Консультация "Роль культурных практик в период адаптации ребёнка раннего возраста"
методическая разработка (младшая группа)
Консультация "Роль культурных практик в период адаптации ребёнка раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kulturnye_praktiki.docx | 19.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Роль культурных практик в период адаптации ребенка к условиям ДОУ»
Культурные практики – это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы сомоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и события с другими людьми (Н.Б. Крылова). Культурные практики связаны с активной, самостоятельной, разноаспектной и многократной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях.
ФГОС ДО ориентирует руководителей и педагогов дошкольных образовательных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Можно сказать, что культурные практики – это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного образования, направленного на позитивную социализацию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи.
В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности – духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождения до всеобщего социального опыта. Образование призвано помочь ребенку не только освоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» - самоактулизации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики любого человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются – постепенно и постоянно – в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка раннего возраста (особенно в период адаптации к новым жизненным обстоятельствам, в т.ч. к образовательному пространству) значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, экспериментирование, театральные игры и многое другое.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывыает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура – сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативы и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, проявить свои интересы и желания, высказать свое собственное мнение. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики – это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это – обогащение опыта взаимодействия, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы и эмпатии.
Культурные практики – явление интегративное, которое сплавляет различные элементы: освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, образцы деятельности и поведения, личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания, самооценки, портфолио, выставки и др.
Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения интенсивно формируются уже в период раннего и дощкольного детства, затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм. Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий ( индивидуальные особенности); принятие и освоение культурных норм общества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих и универсальных) культурных образцов деятельности и поведения.
Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер -класс для педагогов "Подвижные игры в период адаптации в раннем возрасте"
Представление технологииВступая на первую ступеньку своего развития, малыш испытывает стресс. Очень сложно пережить расставание с родителями, освоить непривычную обстановку, влиться в коллектив незнак...
"Роль игры в период адаптации детей раннего возраста."
Основная задача игр в адаптационный период – наладить доверительное отношение с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.Чтобы решить эт...
КОНСПЕКТ организации и проведения игрового занятия в период адаптации с детьми 1 младшей группы на тему: «Русская народная потешка в период адаптации детей раннего возраста»
Помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, установить с ним контакт...
Игровые технологии в период адаптации ребёнка раннего возраста к условиям ДОУ
Подготовленная, чётко спланированная воспитателем и грамотно реализованная игровая технология даст положительные результаты в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Использование игро...
Педагогический проект ОО «Познавательное развитие» Тема: «Роль игрушки в период адаптации детей раннего возраста» возрастная группа: вторая группа раннего развития
Педагогический проект по познавательному развитию....
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
Данный материал познакомит с понятием адаптация детей к условиям ДОУ. Будут даны советы родителям для легкой адаптации детей, а также описаны ошибки, которые часто допускают родители. В материал...
Адаптация детей в ДОУ. Игры в период адаптации детей раннего возраста.
В работе кратко представлена теория по успешной адаптации детей к ДОУ, а также предстален фотоотчёт по играм с детьми в период адаптации....