Консультация для родителей "Адаптация ребенка к детскому саду. Участники адаптационного периода"
консультация (младшая группа)
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 41 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 41 ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Г. ГЕОРГИЕВСКА)
Консультация для родителей
«Адаптация ребенка к детскому саду. Участники адаптационного периода.»
Подготовила:
воспитатель
Акопянц Е.Г.
Участники адаптационного периода
Ребенок – родители – педагоги
Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
РЕБЕНОК
Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни меняется все кардинальным образом. В привычный сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:
- Четкий режим дня;
- Отсутствие родных рядом;
- длительный контакт со сверстниками;
- необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
- резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
- особенности нового пространственного предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями. Адаптирующегося ребенка отличает:
- преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
- нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
- утрата навыков самообслуживания;
- нарушение сна;
- снижение аппетита;
- регрессия речи;
- изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
- снижение иммунитета и многочисленные заболевания ( последствия стрессовой ситуации).
РОДИТЕЛИ
Родители отдают своих детей в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно поселяет в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:
- в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада ( причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
- начинается «маркетинг в песочнице» (разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);
- обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);
- в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница (Вот пойдешь в детский сад… Чтоскажет воспитательница, если увидит такое…);
И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает:
- повышенная тревожность;
- обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;
- преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);
- повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);
- многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
СКОЛЬКО ЭТО БУДЕТ ДЛИТЬСЯ?!
ИЛИ КОГДА НАСТУПИТ КОНЕЦ АДАПТАЦИИ?
Выделяют три степени адаптации:
- легкую (15 - 30 дней);
- среднюю (30 – 60 дней);
- тяжелую (от 2 месяцев до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:
- при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;
- ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;
- малыш ориентируется пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;
- ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в детском саду;
- восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и к детскому саду;
- нормализуется сон как в детском саду, так и дома;
- восстанавливается аппетит.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
ВНИМАНИЕ! АДАПТАЦИЯ!
К сожалению , иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ
НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или даже при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста пока не умеют держать слово. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
НЕЛЬЗЯ ПУГАТЬ ДЕТСКИМ САДОМ (Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
НЕЛЬЗЯ ПЛОХО ОТЗЫВАТЬСЯ О ВОСПИТАТЕЛЯХ И САДЕ ПРИ РЕБЕНКЕ. Это может навести малыша на мысль, что сад - нехорошее место и там его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
НЕЛЬЗЯ ОБМАНЫВАТЬ РЕБЕНКА, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет нескоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»
1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует ваши переживания.
2.Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой),а также ритуал встречи.
3.По возможности приводить малыша в сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.
4.Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.
5. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
6.В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.
7.Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.
8.На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест , цирка, театра.
9. Будьте терпимее к его капризам, «не пугайте», не наказывайте детским садом.
10.Уделяйте ребенку больше своего времени , играйте вместе ,каждый день читайте малышу.
11.Не скупитесь на похвалу.
12.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте ,поглаживайте, называйте ласковыми именами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Что такое адаптация ребенка к детскому саду. Особенности адаптационного процесса"
В статье описаны фазы адаптационного процесса ребенка 1,5 - 3 лет к дошкольному учреждению, а также степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Указаны поведенческие реакции ...
Консультация для педагогов и родителей "Организация питания детей в детском саду в адаптационный период"
Это материал о питании детей в детском саду, о причинах отказа от еды, как подготовить малыша к питанию, о перекармливании....
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Статья предназначена для педагогов ДОУ и родителей...
Задачи воспитания, адаптации в детском саду. Проблемы адаптационного периода
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, ...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Проблемы адаптационного периода. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптацион...
«Задачи воспитания, адаптации в детском саду. Проблемы адаптационного периода»
Консультация для воспитателей...
Игры и забавы для детей двух лет в детском саду в адаптационный период.
Адаптация у детей проходит по – разному, у кого - то легче, у кого - то тяжелее, но все дети попадают в стрессовую для себя ситуацию. Нередко плач в группе не прекраща...