Метод фантограмм
презентация для интерактивной доски
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И тем не менее таланты каждого человека можно развивать. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, и индивидуальность, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Метод фантограмм Фантограмма - новое словообразование. Связано оно с понятиями "фантазия", "фантастика", "фантом". Фантазия воображение, психический процесс, состоящий в создании новых образов на основе переработки прошлых восприятий. Метод был предложен Г.С. Альтшуллером . Он несколько усовершенствует морфологический анализ. Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и к универсальным свойствам объекта. При составлении фантограммы по одной оси выписываются характеристики объекта: вещество, физические свойства, способ передвижения, сфера обитания, цель и т. д. А по другой оси — типовые приемы.
Например: ЗАЯЦ. Бегает, наоборот — летает, ползает. Спасается: имеет волшебные сапоги-скороходы, увеличивается в размерах и способен съесть лису, что произойдет? Перенесем зайца из степи в море — как будет передвигаться, чем питаться и т. д.? В результате морфологического ящика получится 25 сочетаний. Результат — активизация детской речи.
Это упражнение выполняется в двух вариантах. В первом варианте формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий. Правила рассмотрим на примере. Пример: За окном идет снег. Это хорошо. Можно кататься на лыжах. Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу. Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу. Книги читать вредно — портятся глаза. В другом варианте этого упражнения формируется проблемная ситуация с очевидным противоречием. Задача слушателей — показать способ разрешения противоречия. Задача воспитателя — показать, что предложенное решение порождает новые противоречия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
Фантограмма по произведению К.Чуковского "Доктор Айболит"
Цель - Представить авторский опыт по сочинению фантограмм, как один из приёмов развития воображения с опорой на знаменитое пособие для детей Дж.Родари "Граматика фантазии"....
Фантограмма 2
Представлен авторский опыт по составлению фантограмм на основе пособия Дж. Родари " Грамматика фатазии" / методика ТРИЗ/....