Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности
консультация (старшая группа)

Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности»

Цель. Дать характеристику роли театрализованной деятельности в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольников. Дать практические рекомендации по организации театрализованной деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

    Ребёнок дошкольного возраста, открывая для себя многообразие окружающего мира, вступая вступая в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляет себя самым доступным образом - эмоционально. Эмоциональная отзывчивость как внешнее проявление внутреннего мира ребёнка позволяет определить его отношение к происходящему. Эмоциональная отзывчивость - знак и символ субкультуры детства, являющегогся «золотым веком для эмоционального в нас» (В .В .Зеньковский) Яркие проявления эмоциональной отзывчивости можно наблюдать в театрализованной деятельности дошкольников. Взаимосвязь между театрализованной деятельностью и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах: * становление и совершенствование театрализованной деятельности влияет на возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости дошкольников. *сформировавшаяся эмоциональная отзывчивость влияет на развитие театрализованной деятельности детей. Эти закономерности проявляются по-разному, в зависимости от возраста детей и уровня развития театрализоваиной деятельности. Понимание сущности и механизмов развития эмоциональной отзывчивости дошкольников позволяет педагогу оптимизировать работу в этом направлении. К методам развития эмоциональной отзывчивости А.Т.Злобин относит: *смыслораскрывающие методы, позволяющие детям определить ценность эмоциональны переживаний («Почему он/она тебе нравится?», «Каким бы образом ты мог изменить настроение своего друга?» и др.); *установки - общение («Задай вопрос другу о его настроении» и др.) *установки - алгоритмы («Чтобы определить эмоциональное состояние друга, необходимо вспомнить, видел ли ты это раньше» и др.); *сравнение («Сравни, чем отличается твоё настроение и настроение друга» и др.); *знаково - символические методы (детям предлагаются разнообразные знаки - средства эмоций (рисунки жестов, мимики, волнистые линии разной окраски, музыкальные инструменты и пр.), с помощью которых они отмечают своё настроение); *мимические маски (детям предлагаются различные мимические изображения, эмоциональные схемы, пиктограммы, с помощью которых они демонстрируют свои эмоциональные проявления или эмоциональные состояния, а также соотносят их с речевыми клише); *пантомимические этюды (Я удивился», «Я обрадовался», «Мне хорошо», «Это чудо», «Мне немного взгрустнулось», «Страшилки» и т.п.); * рефлексивные методы, стимулирующие самоконтроль и самооценку собственных эмоциональных проявлений у дошкольников («Как ты думаешь, для чего человеку нужны эмоции?» , «Расскажи о сказочных героях, которые проявляли такие же эмоции, какие проявляешь ты сейчас» и др.);

*методы, моделирующие степень изменения собственных эмоций от грусти до радости, от уныния до восторга и т.п.; *игровые методы и др. Приобщение детей к театрализованной деятельности начинается со второй младшей группы, но подготовительную работу по формированию эмоциональной отзывчивости малышей целесообразно начинать с раннего возраста. Для формирования эмоциональной отзывчивости дошкольников разработаны серии обучающих занятий и сценарии сказок - драматизаций. Благодаря занятиям у дошкольников расширился круг понимаемых эмоций, они начали глубже понимать себя и окружающих, чаще откликаться на эмоциональные проявления других людей. Разыгрываемые сказки помогают детям почувствовать себя свободными, раскрепощёнными, учат доброте, отзывчивости, чуткости к окружающим. Основными линиями формирования эмоциональной отзывчивости ребёнка -дошкольника в театрализованной деятельности являются: *формирование эмоциональной отзывчивости ребёнка в театрализованной деятельности; * формирование эмоциональной отзывчивости ребёнка к сверстнику в театрализованной деятельности; * формирование эмоциональной отзывчивости ребёнка к театрализованной деятельности как деятельности в целом. Для наиболле полной реализации воспитательны возможностей театрализованной деятельности и успешного формирования эмоциональной отзывчивости детей педагогу необходимо уметь выделять каждую из этих линий и владеть конкретными приёмами и методами организации театрализованной деятельности дошкольников. Опираясь на собственный опыт и работы Л.В.Артёмовой, А.Н.Брызгаловой, Н.Ф.Губановой, Э.Г.Чуриловой, Н.Ф.Сорокиной, Т.Н.Караманенко, я разработала практические рекомендации по организации театрализованной деятельности детей для педагогов нашего детского сада. Прежде всего, в группе детского сада необходимо создать условия для развития у детей театральны творческих способностей: оборудовать зону театрализованной деятельности (или уголок сказки) и «тихий уголою> (или уголок уединения), где ребёнок может побыть один, порепетировать роль перед зеркалом, поиграть в дидактическую игру, перелистать фотоальбом и вспомнить сюжеты сыгранны спектаклей и др. В зоне театрализованной деятельности следует разместить разные виды кукольного театра: *театр верховых кукол (куклы находятся выше работающего с ними актёра, над ширмой); *театр марионеток (куклы управляются при помощи ниток или проволок и находятся ниже актёра - кукольника); *театр теней;*театр кукол «живая рука» (куклы состоят из головки и свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребёнок вставляет свои руки); * перчаточные (варежковые, пальчиковые, носковы е, ложковые куклы); * настольный театр; *театр картинок (фланелеграф) Следует организовать несколько практических занятий по обучению детей умениям и навыкам работы с этими видами театра. В зоне театрализованной деятельности должны быть также: *ширма для показа кукольного театра (лёгкая, удобная, с занавесом для смены декораций во время спектакля); *маски (желательно изготовленные с помощью родителей или самих детей); *костюмы для ряженья (а также заготовки для них - различные виды тканей, пуговицы, природный и бросовый материал и пр.); *музыкальные инструменты (необходимо также иметь фонотеку). В дошкольном образовательном учреждении желательно оборудовать отдельные полуфункциональные помещения (гримёрную, театральную гостиную, театральный музей и др.), в которых можно проводить специальные занятия по театрализованной деятельности, праздники и развлечения, показывать спектакли. Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы, в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т.д.), а также запланирована как специальное занятие. Первые игры-занятия проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей, затем он становится партнёром по игре. В старших группах педагог активно стимулирует детей к проявлению собственной инициативы по организации театрализованных игр, поощряет самостоятельность детей в выборе игрового сюжета и его разыгрывании. Занятие по театрализованной деятельности может быть построено по следующей схеме: *введение в тему, создание эмоционального настроя; * собственно театрализованная деятельность в разных формах (беседы о театре, придумывание детьми различных историй, работа над этюдами и другое); *эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности. Подготовительная работа к самостоятельному спектаклю может включать сочинение или подбор текста, музыкальных произведений, просмотр видеофильмов или мультфильмов по выбранному произведению, прослушивание аудиозаписей, создание эскизов костюмов и декораций и их изготовление и др. При выборе литературного произведения следует учитывать знания и интересы детей, а также то, какая половина - «мужская» или «женская» -доминирует в группе. Если в группе преобладают мальчики, предпочтительнее произведения с обилием мужских персонажей, и наоборот. Это позволит всем детям группы участвовать в спектакле. При распределении ролей необходимо следовать основным правилам детского театра: * каждый ребёнок имеет право на роль; *все роли главные; *роль подчёркивает достоинства и способности ребёнка. Если персонажей в литературном произведении недостаточно, чтобы занять в спектакле всех детей, необходимо придумать новые роли. Роли придумьп;аются и прописываются для конкретных детей. Нельзя назначать одних и тех же детей на ведущие роли. При распределении ролей можно использовать следующие приёмы: * выбор детьми роли по желанию; *проиррывание ролей в парах; *распределение ролей по карточкам (дети один за другим берут из рук воспитателя карточки, на которых схематично изображён тот или иной персонаж) и др. Непосредственная работа над спектаклем может начинаться с разьпрьпания отдельных сцен произведения, сочинения диалогов, интонационно -выразительньх или пантомимических упражнений для создания характерных образов персонажей и др. Для разучивания ролей желательно использовать тихое, уютное место, где есть большое зеркало, позволяющее детям видеть свои жесты и мимику. Чтобы дети глубже поняли свои образы, вжились в них, можно предложить им на занятиях по изобразительной деятельности нарисовать себя в своей роли. Изобразительные работы детей можно использовать в качестве декораций к спектаклю. Костюмы для детей важнее, чем декорации. Поэтому предпочтительнее обходиться минимумом декораций, а основные усилия направлять на тщательную подготовку костюмов. Хорошо подобранный костюм помогает ребёнку найти выразительные движения, придаёт ему особую стать, помогает почувствовать себя значимым. При подготовке спектакля необходимо избегать всяческого напряжения, насилия над детьми, натаскивания, большого количества репетиций. К каждому спектаклю желательно напечатать приглашение, программу. Когда ребёнок видит своё имя в программке, это стимулирует его ещё более серьёзно отнестись к исполнению своей роли. Необходимо тесно сотрудничать с родителями, активно привлекать их к участию в театрализованньх представлениях и спектаклях. Традицией детского сада должны стать выпускной спектакль и вручение памятных дипломов каждому ребёнку за наиболее удавшуюся ему роль. Практическая реализация данных рекомендаций повысит коэффициент их эффективности, который зависит в определённой степени от индивидуальных склонностей, предпочтений и потребностей, возрастных и полоролевьх особенностей, творческих способностей детей. Это следует учитывать при организации театрализованной деятельности детей в дошкольном учреждении и педагогической работы по развитиiо в рамках этой деятельности эмоциональной отзывчивости дошкольников.

Используемая литература.

1 .Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991.

 2. Брызгалова А.Н. Театрально - игровая деятельность дошкольников. Минск: Юнипрес,2006.

3. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально -нравственной сферы дошкольников. М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2006.

4. Маханёва М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. :Сфера, 2001. 5. Сорокина Н.Ф. Иiраем в кукольный театр. М.: АРКТИ,2001. 6.Караманенко Т.Н. Кукольный театр - дошкольникам. М.: Просвещение, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Презентация работы на тему«Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»

презентация работы на тему «Развитие эмоциональной сферы дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Презентация "Опыт работы "Формирование эмоциональной отзывчивости дошкольников в театрализованной деятельности"

Вы познакомитесь с целями, задачами, схемами построения НОД, правилами распределения ролей, оборудованием театральных зон....

«Роль семьи в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольника »

laquo;Роль семьи в формировании эмоциональной отзывчивости дошкольника »...