Музыкотерапия в повседневной жизни
материал
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкотерапия в повседневной жизни
Консультация для воспитателей
- Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.
Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм:
- Замедляют пульс;
- Увеличивают силу сердечных сокращений;
- Нормализуют артериальное давление;
- Стимулируют пищеварение;
- Улучшают аппетит;
- Облегчает установление контакта между людьми;
- Повышает тонус коры головного мозга;
- Улучшает обмен веществ;
- Стимулирует дыхание и кровообращение;
- Усиливают внимание.
Музыка действует избирательно, в зависимости от:
- Характера произведения;
- Инструмента, на котором исполняется (например, игра на флейте влияет на кровообращение, флейта – расслабляет)
Самый большой эффект от музыки – профилактика и лечение нервно – психических заболеваний.
На некоторых людей (детей) музыка влияет более остро, чем слово. Музыка (классическая) Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Музыкотерапия- это лекарство от депрессии, способствует снятию стресса. Депрессии и стрессы возникают вследствие накопления отрицательных эмоций и чувств.
Однако же громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментами вредна для слуха и для нервной системы, т.к.:
-подавляет нервную систему;
- увеличивает содержание адреналина в крови. (вспомним концерты рок-музыкантов, когда слушатели падали в обморок на таких мероприятиях)
Произведения Вагнера, Равеля, Паганини обладают возбуждающим воздействием, произведения этих композиторов должны использоваться в работе с детьми вялыми, заторможенными. Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
- «Времена года» Чайковского
- «Лунная соната» Бетховена
- Фонограмма пения птиц
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям с самого раннего возраста. Музыкальная ритмика используется при лечении:
- Тиков;
- Заикания;
- Нарушений координации;
- Расторможенности;
- Моторных стереотипов;
- Дыхательных нарушений.
Особенности использования музыки:
- Громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, не тихо);
- Использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся детям;
- Лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должные отвлекать внимание новизной);
- Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10-15 минут одновременно, в зависимости от возраста.
Музыка в детском саду должна сопровождать детей в течение всего дня. Слушая хорошую музыку в хорошем исполнении, дети испытывают состояние наслаждения, восхищения. У них формируется первоначальные ориентации – способность ценить красоту в жизни. Восприятие музыки способствует общему интеллектуальному и эмоциональному развитию.
- Утро. Прием детей.
Утром необходимо создать для детей положительный эмоциональный фон.
Утром родители, торопясь на работу ведут детей в детский сад и слышат издалека нежную, чарующую музыку - такой приятный утренний музыкальный настрой положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо, комфортно.
Доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на весь организм. Также о чем было сказано ранее – с помощью музыки легче устанавливается контакт между людьми.
* Используемые музыкальные произведения в утренний период (см. приложение № 1)
2.2 Утренняя гимнастика, танцетерапия
Утренняя гимнастика в основном должна проводиться под музыкальное сопровождение, в игровой форме. Это очень нравится детям. Выполняя движения, они учатся передавать музыкальный образ произведения. Музыка является активным действенным средством эмоциональной коррекции, помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Танцетерапия дает положительный эмоциональный заряд на целый день.
* Используемые произведения на утренней зарядке по программе "Ритмическая мозаика" ав. А.Буренина( диск 1,2)
(музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО)
2.3 Прогулка
Прогулку в летний период необходимо проводить под музыку. Солнечный день бодрые и веселые аккорды музыкальных произведений оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что- то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать, подпевать, запоминая слова новых песен.
* Используемые произведения для прогулок (см. приложение № 2)
2.4 Сон
Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого необходимо создать необходимые условия: в каждой группе должен быть магнитофон и аудиокассеты со специально подобранными мелодиями – « колыбельными». Под воздействием такой музыки у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, происходит эмоциональное расслабление. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть.
* Используемые произведения для сна и пробуждения (см. приложение № 2)
Музыка несет в себе мощное коммуникативное начало, в ней заложены
широчайшие возможности общения.
Вывод
Музыкальная терапия использует различные терапевтические механизмы:
- Позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.
- Помогает установить контакт.
- Содействует развитию коммуникативных и творческих возможностей дошкольника.
- Развивает эмпатию.
- Оказывает помощь в установлении и развитии межличностных отношений.
- Формирует ценные практические навыки: игры на ДМИ, пения, слушания музыки и т.д.
- Помогает занять ребенка увлекательным делом – музыкальными играми, танцами, движениями под музыку, импровизацией.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:
- Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей.
- Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми.
- Улучшается речевая функция
- Улучшается сенсомоторная функция
- Музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения: она помогает установлению диалога часто даже в тех случаях, когда другие способы исчерпаны
- Ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.
Музыка благотворно воздействует через телесный уровень на эмоциональное состояние дошкольника.
Литература
Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/Ростов н/Д: Феникс,2008.- С. 29-33.
Еременко Е.В. Музыкотерапия в повседневной жизни //Дошкольная педагогика. –Петербургский научно-прак. журнал. -2006.- №4 (31)- С.12-14.
Приложение
№ 1 Используемые музыкальные произведения в утренний период
- П.И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»
- П.И. Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»
- М.И. Глинка «Детская полька»
- А. Вивальди «Зима»
- П.И. Чайковский. «Апрель»
- И.Штраус «На прекрасном голубом Дунае»
- И.Штраус «Сказки Венского леса»
- В.А.Моцарт «Музыкальная шкатулка»
№ 2 Используемые произведения для сна
- П.И. Чайковский «Октябрь»
- Л.Бетховен «Сурок»
- Ф.Шуберт «Аве Мария»
- Ф.Шуберт "Серенада"
- Г. Свиридов «Грустная песенка»
- Аудиокассеты «Колыбельные для малышей», «Классика для малышей»
Используемые произведения для пробуждения
- В. Моцарт «Музыкальная шкатулка»
- Дж. Россини «Кошачий дуэт»
- К. Сен-Санс «Куры и петухи»
- А. Гречанинов «Материнские ласки»
- Н. Римский –Корсаков «Три чуда. Белка»
- Н. Римский – Корсаков «Полет шмеля»
- Р. Щедрин "Юмореска"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ Игровые ситуации в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Советы и рекомендации....
Введение понятий о здоровом образе жизни Использование игровых ситуаций в повседневной жизни в формировании понятий о здоровом образе жизни.
Здоровье - это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем - и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни. Что нужно делать, чтобы ...
Музыкотерапия в повседневной жизни дошкольников
Дети очень хорошо чувствуют эмоциональную выразительность музыки, наслаждаются ею, понимают красоту звуков. Поэтому развивать музыкальные способности, пробуждать интерес к музыкальному искусству...
Методические рекомендации по внедрению музыкотерапии в повседневную жизнь дошкольников
Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедея...
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия в повседневной жизни».
Музыкальный руководитель:Файзуллина Ирина Александровна...
Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"
Консультация для педагогов "Применение музыкотерапии в повседневной жизни детского сада"...
Консультация для воспитателей на тему "Развития речи дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни в повседневной жизни"
В этой консультации вы познакомились с речевыми проблемами детей а также со способами их поддержания в игровой форме. Потому что в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и ре...