« Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
статья
Из опыта работы, где целью является организация музыкально-оздоровительной работы в МБДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 135 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
« Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности»
Идея данного опыта состоит в следующем: Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей - в наших силах. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. Некачественное питание, экологические проблемы, эмоциональный дискомфорт - лишь некоторые факторы агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы. Большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, несмотря на активную пропаганду, в средствах массовой информации, о здоровом образе жизни, А ведь именно в дошкольном возрасте, интенсивно развиваются все органы и системы человека. Поэтому оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Перед педагогами ДОУ, в том числе и музыкальными руководителями стоит задача - внедрять новые приемы сохранения и укрепления здоровья детей , основываясь на результатах диагностики и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Не раз доказано, что музыкальное развитие неразрывно связано с физическим самочувствием. В. М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н.Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие, сделал вывод о положительном влиянии музыки на работоспособность или отдых человека. Н. Ветлугина, в «Теории и методике музыкального воспитания» пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность и пластику движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха, помогают активизировать умственную деятельность. Поэтому музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее развитие ребенка.
Это заключение и послужило стимулом для создания опыта работы соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
Целью данной работы является организация музыкально-оздоровительной работы в МБДОУ, обеспечивающая каждому ребёнку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Опираясь на современные программы и методики по воспитанию и оздоровлению детей (О.Н.Арсеневская “Система оздоровительной работы в детском саду»”, Г.К.Зайцев “Расти здоровым”, А.И.Буренина «Топ-хлоп, малыши», и другие), были поставлены следующие задачи: помимо воспитательных и образовательных задач, такая работа ставит перед собой и оздоровительные задачи.
Образовательные
1.Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
2. Формировать начала музыкальной культуры .
Воспитательные
1.Формировать положительное отношение ребёнка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
2. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа.
Оздоровительные
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3. Формировать осанку, гигиенические навыки
4.Организовать сотрудничество с родителями в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни, профилактики заболеваемости.
Моя оздоровительная работа строилась поэтапно :
На первом этапе, организационном, я изучила литературу, накопила методический материал ,изготовила пособия , шумовые муз. инструменты. Чтобы воспитание и обучение носило творческий характер, мною был тщательно продуман и подобран наглядный и музыкальный материал. Непременным условием для успешного обучения и воспитания является музыкальная предметно - развивающая среда. Музыкальный зал в нашем МБДОУ оборудован современными техническими средствами обучения: имеются - Музыкальные инструменты: используется фортепиано, музыкальный центр, магнитофон, DVD видеоплеер, телевизор; имеются детские музыкальные инструменты – металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, треугольники и т.д., кассеты, диски по разделу «Слушание музыки», «Пение», «Музыкально-ритмическая деятельность», «Музыка для релаксации», диски с детскими песнями, танцами, фонограммами.
Методическая литература: журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Дошкольное воспитание» и «Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ»,
« Праздники и развлечения», «Программы по музыкальному воспитанию» и мн. др.
Мною были систематизированы и оформлены в папки все музыкально-дидактические игры: 1. сделала подборку пальчиковых игр;
2. сделала подборку дыхательных упражнений;
3. сделала подборку артикуляционных упражнений;
4.сделала подборку физкультминуток, игрового массажа.
Подобрала материал консультаций для воспитателей, наглядный материал. В каждой группе есть магнитофон с аудиокассетами, дисками. Всё это даёт возможность для творческих проявлений дошкольников. Воспитатели одобрили мой опыт работы с детьми, они используют в группе речевые игры, пальчиковые гимнастики, игровой массаж.
На втором этапе, диагностическом, провела сравнительную диагностику уровня развития музыкальных способностей, анкетирование родителей для выявления роли музыкального воспитания в семье.
На третьем этапе, практическом, разработала перспективный план музыкальной деятельности с учетом результатов диагностики .
Разработала цикл музыкальных и логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий. В 2016 году участвовала в РМО, для педагогов показала открытое занятие с использованием здоровьесберегающих технологий «Приключения Рыжика» с детьми старшей группы, зачитала доклад для работников МБДОУ на тему «Музыка для сна»; показала мастер – класс «Здоровье сберегающие технологии на музыкальных занятиях».
Разработала перспективный план работы с родителями. На родительских собраниях провела консультации о пользе музыкального воспитания, в годовой план включила музыкально – физкультурные досуги и развлечения с участием родителей.
На четвёртом, обобщающем этапе, исследовала результаты практической деятельности, провела сравнительную диагностику музыкального развития. Наблюдаю положительную динамику.
Результатом музыкально-оздоровительной работы являются: 1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей. 2. стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
3.Повышение уровня речевого развития.
4. Стабильность физической и умственной работоспособности.
5. снижение уровня заболеваемости( в большей степени простудные заболевания)
В рамках системы музыкально-оздоровительной работы разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий.
Помещения | Процессы |
Музыкальный зал | Утренняя гимнастика Музыкальные занятия Индивидуальные занятия Танцевальный кружок Праздники, развлечения |
Групповые комнаты | Самостоятельная музыкальная и театральная деятельность в музыкальных уголках Индивидуальная работа |
Физкультурный( Музыкальный) зал | Утренняя гимнастика Физкультурные занятия с музыкальным сопровождением Музыкально-спортивные праздники и развлечения |
Территория детского сада | Праздники и развлечения Музыкальные и спортивные развлечения, праздники |
Основной формой музыкальной деятельности в МБДОУ являются -музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребёнка. Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений. Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков. В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности и интегрированные.
В своей работе использую различные методы и приёмы:
- Игровой (занятия проходят в игровой форме с использованием пальчиковых игр, музыкальных игр ,игровой массаж ,речевые игры ,дидактические игры и др .)
- Наглядный (На занятиях используются иллюстрации и репродукции, игровые атрибуты, музыкально-дидактические пособия ,игрушки ,муз.инструменты. ) - Словесный (беседы ,художественное слово , песни , распевки )
-Практический ( все виды музыкальной деятельности )
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом занятии следующие здоровьесберегающие технологии: (здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников (ВОЗ)
Песенки-распевки.
Цель распевок – подготовить голосовые связки к пению. С них я начинаю все музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты «Здравствуй» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.(О.Арсеневская )
Дыхательная гимнастика.
Непосредственно перед пением я провожу дыхательную гимнастику .
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Дыхательная гимнастика для детей приучает дышать носом (что важно для профилактики респираторных заболеваний), тренирует дыхательные мышцы, улучшает вентиляцию легких, повышает насыщение крови кислородом. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:
Укрепление физиологического дыхания детей (без речи).
Тренировка силы вдоха и выдоха.
Развитие продолжительности выдоха. Пение с предшествующей ему дыхательной гимнастикой оказывает на детей психотерапевтическое, оздоравливающее воздействие:
-положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани;
-способствует восстановлению центральной нервной системы;
-восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
В результате использования дыхательной гимнастики повышаются показатели певческих способностей. (Б.Толкачев,А.Стрельникова,М.Лазарев)
Артикуляционная гимнастика.
Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению звуков , слогов ,слов.
Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, запоминанию текста песен, вниманию, развивают чувство ритма, развивают музыкальную память ,учат имитации движений животных. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная(взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная(ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.(Е.Косинова, Т.Куликовская)
Игровой массаж.
С 2016 года я стала использовать в своей работе элементы игрового массажа .Почему нам приятно хлопать в ладоши ,ходить босиком? Почему всем и взрослым и детям нравится массаж?
Все дело в том, что делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Цель игрового массажа научить детей посредством правильного выполнения массажа благотворно влиять на внутренние органы. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. На музыкальных занятиях игровой массаж проводится под музыку .(М.Картушина,А.Галанова,А.Уманская)
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку при помощи пальцев. В ходе "пальчиковых игр" ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Тренировку пальцев рук начинаем с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. (С.и Е.Железновы)
Пальчики у детей становятся более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшается. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.
Речевые игры.
Позволяют детям овладеть всеми средствами музыкальной выразительности. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом.
Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей во время занятий.
Что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Известно, что речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников.. У детей, увлечённых игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для подготовки к школе.
Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
Музыкотерапия
Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
детям полезно слушать
классику и колыбельные, музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снижает напряжение и раздражительность, восстанавливает дыхание, она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их двигательно-игровой деятельности.
В нашем МБДОУ мы практикуем использование музыки во время утреннего приема – ведь отрыв от родителей является пусть небольшой, но каждодневной травмой для ребенка. После дневного сна, услышав звуки знакомой мелодии, малышам легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. (по Н. Ефименко )
Физкультминутки.
Физкультминутка это - кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие. Забавные стихи и смешные потешки, разнообразные упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную, содержательную и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.
Полученный результат: Использование в работе по музыкальному воспитанию здоровьесберегающих технологий дают положительный результат. Проведенный в конце образовательного периода мониторинг показал хорошую динамику музыкального развития дошкольников. Дети стали реже болеть, меньше пропускать занятия и следовательно лучше усвоили материал программы. Процент детей, показавший высокий уровень музыкального и творческого развития, значительно вырос .
Список литературы.
- Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская.-Волгоград: Учитель, 2011.
- Дыхательная гимнастика сост. Е.Андрушко
- Музыкально-валеологическое воспитание дошкольников авт. Е.Комелева.
- Уроки логопеда. Авт. М.Косинцева, 2004г.
- Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия/ сост. Н.И. Крылова.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е.В.Михеева.
- Оздоровление воспитанников учреждений дополнительного образования. авт.Н.В.Махмудова.
- Двигательное и психическое развитие детей ясельного возраста.авт. И.Н.Меняйлова.
- Развитие физиологического и речевого дыхания. авт. Е.А.Меркулова.
- Здоровье современных дошкольников. авт. М.А.Руднова
- Учебно-методическое пособие «Тру-ля-ля». изд. «Карапуз».
- Элементарное музицирование с дошкольниками. Т.Э.Тютюнникова Дошкольное воспитание -2000-.№5
- Речевые игры Т.Э.Тютюнникова. Дошкольное воспитание -1998-№9.
- Пальчиковая гимнастика. О.В.Узорова ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей, авт. М.Н.Щетинин – Айриc-пресс, 2007.