Дидактическое пособие «Модель времени».
учебно-методическое пособие (средняя, старшая, подготовительная группа)
Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mv_dlya_sayta.docx | 338.35 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 303 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»
Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия
«Модель времени».
Разработала: Курносенко Екатерина Аркадьевна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 303 |
Цель: формирование временных представлений у детей дошкольного возраста посредством создания и систематического использования дидактического пособия «Модель времени»
Основные задачи:
§ формировать представления и понятия о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность), формировать чувство времени;
§ совершенствовать практическую ориентировку во времени, закреплять «временные» эталоны;
§ формировать творческое мышление, воображение, активизировать память, развивать любознательность и познавательный интерес.
Ожидаемые результаты: в результате работы с пособием систематизировать и обобщить знания детей, научить ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц), научить понимать абстрактные понятия о времени и применять в повседневной жизни.
Невозможно представить нашу жизнь без понятия времени. Со временем мы сталкиваемся постоянно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей понятия и представления о времени.
Время – это сложная категория для познания детьми дошкольного возраста. Одна из ведущих задач познания временных отношений уже в дошкольном возрасте состоит в том, чтобы помочь ребенку обнаружить взаимосвязь и последовательность событий и действий во времени.
В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.
Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятие времени самой природой.
К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми.
В старшей группе я заметила, что дети плохо ориентируются во времени, часто путают понятия вчера и завтра, не знают последовательность дней недели, затрудняются сказать, в каком месяце день рождения, в какое время года.
На первом этапе я провела диагностику уровня усвоения представлений о времени у детей старшей группы. Была использована методика Е.И. Щербаковой.
В результате анализа диагностики было разработано дидактическое пособие «Модель времени». Пособие изготовлено из фетра - это безопасный, практичный материал, который хорошо держит форму и имеет богатую цветовую палитру.
Ожидаемые результаты: в результате работы с пособием систематизировать и обобщить знания детей, научить ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц), научить понимать абстрактные понятия о времени и применять в повседневной жизни. Детям дошкольного возраста необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Данной проблемой занимались многие педагоги. Е. Щербакова и О. Фунтикова упор делают на ознакомление с временем с помощью объемной модели в виде спирали. Но мне кажется эта модель очень сложная для усвоения начальных знаний и ознакомлению с временными отношениями детей дошкольного возраста.
Поэтому, опираясь на результаты уровня знаний детей в моей группе, полученные с помощью диагностики, я разработала свой вариант «Модели времени».
Пособие «Модель времени» разработано с учетом трудностей, которые встречаются при ознакомлении детей со временем. Форма пособия (когда детали по принципу матрешки накрывают друг друга) позволяет детям наглядно увидеть, что сутки входят в состав недели, а год состоит из месяцев.
Оно представляет собой 3 полусферы с полями в порядке увеличения.
Каждая полусфера разделена на определенное количество секторов:
Сфера сутки – самая маленькая, разделена на 4 сектора, которые отличаются по цвету (утро, день, вечер, ночь) ;
Сфера неделя – больше по размеру, разделена на 7 секторов (дни недели);
Самая большая полусфера – год, состоит из 12 секторов (месяцев)
К каждой полусфере имеются дополнения: карточки с природными явлениями, действиями людей, и т.д.
Дидактическое пособие «Модель времени» разработано с учетом современных педагогических технологий, способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, индивидуализации обучения и воспитания. Его можно использовать в различных видах деятельности детей от 3-7 лет.
Технология строится на следующих принципах:
- Принцип доступности, который предполагает использование таких фактов и явлений, которые понятны детям.
- Принцип последовательности – постепенное освоение временных представлений.
- Принцип наглядности – предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации – позволяет использовать и обсуждать события, вызывающие у детей интерес и эмоциональный отклик.
Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны для детей.
Модель «Сутки»
Модель «Неделя»
Модель «Год»
В работе с пособием использую различные методы:
1 Словесный (рассказ, объяснения, беседы, вопросы) это способствует развитию памяти, речи, умению отстаивать свою точку зрения.
2 Наглядный метод (использование сюжетных и предметных картинок) способствует яркому восприятию, развитию эмоционального отклика у детей.
3 Практический метод (дети сами изготавливают карточки со своими днями рождения и другими событиями).
4 Игровой метод (Дидактические игры Дети очень любят и впоследствии сами придумывают задания для друзей).
Для родителей был проведен мастер класс по ознакомлению с дидактическим пособием «Модель времени». Наряду с беседами, консультациями я предложила родителям систему дидактических игр и заданий для детей, которые можно использовать дома. Например:
- в игре, в совместном чтении связывать то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом – купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают);
- побуждать ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года;
- в процессе чтения просить ребенка рассказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень;
- рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавать вопросы: “Какое это время года? Почему ты так думаешь?”, “Бывает так в декабре?”, “Скоро ли наступит здесь зима? и т.д.
- проводить дидактические игры (“Закончи предложение”, “Когда это бывает?”, “Догадайся, какое время года?” и др.).
Методические рекомендации.
Модель «Сутки».
Знакомство со временем мы начинаем с понятия сутки. Сутки делят на 4 части. Такое деление, с одной стороны связано с объективными изменениями в окружающей среде (положение солнца, луны и звезд и т.д.), а с другой - со сменой видов деятельности человека.
Игра «Солнце и луна» (2 младшая, средняя группа)
Воспитатель задает ребенку вопросы:
Что делает солнышко утром? Вечером?
Когда мы не можем увидеть солнышко?
Игра «Разложи и назови по порядку» (2 младшая, средняя группа)
Цель: закрепление последовательности частей суток.
Воспитатель говорит: «Я положу картинку, где нарисованы звезды и луна. Как называется эта часть? Какую картинку нужно положить потом?»
Ребенок выбирает нужную картинку и называет какая это часть суток.
Воспитатель говорит: «А что будет потом?»
Ребенок отвечает и находит подходящую карточку и т.д.
Игра «Исправь ошибку» (средняя и старшая группа)
Цель: закрепление видов деятельности человека, характерных для каждой части суток.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением различных видов деятельности человека, характерных для каждой части суток. Воспитатель произносит предложения с ошибкой, а ребенок исправляет: «Девочка ложиться спать утром. Девочка ночью читает.»
Ребенку нужно сказать предложение правильно и расположить картинки по цветовым секторам, которые являются показателем различных частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Разгадывание загадок (средняя и старшая группа)
Цель: закреплять знание частей суток и характерных для них видов деятельности человека.
Воспитатель читает загадку, ребенок подбирает подходящую картинку и кладет на соответствующий цветовой сектор.
Мамы деток разбудили.
Дети личики умыли.
Застелив свою кровать,
Будут в детский сад шагать.
Все ответят дружно,
Наступило? … (утро)
Солнышко уже давно,
Смотрит ласково в окно.
Поиграли, почитали
и немножечко устали.
На прогулку мы идем.
Происходит это… (днем)
День прошел. Садится солнце.
Сумрак медленно крадется.
Зажигайте лампы, свечи —
Наступает темный…
(вечер)
Солнце село. Свет погас.
Спать пора всем. Поздний час.
Улетел уж вечер прочь,
А за ним крадется...
(ночь)
«Гномик Тик-Так»
Гномик бодро просыпался
И росою умывался,
Колпачок свой надевал,
Звонко песню напевал.
(Утром)
Гном чинил свою калитку
И катался на улитке,
Он и пчелкам помогал,
Им цветочки наклонял.
(Днем)
Гном устал, фонарик яркий
Светлячок ему включает,
Сказку гномик прочитает
И тихонько засыпает.
(Вечером)
Гномик спит,
И снятся сказки
Интересные ему. (Ночью)
Модель «Неделя».
Когда начинаем знакомить с моделью неделя, то показываем и объясняем детям, что сутки меньше недели и входят в неделю (модель неделя больше и накрывает модель сутки)
Игра «Отгадай-ка» (подготовительная группа)
Цель: закрепление названий дней недели, их последовательность.
- Сегодня вторник, а день рождения у мамы в четверг. Сколько дней до маминого дня рождения?
- Какой день недели будет после пятницы?
- Сегодня воскресенье, а в гости мы пойдем через неделю. Когда мы пойдем в гости?
- Какой день недели перед вторником, перед воскресеньем?
Игра «Путаница» (подготовительная группа)
Цель: закрепление названий и последовательность дней недели.
На полусфере «неделя» дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку, называя соответствующий день недели.
По команде закрывают глаза, воспитатель забирает одну цифру. Дети отгадывают, какой день недели потерял свою цифру.
Когда дети закрывают глаза, воспитатель меняет несколько цифр местами. Детям предлагается навести порядок и назвать дни недели.
Модель «Год».
Знакомим с моделью год, показываем и объясняем, что год состоит из месяцев, а месяц из недель, а неделя из суток. Все три модели последовательно накрывают друг друга. Дети наглядно видят, что сутки входят в состав недели, легко могут ответить на вопрос: что больше год или неделя, сутки или неделя и т.д.?
Игра «Какое время года?» (старшая, подготовительная группа)
Цель: закреплять знания времен года и характерных для них природных явлений.
Положить перед детьми карточки картинкой вниз. Дети по очереди берут по одной карточке, внимательно рассматривают и рассказывают, что там нарисовано и определяют к какому времени года подходит эта карточка. Нужно разложить все карточки с картинками по временам года (цветовым секторам).
Игра «Найди месяц» (подготовительная группа)
Цель: закрепление знаний названий месяцев, какие весенние, какие зимние, последовательность, какие природные явления им соответствуют, одежда людей и т.д.
В подготовительной группе запоминаем и закрепляем названия месяцев.
После того, как дети осваивают основные принципы в работе с пособием, им очень нравится задавать самостоятельно друг другу задания. Дети придумали новую игру. Когда мы закрепляли названия месяцев с Димой, он спросил: «А где месяц, когда у меня день рождения?» Мы нашли месяц декабрь и Дима спросил «А можно я нарисую карточку с моим днем рождения». Другим детям понравилась эта идея и они сами стали придумывать и рисовать карточки с праздниками и днями рождения. Так у нас появилась новая игра «Когда будет праздник?»
Игра «Путаница»
Игра «Какое время года?»
Детали по принципу матрешки накрывают друг друга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные наглядные пособия, моделей, направленные на развитие у детей логико-математического мышления
Влияние логических и дидактических игр на уственную деятельность детей 3-4 лет....
Статья " Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия " Модель времени"
В стаье описывается система рабрты с данным пособием...
Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени»
В статье описывается система работы с данным пособием....
презентация дидактического пособия «Модель времени»
Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста....
Дидактическое пособие. "Модель солнечной системы".
Сюжетно-ролевые игры с солнечной системой....
Методическое пособие «Модель биоценоза как одна из форм экологического образования дошкольников»
Актуальность темы в том что моделирование является эффективным способом формирования у дошкольников экологических понятий, поскольку дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать ...
Презентация игрового пособия «Модель-куб»
Используя игровое пособие Модель-куб, у детей развиваются творческие и интеллектуальные способности, воображение, внимание и формируются первичные представления в области геометрия....