Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС
консультация
Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_obrazovatelnogo_prostranstva.docx | 25.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС:
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
При организации развивающей предметно-пространственной среды необходимо учитывать:
- гигиенические нормы площади на одного ребенка;
- наличие физкультурного и музыкального залов;
- наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность детей на прогулке;
- оснащенность групп мебелью, игровым и дидактическим материалом в соответствии с ФГОС;
- наличие в дошкольной организации возможностей, необходимых для организации питания детей;
- наличие в дошкольной организации возможностей для дополнительного образования детей;
- наличие возможностей для работы специалистов, в том числе для педагогов коррекционного образования;
- наличие дополнительных помещений для организации разнообразной деятельности детей.
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в дошкольной организации (ФГОС п. 3.3).
Развивающая предметно – пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации, группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
РППС должна обеспечивать:
1.Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
2. Реализацию различных образовательных программ.
3. В случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия.
4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
5. Учёт возрастных особенностей детей.
РПП среда в младшем дошкольном возрасте:
Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
РПП среда в среднем дошкольном возрасте:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
РПП среда в старшем дошкольном возрасте:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование). Обязательными в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Основные составляющие при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе:
- ПРОСТРАНСТВО
- ВРЕМЯ
- ПРЕДМЕТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Такое проектирование среды показывает её влияние на развитие ребёнка. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие зоны для разного вида активности:
- рабочая;
- активная;
- спокойная.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной
- Полифункциональной
- Трансформируемой
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
Насыщенность среды.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.
Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей и возможностей детей.
Вариативность среды предполагает:
Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность среды предполагает:
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
- Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность среды:
Предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации о соответствии.
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС.
Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».
Рекомендуется организовать следующие центры:
- Центр ППД.
- Центр пожарной безопасности.
- Центр труда, уголок дежурств.
- Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр).
Познавательное развитие:
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».
Рекомендуется организовать следующие центры:
- Центр «Мы познаём мир» или Уголок краеведения.
- Центр сенсорного развития.
- Центр конструктивной деятельности.
- Центр математического развития.
- Центр экспериментирования.
Речевое развитие:
Владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Это - Центр речевого развития или уголок речи грамотности или - Центр «Будем говорить правильно» или - Центр «Здравствуй, книжка!».
Художественно-эстетическое развитие:
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)».
- Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые руки».
- Центр музыкально-театрализованной деятельности.
Физическое развитие:
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
- Центр физического развития или
- Центр сохранения здоровья или
- Спортивный уголок «Будь здоров!».
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГОС ДО. «Организация образовательного пространства и развивающей среды в группе старшего дошкольного возраста».
Представлен опыт работы по созданию адаптивной среды в групповом пространстве с учетом возраста и уровнем развития детей....
"Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС ДО".
"Организация образовательного пространства в ДОУ в условиях ФГОС ДО"....
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – это правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому мы, создавая развивающую среду...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях образовательного пространства ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования
В данной статье описывается модель организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в рамках социально-педагогического партнерства с другими субъектами социализации....
СЕНТЯБРЬ 2024 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОУ В УСЛОВИЯХ ФГОС в группе старшего дошкольного возраста....