консультация для педагогов "Русские народные праздники"
консультация
Данная консультация содержит познавательный материал о русских народных праздниках и рекомендаци для педагогов о проведении народных праздников в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prazdniki-_konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc | 102.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 «Солнышко» г. Белорецк муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
«Русские народные праздники»
( выступление на семинаре)
Подготовила:
Воспитатель Леонтьева Л.Ф.
Белорецк – 2019 г.
Слайд № 1.(тема, автор)
Праздники существовали во все времена. Они имеют большую эмоциональную и воспитательную значимость, обеспечивая передачу традиций от поколения к поколению. Корни народных праздников исходят из времен язычества. Большинство древних праздников и ритуалов дошли до наших дней.
Слайд №2.(языческий праздник- Живица)
Крестьянская жизнь человека в прошлом (равно как и сейчас) развивалась циклично – взросление, свадьба, рождение детей, старость, То же наблюдается и в цикличной повторяемости сезонов года и сезонных сельскохозяйственных работ: вспашка, сев, созревание, уборка урожая. В связи с этим появились два основных вида праздников: календарно-земледельческие и семейно-бытовые.
Второй вид связан с биолого-социальным ростом человека и отражает главные его жизненные фазы: рождение, вступление в брак, старение, смерть.
Слайд № 3.(перечень праздников)
Праздники первого вида связаны с землёй, солнцем, небом. Первые семь среди всех праздников считаются основными. Это такие как:
* Рождество Христово (7 января), Новый Год.
* Святки ( продолжаются две недели от Рождества до Крещения. Девушки гадают)
* Крещение (19 января)
* Пасха (празднуется в первое воскресенье после весеннего равноденствия, 27 – 29 марта, красят яйца и пекут куличи)
* Благовещенье Святой Богородицы (7 апреля. «птица гнездо не вьёт, а девушка косу не плетёт»)
* Троица ( отмечается на 50 день после Пасхи, украшали жилище ветками берёзы, цветами, душистой травой)
* Масленица. (приходится на конец февраля -начала марта, связана с проводами зимы и первой встречей весны.
Но русские люди отмечали и другие праздники. Это:
* Васильев день или Старый Новый Год (14 января, проходили последние гадания у девушек, зима и лето встречаются).
* День весеннего равноденствия или Сороки ( 22 марта, вторая встреча весны, считается, что в марте 40 птиц прилетает).
* Вербное воскресенье (отмечается за неделю до Пасхи или на шестой неделе поста, украшают жилище ветками вербы)
* Красная Горка. (отмечается через неделю после Пасхи, катали с горок пасхальные яйца)
* Георгий Победоносец или Егорьев день (9 декабря, покровитель скота.)
* Кузьминки (14 ноября. Обереги - Кузьма и Демьян)
* Иван Купала (19 – 25 июня, принято жечь костры и прыгать через них))
* Покров Пресвятой Богородицы(14 октября, может выпасть первый снег)
* Никола зимний (19 декабря, чествовали стариков и старших в роду)
* Спиридон Солнцеворот (25 декабря, переломный день между солнцем и мраком)
* Радоница (30 апреля, поминают усопших)
* Иван Постный (11 сентября., последний день лета, крёстный отец осени)
* Осенины (21 – 27 сентября, обереги – богач и зернушка)
* и другие.
Слайд № 4. (функции)
Функции народных праздников:
- развивающая
- информационно-просветительная
- культурно-творческая
- оздоровительная.
Праздники играли значительную роль в жизни русского народа, прежде всего, они способствовали консолидации жителей одного села или деревни. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина, а совместное активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли показать свои творческие возможности и таланты, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.
Слайд № 5. (русский праздник)
Народные праздники на Руси отмечались с песнями, плясками, своеобразными ритуалами, играми.
Для нравственного и культурного воспитания дошкольников в детских садах все чаще проводятся русские народные праздники. С помощью подобных мероприятий открывается отличная возможность приобщения детей к истокам народной культуры, возникает возможность окунуться детям в мир духовного и земного бытия прадедов.
Слайд № 6. ( цель праздников в ДОУ)
Цель проведения народных праздников в ДОУ: приобщать детей к истокам русской народной культуры; формировать интерес, уважительное отношение к традициям своего народа; воспитывать культуру поведения на праздниках.
Слайд № 7 .(рекомендации)
В процессе подготовки к праздникам, педагогам необходимо соблюдать некоторые рекомендации:
- Проводить праздник необходимо 1 раз в месяц.
- В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие, от возраста к возрасту.
- При разработке сценариев народных праздников особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических номеров русского фольклора.
- Произведения должны быть интересны и доступны для детей, соответствовать содержанию праздника.
- Праздник должен быть эмоционально окрашен, насыщен творческими импровизациями, сюрпризными моментами, персонажами.
- Народные праздники должны содержать детские народные игры и хороводы, которые способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.
- Важное условие - единство педагогов, детей и родителей, что формирует положительное отношение друг к другу. Родители принимают участие в проведении русских народных праздников, в изготовлении атрибутов и костюмов, в украшении групп, участвуют в играх, готовят сладкие блюда русской народной кухни.
Слайд № 8.(Новый Год и Рождество)
Главные зимние народные праздники - сказочный и веселый Новый год, волшебное Рождество, таинственное Крещение. С давних времен праздник Новый год отмечается в России 1 января. В этот день все с трепетом ждут в гости главного героя славянских сказок – Дедушку Мороза – доброго волшебника, который приходит со своей внучкой Снегурочкой и приносит подарки. Символ Нового Года – украшенная игрушками, сияющая огнями зелёная ель.
Наши предки проводили в новогодние дни Святки (Святые вечера). Две недели Святок, с 6 по 19 января относятся к отдыху и веселью. Все двенадцать дней праздника никто не брался за работу , опасаясь беды. Этот запрет касался абсолютно всех. Считалось, что Бог накажет того, кто продолжает работать в святки. Главным отличительным знаком Святок были заклинания на весь год и гадания о будущем, чтобы узнать о предстоящем урожае. Девушки обычно гадали на будущего мужа и на ожидающую их судьбу. Издавна в это время изготавливали и надевали на себя всевозможные костюмы (звери, мифические герои, сказочные персонажи), что перерастало в настоящие красочные маскарады, в ходе которых исполнялись колядки, и ряженые в шутливой форме поздравляли родных, друзей, соседей со светлым праздником. Этот обычай пользуется большой популярностью в детских дошкольных учреждениях. Дети с радостью примеряют на себя разные образы и заводят вокруг елки хоровод.
Слайд № 9.(Крещение. Снежные бои)
После того, как гуляния подходили к концу, 19 января все приходили к замершим водоемам и окунались в освященный прорубь крестообразной формы, украшенный разноцветными лентами и разными формами из дерева, для того, чтобы смыть и очиститься от всех своих грехов. Считается, что в ночь праздника вода во всех источниках становится святой, избавляет людей от недугов.
С детьми в детском саду можно провести:
* «Новогодний хоровод» (утренник со встречей Деда Мороза, хоровод вокруг елки, поздравления, подарки, костюмированный маскарад);
* «Снежные бои» (уличные игры с бросанием снежков, лепкой Снеговика, рисованием красками на снегу, зимними спортивными соревнованиями);
* Сказочные постановки: «Морозко», «Новогодняя сказка», «Зимовье зверей»;
* Зимние посиделки (занятия в группе с использованием загадок, пословиц, стихотворений, песен, примет, иллюстраций).
Слайд №10.(масленица)
Отмечал русский народ с размахом и весенние народные праздники. Наступление весны знаменуется приходом Масленицы. Для каждого дня Масленицы есть свое название, игры и обычаи. В эти дни пекли блины, парились в бане, сытно ели, ходили в гости, устраивали всевозможные игры, кулачные бои, балаганы для скоморохов. Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:
- рогожи;
- санки;
- коньки;
- шкуры;
- ледянки;
- деревянные корыта.
Главным атрибутом праздника была кукла Масленица, которую изготавливали из соломы и в последний день сжигали на костре, просили друг у друга прощение.
Сегодня эти традиции возраждают сотрудники детских садов, проводя с детьми весёлую Масленицу. С песнями, хороводами и потешками, ребята угощаются блинами и принимают участие в русских народных играх.
Слайд №11. (Благовещенье, Пасха)
Не менее интересны в проведении христианские праздники: Благовещение и Пасха, которые имеют старинные обычаи. В пасхальную ночь в церковь шли все. Дома оставались только малые да немощные. Все ждали , когда начнётся крестный ход, а после святили куличи, творожные пасхи и яйца. Красное яйцо – символ праздника .Было принято также дарить пасхальные яйца из фарфора, хрусталя, цветного стекла, дерева, шоколада и сахара.
В день Благовещенья запрещалось работать. В народе до сих пор говорят: «Птица гнездо не вьёт, девица косу не плетёт».В старину в Москве в канун праздника открывался птичий рынок, где покупали птиц и сразу же их выпускали на волю, что символизирует освобождение души от грехов.
Весенние народные праздники в детском саду можно проводить, применяя фольклорный материал. Это:
* Инсценировки обрядов;
* Игры на детских музыкальных инструментах: (гармошке, дудке, балалайке, деревянных ложках);
* Хороводы и конкурсы на улице.
* Раскрашивание пасхальных яиц.
Слайд №12. (Иван Купала, Троица)
В июне на Руси отмечал народ главный летний праздник - Иван Купала. Предки отмечали это событие очень весело: играли на гуслях, устраивали пляски в роще, лесу, прыгали через костры, плели венки из трав, загадывали желания. Главным растением - символом праздника является папоротник, который согласно легенде в этот день расцветает. Современные дети обожают праздники на природе.
Красивый патриотичный праздник Древней Руси – Троица. В этот день устраивали гуляния в лесу и на лугу. Девушки надевали самые красивые наряды. Голову украшали венками из веток берёзы и цветов. Хорошей приметой считалось: «Свататься на Троицу». Главная героиня праздника – Береза. Её украшали лентами, загадывали желания.
Таким образом, и летние народные праздники не стоит оставлять без внимания и рекомендуется провести с детьми такие мероприятия:
* Обучение мастерству плетения венков;
* Проведение обряда завязывания лент на березку и загадывания желаний.
Слайд №13. (Осенины)
Осень – время сбора урожая. Наши предки отмечали народные осенние праздники. В основном все они были посвящены благодарению Матушке – Земле за собранный урожай. Наиболее значимый праздник – Осенины. Изучение таких традиций помогает привить детям любовь к труду, природе, познакомиться с процессом выращивания различных садово-огородных культур. С детьми в ДОУ можно провести:
* «Ярмарку осеннего урожая» (застолье, проведение викторин );
* «Дефиле народного костюма» (изучение деталей одежды славян, детский конкурс – дефиле).
В ходе проведения подобных мероприятий дошколята не только постигают духовные традиции своего народа, но и активно принимают участие в подвижных старинных играх: перетягивание каната, чехарда, горелки, городки и другие, участвуют в весёлых хороводах. Через фольклор детям прививается любовь к Родине, закладываются знания о культурных традициях народа.
Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как: «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество», «Я - человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.
Слайд №14 (Спасибо за внимание)
Литература:
1. Снегирев И. М. Русские народные праздники и суеверные обряды. – М., 1937 – 183.
2. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой руси. – М., 1992.
3. Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. СПб.: Детство - Пресс, 2012. 336с.
4. Алешина Н.В. Знакомим дошкольников с родным городом / Н.В. Алешина. - М.: Прогресс, 1999. - 122с.
5. Апполонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре / Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 4. - С. 33-37.
6. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е.А. Алябьева .М.: ТЦ Сфера, 2012. 160 с.
7 .Бойчук, И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа/ И.А.Бойчук. СПб.: Детство - Пресс, 2013. 416с.
8. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая к школе группа/ И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 430с.
9. Бойчук И.А. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. / И.А. Бойчук. СПб.: Детство-Пресс, 2013. 352с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошло...
консультация для родителей "Народные праздники дома"
Приобщение детей к народным праздникам...
Консультация для воспитателей "Народные праздники и их значение в ДОУ"
Консультация для воспитателейПо теме:«Значение русских народных праздников и традицийв жизни ребенка» Музыкальный руководительЯкименко В.В....
Консультации для воспитателей: "НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК - КАК СРЕДСТВО ПРЕОБЩЕНИЯ РЕБЁНКА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ."
Народная культура - одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей....
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития дете...
Консультация для родителей «Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольника»
Консультация расскажет родителям, какое значение имеют народные праздники в воспитании дошкольников....
Консультация для родителей народные праздники в России «Зимние Святки»
Вот и прошли зимние праздники: Новый год и Рождество. Но рождество продолжается до Крещения. Эти праздничные дни называются Святками. Люди православные ходят в церковь, в гости, коляду...