Развивающий курс для детей дошкольного возраста "Обучалочка"
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная программа построенна по материалам «Ломоносовской школы».
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием. Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. п Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchalochka.docx | 37.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Обучалочка»
Уровень программы: ознакомительный
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 5-7 лет
Автор-составитель: Фомина Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования (ДО)
По программе работает педагог ДО:
Фомина Ольга Михайловна
Москва
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Ломоносовской школы» для подготовки детей 4-7 лет к школе, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и научным руководителем Ломоносовской школы, автором образовательной технологии «Интеллект», доктором педагогических наук, профессором Европейского университета права, научным руководителем авторского коллектива педагогов, создавших более 300 рабочих тетрадей с развивающими упражнениями М.А Зигановым.
Программа «Ломоносовская школа» готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Суть программы «Ломоносовская школа» состоит в том, чтобы научить ребенка мыслить, развить у него память, внимание, воображение, логику и др. психометрические параметры
Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы:
- подготовка к школе носит развивающий характер;
- не допускает дублирования программ первого класса;
- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
- обеспечивает формирование ценностных установок;
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- программа готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы:
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- развитие творческой деятельности;
- развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья;
- формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- систематичность и последовательность;
- вариантность и вариативность;
- доступность и достаточность;
- наглядность; достоверность;
- комплексность;
- взаимосвязь с окружающим миром;
- использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества;
- разнообразие игровых и творческих заданий;
- многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность:
- игра;
- продуктивная, творческая деятельность;
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Задачи курса:
Обучающие:
- Приобретение знаний, умений и навыков учебной деятельности;
- Формирование умений точно и ясно выражать свои мысли;
- Развитие мотивации к учебной деятельности.
Развивающие:
- Прививать ответственное отношение к учебе;
- Активизировать творческий потенциал;
- развить умения и навыки необходимые для занятий в начальной школе;
- Развивать память, мышление, воображение.
Воспитывающие:
- Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
- Формировать культуру общения друг с другом;
- Основные принципы работы педагогов при подготовке детей к школе:
- учет индивидуальных возможностей и способностей ребят;
- уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- наглядность.
Особенности программы
Программа подготовки детей к обучению в школе богата по содержанию. В ней поставлена задача ознакомить детей с общей картиной окружающего мира. А это естественно, т. к. дети хотят знать больше о том, с чем ежедневно встречаются в жизни.
Методы обучения многогранны. Они направлены не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением.
Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать. На развитие детей влияет их интенсивная самостоятельная деятельность, связанная с эмоциональным переживанием. Путь познания — «от учеников» к коллективному поиску.
Данная программа включает в себя по математике: изучение счёта и состава чисел в пределах 20, решение простейших задач на сложение и вычитание, знакомство со знаками: +, -, =, понятия «больше», «меньше», «столько же», «справа», «слева».
«Считаю и решаю»
Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для развития логического мышления детей, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Формирование понятий о числе и арифметических действиях начинается с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными группами предметов. У детей формируется обобщение об образовании следующего числа натурального ряда, устанавливается соотношение, между любым числом ряда и всеми ему предшествующими или последующими; учатся находить сумму двух чисел (с помощью счета предметов), их разность (на основе состава числа). Раскрытие смысла действий, формирование тех или иных понятий связано, как правило, с решением простых задач (решаемых одним арифметическим действием). Наряду с решением готовых задач важно упражнять детей в самостоятельном их составлении по различным заданиям учителя. Числовой и сюжетный материал должен браться из окружающей действительности. Важнейшее задание на уроках математики имеет игровая деятельность, яркий и разнообразный дидактический материал.
1. Счет предметов (реальных предметов и их изображений).
2. Число и цифра. Нумерация чисел: название, последовательность и обозначение чисел от О до 20. Их чтение и запись.
3. Сравнение чисел. Понятия «больше», «меньше», «столько же» или «равно».
4. Знаки: +, —, =. Действия: сложение и вычитание.
5. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему, вычитание 1 из последующего.
6. Знакомство с составом чисел первого десятка (на счетном материале).
7. Решение простых задач на сложение и вычитание на основе счета
предметов.
8. Знакомство с геометрическими фигурами: круг, овал треугольник, прямоугольник, квадрат (как особый прямоугольник).
9. Знакомство с объемными геометрическими телами.
10. Олимпиадные задания для любознательных дошкольников.
Важнейшей частью программы является изучение динамики развития ребёнка, исследование уровня его функциональной готовности к обучению в школе.
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок должен уметь:
Называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 20:
- соотносить цифру с числом предметов;
- пользоваться арифметическими знаками действий;
- составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- измерять длину предметов с помощью условной меры;
- составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
- ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
«Изучаю мир вокруг»
направлен на расширение знаний об окружающем мире, природной и социальной среде, приобщение детей 5-7 лет к истокам культуры. Особое внимание уделяется осознанию дошкольником ярких, легко воспринимаемых характерных особенностей объектов природы. Развиваются познавательные интересы будущего первоклассника, эстетические, нравственные и психологические качества личности, его умения использовать полученные знания в конкретной деятельности, усваиваются правила поведения в природе и обществе. В процессе упражнений, игр дети выполняют несложные задания, связанные с ориентировкой и перемещением в пространстве (направо, налево, сзади, впереди, за, под, перед и др.), определяют форму предметов их цвет и размер. Усваивают значение слов “вчера”, “сегодня”, “завтра”. Ориентируются в понятиях “время”, “давно”, “недавно” “долго” “недолго”, “ещё”, “будет” и др.
- Виды занятий - игры, беседы, тематические мероприятия, наблюдения, экскурсии, опыты, просмотр обучающих дисков, групповая и индивидуальная работа, занятия-путешествия, игры- эксперименты с материалом.
- Оборудование: наглядный, демонстрационный, раздаточный, дидактический
- материал; применение ТСО и ИКТ; спортивный инвентарь; краски; цветные карандаши; листы формата А4; рабочие тетради, песок, металл, камень, ткань, древесина, пособия, термометр, календарь погоды.
- Результатом реализации программы становится мониторинг успешности овладения знаниями.
Ожидаемый результат по курсу «Изучаю мир вокруг»:
- Ориентироваться в пространстве;
- Определять форму предмета, используя геометрические фигуры как эталон;
- Различать времена года, знать явления природы и особенности погодных условий каждого времени года;
- Различать объекты живой и неживой природы;
- Знать и соблюдать правила поведения в природе, беречь и охранять природу;
- Различать виды транспорта и правила поведения в нем;
- Знать названия и трудовые действия некоторых профессий;
- Расширять свои представления об особенностях литературы и искусства разных народов.
- Научиться грамотно выражать своё мнение по поставленному вопросу;
- Развить и укрепить речевые навыки, мышление, память, внимание.
Для реализации программы используются пособия из серии «Ломоносовская школа»:
Учебно – методический комплект:
«Считаю и решаю» Н.В. Володина
«Изучаю мир вокруг: для детей 6-7лет» Липская Н.М.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
Средства, необходимые для реализации программы:
- учебно-тематическое планирование;
- рабочие тетради;
- наглядные пособия;
- счетный материал.
Структура программы:
Срок реализации 1 год.
Занятия проходят 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия - 30 минут, перерыв между занятиями 10 минут.
Начало занятий – сентябрь 2019 года. Окончание занятий – май 2020 года.
Методическое обеспечение
Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования строится с учётом потребностей и возможностей детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.
В программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
- учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста уважение к ребёнку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход;
- систематичность и последовательность;
- вариативность занятий;
- наглядность.
Календарно - тематическое планирование занятий
Считаю и решаю
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж. Знакомство с математикой | 0,5 |
2 | Числовая прямая. | 0,5 |
3 | Задачи на сложение. | 0,5 |
4 | Счет предметов. Тестирование. | 0,5 |
5 | Решаем задачи на вычитание. | 0,5 |
6 | Счет предметов. Числа до 10. | 0,5 |
7 | Счёт предметов. Состав числа 3. | 0,5 |
8 | Счет до 10. | 0,5 |
9 | Числа до 10. | 0,5 |
10 | Состав числа 4. | 0,5 |
11 | Состав числа 5. | 0,5 |
12 | Числа до 10. | 0,5 |
13 | Состав числа 6. | 0,5 |
14 | Решаем задачи. | 0,5 |
15 | Числа до 10. | 0,5 |
16 | Состав числа 7. | 0,5 |
17 | Числа до 10. | 0,5 |
18 | Состав числа 8. | 0,5 |
19 | Числа до 10. | 0,5 |
20 | Состав числа 9. | 0,5 |
21 | Состав числа 10. | 0,5 |
22 | Числа от 10 до 20. | 0,5 |
23 | Числа до 20. | 0,5 |
24 | Слагаемое, слагаемое, сумма. | 0,5 |
25 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 0,5 |
26 | Числа до 20. | 0,5 |
27 | Однозначные и двузначные числа. | 0,5 |
28 | Счет десятками. | 0,5 |
29 | Отрезки. | 0,5 |
30 | Углы. Углы, стороны фигур. | 0,5 |
31 | Объемные фигуры. Объем жидкости | 0,5 |
32 33 | Часы, время. Тестирование | 0,5 0,5 |
|
| |
ИТОГО | 16,5 |
Изучаю мир вокруг
№ п/п | Тематика занятия | Кол-во часов |
1 | Инструктаж. Что нас окружает?. | 0,5 |
2 | Воздух | 0,5 |
3 | Космос. Вселенная | 0,5 |
4 | Встреча с Солнцем | 0,5 |
5 | Звезды и созвездия | 0,5 |
6 | Дружная семья планет | 0,5 |
7 | Планета Земля | 0,5 |
8 | Встреча с луной | 0,5 |
9 - 10 | День и ночь. | 1 |
11 | Экскурсия в планетарий | 0,5 |
12 | Вода на Земле | 0,5 |
13 | Волшебница вода | 0,5 |
14 | Что у тебя под ногами? | 0,5 |
15 | Растения | 0,5 |
16 | Растения и плоды | 0,5 |
17 | Тайны грибов | 0,5 |
18 | Прогулка по лесопарку | 0,5 |
19 | Животные Земли | 0,5 |
20 | Дикие и домашние животные | 0,5 |
21 | Красная книга | 0,5 |
22 | Человек | 0,5 |
23 | Твой организм | 0,5 |
24 | Если хочешь быть здоров | 0,5 |
25 | Тестирование. Живая природа. | 0,5 |
26 | Что нас окружает дома | 0,5 |
27 | Тайна платяного шкафа | 0,5 |
28 | До чего дошёл прогресс! | 0,5 |
29 | История из школьного портфеля | 0,5 |
30 | Тестирование. Изделия созданные человеком | 0,5 |
31 | Наша страна - Россия | 0,5 |
32 33 | Экскурсия в Кремль Тестирование. Наша Родина | 0,5 0,5 |
|
|
|
| ИТОГО | 16,5 |
Список используемой литературы:
- Сорокина Т.В. "Занимаюсь математикой: для детей 6-7 лет", в 2 ч.
-М.: Эксмо, 2015 (Ломоносовская школа)
- В. Волина "Праздник числа"(Занимательная математика для детей)
-М.: Знание, 1994.-336с.
- Беженова М.А. Весёлая математика. -Д.: Сталкер, 1998.-320с.
- Колесникова Е.В. " Развитие математического мышления у детей 5-7 лет"-М.:Издательство "Акалис";1996.-125с.
- Володина Н.В. "Считаю и решаю для детей 5-6 лет"; в 2 ч.
-М.: Эксмо, 2010. (Ломоносовская школа)
- Егупова В.А." Изучаю мир вокруг: для детей 5-6 лет", в 2 ч.
-М.: Эксмо, 2012
- Липская Н.М. ." Изучаю мир вокруг: для детей 6-7лет", в 2 ч.
-М.: Эксмо, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста
Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материа...
Развивающие игры для детей дошкольного возраста
Развивающие игры предопределяют интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления. Интуитивно осуществляется предматематическая под...
Презентация Тема:"Развивающие игры для детей дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - самый благодатный для обогащения словарного запаса, развития мышления и памяти ребенка.Такие игры не требуют от взрослых больших усилий, нужно просто желание какое-то время быть с...
Картотека развивающих игр для детей дошкольного возраста «Путешествие в страну правил дорожного движения»
Картотека развивающих игр по провилам дорожного движения...
"Коррекционно - развивающие упражнения для детей дошкольного возраста с затруднениями в общении"
В данном разделе размещены материалы для педагогов и педагогов-психологов ДОУ в работе с детьми, которые испытывают стойкие звтруднения в общении...
"Особенности развивающей игры для детей дошкольного возраста"
В статье рассказывается о том, что игра- важнейший вид деятельности дошкольника....
Психолого-педагогические требования к играм, игрушкам и развивающим пособиям для детей дошкольного возраста.
От грамотного выбора игр и игрушек зависит не только физическое здоровье, но и психическая безопасность ребёнка....