Центр занимательной математики в группе детского сада как средство формирования математических способностей у детей 4-5 лет
статья

Иванова Татьяна Валерьевна

Статья опубликована в сборнике ОГУ им. И. С. Тургенева «Актуальные проблемы дошкольного образования», март, 2019 г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_t._v._statya.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Центр занимательной математики в группе детского сада как средство формирования математических способностей у детей 4-5 лет

Т. В. Иванова, воспитатель МБДОУ № 93, г. Орёл

На современном этапе развития общества и образования очень явным стало снижение уровня развития детей в области математических знаний. И эта проблема стала не только проблемой отдельного ребенка или семьи, это проблема государственного уровня. Об этом говорится в Концепции развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. № 2506-р): «Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособность, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов».

Одной из задач Концепции является «обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося, формирование у участников образовательных отношений установки «нет неспособных к математике детей». Именно фраза «нет неспособных к математике детей» должна быть стимулом для педагогов всех уровней образования к тому, чтобы пересмотреть не только рабочие программы, но и собственное отношение к процессу обучения.

В данной статье хочется оттолкнуться от цитаты Концепции «Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании - условия (прежде всего предметно-пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни…»

Развитие элементарных математических представлений в условиях детского сада, как видно из Концепции, должно начинаться с организации предметно-пространственной среды. А здесь необходимо также отталкиваться от ФГОС ДО, который тесно связан с задачами Концепции. Следовательно, предметно-пространственная среда в группе, помимо решения различных задач, должна формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), для чего в группе детского сада должен быть организован математический центр.

Одним из ключевых уголков этого центра, который мы наполняли совместно с родителями, является мини-музей «Предметы в форме шара». Данный мини-музей предназначен не только для развития пространственного мышления и воображения, наблюдательности ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах, кроме того, - это первые шаги в удивительный и сложный мир геометрии. С самого раннего детства малыш любит играть в мячи разных размеров и обожает шарики. Казалось бы, ничего странного, но это и есть начало изучения геометрии. В группе среднего возраста нами начато познание этой удивительной фигуры. Например, изучение макета Земли по глобусу. Здесь мы не просто изучаем, что находится на планете, но и приходим к пониманию, что Земля круглая, как мяч. Пара предметов из мини-музея помогает педагогу осуществить образовательную деятельность и по ознакомлению с окружающим миром, и по формированию элементарных математических знаний, помимо этого можно проводить и интегрированные занятия, включая в них практические задания, например, лепка из пластилина шара-Колобка, или конструирование снеговика из шаров в технике папье-маше.

Помимо мини-музея, центр математики в средней группе насыщен различными настольными дидактическими играми. Ниже представлен неполный перечень математических игр.

  1. Игры с цифрами и числами. Примеры таких игр:
  • математические пазлы (счет до пяти): для того, чтобы получилась картинка, необходимо собрать полоски с цифрами по порядку, причем, имеются варианты как горизонтального расположения цифр, так и вертикального. Математические пазлы развивают внимание, зрительную память и мышление;
  • «Божьи коровки», задачей которой является соотнесение количества точек на крыльях божьей коровки и цифре, которая крепится с помощью прищепки. Цель игры: Сравнение групп по количеству элементов, независимо от формы предметов, осмысленный счет, развитие внимания, мышления.
  1. Игры с геометрическими фигурами. Например:
  • «Домик» с геометрическими фигурами» предназначен для развития у детей логического мышления, закрепления знаний о геометрических фигурах, закрепления умений ориентироваться на плоскости.
  • На некоторых занятиях-путешествиях мы используем сюжетно-ролевую игру «Автобус» с применением билетов. На них изображены геометрические фигуры в количестве от 1 до 5, которые необходимо соотнести с цифрой-местом в «автобусе».
  • «Подбери фигуры к карточке», где дети соотносят цветное и контурное изображение фигур и подбирают соответствующие формы.
  • «Найди предмет такой же формы». Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрические фигуры и тела; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

  1. Игры со счетными палочками.
  • «Фигурки из палочек». Цель: учить детей составлять различные изображения, геометрические фигуры, закрепить знания цветов, счет; развивать мелкую моторику.
  1. Игры с палочками Кюизенера. Начинается знакомство с данным пособием с группировки палочек по цвету; игра на развитие внимания «Какой палочки не хватает?»; изучение классов чисел; выкладывание лесенок (вертикальных, горизонтальных); составление геометрических фигур; составление фигур по схеме; выкладывание сериационного ряда и т. д.
  2. Игры с плоскими геометрическими фигурами. Например, «Геометрическая мозаика», целью которой является закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания и воображения; «Сложи квадрат», с помощью которой дети учатся складывать квадраты, опираясь на различные цвета и формы, не пользуясь рамками, развивается цветовосприятие; «Головоломка», при игре в которую у детей развивается творчество, воображение, конструкторские способности, сосредоточенность и т. д.
  3. Математический планшет, или «Геометрик», который способствует когнитивному развитию ребенка, а также его творческих способностей, пространственного и ассоциативного мышления, мелкой моторики.

Работу в центре математики воспитатель организует, используя личностно-ориентированный подход. Очень важно привлекать к игре малоактивных детей. Их нужно не только заинтересовать, но и создать «ситуацию успеха». Самое главное – это личная заинтересованность педагога и целенаправленная работа его на конечный результат.

Таким образом, центр занимательной математики помогает создать условия для того, чтобы ребенок мог развивать логическое мышление, способствует всестороннему развитию каждого малыша и ежедневно мелкими шагами через систему игр приближает его к волшебному и сложному миру математики.

Список литературы:

  1. Пространственная геометрия для малышей. Приключения Ластика и Скрепочки. Развивающие занятия. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, - 2004. – 96 с.
  2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р).
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование материалов «Мате: плюс. Математика в детском саду» для формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, час...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема обучения математики в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. ...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема развития математических знаний в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные облас...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема развития математических знаний в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные облас...

Педагогические условия в группе детского сада, как фактор формирования интереса к занятиям математикой и развития элементарных математических представлений.

Проблема обучения математики в современной жизни приобретает всё большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением её в различные области знаний. ...

Пособие "Smart Fild"как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста

Пособие "Smart Fild" как средство формирования математических способностей у детей дошкольного возраста...