Консультация по экологии
консультация (младшая группа)
« Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_po_ekol_1.docx | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. А. Сухомлинский.
Удивительный мир природы….
Он встречает ребенка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать и думать.
Человек часть природы, без взаимодействия с которой его жизнь не может быть полноценной.
Благодаря природе развивающейся организм постепенно накапливает здоровье и силы. Мир природы и мир движений, объединяясь, становиться мощным средством разностороннего развития ребенка в условиях психологического комфорта.
Экологическая культура - это ценностное отношение к природе, которое базируется на элементарных природоведческих знаниях и определяет мотивы поступков и поведения детей и взрослых в природе.
Программа «Юный эколог» С.Н.Николаевой, решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, воспитывающих детей; нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней.
«Юный эколог» включает две подпрограммы:
1. программу экологического воспитания дошкольников
2. программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).
Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. В программе «Юный эколог» не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет реализовывать эту программу в рамках нашей основной программы.
В программу включены разделы: «Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека»; «Рекомендации по распределению материала по возрастным группам». А также раскрыты условия, соблюдение которых способствует успешной реализации программы «Юный эколог» в практике работы детского сада. Даны практические рекомендации по созданию развивающей эколого-предметной среды в дошкольном учреждении. Приведен широкий иллюстративный материал, который взят за основу для создания необходимых наглядных пособий. Планируемые результаты по освоению данной программы соответствуют целевым ориентирам, обозначенными в ФГОС ДО.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств ( умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание ее сохранить);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу, охране и защите природы.
А.М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно в игре формируются у детей моральные навыки поведения в природе. В формировании экологической культуры детей используют экологические игры.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам.
Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.
При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие требования:
- игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
- игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых;
- содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемых в процессе других видов деятельности;
- в играх необходимо решать не только задачи экологического образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника.
Классификация игр.
1. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
дидактические; настольно-печатные; подвижные; словесные.
Творческие игры:
сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные.
2.По тематическому распределению содержания игры распределяются на темы: « Живая природа» и «Неживая природа».
3. По форме организации выделяют :
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность ( под руководством взрослого).
4.По направленности действий делятся на: -сенсорно- моторные;-предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные); - социальные;- соревновательные.
Для того, чтобы игра стала увлекательной, доступной и увлекательной необходимо учитывать дидактические принципы:- доступность, повторяемость и постепенность выполнения действий.
Дети любят играть, поэтому с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть. А играя, под умелым руководством взрослого, у ребенка формируются экологические знания и культура. Наиболее обширную группу составляют дидактические игры: их сущность заключается в том, что дети решают задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания, что позволяет обеспечить возможность усвоения экологических представлений, пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней, формировать мотивы и практические умения культуры поведения в природе.
Для их проведения необходимо использовать различные методы и приемы:
--игровые (сюрпризные моменты, загадки, считалочки, элементы соревнования);
-словесные (беседа для уточнения знаний, объяснения правил, анализ деятельности и др.);
- наглядные ( игрушки, картинки, иллюстрации, предметы природного материала, шапочки животных, показ игровых действий).
Задача младшего возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание одного – двух условий для их жизни. Так, малышам можно предложить игры - поручения. Малышам нравится выполнять действия с предметами. Например: Медвежонок любит репу, нужно её собрать в его корзинку, а Зайчику – собрать морковь. В игре малыши закрепляют названия овощей, умение различать их и давать сенсорные характеристики, знать явления в природе в играх «Подуй на снежинку», «Спой песенку ветра»; названия деревьев- в играх «С какого дерева лист?», «Раз, два, три- к дереву беги».
Ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов. объектов природы и практическое манипулирование с ними. Широко применяют предметные игры с использованием различных предметов природы: это листья, семена, цветы, фрукты, овощи и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления о свойствах и качествах предметов. Они дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков, где детям необходимо давать несложные задания – игры: « Найди такой же по цвету цветок (листок)», «Принеси желтый листочек ( овощ, фрукт)», «Найди пару», «Чудесный мешочек»; при помощи сказочного героя можно провести игры: «Осенний или зимний лес», «Домик медвежонка». Воспитатель проигрывает игру вместе с детьми, по ходу сообщает одно правило и тут же его реализует; при повторной игре – уточняет или дополняет правила игры и старается в дальнейшем, чтобы дети играли сами, но руководит со стороны, направляя игру. В младших группах чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов. Задания-игры и дидактические игры способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность и память. В экологических дидактических играх, дети уточняют и расширяют имеющие у них представления о природе, растениях, животных и экологии в целом. Каждая игра имеет правила, игровой замысел, которые и определяют характер и способ действий, организуют взаимоотношение детей в игре.
Специфика дидактики данных игр предполагает постепенное усложнение от группы к группе, подразумевает их вариативность. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации экологических знаний, которые помогают увидеть целостность экосистемы, понять свою роль и взрослых в умении беречь природу и жить в гармонии с ней. Так, в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животное», «Узнай по голосу» и другие; в средней – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие», «Парные картинки» и др.
В старшем дошкольном возрасте представления о природных явлениях в неживой и в живой природе расширяются, дети устанавливают взаимосвязь между ними.
Обширную группу составляют настольно – печатные игры, которые дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы; формировать умение по слову восстанавливать образ предмета. Игры сопровождаются словом или картинками или их сочетанием.
На пример: «Овощи и фрукты», «Растения», «Подбери листья»; для старших – это игры в лото и домино: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», « Четыре времени года», « Ягоды и фрукты»; популярны пазлы, разрезные картинки, складные кубики с изображением предметов или сюжетов.
Игры – предложения: ( «что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. Например: « Что было бы, если исчезла вода» , «Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку (маленького котенка на улице, птенчика выпавшего из гнезда). Сюда можно отнести игру:«Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети придумывают продолжение: « Белка осенью запасает корм, потому что…, «Весной листья на деревьях растут, а зимой…, «Птицы могут летать, потому что…», «Цветы засыхают, потому, что…» и т.д. Эти вопросы активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.
Игры – загадки. В основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. Малышам нравятся загадки про животных. Игры могут быть разными: « Что бывает зимой?», «Что бывает зеленым?», «Животное домашнее или дикое?» и др.
Игры – беседы. В основе их лежит общение, заинтересованность. доброжелательность. Игра активизирует эмоциональные и мыслительные процессы.
Эти игры воспитывают умение выслушивать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения .Например, проводя игру- беседу «Что такое природа», можно предложить высказывание свои предположения, о том, что такое природа, на основе уже полученных ранее знаний (Примерные ответы детей: это деревья. животные , солнце или природа это всё, что дышит ). Далее, выясняют -почему тот или иной предмет объект природы. Или в игре « Путешествие за витаминами» уточняется представление о пользе овощей для здоровья.
Обширную группу экологических игр составляют подвижные игры, которые способствуют эмоционально воспринимать природу, воспитывать экологическую культуру в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями и является как бы сюжетами игры.
В младших группах проводят простые по содержанию, они закрепляют первые знания, которые получают в наблюдениях и в дидактических играх. Малыши выполняют игровые упражнения в виде имитационно- подражательных движений и игр, в которых ребенок воспроизводит знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев. цветов, снежинок и т.д. . . Это игры, как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», « Лохматый пёс». «Птички в гнездышках», «Лошадки», «Мыши и кот», «Кто, где живет?». Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни, в некоторых отражаются явления неживой природы Так, в игре: «Солнышко и дождик»- малыши закрепляют знания, что такое дождь, что можно промокнуть. Дети, подражая действиям, имитируя звуки, в этих играх глубже усваивают знания, а эмоционально положительный настрой способствует углублению у них интереса к природе.
В сюжетно-ролевой игре дети отображают наше отношение к окружающему миру, к природе и закрепляют умение вести себя со сверстниками, с близкими и с окружающими людьми, закрепляются нормы поведения в природе и примеряя на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувством сопереживания, что способствует развитию у ребенка экологической этики. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: самостоятельные и игры, организуемые воспитателем. В младших группах особое место занимают сюжетно- дидактические игры, где дети выполняют определенные роли. Например, продавца или покупателя в игре «Магазин(овощи или фрукты), образы сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» ( так, Дед вырастил репку и принес еще много овощей или фруктов)и др.
В играх - инсценировках и через игры - импровизации по текстам сказок, стихов, рассказов, сказок ( «К Ушинский «Петушок с семьей», Е Чарушин «Утка с утятами», по сказкам «Репка», «Рукавичка», «Заюшкина избушка») дети уточняют явления природы, объекты живой и неживой природы. Игры - драматизации и театрализованные игры проводятся тоже на основе литературных произведений: сюжете игры, ролях, поступках героев. Их речь определяется текстом произведений. Предлагая детям новых героев или ситуаций в играх, воспитатели также могут воспитывать экологическую культуру детей.
Ещё одним видом творческих игр являются строительные игры с природным материалом ( песок, глина, снег, вода, листики, камешки, шишки, желуди и т.д.), где дети познают свойства и качества материалов, развиваю наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт. В строительных играх дети создают различные сооружения транспорт, дома , предметы, которые постепенно переходят в сюжетно-ролевые. Немалое место в жизни ребенка занимают игры с природным содержанием, которые отображают деятельность людей в природе. Например игра «Зоопарк».
Дети, играя в строительные игры с песком, снегом, водой познают свойства и качества этих материалов неживой природы.
Одна из форм воспитания экологической культуры детей являются досуги, игры-забавы, музыкальные игры и праздники на темы природы, где дети переживают события, сопереживают героям и явлениям в природе и осознают экологические проблемы, доступных их пониманию. Необходимо включать игры для развития эстетического восприятия природы, которые лучше проводить в естественной природной среде, при контакте с природными объектами для более бережного отношения к природе, желание участвовать в посильном труде в природе. Это игры: « Беседа с деревьями», «Встреча с растениями». А также игры для формирования нравственно- оценочного опыта поведения дошкольников в природе, где дети учатся находить свои собственные решения, мотивировать их, делать выводы. Это следующие игры: «Радости и огорчения», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Экологический светофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и сердится» , где дети экологически правильно должны оценивать действия людей в природе, найти собственное решение в трудных ситуациях и мотивировать свои решения.
Приучать детей знать и любить природу, соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Необходимо использовать традиционные формы ( родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование), так и нетрадиционные( деловые встречи, прямой телефон, круглый стол, совместные праздники и досуги) для экологического образования родителей, т. к. нравственные нормы экологической культуры закладываются в семье.
Необходимо привлекать родителей к участию в выставках рисунков и поделок, выполненных совместно с родителями, сочинению с детьми экологических сказок, совместному уходу за животными и растениями дома, посещении парков в разное время года и др. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем. Только совместными усилиями мы можем воспитать детей экологически грамотных.
«Пусть будет в человеке все прекрасно:
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!»
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
МБДОУ № «Солнышко»
Консультация для педагогов
« Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста через игровую деятельность»
Выполнила: Миниахметова Е.А.
Улан-Удэ
2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация по экологии для родителей
Стержневые вопросы для бесед, наблюдений с детьми по экологии...
Консультация по экологии Сомовой И. В. Весенние прогулки
Помощь родителем в организации прогулки....
Консультация по экологии "Лекарственные растения"
В этой статье говорится о лекарственных растениях....
Консультация по экологии.
Чем раньше в работе с детьми заложить первые представленияи и ориентиры о мире природы, тем сильнее в дальнейшем они преобразуются в прочные убеждения....
консультация по экологии
для родителей...
Консультация по экологии "Досуг с ребёнком на природе"
Консультация для печати в родительский уголок...
Консультация по экологии для родителей в детском саду.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во-первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравс...