают ко перед мне,

воспитатель Вместе ответы будет рассказала веселей.

компьютер Они мамы подружились. И ребята стали клавиатурой все стоит вместе знать работать.

И постучала тут жить кто – вами то системный снова иногда бежит и обманщики стучится.

- использования Ты айпод кто между спрашивают мошенникам друзья?

- А я думает маленький сеть червячок и вруны хотел незнакомцам бы стали жить быть вместе с блок вами.

захотелось Вдруг взгляд из будем щели только между себе строк

пузыри Вылезает красивый червячок.

надувать Безобидный закроем  он ребята на этой вид,

потереть Он в давайте себе ответы беду теперь таит.

интернет Может выдохнуть файлы друзьями он играть съедать,

живу Может пускаем деньги чувствовать воровать,

ребята Предлагает блок нам учёба обновки,

активности Вирус - щели мастер отвесть маскировки!

А безобидный друзья уровня отвечают:

- стук Не вместе хотим быть попасть, компьютером  впросак,

монитор Антивирус мышка надо стали звать!

мире Всем антивирус кто постучала ходит подарить в детям  интернет,

воровать Пригодится жить наш дать совет.

каждый Они мимо позвали стук Антивирус, живые он ответы прогнал можно червячка и вместе стали много они детям  жить упражнение все осторожным вместе.

руки Флешка : - воспитатель Вам ответы понравилась наклоны моя попасть сказка? (есть  Ответы несколько детей)

между Воспитатель: А нашел теперь пригодится давайте ответы немножко давайте отдохнём.

грамотного Дыхательное уровня упражнение «выполнять Пузыри»

верно Мы самый пускаем потереть пузыри: (нельзя Перед быстро тем детей как чтобы назвать детей каждый монитор цвет, детей надувать случилось щёки).

стали Синий, пузыри красный, теремок голубой. (грамотного Быстро чтобы выдохнуть.) 

отвесть Выбирай откроем себе главных любой!

вместе Воспитатель: жить Про несколько кого флешка Флешка потянулись нам буквы рассказала пузыри зала мамы сказку? (компьютером Ответы съедать детей)

сеть Кто в упражнение Теремке строк живёт? (блок Ответы закроем  детей)

было Теперь широко вы посидим знаете, будешь из живу чего чтобы состоит много компьютер. (любой Ответы откроем детей)

интернете Флешка: А у полон вас полон дома блок есть такое  компьютер?

(невозможно Ответы системный воспитанников).

- себе Ребята, правило как работы вы загрузишь думаете, а закроем  можно очень ли воспитанников за формирование компьютером активизация сидеть быть долгое детей время? (тоже Ответы надувать детей)

А быстро почему? (дома Ответы мире детей)

надувать Воспитатель: - настроим Да, может совершенно обманывать верно, выдохнуть если программу долго флешка  сидеть потереть за игры компьютером, малышка может малышку испортиться смотрит зрение. помнить Поэтому обманщики для входит работы столом с пускаем компьютером детей отводится сети  определённое вирусы время и спеша обязательно попасть нужно учёба делать разных гимнастику хоть для мониторчик глаз, гости чтобы набрать глазки уютно отдохнули.

быстро Зрительная находишь гимнастика «чтобы У основам  компьютера»

строк Встали детей все, блок встряхнулись

И воспитатель немного поймёшь потянулись

всем Мы попасть с моргать компьютером можно играли (знаем Сидя, ладошками потереть нибудь ладонями мимо лицо).

может Ох, прикрыть глаза столе наши сеть устали. (условия Слегка флешка прикрыть себе глаза злые веками).

ребята Надо чужим глазкам обманом отдых пускаем дать,

ничего Будем есть  быстро закроем мы закроем моргать. (свете Быстро компьютерок моргать).

глаза Раз, ребята два, ответы три, свете четыре, цвет пять (воспитатель Наклоны в сказка стороны)

маскировки Будем грамотного быстро есть мы основных моргать

А бесплатно теперь системный глаза теперь закроем (попасть Выполнять направив упражнение в много соответствии с верху указанием)

знаете Широко глаза опять сообщай откроем.

веками Раз - прежде закроем, компьютерном два - соответствии откроем.

мониторчик Три - научат закроем, было на прежде четыре иногда вновь интересном  откроем

червячок Раз, правило два, правило три, состоит четыре, живые пять

можно Не системы устанем дыхательное закрывать

И теремок ладошками откроем глаза

темноте  Мы антивирус закроем компьютере не айпод спеша.

глаза Посидим в верь темноте (вместе Присели)

найти Снова присели мы привет глаза вирусы откроем, (если Встали)

теремок На может работу чтобы их есть настроим.

упражнение Флешка : А ответы для деньги чего стирать еще глаз можно широко использовать среди компьютер? (направив Ответы блок детей)

сети Кто-будем нибудь такое  из флешка вас спрашивают уже программу бывал в знаний этом друзья интересном и откроюсь захватывающем спрашивает мире? можно Поднимите тоже руки! А нужно вы можно знаете, папы что маскировки такое если интернет?

блок Там мышка музеи, встреча книги, блок игры,

прикрыть Музыка, вылезает живые стук тигры!

воспитатель Можно активности все, можно друзья, воспитатель найти

В детей этой главных сказочной откроем сети.

Я закроем хочу, верь чтоб знаний интернет

сидеть Был детей вам мышка другом отдых много сообщай лет!

щели Будешь гений знать интересном  семь файлы правил своего этих-

уровня Смело отдых плавай компьютер в делать интернете!

клавиатураВоспитатель: стороны Ребята, среди чтобы немедленно чувствовать воспитание себя чтобы в широко интернете дать уютно и глаз безопасно, блок нужно мастер знать телефон несколько знать главных воспитатель правил. откроем Они набрать научат цифры нас отдохнули делать информацию так, себе чтобы ответы в мониторчиком интернете, с можно нами беду ничего есть плохого имени не компьютера случилось! закроем Флешка монитор нам всем поможет.

правило Флешка: клавиатура Да! красиво Ребята, только вы предлагает готовы?

руки Правило №1 «совет Обманщики».

цифры Иногда стали тебе в правило сети

обязательно Вдруг такое  встречаются настроим вруны.

упражнение  Обещают мамы все флешка на беду свете

чувствовать Подарить смело бесплатно глаза детям:

узнать Телефон, работать щенка, испортиться айпод

и всем поездку можно на ответы курорт.

моргать Их детей условия спрашивает не ответы сложны:

четыре Смс червячок отправить среди можно

С моргать телефона сидеть папы, знаете мамы –

И цель уже захотелось ты маленький на мышка Багамах.

компьютерок Ты упражнение мошенникам знаете не занятия верь,

детей Информацию захватывающем проверь.

нужно Если компьютер рвутся воспитанников предложить,

мошенникам То время обманом антивирус может интересном  быть.

звать Воспитатель: интернета Обманывать есть не монитор красиво, глаза правда, мастер ребята? помещай Теперь ответы мы музыка знаем, безопасного что малышка надо немножко быть помните осторожными.

быть Правило №2 «отводится Вирусы».

лишь Вдруг знаете из тебе щели время между поездку строк

ребята Вылезает малышка червячок,

этой Безобидный всегда хоть нашел на иногда вид,

друзья Он в нами себе слова беду ответы таит.

нами Может устали файлы кого он безопасного стирать,

может Может немножко деньги прольёшь воровать,

живые Предлагает может нам может обновки,

встали Вирус – широко мастер спрашивает маскировки!

нашел Не детей хочу способов  попасть в клавиатура беду,

антивирус Антивирус компьютер заведу!

играли  Всем, снова кто осторожными входит интернет в смотрит интернет

живёт Пригодится вылезает наш чего совет.

совсем Воспитатель: перестаёт Ребята, музыка когда есть этот ребята Червячок предложить попадает есть  в бежала компьютер, детей тот набрать перестаёт встряхнулись слушаться.

нужно Правило №3 «людей Не вновь называй в почему Сети безобидный своего опасностях имени».

мастер В ответы Интернете, хотим как и в обманщики мире,

гимнастику Есть и маскировки добрые, и испортиться злые.

работу Полон откроем разных всем он сети  людей,

подарить Есть и поиграть гений, и плохого злодей.

соответствии По детей портрету компьютера не сидеть поймёшь

воспитатель От бежит кого будем слезу сегодня прольёшь.

ответы Чтобы игры вор к подружиться нам поговорим не системный пришел,

И себе чужой кого нас быстро не хотим нашел,

друзья Телефон здравствуйте свой, уютно адрес, закроем фото

нужно В ребята Интернет заходит не немного помещай

И пузыри чужим щели не может сообщай.

маскировки Воспитатель: можно Ребята, блок нельзя теперь говорить глаза незнакомцам, файлы где воровать вы обновки живёте, научат ваш широко телефон.

сети  Правило №4 «интернет Встреча с плавай незнакомцами».

ладошками Как чтобы всем быть детям знать интересно

меня Поиграть с злодей друзьями поймёшь вместе,

каждый В глаз интернете стучится тоже безопасный можно,

есть Нужно компьютер быть подарить лишь сети  осторожным

И с системный чужими можно не раздается играть.

В воспитание гости немножко их к стоит себе мышка не правил звать.

флешка Воспитатель: - может Об надо этом воспитатель всегда глазки нужно теперь помнить.

вместе Правило №5 «клавиатура Злые компьютер игры».

настроим В сеть интернете поиграть сайты детей есть –

словаря Невозможно присели глаз малышка отвесть.

сказку Там и моргать игры, и быть мультфильмы,

И живёт учёба, и спрашивает кино.

компьютерок Только отвесть вдруг стали ты смело там уютно находишь

перед Иногда компьютер совсем клавиатура не и то.

Воспитатель: Что нужно делать, чтобы этого не случилось?

Правило №6 «За помощью к взрослым».

Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно –

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Есть проблемы в интернете?

Вместе взрослые и дети

Могут все решить всегда

Без особого труда

Воспитатель: Что вы должны делать, если встретились с какой-то трудностью в интернете:

Например, к вам пробрался вирус, и вас кто-то обижает? (Мы должны рассказать всё своим родителям).

Да правильно, вы должны обратиться к вашим родителям. Сегодня вы познакомились с отдельными элементами компьютерной техники: монитор, мышка, клавиатура и системный блок.

Флешка : Я вам хочу сказать ребята, что вы молодцы! Спасибо вам за внимание! И будьте очень внимательны! До свидания!



Предварительный просмотр:

Здоровье сберегающие технологии в ДОУ

Колесникова Н. А.

воспитатель

МБДОУ «Ровеньский детский сад №1

комбинированного вида Белгородской области»

Физическое здоровье детей тесно связано с их психическим и эмоциональным благополучием. Поэтому одно из основных направлений педагогической деятельности является применение в детских садах здоровьесберегающих технологий.

Применение в работе дошкольных учреждений здоровьесберегающих технологий значительно повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, создаст у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, формы, методы, здоровьесбережение, здоровьеобогащение, дошкольники, здоровье. Что же представляют собой здоровьесберегающие технологии? У разных авторов встречаются различные трактовки понятия здоровьесберегающие технологии. Родоначальником введения понятия «Здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику является Н. К. Смирнов, который утверждает, что «Здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

Основная цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач: сохранить, обогатить и поддержать здоровье субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Снизить заболеваемость, сохранить работоспособность.

В педагогическом процессе ДОУ чаще всего используют следующие виды здоровьесберегающих технологий: физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду; технологии вале логического просвещения родителей.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Технологии социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребёнка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Реализацией данных технологий занимается психолог посредством специально организованных встреч с детьми, а также воспитатель и специалисты дошкольного образования в текущем педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести технологии психологического и психолого-педагогического сопровождения развития ребёнка в педагогическом процессе ДОУ.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Технологии валеологического просвещения родителей – это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Основные принципы здоровьесберегающих технологий в ДОУ

- Создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в силы ребенка, индивидуальный подход.

- Творческий подход к процессу обучения.

- Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.

- Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок – субъект образования, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации.

- Комплексная система закаливания.

Формы работы, используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи:

- Совместные открытые занятия с детьми и родителями;

- Индивидуальные беседы с родителями;

- Совместное создание предметно-развивающей среды; - Общие и групповые родительские собрания;

- Участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;

- Выставки детских работ, изготовленные совместно с родителями;

- Коллективная трудовая деятельность (посадка деревьев, оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок).

Необходимо формировать активную позицию родителей в воспитании и оздоровлении ребенка. Чаще привлекать к совместной работе по здоровьесбережению детей. Ведь как известно, личный пример мамы или папы намного лучше любого объяснения о том, что важно беречь жизнь и здоровье!

Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном ДОУ зависит от: типа и конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, организации здоровьесберегающей среды, от программы, по которой работают педагоги, продолжительности пребывания детей в ДОУ, от показателей здоровья детей и профессиональной компетентности педагогов.

Здоровьесберегающим технологиям должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте, когда у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам здоровьесбережения приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и воспитателем, что помогает наиболее эффективно воздействовать на ребенка и на членов его семьи.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации при обучении детей дошкольного возраста технике оригами.

Колесникова Н.А.

Воспитатель МБДОУ «Ровеньский

детский сад №1 комбинированного

вида Белгородской области»

Эти методические рекомендации разработаны для воспитателей и руководителей изобразительной деятельностью для знакомства дошкольников с техникой оригами. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Конструирование из бумаги в технике оригами положительно влияет на развитие наглядно-образного мышления. Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Важным условием возникновения наглядно-образного мышления является формирование у детей умения различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты, что ярко выражено в изготовлении поделок в технике оригами.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус, аккуратность, наглядно-образное мышление. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, учится читать схемы, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение. Для обучения должны широко использоваться игровые формы активности детей.

При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

В конструировании из бумаги есть много техник, и одна из них конструирование из бумаги в технике оригами. При обучении детей технике оригами развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным при развитии наглядно-образного мышления. Занятие оригами имеет большое значение для гармоничного развития детей. Оно способствует развитию творчества, пробуждают фантазию, внимание, воображение, воспитывают волю, развивают умение, чувство формы, глазомер и цветоощущения. Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. Оригами стимулирует развитие памяти, так - как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями. Одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.

Путешествие на родину оригами.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами — не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным. Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала — китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий. Сначала новый изысканный и ценный материал использовали в проведении различных религиозных церемоний.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.

В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

Важно отметить, что оригами — не просто развлечение или занятие для рук. На своем долгом пути становления оно впитало в себя массу аспектов философии Японии, а после и Китая. Оригами складывалось изначально на фундаменте различных восточных верований. Особенную роль здесь сыграла философия буддизма.

Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными. Понемногу фигурки из бумаги покинули пределы храмов и монастырские стены и стали играть значительную роль в быту мирских людей.

Вскоре бумажные фигурки стали использоваться и в повседневных церемониях - во время свадебных церемоний и праздничных шествий, а не только в таинственных божественных обрядах. Через некоторое время фигурки оригами стали использовать и в качестве украшений для дома.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. А не так давно журавлик приобрел и новое значение. Он стал символом избавления от атомной угрозы и лучевой болезни.

Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому.

Искусство складывания фигурок из бумаги быстро закрепилось в феодальной Японии. Владение бумагой, как материалом для создания различных форм, стало необходимым признаком хорошего вкуса, грамотного воспитания и образцового образования. Быть учителем по бумажной пластике стало почетной должностью. А зажиточные родители не скупились на зарплату, нанимая оригами-мастеров в учителя своим детям.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей.

Япония по праву заслужила звание страны — прародительницы оригами. Именно здесь была создана оригамная «азбука». Япония является законодательницей всех классических принципов оригами, именно здесь находится классическая школа этого искусства. Именно японские фундаментальные фигурки используются до сих пор. Впоследствии появились самые разнообразные школы и направления оригами. Но все они берут свои истоки именно в Японии.

Особенности выполнения оригами

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике.

Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель.

Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит «изобретать велосипед» и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически «острыми» и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять «остроту» всех сгибов. При отработке сгибов для получения головы, клюва, лапы, хвоста следует обратить внимание, на часть какого животного или птицы похоже то, что получилось во время складывания. Важно знать особенности их строения в жизни, понять возможности стилизации. Это поможет выполнять изделия по схемам, а также совершенствовать их и разрабатывать собственные модели.  

Базовые формы оригами

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со «школы оригами» - с базовых форм.                            Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок.

Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.  

Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы «квадрат» можно сделать базовые формы «журавлик», «лягушка». Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как «треугольник», «квадрат», «трапеция», «прямоугольник». Решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Изучив технику складывания и базовые формы, можно приступать к изготовлению самих изделий. Не стоит начинать с интересных, но сложных фигурок. Даже при большом желании их сделать, не накопив опыта в выполнении простых и средней сложности изделий, они не получатся качественными.

Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами с детьми 5 года жизни.

Тема: «Веселый щенок»

Цель:  Повысить  уровень  знаний  детей  об  изготовлении  игрушек  в  технике  оригами.

         Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

- продолжить знакомить детей с техникой оригами.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- расширять представления детей о технике оригами;

- воспитывать доброжелательное отношение к животным, умение проявлять о них заботу.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

- научить  детей  выполнять  основные  приемы  техники  оригами  при  изготовлении  щенка;

- формировать конструктивные навыки;

развивать  навыки  работы  с  бумагой,  творчество  детей.

- воспитывать  аккуратность  и  положительное  отношение  к  выполняемой  деятельности.

           Оборудование:  цветная  бумага  (квадраты  14*14)  по  два  на  каждого  ребенка,  кисти,  салфетки,  клеенки,  клей,  акварельные  краски.

Словарная  работа:  заглаживать,  отгибать.

Ход:

I Организационная часть:

Дети,  посмотрите,  какой  красивый  щенок  пришел  к  нам  сегодня  в  гости!  Но  он  грустит,  а  знаете  почему?  Ему  очень  скучно,  у  него  нет  друзей.  Давайте  мы  с  вами  сегодня  сделаем  ему  друзей  -  щенят.  

II Основная часть:

Дети,  садитесь  за  столы.  Посмотрите,  у  вас  у  всех  на  столах  лежат  квадратики  -  заготовки,  из  которых  мы  будем  делать  щенят.  Но  прежде  чем  мы  приступим  к  работе,  вы  должны  внимательно  посмотреть,  как  я  буду  делать  щенка.  (Показ  способа  действий).  Сначала  мы  сделаем голову.  Для  этого  мы  берем  один  квадрат,  сгибаем  его  пополам,  соединяя  противоположные  уголки,  и  у  нас  получается  треугольник.  Затем  на  этом  треугольнике  мы  отгибаем  маленький  треугольник  -  это  носик.  Затем  сгибаем  кверху  противоположные  стороны  треугольника  и  отгибаем  маленькие  треугольники  на  концах.  У  нас  получились  ушки.  Нижнюю  часть  головы,  где  находится  носик  (треугольник)  отгибаем  назад.  Вот  и  готова  голова  нашего  щенка.

А  для  того,  чтобы  сделать  туловище,  мы  берем  второй  квадрат,  сгибаем  его  пополам,  соединяя  противоположные  уголки,  а  затем  разворачиваем  его.  Это  нужно  для  того,  чтобы  наметить  середину  нашего  квадрата.  Затем  сгибаем  квадраты  к  середине  с  обеих  сторон  и  хорошо  заглаживаем  линии  сгибов.  Причем  нужно  обратить  внимание  на  то,  что  линии  сгибов,  не  попадают  в  верхний  угол.  Оставшийся  нижний  треугольник  мы  отгибаем  назад.  У  нас  получился  треугольник.  А  на  двух  его  противоположных  углах  мы  намечаем  линии  сгибов.  Каждый  получившийся  треугольник  мы  вогнем  внутрь  -  получились  лапки.  А  верхнюю  часть  туловища  нашего  щенка  -  шею  (вершину  треугольника)  мы  отгибаем  назад.  Теперь  переворачиваем  нашу  заготовку  и  отгибаем  хвостик.  Затем  мы  надеваем  голову  щенка  на  туловище.  Посмотрите,  дети,  какой  у  нас  щенок  получился.  А  чего  не  хватает  у  нашего  щенка?  (глаз,  носика,  рта).  Их  нужно  вырезать  из  цветной  бумаги  и  наклеить.

Дети,  давайте  мы  с  вами  сделаем  физкультминутку:

Спал  щенок,  и  вдруг  проснулся,

Больше  спать  не  захотел.

Шевельнулся,  встрепенулся

И  гулять  вдруг  захотел.

Ребята,  а  теперь  вы  сделайте  нашему  щенку  друзей.  (Дети,  складывают  щенка-оригами  по  схеме).  (Практическая  деятельность  детей).

III Заключительная часть:

Молодцы,  ребята!  У  вас  у  всех  получились  очень  красивые  щенки!  Наш  щенок  тоже  очень  рад.  Теперь  у  него  появилось  много  друзей  и  ему  всегда  будет  весело,  он  никогда  не  будет  больше  грустить!

Технологическая  карта  выполнения  щенка:

C:\Documents and Settings\Admin\Мои документы\ОРИГАМИ\dog.gif

Список используемой литературы:

1. Агапова И.А. Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М.: Изд-во Лада, 2007. – 240 с.

2. Агапова И.А. Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2000. – 142 с.

4. Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. М.: АТС; Донецк: Сталкер, 2008. – 78 с.

5. Комарова  Т.  С.  Дети  в  мире  творчества:  Книга  для  педагогов  дошк.  учреждений/  Т.  С.  Комарова.  -  М.:  Мнемозина,  1999.  -  160  с.

6. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил.

7. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2001. – 159 с., ил.

8. Методика  обучения  изобразительной  деятельности  и  конструированию:  Учеб.  пособие  для  учащихся  пед.  уч-щ/  под  ред.  Т.  С.  Комаровой.  -  2-е  изд.,  дораб.  -  М.:  Просвещение,  2005.  -  271 с.  -  ил.  

9. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. Пособие для родителей и педагогов. Академия Холдинг, 2001. – 224 с.

10. Парамонова  Л.  А.  Детское  творческое  конструирование:  Книга  для  педагогов  дошкольных  учреждений,  преподавателей  и  студентов  педагогических  университетов  и  колледжей/  Л.  А.  Парамонова.  -  М.:  Карапуз,  1999.  -  240  с.  -  ил.

11. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.

12. Психология развития./ Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.:ЧеРо, 2005. – 524 с.

13. Тарловская  Н.  Ф.  Обучение  детей  дошкольного  возраста  конструированию  и  ручному  труду:  Кн.  для  воспитателей  дет.  сада  и  родителей/  Н.  Ф.  Тарловская,  Л.  А.  Топоркова.  -  2-е  изд.  -  М.:  Просвещение;  Владос,  1994.  -  216  с.  -  ил.

14.  Формен  М.А. Открытки своими руками. Чудеса из бумаги, картона. – М.: Арт. – Родник, 2007. – 30 с.

15. Художественный и ручной труд в детском саду: книга для воспитателей и родителей / Кошелев В.М. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 48 с.

16. Чернова Н.А. Волшебная бумага. М.: АСТ, 2006. – 208 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...