РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА
К ДЕТСКОМУ САДУ
Детский сад - новый период в жизни ребёнка.
Как помочь ребёнку приспособиться к новой обстановке?
Рекомендации родителям помогут смягчить адаптацию ребёнка к
детскому саду.
Если с ребенком сложно справиться вечером после садика, то основная причина
такого его поведения – усталость. Раньше окружение малыша было ограничено
членами семьи и друзьями по песочнице, а теперь ему приходится проводить
целый день в большой и шумной компании.
Оторванность от мамы и присутствие вокруг большого количества чужих людей
– основные источники напряжения для крохи. Кроме того, дома он живет по
одним правилам, а в садике они в большей или меньшей степени отличаются от
домашних. И каждый день ему приходится переключаться то на ваш стиль
общения, то на стиль общения воспитателей.
Разумеется, заботливым родителям нужно смягчить ту травмирующую
ситуацию, которую испытывает ребенок, и помочь ему адаптироваться, снять
напряжение после пребывания в детском саду.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер
которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от
сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном
учреждении. Т.е., как вы уже поняли, каждый ребенок привыкает по-своему.
Однако, можно отметить некоторые закономерности, про которые хотелось бы
рассказать родителям.
Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности
общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый
выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и
удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и
сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том
же.
Поэтому ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно
привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно
если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми
ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях.
Эти страхи — одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что
ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым,
он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
РЕЖИМ
Нередко трудности привыкания к детскому саду бывают вызваны тем,
что ребенку никак не удается привыкнуть к новому режиму.
Режим в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена – это,
безусловно, дополнительный стресс. Узнайте режим вашего садика и
начинайте постепенно вводить его дома, адаптировать к нему ребенка.
Хорошо, если вы сделали это за месяц-полтора до того, как малыш
впервые окажется в саду.
Если ваш малыш уже ходит в детский сад, придерживайтесь режима
садика дома.
СПАТЬ ПОРА
Позаботьтесь о том, чтобы ребенок хорошо высыпался ночью.
Длительное недосыпание нередко является причиной невротических
состояний, характеризующихся плаксивостью, ослаблением внимания,
памяти. В этих случаях дети становятся возбужденными или, наоборот,
вялыми. Невротические состояния могут сопровождаться снижением
аппетита и сопротивляемости организма к заболеваниям. Для малыша
крайне важно спать не менее 10 часов ночью и 2–2,5 часа – днем. При
этом максимальная продолжительность непрерывного бодрствования не
должна превышать 6 часов.
ДОБРОЕ УТРО, МАЛЫШ!
Утреннее пробуждение ото сна тоже важный момент. Конечно, самое
лучшее – это самостоятельное пробуждение, но такое в 7.00 утра
происходит не всегда. Если ребенка будят, особенно в фазе глубокого сна,
то просыпается малыш не сразу, тяжело, долго не может включиться в
дневную деятельность, капризничает, бывает вял и пассивен.
Разбудите малыша на 10 минут пораньше, позвольте ему немного
понежиться в постели до полного пробуждения.
ОДЕВАЕМСЯ
Надевайте в садик только ту одежду, в которой ребенок сможет
чувствовать себя раскованно и свободно, которую будет в состоянии
самостоятельно легко снимать и надевать. Не обязательно она должна
быть новой и дорогой.
Ни ребенок, ни воспитатель не должны быть озабочены тем, что вещь
помнется или испачкается, – это создает дополнительное эмоциональное
напряжение.
ТЫ УЖЕ БОЛЬШОЙ!
Старайтесь, чтобы малыш умывался, одевался, засыпал и аккуратно
ел за общим столом, пользуясь вилкой и ложкой, пил из чашки.
Проследите, сколько времени у него уходит на то, чтобы съесть обед, –
обычно в саду на него отводят 30 минут. Важно также, чтобы ребенок мог
обходиться без посторонней помощи в туалете и сообщать взрослым о
такой необходимости.
Чем лучше эти навыки развиты у ребенка, тем меньший эмоциональный
и физический дискомфорт он испытывает, оказавшись вдали от мамы в
незнакомом коллективе.
МАКСИМУМ ВНИМАНИЯ
Как бы хорошо ни был малыш подготовлен к детскому садику, на
первых порах ему будет трудно. В этот период нужно максимально
бережно относиться к малышу.
Особое внимание обратите на организацию полноценного отдыха
ребенка. Не стоит водить его в гости, поздно возвращаться домой,
принимать у себя друзей. Малыш в этот период перегружен
впечатлениями, следует щадить его нервную систему.
По возвращении домой из садика часто бывает, что ребенок засыпает
раньше обычного, но при этом не просыпается рано. Значит, ему
необходимо больше отдыхать для восстановления сил. Если вы
пронаблюдали такую ситуацию, постарайтесь на следующий день забрать
малыша пораньше и, приведя его домой, сразу вымыть и покормить.
Возможно, ему еще трудно спать в садике, в новом помещении, с
другими детьми. Если ребенку не удается поспать в тихий час, то это
нормально, что он восполняет недостаток сна вечером. Спросите у
воспитательницы, спит ли ваш ребенок в детском саду и сколько.
НИКАКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ НАГРУЗКИ
Отложите на время все нововведения. Сейчас не подходящий момент,
чтобы менять няню, делать в квартире ремонт или устраивать кроху в
новый кружок. В детском саду ребенок расходует много энергии, как
эмоциональной, так и физической. У него уже достаточно новых
впечатлений. Он обычно перегружен новыми сведениями и устает к
вечеру. Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную
обстановку.
СЕМЬЯ
Ребенок целый день не видит родителей.
Когда он приходит домой, ему нужно от мамы с папой то, чего он не
получает в садике: участия, позитивного внимания взрослых и
возможности выговориться. Поэтому, приведя кроху домой, не бросайтесь
сразу выполнять домашние дела. Побудьте с ним вдвоем, поиграйте или
почитайте вместе. Дети разные. Для одного будет достаточно музыки и
сказок в садике, и он предпочтет побегать по двору перед сном. Другой,
напротив, набегался за день и с удовольствием послушает интересную
историю.
Не спешите домой после садика, остановитесь по пути на детской
площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой.
Это поможет перестроиться с детского сада на домашнюю обстановку.
Обсудите с малышом прошедший день, терпеливо выслушайте его,
ответьте на все вопросы и обязательно поддержите, если произошла
малейшая неприятность.
НЕ ПУГАЙТЕ РЕБЁНКА ДЕТСКИМ САДОМ
Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его
фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский
садик!» Не формируйте образ детского сада как места, которым
наказывают.
ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
1. Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы
верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка,
так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних
ощущений.
Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом — возьмите листочек и
напишите в ответ на вопрос «Зачем мне нужен детский сад?» все
позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка
расширится круг общения, а это очень полезно для его развития» — да-да,
даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только
преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек, или «Я могу
спокойно ходить в магазин, не отдирая орущего ребенка от ярких коробок» и
т.п.
2. Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь
вмешиваться в любой конфликт, дайте ребенку возможность поучиться
самому найти выход из ситуации, а себе возможность погордиться за ребенка
«Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку, значит может постоять
за свое имущество».
3. Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это
может быть соседский двор (а сколько их вокруг?), парк, зоопарк, центр
города, просто проехать 2 остановке на транспорте, а обратно вернуться
пешком или наоборот и т.д.
4. Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с
детьми разного возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать
играть свои игрушки, просить чужие и т.п. – показывайте, как это надо делать.
5. Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов
(кормление, одевание, сон), до игр и занятий. ребёнок может играть роль
воспитателя или ребёнка
Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду...
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка в детском саду. Типичные ошибки родителей.
Данные рекомендации помогут родителям избежать некоторых ошибок в период адаптации ребёнка в новой обстановке....
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду
Детский сад - новый период в жизни ребёнка. Как помочь ребёнку приспособиться к новой обстановке? Рекомендации родителям помогут смягчить адаптацию ребёнка к детскому саду....
Консультация для родителей.Успешная адаптация ребёнка в детском саду. Успешная адаптация ребёнка в детском саду.
Успешная адаптация ребёнка в детском саду. ...
Рекомендации родителям по адаптации ребёнка к детскому саду
Рекомендации для родителей...