Музыкотерапия в повседневной жизни
материал

Аносова Жанна Викторовна

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для воспитателей22.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкотерапия в повседневной жизни

Консультация для воспитателей

  1. Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:

  • Замедляют пульс;
  • Увеличивают силу сердечных сокращений;
  • Нормализуют артериальное давление;
  • Стимулируют пищеварение;
  • Улучшают аппетит;
  • Облегчает установление контакта между людьми;
  • Повышает тонус коры головного мозга;
  • Улучшает обмен веществ;
  • Стимулирует дыхание и кровообращение;
  • Усиливают внимание.

Музыка действует избирательно, в зависимости от:

  • Характера произведения;
  • Инструмента, на котором исполняется (например, игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)

Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно – психических заболеваний.

        На некоторых людей (детей)  музыка влияет более остро, чем слово. Музыка (классическая) Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.

Музыкотерапия- это лекарство от депрессии, способствует снятию стресса. Депрессии и стрессы возникают вследствие накопления отрицательных эмоций и чувств.

Однако же громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментами вредна для слуха и для нервной системы,   т.к.:

-подавляет нервную систему;

- увеличивает содержание адреналина в крови. (вспомним концерты рок-музыкантов, когда слушатели падали в обморок на таких мероприятиях)

Произведения Вагнера, Равеля, Паганини обладают возбуждающим воздействием,  произведения этих композиторов должны использоваться в работе с детьми вялыми, заторможенными. Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:

  • «Времена года» Чайковского
  • «Лунная соната» Бетховена
  • Фонограмма пения птиц

Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.

Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям с самого раннего возраста. Музыкальная ритмика используется при лечении:

  • Тиков;
  • Заикания;
  • Нарушений координации;
  • Расторможенности;
  • Моторных стереотипов;
  • Дыхательных нарушений.

Особенности использования музыки:

  • Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, не тихо);
  • Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся детям;
  • Лучше использовать  музыкальные пьесы, знакомые детям (не должные отвлекать внимание новизной);
  • Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10-15 минут одновременно, в зависимости от возраста.

        Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня.  Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируется первоначальные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.

  1.   Утро. Прием детей.        

Утром необходимо создать для детей положительный эмоциональный фон.

Утром родители, торопясь на работу ведут детей в детский сад и слышат издалека нежную, чарующую музыку  -  такой приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно.

         Доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на весь организм. Также о чем было сказано ранее – с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.

         * Используемые музыкальные произведения в утренний период (см. приложение № 1)

2.2  Утренняя гимнастика,  танцетерапия

        Утренняя гимнастика в основном должна проводиться под музыкальное сопровождение, в игровой форме. Это очень нравится детям. Выполняя движения, они учатся  передавать  музыкальный образ произведения. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Танцетерапия  дает положительный эмоциональный заряд на целый день.

        * Используемые произведения на утренней зарядке по программе "Ритмическая мозаика" ав.  А.Буренина( диск 1,2)

(музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО)

2.3  Прогулка

        Прогулку в летний период необходимо проводить под музыку. Солнечный день бодрые и веселые аккорды музыкальных произведений оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что- то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.

     *  Используемые произведения для прогулок (см. приложение № 2)

2.4   Сон

Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого необходимо создать необходимые условия: в каждой группе должен быть  магнитофон и аудиокассеты со специально подобранными мелодиями –                         « колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.

*  Используемые произведения для сна и пробуждения (см. приложение № 2)

Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены

широчайшие возможности общения.

Вывод

Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:

  1. Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
  2. Помогает установить контакт.
  3. Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
  4. Развивает эмпатию.
  5. Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.
  6. Формирует ценные практические навыки: игры на ДМИ, пения, слушания музыки и т.д.
  7. Помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, танцами, движениями под музыку, импровизацией.

Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

  • Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
  • Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
  • Улучшается речевая функция
  • Улучшается сенсомоторная функция
  • Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны
  • Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.

Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника.

Литература

Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/Ростов н/Д: Феникс,2008.- С. 29-33.

Еременко Е.В. Музыкотерапия в повседневной жизни //Дошкольная педагогика. –Петербургский научно-прак.  журнал. -2006.- №4 (31)- С.12-14.

 

Приложение

№ 1  Используемые музыкальные произведения в утренний период

  1. П.И. Чайковский.  Марш из балета «Щелкунчик»
  2. П.И. Чайковский.  Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
  3. М.И. Глинка «Детская полька»
  4. А. Вивальди «Зима»
  5. П.И. Чайковский. «Апрель»
  6. И.Штраус «На прекрасном голубом  Дунае»
  7. И.Штраус «Сказки Венского леса»
  8. В.А.Моцарт «Музыкальная шкатулка»

№ 2  Используемые произведения для сна

  1. П.И. Чайковский «Октябрь»
  2. Л.Бетховен «Сурок»
  3. Ф.Шуберт «Аве Мария»
  4. Ф.Шуберт "Серенада"
  5. Г. Свиридов «Грустная песенка»
  6. Аудиокассеты «Колыбельные для малышей»,  «Классика для малышей»

Используемые произведения для пробуждения

  1. В. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
  2. Дж. Россини «Кошачий дуэт»
  3. К. Сен-Санс «Куры и петухи»
  4. А. Гречанинов «Материнские ласки»
  5. Н. Римский –Корсаков «Три чуда. Белка»
  6. Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»
  7. Р. Щедрин "Юмореска"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.

Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...

Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников

Дети очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому развивать музыкальные способности, пробуждать интерес к музыкальному искусству...

Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии в повседневную жизнь дошкольников

   Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедея...

Консультация для воспитателей «Музыкотерапия в повседневной жизни».

Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...

Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"

Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"...

Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"

В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...