Игры и упражнения развивающие творческие способности детей.
картотека
Развивающие игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения для развития творческих способностей дошкольников в изобразительной деятельности
«ДОРИСУЙ ФИГУРУ»
Стимулом для развития фантазии являются незаконченные рисунки, неопределенные по форме образы и пятна, описания необычных, новых свойств предметов.
В младшем дошкольном возрасте возможно включение предварительного этапа при проведении данной серии упражнений. Дети словесно обозначают разные предметы, похожие на заданную фигуру, педагог контролирует, чтобы дошкольники не копировали изображения объектов и предметов друг у друга. При проведении упражнения в старшем дошкольном возрасте можно усложнять задания, т. е. предлагать детям создавать сюжетно-тематические композиции на основе заданного шаблона.
При анализе работы, как в старшем, так и в младшем возрасте необходимо обращать внимание на оригинальность замысла, своеобразие манеры исполнения, непохожесть рисунка на другие творческие работы.
Приемы и методы
Стимулирование творческой инициативы:
— индивидуальное размещение детей для выполнения задания;
— исключение возможности стандартного изображения;
— обучение приемам создания новых образов на основе известных способов действий.
Развитие творческого воображения:
— агглютинация — наиболее элементарная форма синтезирования образов — предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (например, такие сказочные образы, как русалка, кентавр, избушка на курьих ножках; предметы технического творчества — танк-амфибия, аккордеон, появились в результате агглютинации);
— гиперболизация - преобразование предметов (увеличение или уменьшение, изменение количества частей предмета и их смешение (многорукие богини, драконы с семью головами и т. д.);
— акцентирование — заострение, подчеркивание каких-либо признаков предмета или субъекта, при помощи этого приема создаются дружеские шаржи или карикатуры (пример: рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана-царевича и др.);
— схематизация — черты сходства предмета или субъекта сливаются, различия сглаживаются (хороший пример схематизации — создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира);
— типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе;
— аналогия — поиск сходства объекта с реальным предметом (с формой, звуком, цветом, ритмом и т. д.); разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы: облака, падающие тени, пятна краски, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются со сходными реальными предметами; используя их, воображение создает определенные соотношения и связи.
Варианты заданий на аналогию:
— нарисовать дом, который бы построили в пустыне, горах, на равнине, в джунглях и других местах;
— сконструировать автомобиль, похожий на божью коровку, ежа, рыбу и др. ;
— найти как можно больше аналогов корабля (предметов, сходных с кораблем по какому-то существенному признаку).
Очень важными для развития творческого мышления являются задания на исследование образа-представления. Подбор соответствующих упражнений поможет ребенку научиться расчленять цельный образ на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Ребенок может представить животное, обладающее такими качествами, которых нет в реальной живой природе.
Упражнения для детей младшего и среднего дошкольного возраста
С использованием приема дополнения изображения.
Для детей 3—4 лет
Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
Дорисуй так, как хочешь
Цель: та же.
Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Дорисуй фигуры
Цель: та же.
Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
Дорисуй прямоугольники
Цель: та же.
Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
Что ты видишь?
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
Для детей 4—5 лет
Двойное изображение
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета.
Забавы с геометрическими фигурами
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии.
Четыре колеса
Цель: та же.
Педагог рассказывает, что однажды лягушонок, ежик и петушок по дороге в лес нашли четыре разных колеса. Сначала друзья очень обрадовались, хотели построить телегу, но у них ничего не получилось. Они стали думать, что же им построить из разных колес? Детям предлагается помочь друзьям что-нибудь придумать и нарисовать.
Камушки на берегу
Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берегу.
Оживи фигуру
Цели:
— упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;
— создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем.
Обведи свою ладонь и оживи
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Кляксы
Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений. Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.
Спрятанная форма
Цель: та же.
Педагог предлагает детям найти различные предметы, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении (кляксы, пятна) и дорисовать их.
Секретные письма
Цель: создать в воображении образы, объединяя их в сюжет.
Педагог говорит, что сегодня по дороге в детский сад он встретил почтальона, и тот передал ему секретное письмо, которое надо расшифровать (показывает лист бумаги с нарисованными линиями). Если повернуть одной стороной, то получится., а если другой — то. Дети получают свои письма и им предлагается внимательно посмотреть, повернуть лист несколько раз и разгадать, что написано в письме.
С использованием приема составления образа из заданных элементов.
Для детей 3—4 лет
Составление изображений объектов
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
Сложи рыбку
Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т. д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
Придумай животное
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
Для детей 4—5 лет
Конструирование фраз
Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
Художник в зоопарке
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
Дети выполняют.
Волшебный круг
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.
Сказочная птица
Цели:
— упражнять в передаче формы и расположения частей птицы;
— развивать фантазию.
Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
Бабушкин сундучок
Цель: учить конструировать из бросового материала.
Педагог раздает детям нитки, шнурки, проволоку, пуговицы и просит придумать, что из этого можно сделать. Остальные дети угадывают, что это такое.
Мозаика
Цели:
— упражнять в умении складывать предметы из геометрических фигур;
— развивать вариативность мышления.
Педагог предлагает детям придумать и составить из разноцветных геометрических фигур как можно больше вариантов предметов.
Составь натюрморт
Цели:
— упражнять в составлении натюрморта в сочетании с другими предметами;
— развивать вариативность мышления.
Дети составляют из набора (вазы, тарелочки, корзины, салфетки, плоскостные формы овощей, фруктов, веток, цветов, ягод) натюрморты, при этом важно не повторить друг друга.
С использованием приема применения предметов в другом качестве.
Для детей 4—5 лет
Чем может быть.
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
Портрет из пуговиц
Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.
Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
С использованием приема самостоятельного выдвижения идей.
Для детей 4—5 лет
Спонтанное рисование
Цель: развивать фантазию.
Для проведения этого упражнения необходимы краски, карандаши, бумага, клей, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образцы. Оно должно проходить в комфортной среде (музыка, освещение). Детей не надо ограничивать во времени и средствах самовыражения.
Ребенок сам выбирает нужный формат бумаги, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный. Играет спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом, создаются условия для спонтанного рисования: рука «рисует сама». Дети действуют без образца. Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей (листья капусты, кружки моркови, опилок.
Необыкновенное дерево
Цель: стимулировать творчество в изобразительной деятельности. Педагог предлагает детям нарисовать необыкновенное дерево. Не такое, как в жизни, а сказочное, волшебное, фантастическое.
Лоскутное одеяло
Цель: учить выражать содержание с помощью ограниченных графических средств.
Педагог раздает каждому ребенку по бумажному одеялу и предлагает с помощью одного карандаша раскрасить его так, чтобы не было одинаковых лоскутов.
Картина из дырок
Цель: развивать творчество при рисовании нестандартными способами.
Педагог говорит о том, что, если много раз проткнуть лист бумаги иголкой, получится много дырок. Но если протыкать бумагу в определенной последовательности, может получиться целый рисунок. Педагог предлагает «нарисовать» иголкой на бумаге обычный листок (машину, солнце и т. п.).
Ощипанный портрет
Цель: та же.
Педагог. Если взять лист белой бумаги и долго отщипывать от него маленькие кусочки, через несколько минут в руках останется фигура неопределенной формы с ощипанными краями. Но если отщипывать кусочки заранее продуманно, могут получиться интересные предметы. Попробуйте это сделать.
Дети выполняют.
Посуда для куклы
Цель: та же.
Педагог. Каждый, кто хоть однажды ел шоколад, обязательно держал в руках блестящую, шуршащую фольгу. Очень многим бывает жалко выбрасывать фольгу после того, как шоколад съеден. Но куда ее девать, что с ней делать? Оказывается, из фольги можно изготовить много интересных вещей: например, если фольгу смять как пластилин, можно вылепить посуду для куклы. Попробуйте изготовить из фольги набор для куклы. Пусть в этот набор войдут: ваза, блюдечко, большое блюдо для пирога.
Дети выполняют.
Праздник
Цель: развивать творчество при рисовании на заданную тему.
Дети работают в альбомах творческих заданий. Тема «Укрась торты для праздников». Для занятия понадобятся цветные карандаши, фломастеры. Педагог предлагает разрисовать торты для различных праздников: день рождения мамы, бабушки, праздник в детском саду и т. д.
Кто вылупится из яйца?
Цель: развивать фантазию.
Педагог читает детям письмо от Незнайки: «Совсем недавно в нашем Солнечном городе обнаружилось яйцо. Всем сразу стало ясно, что из него непременно должен кто-нибудь вылупиться. Не тот, кто обычно из яйца вылупляется, а совсем наоборот. В общем долго мы пытались представить себе этого. не знаем, как зовут. А потом подумали, что лучше вас, ребята, этого никто не сделает. Помогите нам узнать, кто (что) вылупится из яйца? Нарисуйте нам. Очень ждем. Жители Солнечного города». Дети придумывают и рисуют.
Только для детей
Цель: развивать воссоздающее воображение. Педагог предлагает детям подумать о том, что может произойти только с ними и нарисовать эти события.
Растительные бусы
Цель: развивать творчество в конструктивной деятельности.
Педагог. Все девочки любят украшения. Одним из главных украшений всегда были бусы. Обычно их изготавливали из дорогих, красивых материалов: жемчуга, янтаря и др. Но когда под рукой нет драгоценных камней, можно изготовить бусы и из природного материала. Попробуйте сделать бусы из ягод шиповника, кленовых семян, опавших желудей.
Дети выполняют.
Волшебная закладка
Цель: та же.
Педагог. Закладки для книг бывают разные: толстые и тонкие, с рисунком и без, в виде матрешки, ракеты. Попробуйте изготовить волшебную закладку, которая была бы похожа на волшебный предмет из сказки. Например, она может быть похожа на перо Жар-птицы, волшебную палочку, аленький цветочек, золотой ключик и др.
Дети выполняют.
С использованием приема опредмечивания изображений.
Для детей 4—5 лет
Облака-загадки
Цель: учить находить в материале с нечеткими формами образы предметов.
Педагог говорит о том, как интересно летом наблюдать за плывущими по небу облаками. Облака могут быть похожи на разных животных, человеческие лица и т. д. Затем он поочередно показывает картинки с облаками и просит детей назвать как можно больше вариантов их сходства с предметами, животными, растениями, фигурами людей.
Три краски
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Педагог предлагает детям взять три краски и разрисовать весь лист. Затем дает задание придумать, на что похож рисунок и как можно больше названий к нему.
Придумай по рисунку
Цель: развивать умение соотносить форму с реальными предметами окружающего.
Педагог последовательно рисует условные символы и рассказывает детям сказку, предлагая Им придумать образы (персонажи) через опредмечивание предлагаемых рисунков. Постепенно дорисовывая рисунок, педагог рассказывает сюжет сказки: «Жил-был. (Рисует кружочек.) Кто? Было у него. (Подрисовывает внизу кружка овал.) Видит он». (Рисует треугольник). И так далее по ходу рассказа.
Угадай что
Цель: развивать внимание и умение по частям домысливать целое изображение.
Педагог раздает детям картинки с недорисованными контурами и предлагает определить, что хотел нарисовать художник. Затем в форме лото дети подбирают полное изображение недорисованного предмета (должно быть несколько вариантов к одному изображению).
С использованием приема дополнения изображения.
Музыкально-дидактические игры. «Лесенка», «Музыкальное лото»
Цель: определить направление движения мелодии, различать высокие и низкие звуки.
Материал: металлофон, карточки по числу играющих, на которых нарисованы 5 линеек (нотный стан, кружочки – ноты.
Ход: ведущий играет на металлофоне мелодию вверх, вниз или на одном звуке. Дети выкладывают ноты-кружочки на линейках карточек в зависимости от направления движения мелодии.
игры на развитие ритмического слуха
«Учитесь танцевать»
Цель: учить передавать предложенный ритмический рисунок.
Материал: одна большая матрешка и маленькие матрёшки по числу играющих.
Ход: у педагога большая матрешка, у детей - маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких». Детям предлагается несложный ритмический рисунок, который необходимо одновременно повторить своими матрешками.
игры на развитие тембрового слуха
"Угадай, на чем играю»
Цель: учить различать и определять звучание музыкальных инструментов.
Материал: музыкальные инструменты, карточки (одна большая и несколько маленьких) с изображением музыкальных инструментов.
Ход: у детей по одной маленькой карточке. За ширмой звучит какой-либо музыкальный инструмент. Дети на большой карточке закрывают маленькой карточкой тот инструмент, который прозвучал за ширмой.
«Музыкальный цветок»
Цель: учить различать и определять звучание 7-ми музыкальных инструментов.
Материал: лепестки цветка, на которых изображены детские музыкальные инструменты.
Ход: дети получают по одному лепестку. За ширмой педагог играет на детских музыкальных инструментах, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент прозвучал. Ребенок, у которого лепесток с таким музыкальным инструментом, идет и прикрепляет лепесток к серединке цветка.
«Музыкальное дерево».
Материал: фланелеграф, ствол дерева, листья с нарисованными на них музыкальными инструментами.
Ход: дети прикрепляют листок с изображением звучащего за ширмой инструмента к дереву.
игры на развитие динамического слуха
«Кто самый внимательный»
Цель: упражнять детей в различении трех динамических оттенков: тихо, громко, умеренно.
Материал: кубики трех размеров: большой, средний, маленький.
Ход: у детей кубики трех размеров. Когда музыка исполняется громко, дети показывают большой кубик, когда умеренно - средний кубик, а когда тихо - маленький.
«Бубенчики»
Цель: учить детей различать силу звучания.
Материал: бубенчики трех видов: большие, средние и маленькие.
Ход: дети рассажены в три ряда. Первый ряд - маленькие бубенчики, второй - средние, третий - большие. При звучании громкой музыки дети поднимают вверх большие бубенчики, умеренно громкой - средние бубенчики, тихой - маленькие бубенчики.
«Букеты»
Цель: совершенствовать умения детей различать длительность звуков (долгие - короткие) .
Материал: бубен, цветы ромашки и васильки.
Ход: дети поделены на две команды. У первой команды - ромашки, у второй - васильки. Ведущий ударяет в бубен. Если звуки долгие, то кивают головками скромные ромашки, а если короткие - заколышутся васильки.
«Медведь и зайцы» (проводится на прогулке)
Цель: совершенствовать умение различать тембр и длительность звуков.
Материал: шапочки с изображением медведя и зайцев, бубен.
Ход: в начале игры дети изображают походку медведя (медленно ходит, зайцев (бегают быстро). Затем надевают шапочки медведя и зайцев. При медленных ударах в бубен должны выходить медведи, при быстрых - плясать зайцы.
Как показывает практика, затруднения у детей вызывают игры на звуковысотный и ритмический слух: «Лесенка», «Музыкальное лото», «Учитесь танцевать». Большой популярностью пользуются игры на развитие тембрового и динамического слуха: «Музыкальное дерево», «Угадай, на чем играю», «Музыкальный цветок», «Бубенчики», «Букеты», «Кто самый внимательный». Дети с удовольствием выбирают роли, как ведущего, так и участников игры.
Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда я сама активно участвую в игре, становлюсь полноправным партнером детей. Игра - прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных.
В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и умения, у них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь - чувство товарищества, ответственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников
Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступн...
Игры и упражнения, развивающие творческие способности ребенка
Игры и упражнения, развивающие творческие спосоьности дошкольников с 3-7 лет...
Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников.
«Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание. «Портрет из пуговиц»Цель...
Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников по возрастам .
Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;ал...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
laquo;Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание....
Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности у детей старшего дошкольного возраста
Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности у детей старшего дошкольного возраста...