Картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста
картотека (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_opyty_sensorika.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт 1. Свойства лучей солнечных (на прогулке)
Цель: ознакомление со свойствами солнечных лучей (вода под воздействием солнечных лучей испаряется).
Материал: резиновые мячи, лейка с водой.
Описание опыта
В солнечный день на прогулке намочить резиновые мячи, положить на солнце и понаблюдать, как они будут высыхать.
Вывод. Вода под действием солнечных лучей испаряется.
Опыт 2. Почему неполучился пирожок?
Цель: ознакомление со свойствами песка (песок сухой – сыпучий, из него нельзя приготовить куличики; песок влажный , из него можно изготавливать куличики).
Материал: песок, формочки.
Описание опыта
Педагог насыпает в формочку песок. Пробует сделать пирожок. Песок из формочки рассыпается. Дети берут в руки песок. Песок из рук детей высыпается. Педагог смачивает песок водой и еще раз пробует сделать пирожок. Пирожок получился. Педагог дает детям возможность потрогать песок и определить, что он мокрый. Пирожок можно сделать только из мокрого песка.
Вывод. Песок сухой. Он светлого цвета, сыпучий. Из сухого песка нельзя сделать пирожок. При смачивании песок становится мокрым, темного цвета. Из мокрого песка можно сделать пирожок.
Опыт 3. Ветер.
Цель: ознакомление со свойствами воздуха (движение, направление).
Материал: бумажные вертушки, султанчики.
Описание опыта
Дети на прогулке играют с вертушками. Вместе с педагогом обсуждают, почему они вертятся, определяют скорость, силу и направление ветра по вертушкам. Так же смотрят на деревья, по наклону ветвей определяют силу ветра.
Вывод. При наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. По вращению лопастей вертушки можно определить направление ветра. Скорость, силу и направление ветра можно определить и по наклону ветвей на дереве.
Опыт 4.Свойства льда.
Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).
Материал: лед.
Описание опыта
Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.
Вывод.
Лед от тепла тает так же, как и снег.
Опыт 5. Снег в комнате тает.
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Описание опыта
На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.
Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Опыт 6.Таяние снега (см. описание опытов 4, 5)
Цель: ознакомление со свойствами льда (тонкий, хрупкий).
Материал: лед.
Описание опыта
Педагог разбивает лед лопаткой. Дети под руководством педагога рассматривают кусочки льда. Кладут на ладошку кусочек льда и наблюдают за его таянием.
Вывод. Лет от тепла тает так же, как и снег.
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и переходит в жидкое состояние – при повышении температуры воздуха).
Материал: снег, баночка.
Описание опыта
На прогулке педагог набирает в баночку снег и ставит в групповой комнате. Дети под руководством педагога наблюдают за снегом.
Вывод. От комнатного тепла снег растает, образуется вода. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.
Опыт 7. Свойства снега.
Цель: ознакомление со свойствами снега (снег при повышении температуры воздуха тает).
Материал: снег.
Описание опыта
Педагог на прогулке берет снег в руки и показывает детям, как он медленно тает от тепла.
Вывод. Ладошка теплая, снег тает от тепла.
Опыт 8. Деревянный брусочек.
Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет).
Материал: кукла, деревянные брусочки, предметы, сделанные из дерева: ложка, карандаш, матрешка, стул; емкость с водой.
Описание опыта
Педагог приносит куклу Катю. Кукла «держит» коробку. Дети выясняют, что в коробке лежат бруски дерева. Педагог и кукла Катя предлагают детям взять по брусочку и определить, какие они.
Дети вместе с педагогом совершают разные действия с брусочками: гладят (гладкие), пробуют переломить (прочные), опускают в воду (плавают, не тонут), держат в руке (легкие).Затем педагог предлагает в окружающей среде найти предметы, сделанные из дерева.
Вывод. Дерево твердое (не ломается), легкое (при погружении в воду не тонет, плавает).
Опыт 9.Бантик из бумаги и ткани.
Цель: ознакомление со свойствами бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).
Материал: Кукла, полоски бумаги и ткани, емкость с водой.
Описание опыта
Педагог приносит куклу Катю и говорит, что она грустная, так как не может завязать себе бантик. У Кати много разных бантиков, но все они сделаны из бумаги. Педагог делает вид, что объясняет кукле, что бант из бумаги порвется, но Катя «упрямится» и хочет завязать бант из бумаги. Все дети продуют завязать бант и убеждаются, что он рвется. Затем кукла «просит» постирать бант из бумаги. Дети пробуют окунуть банты из бумаги в воду. Банты из бумаги намокают и рвутся.
Аналогично проводятся опыты с бантами из ткани.
Выводы. Бумага рвется, намокает в воде. Ткань мнется, ее можно стирать, гладить.
Опыт 10. Свойства солнечных лучей.
Цель: ознакомление со свойством солнечных лучей (нагревание предметов).
Описание опыта
Педагог предлагает детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить , почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются.
Вывод. Предметы, находящиеся в тени, без доступа солнечного света, холоднее. Предметы, находящиеся на обогреваемой солнечными лучами стороне, теплее.
Опыт 11. Свойства воды.
Цель: ознакомление с одним из свойств воды.
Материал: сосулька (кусочек льда).
Описание опыта
Педагог ломает сосульку. Дети под руководством педагога рассматривают ее, трогают. Спросить, какая она (холодная, прозрачная, гладкая). Внести в теплое помещение и понаблюдать, как она будет таять, во что превратится.
Вывод. Лед (в виде сосульки) твердый, гладкий, холодный, прозрачный. При повышении температуры воздуха лед постепенно тает, приобретая жидкое состояние и превращаясь в воду.
Опыт 12. Веселые кораблики.
Цель: ознакомление с различными свойствами предметов (плавучесть предметов).
Материал: таз с водой; предметы, сделанные из разных материалов.
Описание опыта
Педагог наливает в таз воду и вместе с детьми опускает предметы, сделанные из разных материалов. Наблюдают, какие предметы тонут, а какие остаются плавать.
Вывод. Не все предметы плавают, все зависит от материала, из которого они сделаны.
Опыт 13. Почему по дорогам побежали ручьи?
Цель: ознакомление со свойствами снега (тает и превращается в воду).
Описание опыта
Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу в теневой стороне дома. Отметить, что на дороге лежит снег. Спросить: «Почему?» (Нет солнышка , снег лежит на дороге.)
Педагог предлагает детям посмотреть на дорогу на солнечной стороне дома. Отметить, что по дороге бегут ручьи. Спросить: «Почему?» (Солнышко нагрело снег и превратило его в воду.)
Вывод. Солнце нагревает снег, и он превращается в воду.
Опыт 14. Бумажные кораблики.
Цель: ознакомление со свойством бумаги намокает в воде.
Материал: бумажные кораблики.
Описание опыта
Педагог делает детям бумажные кораблики, дает потрогать, спрашивает, какие они (твердые, бумажные). Выносит кораблики на прогулку и дает детям. Дети пускают кораблики в лужу или ручеек. Наблюдают, как они намокают. Педагог спрашивает, почему кораблики намокают.
Вывод. Бумага намокает в воде, рвется.
Опыт 16. Что в пакете?
Цель: обнаружение воздуха в окружающем пространстве.
Материал: полиэтиленовые пакеты.
Описание опыта
Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Педагог спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, педагог набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Педагог обращает внимание детей на то, что, когда открыли пакет, он перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).
Вывод. Воздух прозрачный, невидимый, легкий.
Опыт17. Игры с соломинкой.
Цель: ознакомление с тем, что внутри человека есть воздух.
Материал: трубочки для коктейля, емкость с водой.
Описание опыта
Дети дуют в трубочки на поверхность воды, появляются волны и пузыри. Педагог отмечает, что волны и пузыри на поверхности воды появились потому, что внутри человека есть воздух.
Вывод. Внутри человека есть воздух.
Опыт 18. Свойства мокрого песка.
Цель: ознакомление со свойствами песка (сухой песок рассыпается, мокрый песок лепится, он высыхает под воздействием солнечных лучей).
Материал: песок, лейка с водой, формочки.
Описание опыта
Намочить песок и понаблюдать с детьми, как он будет высыхать. Попробовать сделать торт из сухого и мокрого песка при помощи формочек. Сравнить, сделать вывод.
Вывод. Мокрый песок лепится, из него можно лепить разные фигуры; сухой песок рассыпается. Мокрый песок на солнце высыхает.
Опыт 19. Делаем дорожки и узоры из песка.
Цель: ознакомление со свойствами песка (из сухого песка можно выполнить любой узор, из мокрого – нет).
Материал: песок, лейка с водой, бутылочка.
Описание опыта
Педагог дает детям пластмассовые бутылочки, наполненные сухим и мокрым песком, и показывает, как можно рисовать узоры на земле. Мокрый песок не выпадает из бутылки, тогда как сухой свободно высыпается.
Вывод. Сухой песок сыпучий; наполнив им бутылочку, можно сделать дорожку или иной узор. Мокрый песок тяжелый, не выпадает из бутылочки.
Опыт 20. Особенности воды.
Цель: закрепление знаний о свойствах воды (прозрачность, без запаха, льется).
Откуда берется вода?
Цель:
- познакомить детей с процессом конденсации.
Материал:
- горячая вода.
Оборудование:
- ёмкость, охлажденная металлическая крышка.
Ход опыта
Воспитатель накрывает ёмкость с горячей водой холодной крышкой.
Воспитатель. Что получится? (Предположения детей.)
Дети под руководством воспитателя рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой.
Воспитатель. Откуда взялась вода? (Частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке.)
Воспитатель предлагает повторить опыт, но с теплой крышкой. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет.
Вывод. Процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
Опыт 21. Пар и вода-это друзья
Цель:
- познакомить детей с одним из состояний воды - паром.
Материал:
- кипяток.
Оборудование:
- термос (ёмкость с кипятильником).
Ход опыта
Воспитатель предлагает детям познакомиться с одним из состояний воды - паром.
Воспитатель берёт термос с кипятком. Открывает его, чтобы дети увидели пар. Для того чтобы доказать, что пар - это тоже вода, воспитатель помещает над паром стекло или зеркальце. Дети наблюдают, как на этих предметах выступают капельки воды. Если нет термоса, воспитатель проделывает опыт с кипятильником и в присутствии детей кипятит воду, обращая их внимание на то, как по мере закипания воды появляется все больше пара.
Поместить в групповой комнате плакат с различными состояниями воды.
Вывод. Пар - это тоже вода.
Опыт 22. Замерзание жидкости
- познакомить с различными жидкостями, помочь выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.
Материал:
- одинаковое количество обычной и соленой воды, молоко, сок, растительное масло.
Оборудование:
- ёмкости, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Дети рассматривают жидкости, определяют различия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосудов).
Воспитатель приготавливает раствор соленой воды по алгоритму, заливает соленый раствор и обычную воду в формочки ставит на длительное время в холод. Затем вносит формочки в помещение. Дети под руководством воспитателя рассматривают, определяют, какие жидкости замерзли, а какие - нет.
Вывод. Одни жидкости замерзают быстрее, другие - медленнее.
Опыт 23. Разноцветные сосульки
Цель:
- помочь детям реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре).
Материал: вода, краски.
Оборудование: формы для замораживания льда, нитки, алгоритм деятельности.
Ход опыта
Воспитатель вспоминает с детьми три агрегатных состояния воды (жидкость, пар, лед). Предлагает украсить ель, растущую на участке, разноцветными сосульками. Спрашивает детей, каким образом можно изготовить такие игрушки.
Дети под руководством воспитателя составляют алгоритм действий изготовления ледяных игрушек: взять форму, опустить в нее сложенную вдвое нить (это будет подвеска-дом сосульки), подкрасить воду акварелью, залить приготовленные формочки, вынести в холодное место. После замерзания воды сосульку освобождают от формы и вешают на ветку ели.
Воспитатель зарисовывает алгоритм получения разноцветных сосулек.
Вывод. Вода изменяет цвет. Вода замерзает.
Опыт 24. Какие предметы держатся на воде, а какие нет?
Цель: используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы – на воде держатся, другие - тонут.
Материалы: набор предметов из различных материалов: щепочка (деревянная лодочка), полиэтиленовая планочка (рыбка), железный гвоздик (металлическая рыбка), бумажный кораблик (цветочек), резиновый шарик, ватный «снежок» и др.; ведерко, широкое блюдо, наполненное водой.
Ход опыта: взрослый предлагает малышам встать около емкости с водой. Он показывает набор подобранных предметов малыши рассматривают их. Затем, по предложению дети начинают опускать на воду один предмет за другим. Взрослый комментирует происходящее.
В процессе игровых действий опытным путем устанавливается: не все предметы держатся на воде; на поверхности воды плавают легкие предметы, такие как щепочка, резиновый шарик, ватный «снежок»; металлические (железные) предметы более тяжелые - они тонут.
Воспитатель предлагает детям подуть на воду, чтобы можно было дуновением направить плавающие предметы в определенную сторону.
В конце занятия взрослый предлагает, «испытать» бумажные лодочки: он складывает методом оригами 1-2 лодочки, малыши опускают их на воду.
Далее игра разворачивается ситуативно. т.е. по замыслу играющих.
Опыт 25. Свойства и признаки воды
Цели:
- познакомить со свойствами воды; помочь понять особенности' организмов, обитающих в воде, их приспособленность к водной среде обитания.
Материал:
- вода, молоко, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, горячая вода, стекло (зеркальце), акварельные краски.
Оборудование:
- стаканчики, палочки (чайные ложки), соломинки для коктейля, термос (кипятильник).
Ход опыта:
Воспитатель предлагает детям получше узнать воду, познакомиться с ней поближе.
Воспитатель ставит перед детьми два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика кладёт палочки (ложечки).
- В каком из стаканчиков видны палочки (ложечки), а в каком - нет? (Ответы детей.)
- Почему? Дайте объяснение. (Высказывания детей.)
- Перед вами молоко и вода, в стаканчике с водой вы видите палочку, а в стаканчике с молоком - нет. Значит, вода прозрачная, а молоко нет.
- Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?
Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Варианты ответов детей: Рыбы ведь в молоке не живут, они привыкли жить в воде. Рыбы в молочной реке ничего бы не видели, ведь молоко не прозрачное, и они могли бы врезаться в мосты. Рыбы сталкивались бы головами друг с другом и с кораблями. В такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду.)
Воспитатель предлагает детям попробовать через соломинку воду.
- Есть ли у нее вкус? (Вода очень вкусная.)
- Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
Воспитатель дает детям попробовать молоко (сок), а затем воду. Дети отмечают разницу во вкусе. Воспитатель объясняет выражение «вода очень" вкусная». Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
- Чем она пахнет (или совсем не пахнет)? (Ответы детей.)
- Вода не имеет запаха. Вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Воспитатель кладёт кубики льда на тарелочку.
- Обратите внимание на то, как постепенно уменьшаются кубики льда. Что с ними происходит? (Ответы детей.) Возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Следите, какой из них растает быстрее: большой или маленький.
- Какой кубик тает быстрее? (Ответы детей.)
- Отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Значит, лед - это тоже вода.
Поместить в группе плакат, отражающий признаки и свойства воды .
Вывод. Вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, может иметь разные состояния (лёд).
Воспитатель. Что показал опыт с молоком и водой? (Вода прозрачная. Молоко непрозрачное.
В воде живут рыбы. В молоке рыбы жить не могут.)
- Какова вода на вкус? (Вода безвкусная.)
- Имеет ли вода запах? (Нет.)
- Что произойдёт, если кусочки льда положить на тарелочку? (Они растают и превратятся в воду.)
Опыт26. Какого цвета вода?
Цель.
Использовать игровую ситуацию для ознакомления малыша с такими свойствами воды, как возможность ее окрашивания (принимает цвет краски, например при рисовании кистью).
Материал.
Гуашь и специальные стаканчики, наполненные на 1/3 прозрачной водой; белая бумага, трафарет воздушного шара в виде пакета с прорезью для цветных вкладышей / I8x15см/.
Ход опыта
Взрослый обращает внимание ребенка на то, что у него имеется несколько красок, например, красная, зеленая, синяя, желтая.
Воспитатель на своем листе белой бумаги «пробует» каждую краску, называет цвет, старается вызвать у ребенка живой интерес, смывает кисть в стаканчике с водой. Ее лист становится разноцветным.
Ребенок запоминает названия каждой краски.
Листочек взрослого откладывается.
Во второй части занятия ребенок действует самостоятельно под руководством взрослого.
Воспитатель дает малышу четыре краски и четыре стаканчика с прозрачной водой тряпочку для промакивания кисти. Вначале малышу предлагается поработать, например, с красной краской. Ребенок наносит красную краску на белый лист, мама показывает прием размывания краски. Ребенок закрашивает весь листочек.
Воспитатель обращает его внимание на то, что вода в стаканчике стала красной, особенно после того, как вымыли кисть. Красный листочек откладывается на просушку. Баночка с крашеной водой ставится рядом. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит вода «умеет» окрашиваться»,- говорит воспитатель и предлагает попробовать и другие цвета. Аналогично проходит ознакомление с другими красками. После того как все листочки просохнут, воспитатель собирает их в стопку, вниз кладет свои разноцветный листок. Всю стопку вкладывает в пакет, на котором вырезано изображение воздушного шарика (трафарет) с темной ниточкой.
Взрослый вытаскивает листочки по очереди, и «шарики» меняют свои цвет: «Какого цвета шарик?», «А этот какой?» и т.д.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый, красный шар.
«Какой же шарик?»
- «Разноцветный!», - говорит воспитатель, показывает последнюю картинку в трафарете, где появляется расписной воздушный шарик.
Опыт 27. Цветные льдинки
Цель: В процессе экспериментирования показать ребенку, как вода при охлаждении превращается в лед (замерзшую воду).
Материал: Полиэтиленовые формочки для игр с песком (5-7 шт.); коробка из-под шоколадных конфет;
кувшинчик с прозрачной водой; цветная вода в стаканчиках.
Ход опыта: воспитатель беседует с малышами о зиме, спрашивает о ее признаках (снег, лед, холодно). Подчеркивает, что на морозе вода превращается в лед: «Мы сделаем с вами льдинки». Расставляет формочки на столе.
На глазах у детей наливает в одни формочки прозрачную воду, в другие - цветную.
«Когда пойдем гулять, мы вынесем их на мороз и посмотрим, что у нас получится».
Примечание. С целью охлаждения воды в условиях дома можно использовать балкон, выставив Формочки на подоконник с другой стороны окна. Дети могут видеть их через стекло.
Во второй части занятия используется коробка из-под конфет для изготовления «бус».
В формовочную упаковку в присутствии детей заливается цветная вода (желательно чередовать контрастные цвета, например, синий, желтый, зеленый, красный, фиолетовый и пр.).
Затем в залитые формочки следует положить толстую нитку, которая на морозе должна вмерзнуть в льдинки.
На прогулке взрослый предлагает малышу посмотреть, что произошло с водой.
Когда придет время гулять, взрослы в присутствии ребенка вынимает, цветные «нитки бус», и на улице украшает ими елочку, дорожки или снеговика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Цель: 1. помочь детям лучше узнать окружающий его мир неживой природы. 2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических проце...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста
Картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста...
картотека опытов и экспериментов для детей младшего дошкольного возраста
картотека опытов и экспериментов...
картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста
Картотека опытов и экпериментов...
картотека опытов и экспериментов для детей младшего возраста
Картотека опытов и экспериментов...