"Семья" проект
проект
Предварительный просмотр:
Проектирование сюжетно-ролевой игры
с детьми дошкольного возраста
«Семья на даче»
(старшая группа)
1.Задачи:
1) формирование уважительных и доброжелательных отношений в семье;
2) формирование и развитие игровой деятельности:
* умение развивать сюжет, переходить от одного к другому;
* определение поведения в спорных и конфликтных ситуациях;
3) расширение представлений об окружающем мире:
* познакомить с видами деятельности на даче;
* закрепить знания о последовательности выращивания плодово-ягодных культур;
* закрепить знания о столярных инструментах, их назначении;
* закрепить знания о правилах сервировки стола;
4) развитие творчества (собственноручное изготовление атрибутов, использование предметов-заменителей, импровизация в игровых действиях).
2.Подготовка к игре:
1)Беседа с группой на темы «Моя дача», «Дачный труд», «Что в огороде растёт»;
2) Чтение (заучивание) стихотворения «На дачу» (Дорониной А.О.);
3) Рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда;
4)Рассматривание реальных овощей и фруктов, которые выращены в огородах.
План подготовки к игре « На даче»
3. Ход игры
1) Воспитатель вводит в игровую ситуацию.
А. Чтение стихотворения «На дачу!» (авт. Доронина Анна Олеговна):
Мы поехали на дачу-
Вместе собралась семья!
Только братик громко плачет –
Так как младше он меня.
Папа за рулём машины,
Мама соску достаёт,
Бабушка из сумки-сетки
Дедушке очки даёт.
Мы поехали на дачу.
Светит солнышко с утра!
Взяли и кота в придачу –
Не оставить же кота…
Вот мы едем-едем-едем,
Песню радио поёт.
Рады взрослые и дети -
Все мы любим огород!
А) После прочтения стихотворения детям предлагается побеседовать на тему «Моя дача» для раскрытия реальных представлений о том, что это такое и какие виды деятельности подразумевает. Безусловно, основной, как правило, является работа в огороде – посадка и выращивание плодово-ягодных культур, после чего беседа начинает раскрывать тему «Что в огороде растёт» с рассматриванием реальных овощей и фруктов, которые выращены в самарском климате.
В) Мастерим овощи и фрукты, которые станут незаменимыми атрибутами игры.
Г) Детям предлагается разделиться на 2 подгруппы по месторасположению (кто где сидит) во время беседы. Воспитатель задаёт воображаемую ситуацию «мы собрались ехать на дачу». Первой подгруппе предлагается обсудить и дать ответ на вопрос:
* «Чем займёмся на даче помимо работы в огороде?»
В ходе обсуждения и предложений уточняются действия, которые знакомы не всем ребятам (скажем, столярная мастерская). В этом случае воспитателем осуществляется показ новых для детей игровых действий:
* возможные действия в огороде (копать, сажать, полоть, поливать и др.)
*использование столярных инструментов (молоток, пила, рубанок, тиски и др.)
Здесь же предлагается рассматривание иллюстраций с изображениями дачного отдыха и труда.
Исходя из этого, помимо основного сюжета «работа в огороде» выявляются сопутствующие сюжеты, которые непременно будут включены в игру. Это: «автомобиль», «летняя кухня», «столярная мастерская», «дочки-матери».
После определения основного и сопутствующих сюжетов второй подгруппе предлагается обсуждение и ответ на вопрос:
* «Что мы с собой возьмём?»
Здесь выявляются практически все атрибуты, которые будут включены в игру, за исключением тех, что будут атрибутами зоны (например, кубики для определения грядок) – это: садово-огородный инвентарь, посуда, продукты для приготовления обеда, столярные инструменты, коляска, кукла, атрибуты для ухода за малышом-куклой. Назовём это всё багажом.
2. Распределение ролей. Ввиду возраста – дети самостоятельно выбирают роли. Воспитатель наблюдает и подсказывает. В случае возникновения конфликтной ситуации – предлагается разделиться на подгруппы из 6 человек исходя из принципа «Кто с кем дружит» или по «Считалочке» и проиграть сюжет несколько раз в разных составах. Обязательно сообщить всем желающим, что играть можно неограниченное количество раз и проявить себя в любой роли.
3. Оформление игрового пространства:
* определение места игры (группа или уличный участок);
* зонирование выбранной территории (автомобиль (гараж), огород, летняя кухня, столярная мастерская);
* наполнение каждой зоны соответствующими атрибутами.
4. Игровые действия:
*. Участники усаживаются в автомобиль. Укладывают багаж. Пристёгиваются. «Взрослые» помогают «детям». За руль садится папа.
Идёт произвольная беседа или звучит дружная песня;
*. Приехали. «Взрослые» помогают «детям» выйти из автомобиля, выносят багаж.
*. Достаём садовый инвентарь, перемещаемся в огород. Лопатой копаем огород, засеиваем его. Поливаем уже имеющиеся насаждения с помощью лейки. Пропалываем грядки. Собираем созревший урожай. Всё происходит с элементами обучения и поддержки «взрослыми» «детей».
*. В огороде остаются участники-мальчики, участницы-девочки перемещаются в зону летней кухни.
*. На летней кухне готовится обед. Моем, чистим овощи, готовим обед из имеющихся продуктов. Кипятим чайник. Накрываем на стол.
*. Участницы сюжета «летняя кухня» зовут обедать оставшихся в огороде. Обедаем. Моем и вытираем посуду.
*. Участники-мальчики отправляются в столярную мастерскую. Самостоятельно выбирают род деятельности с использованием столярных инструментов.
*. Тем временем участницы-девочки кормят, пеленают и укладывают спать малыша-куклу.
*. В случае возникновения конфликтных ситуаций в ходе игры, воспитатель включается в сюжет в роли председателя садово-дачного товарищества, что подразумевает его компетенцию в разрешении любого спора.
4. Окончание игры
После игры рекомендуется перейти к другим видам деятельности:
1. провести беседу на темы:
* «Что понравилось? Что не понравилось?»
* «Что можно добавить?»
2. Тематическое рисование: «Кем я хочу быть в игре «На даче»?»
5. Оценка игры
В ходе игровых действий раскрытия сюжета воспитатель через наблюдение оценивает заинтересованность детей игрой по параметрам:
* активность внутри сюжета;
* желание перейти от сюжета к сюжету;
* желание остальных участвовать или организовать похожий сюжет параллельно.
Подготовила Ганиева Н. Ф