Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми старшей группы « Непоседы» на 2017-2018 уч.год
рабочая программа (старшая группа)

Надя.Ц

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнидеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

  • игровой,
  • коммуникативной,
  • трудовой, познавательно - исследовательской, 
  • продуктивной,
  • музыкально - художественной,
  • чтения.

Задачи:

1.охрана и укрепление физического и психологического здоровья детей, и том числе их эмоционального благополучия;

2.обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;

3.обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

4.формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социональных, нравственных, эстетических, интеллектуальных  и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа68.37 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано :        Утверждаю:

педагогический совет        ______Г.Ш.Кандалова

№ ___ от «___»_______201__г.        «___»_________201__г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад №111»

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми

старшей группы « Непоседы»

на 2017-2018 уч.год

                                                          Составили: Царева Надежда Петровна

    Псарёва Елена Анатольевна

                                                                         

          Срок реализации:1 год

                                               г.Хабаровск

Содержание

Разделы программы

1. Целевой раздел Рабочей Программы…………………………………………4

1.1 Пояснительная записка....................................................................................4

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы ......................................................5

1.1.2 Принципы и подходы к формированию Программы................................6

1.1.3 Общие сведения о количестве детей (их возраст, возрастные особенности) ......................................................................................................7-8

1.1.4 Планируемые результаты освоения Программы

(Целевые ориентиры) ........................................................................................9-11

2. Содержательный раздел Рабочей программы

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.............................................................................................................12-13

2.1.1 Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие"……………………………………………………………………...14-16

2.1.2 Образовательная область "Познавательное развитие"........................17-18

2.1.3 Образовательная область "Речевое развитие"......................................19-20

2.1.4 Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"...........................................................................................................21-22

2.1.5 Образовательная область "Физическое развитие"....................................23

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации

Программы.......................................................................................................24-35

2.3 Комплексно-тематичекое планирование воспитательно-образовательного процесса............................................................................................................36-43

3. Организационный раздел Рабочей Программы

3.1 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания........................................................................................................44-46

3.2  Режим дня в старшей группе "Непоседы"..............................................47-50

3.3 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий…....51-52

3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.................................................................................................................53-54

3.5 Взаимодействие с родителями воспитанников.......................................55-56

3.6.1 Перспективный план взаимодействия с родителями.........................57-60

Список литературы.........................................................................................61-63

1. Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми

старшей группы « Непоседы» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

-постановление Главного государственного санитарного врачи РФ от 15.05.2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "

-Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО";

-приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программа дошкольного образования";

-приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";

-Устав муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения г.Хабаровска «Детский сад № 111»

- на основе  примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство»

-,ООП МАДОУ  № 111 ,

-в соответствии с введением в действие ФГОС ДО, приказ Министерства образования и науки от 17 октября 2013г. № 1155.

   Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 5 до 6 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Реализуемая Программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

1.1.1 Цели и задачи реализации Программы

Цель программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности:

игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно - исследовательской,

продуктивной,

музыкально-художественной,

чтения.

Задачи:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, и том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней

формировать общую культуру личности, в том числе ценности здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, предпосылки к учебной деятельности

создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.

1.1.2 Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8.Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуро -сообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

1.1.3 Общие сведения о количестве детей (их возраст, возрастные особенности)

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей старшей группы "Непоседы"

Все дети старшей группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

Дети уже могут распределять роли до начала игры и способны строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

В этом возрасте развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Сведения детей старшей группы «Непоседы»

№ Название группы

«Непоседы»

Количество детей,

обучающихся в группе

33(15 девочек,18 мальчиков)

Возрастная категория

воспитанников

5-6 лет(старшая)

1.1.4 Планируемые результаты освоения Программы

Планируемыми результатами освоения Рабочей Программы старшей группы «Непоседы» МАДОУ «№111» в соответствии с требованиями ФГОС ДО являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка в раннем возрасте и на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

• Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

• Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

• Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

• Проявляет ответственность за начатое дело.

• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

• Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.

• Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

• Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

• Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

• Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

• Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

• Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

2. Содержательный раздел Рабочей программы

2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Программы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных

видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые

направления развития и образования детей (далее – образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

В связи с этим, 5 направлений развития и образования (взаимодополняющие образовательные области)

ФГОС ДО реализуются следующим образом:

«Социализация», «Коммуникация», «Труд» - социально-коммуникативное развитие;

«Познание» - познавательное развитие;

«Коммуникация» «Чтение художественной литературы» - речевое развитие; «Художественное

творчество», «Музыка», «Познание. Развитие конструктивной деятельности», «Чтение художественной

литературы» - художественно-эстетическое развитие;

«Физическая культура», «Здоровье» - физическое развитие.

Образовательные области «Коммуникация» и «Безопасность» (по ФГТ) взаимодействуют со всеми

направлениями развития и образования по ФГОС ДО.

Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных

качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с

задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим

сопровождением со стороны педагога-психолога.

2.1.1 Образовательная область "Социально-коммуникативное развитие"

Образовательная область "Социально – коммуникативное развитие» имеет направления коммуникация, труд, безопасность. В программе предусмотрена интеграция с образовательными областями «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» развитие.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Учить заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость. Воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников. Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. Расширять представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома. Обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.). Побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.). Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Образовательная область "Познавательное развитие"

Образовательная область « Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Первичные представления об объектах окружающего мира. Закреплять представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различия (найди в группе предметы такой же формы, такого же цвета; чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.). Формировать умение подбирать пары или группы предметов, совпадающих по заданному признаку (длинный — короткий, пушистый — гладкий, теплый — холодный и др.). Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы. Учить сравнивать предметы (по назначению, цвету, форме, материалу), классифицировать их (посуда — фарфоровая, стеклянная, керамическая, пластмассовая). Сенсорное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т. п.), включая органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (хроматические) и белый, серый и черный (ахроматические). Учить различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Показать детям особенности расположения цветовых тонов в спектре. Продолжать знакомить с различными геометрическими фигурами, учить использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы.

Формировать умение обследовать предметы разной формы; при обследовании включать движения рук по предмету. Расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.). Совершенствовать глазомер. Развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты, фокусы, привлекая к простейшим экспериментам. Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта. Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.) Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа. (Нормативная проектная деятельность — это проектная деятельность, направленная на выработку детьми норм и правил поведения в детском коллективе.) Дидактические игры. Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2–4 человека; учить выполнять правила игры. Развивать в играх память, внимание, воображение, мышление, речь, сенсорные способности детей. Учить сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), объединять предметы по общим признакам, составлять из части целое (складные кубики, мозаика, пазлы), определять изменения в расположении предметов (впереди, сзади, направо, налево, под, над, посередине, сбоку). Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными и др.). Побуждать детей к самостоятельности в игре, вызывая у них эмоционально-положительный отклик на игровое действие. Учить подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность. Формировать такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.

2.1.2Образовательная область «Познавательное развитие»

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

Любознательности познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале,

звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве,

представлений осоцио-культурных ценностях нашего народа, об отечественных Отечества» (Мосалова Л.Л. «Я и мир»)своих земляков. Воспитывать уважение к прошлому, учить чтить память погибших.

«Краеведческий музей» (Мосалова Л.Л. «Я и мир» с.65)

Продолжать знакомить детей с историческим прошлым родного села. Вызвать желание познавать историю города. Развивать умение вести себя в общественном месте.  «Бумажная страна» (Горбатенко О.Ф. «Социальный мир» №33, с.101) Формировать знания детей о бумаге, разных еѐ видах, качествах и видах бумаги, история еѐ создания; развивать обследовательские

действия и уметь устанавливать причинно- следственные связи между качеством бумаги и еѐ назначением. «Экскурсия по экологической тропе»

Систематизировать представления детей о многообразии насекомых.

развивать исследовательские действия и уметь устанавливать

причинно- следственные связи между особенностями внешнего

строения и способом зашиты от врагов, между способами передвижения и средой обитания. Воспитывать интерес к насекомым и растениям, бережное отношение к ним традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира

Образовательная область « Познавательное развитие» включает в себя формирование элементарных математических представлений и окружающий мир.

Задачи образовательной деятельности

1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего

мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы

познания: обследование объектов, установление связей между способом

обследования познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям

(внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение,

упорядочивание, классификация.

3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать,

пояснять, приводить примеры и аналогии.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру

(природе, людям, предметам).

5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах

детской деятельности.

6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных

отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений

взрослых и детей.

7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых

особенностях человеческого организма.

8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-

патриотические чувства.

9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

2.1.3Образовательная область "Речевое развитие"

Образовательная область «Речевое развитие», предусматривает развитие детской речи в большой интеграции с познанием, коммуникацией, художественными направлениями. Развивающая речевая среда. Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагать для рассматривания изделия народных промыслов, мини коллекции (открытки, марки, монеты, наборы игрушек, выполненных из определенного материала), иллюстрированные книги (в том числе знакомые сказки с рисунками разных художников), открытки, фотографии с достопримечательностями родного края, Москвы, репродукции картин (в том числе из жизни дореволюционной России). Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ близкого человека, посещение выставки, детского спектакля и т. д.). В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Формирование словаря. Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый — снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун — озорник — проказник), с противоположным значением (слабый — сильный, пасмурно — солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Звуковая культура речи. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с — з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш, ж — з, л — р. Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка — зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель). Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь — медведица — медвежонок — медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал — выбежал — перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью. Связная речь. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать монологическую форму речи. Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

2.1.4 Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"

Образовательная область « Художественно – эстетическое развитие» состоит из направлений – музыка, изобразительная деятельность, художественное творчество и интегрирует со всеми образовательными областями и их направлениями.

Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству. Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие произведений искусства, формировать умение выделять их выразительные средства. Учить соотносить художественный образ и средства выразительности, характеризующие его в разных видах искусства, подбирать материал и пособия для самостоятельной художественной деятельности. Формировать умение выделять, называть, группировать произведения по видам искусства (литература, музыка, изобразительное искусство, архитектура, театр). Продолжать знакомить с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Формировать умение выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, называть материалы для разных видов художественной деятельности. Познакомить с произведениями живописи (И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов, И. Грабарь, П. Кончаловский и др.) и изображением родной природы в картинах художников. Расширять представления о графике (ее выразительных средствах). Знакомить с творчеством художников-иллюстраторов детских книг (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, И. Билибин и др.). Продолжать знакомить детей с архитектурой. Закреплять знания о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др. Обращать внимание детей на сходства и различия архитектурных сооружений одинакового назначения: форма, пропорции (высота, длина, украшения — декор и т. д.). Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д. Развивать наблюдательность, учить внимательно рассматривать здания, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих деталей. При чтении литературных произведений, сказок обращать внимание детей на описание сказочных домиков (теремок, рукавичка, избушка на курьих ножках), дворцов. Познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства». Расширять представления детей о народном искусстве, фольклоре, музыке и художественных промыслах. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.

2.1.5 Образовательная область "Физическое развитие"

Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя направления: здоровье и физическая культура, по содержанию – часто интегрирует с направлениями социально – коммуникативной области.

Расширять представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентировать внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»). Расширять представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих здоровье. Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания; умения определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях. Расширять представления о роли гигиены и режима дня для здоровья человека. Формировать представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать сочувствие к болеющим. Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Знакомить детей с возможностями здорового человека. Формировать потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься физкультурой и спортом. Знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Знакомить с основами техники безопасности и правилами поведения в спортивном зале и на спортивной площадке.

2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы

В старшей группе  « Непоседы» МАДОУ  № 111  используются различные формы, способы и методы реализации программы.

Образовательная деятельность основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми и подразделен на:

- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);

- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

- самостоятельную деятельность детей;

- взаимодействие с семьями детей по реализации основной образовательной программы.

Направление развития

Формы, методы, приемы, средства

Социально – коммуникативное

Формы

1. Минутки общения

2. Дружеские посиделки

3. Групповые ритуалы

4. Групповые дела

Методы и приемы

1. Наглядные

2. Речевые

3. Практические методы

4. Разнообразные игровые методы

Средства

Различные виды игр:

• интерактивные

• ритмические

• коммуникативные

• ситуативно-ролевые

• творческие

•игры-инсценировки

• игры-дискуссии

Упражнения на развитие социальной перцепции (вербальные и невербальные техники):

• упражнения, направленные на развитие наблюдательской сенситивности, способности понимания состояний, особенностей и отношений людей, их перемещений, пространственного расположения и т.п.;

• упражнения, направленные на развитие сенсорно-перцептивной системы (различных видов восприятия, памяти, ориентировки в пространстве).

Техники сочинения истории

Направление развития

Формы, методы, приемы, средства

Познавательное

Формы

• познавательные беседы по изучаемой теме

• экскурсии

• наблюдения

• опытно-экспериментальная деятельность

• игровая деятельность

• творческие задания

• трудовая деятельность

Методы и приемы

Методы сообщения детям познавательной информации:

• проведение познавательных бесед по изучаемой теме с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих заданий и упражнений;

• использование художественного слова

• использование речевых инструкций

• использование образно-двигательных инструкций и невербальных средств общения

• использование разнообразных знаков и символов: образно-символических изображений

• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов

Методы осуществления детьми познавательной деятельности:

• обследование детьми различных предметов, используемых на занятии и в развивающих играх

• практические манипуляции и игры-экспериментирования детей с разнообразными материалами, используемыми на занятии и в развивающих играх

• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира, трудом взрослых и т.д.;

• опытное экспериментирование с природным материалом

• составление картин из заготовок (на заданную тему);

• составление коллажей (на заданную тему);

• динамические игры познавательного содержания

Методы повышения познавательной активности детей:

• вопросы воспитателя

• сравнительный анализ

• классификация и обобщение игрового материала,

• создание проблемных ситуаций

• размещение игрового материала и оборудования в разных

частях пространства групповой комнаты.

Методы, направления. На повышение эмоциональной активности детей:

• использование игровых мотиваций

• использование сюрпризных моментов

• использование игровых и сказочных персонажей;

• использование музыкального сопровождения

• использование художественного слова

• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор

Интеллектуально-математическое развитие детей

ФОРМЫ

• Ведущее место принадлежит развивающим играм интеллектуально-математического содержания

• развлечения интеллектуально-математического содержания

Средства (для старшего дошкольного возраста)

• наглядно-демонстрационный и раздаточный материал

• предметные и сюжетные картинки; модели, схемы, планы;

• условно-схематические изображения; абстрактно-отвлеченные знаки и символы;

• литературный материал (считалки; стихи и загадки, которые наглядно иллюстрирующие многообразие математических отношений, существующих в окружающем мире);

• музыкальный материал (музыкальные произведения с четко выраженной ритмической структурой).

1. «Сенсорные свойства объектов»:

• игры-экспериментирования

• сенсорное обследование

• анализ и сравнение сенсорных свойств, качеств, признаков объектов;

• вербализация результатов практических действий (обследование, анализ, сравнение);

• игры, развивающие ориентировку в трехмерном пространстве на основе его чувственного отражения (по сенсорным ориентирам – звуку, запаху, цвету и т.д.);

• игры на развитие ассоциативности восприятия и мышления, визуально-образного восприятия

2.«Геометрические отношения»:

• игры-экспериментирования с геометрическим материалом

• сенсорное (тактильное, визуальное) обследование геометрического материала (объемного и плоскостного);

• сенсорный анализ и сравнение плоскостных геометрических фигур и объемных геометрических тел по заданным основаниям

• вербализация результатов практических действий (обследования, анализа, сравнения, сериации, классификации и др.);

• игры, развивающие ассоциативность восприятия и мышления, визуально-образное восприятие

• развивающее -конструктивные игры

3.«Количественно-числовые и другие математические отношения»:

• анализ и сравнение сенсорных свойств объектов

• игровые действия с предметами и материалами, направленные на установление количественно-числовых и других математических отношений, существующих между объектами окружающего мира

• вербализация результатов практических действий

• знаково-символическое моделирование количественно-числовых и других математических отношений с использованием моделей

• музыкально-ритмические игры

• развивающее -конструктивные игры

4.«Пространственные отношения»:

• выполнение практических действий с предметами и материалами (обследования, обрывания, сминания и т.д.) правой или левой рукой, в разных пространственных направлениях;

• вербализация результатов практических действий, направленных на установление пространственных отношений объектов окружающего мира;

• знаково-символическое моделирование пространственных отношений

• игры на ориентировку в трехмерном пространстве на основе его чувственного отражения

• игры на ориентировку в двухмерном пространстве

• игры на освоение схемы тела

• анализ конструктивных особенностей предметов

• развивающее -конструктивные игры с геометрическим материалом

5. «Временные отношения»:

- знаково-символические и условно-схематические изображения, иллюстрирующие временные отношения

• наглядный материал

• литературный материал

Направление развития

Формы, методы, приемы,

средства

Речевое

Методы: словесные (беседы, рассказывание, рассуждение); наглядные (картины, иллюстрации, предметы, игрушки); практические(дидактические, звуковые, подвижные, артикуляционные игры).

Наглядные приемы – показ предметов, картин, рассматривание иллюстраций.

Наглядные методы: наблюдения, экскурсии, рассматривание предметов, осмотр помещений.

Языковая среда, в которой находятся дети, тоже является средством развития речи.

Художественная литература - важнейший источник и средство развития речи.

Музыка, изобразительное искусство – средство речевого развития детей.

Картины, иллюстрации – средства развития речи детей.

Направление развития

Формы, методы, приемы, средства

Художественно-эстетическое

Рисование

Словесные методы и приемы работы:

беседы (обсуждения) на заданные темы, художественное слово (рассказы, сказки, стихи, потешки, пословицы, песни), словесная инструкция.

Наглядные методы и приемы работы:

• Рисунки-образцы с поэтапным рисованием, иллюстраций, репродукций, натуры.

• Дидактические таблицы и схемы с поэтапным рисованием

• Иллюстрации и репродукции

• В качестве натуры могут использоваться овощи, цветы и фрукты (настоящие и искусственные), игрушки, предметы быта.

Практические методы и приемы:

• игровые приемы

• пальчиковая гимнастика

• упражнения в держании карандаша, кисти

Лепка

• Творческие задания

• Художественно-развивающие игры

• Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей

1. Наглядные методы: наблюдение, использование натуры, образца, рассматривание и обследование, показ способов и приемов лепки.

2. Словесные методы и приемы: беседа, использование образов художественной литературы, вопросы, советы воспитателя, указания, пояснения, поощрения.

3. Практические методы и игровые приемы: пальчиковая гимнастика и упражнения для повышения интереса к выполняемой работе.

Средства – таблицы, муляжи, малая скульптура и фотографическое изображение скульптур различного содержания.

Аппликация

• Творческие задания

• Художественно-развивающие игры

• Самостоятельная художественно-творческая деятельность детей

1. Наглядные методы: наблюдение, использование образца, рассматривание и обследование, показ способов и приемов аппликации.

2. Словесные методы и приемы: беседа, использование образов художественной литературы, вопросы, советы воспитателя, указания, пояснения, порицания, поощрения.

3. Практические методы: игровые приемы, пальчиковая гимнастика и упражнения с целью вызвать интерес у детей к предстоящей деятельности.

Конструирование

Наглядные:

- показ настольного театра;

- обследование предметов, образцов,

- подробный показ всех этапов изготовления поделки;

- Показ отдельных этапов выполнения поделки в сочетании с речевой инструкцией и опорой на рисунки-схемы этапов;

- рассматривание картинок, иллюстраций к теме;

Словесные:

- сказка-история, рассказанная воспитателем от лица персонажа-игрушки или от собственного лица;

- беседа по вопросам (наводящим, уточняющим, обобщающим);

- художественное слово (стихотворение, загадка);

- речевая инструкция воспитателя;

- музыкальное сопровождение;

- проговаривание одним ребенком (или несколькими по цепочке) этапов изготовления поделки по схеме или повторяя объяснение, данное

Практические:

- воспроизведение поделки с опорой только на схемы, чертежи этапов изготовления;

- анализ и синтез;

- проблемная ситуация;

- упражнение;

- анализ и обыгрывание готовых детских работ;

- игровые мотивации.

Игровые приемы:

- разыгрывание сценки с героями настольного театра, куклами би-ба-бо;

- пояснения от лица кукольных персонажей, советы, подсказки, оценка детских работ;

- сюрпризные моменты и др.

Средства

• иллюстрации, картинки, фотографии по теме (для обогащения визуального опыта и расширения ориентировочной основы);

• крупномасштабные декоративные панно – заготовки для последующего заполнения декоративными элементами;

• игрушки, куклы для настольного театра и куклы би-ба-бо (для создания мотивации к деятельности и последующего обыгрывания готовых работ);

• реальные предметы, связанные с темой (для исследования всех свойств и качеств эталона);

• фигурки кукол (для обеспечения интегративной основы деятельности определенного тематического цикла);

• цветовой круг из 6 секторов (желтый – оранжевый -красный-фиолетовый- синий- зеленый) в качестве цветового эталона для развития цветовосприятия;

• муляжи овощей, фруктов, грибов в качестве эталонов для воспроизведения в поделках;

• сувениры для обогащения визуального опыта;

• Книга для размещения иллюстративного материала, в качестве подосновы для демонстрации продуктов деятельности;

• журналы для обогащения визуального опыта;

• маски, элементы костюмов сказочных персонажей для обыгрывания готовых поделок.

Музыка

Формы

• проведение музыкально-дидактических и музыкально-двигательных игр;

• организация музыкально-творческих игр-импровизаций, включающих исполнение на детских музыкальных инструментах;

• танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;

• чтение сказок с выполнением музыкально-развивающих заданий.

 Методы и приемы

• метод рассказа

• объяснение

• наглядные методы: использование иллюстраций, сюжетных игрушек,

наглядных материалов (карточек, схем, пиктограмм) для развивающих заданий;

• музыкальные иллюстрации

• игровые методы (игровые ситуации и музыкально-развивающие игры).

Средства и материалы

• аудиозаписи музыки для детей

• детские музыкальные инструменты

• наглядные материалы:

• репродукции изобразительного искусства

• для выполнения различных музыкально-дидактических заданий используются карточки, схемы, пиктограммы

Направление развития

Формы, методы, приемы, средства

Физическое

Физкультурные занятия разной направленности:

• обучающие, развивающие занятия

• сюжетные (разные виды физических движений, хорошо знакомые детям, объединяются одним сюжетом);

• комплексные, интегрированные занятия

• игровые

• занятия с эмоциональным погружением;

• занятия педагогического наблюдения

2. Физкулътурно - оздоровительная работа в течение дня:

• утренняя гимнастика;

• физкультминутки, или физкультурные паузы

• подвижные игры в зале и на свежем воздухе.

3. Активный отдых (физкультурные праздники).

4. Самостоятельная двигательная деятельность.

5. Мини-беседы с детьми (о строении организма, о закаливании и т.д.).

Методы

• метод словесного изложения

• метод наглядной демонстрации

• целостный метод упражнения

• расчлененный метод упражнения

Способы организации детей:

• фронтальный способ – выполнение заданий одновременно всеми детьми;

• групповой способ – распределение детей на подгруппы;

• поточный способ – когда дети выполняют упражнение друг за другом;

• индивидуальный способ (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми).

Средства

• общеразвивающие физические упражнения без предметов;

• общеразвивающие физические упражнения с использованием разных предметов

• физические упражнения, выполняемые с использованием разных снарядов и исходных положений

• основные виды движений

• развивающие подвижные игры с использованием разных видов физических упражнений

• элементы хореографии и танцевальные движения;

• элементы самомассажа

2.3 Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса старшей группы «Непоседы» (5-6 лет) на 2017-2018 учебный год

Сентябрь

«Я и детский сад!»

1. «День знаний»,

2. «Детский сад наш так хорош…»,

3.»Мои друзья»,

4. «Наши добрые дела».

1 – 4 недели сентября

Задачи:

Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка, расширять представления

о профессиях сотрудников детского сада. Закреплять знание правил поведения в детском саду. Вызывать у детей радость от пребывания в детском саду

Развлечение «Любимый детский сад». Фотоальбом «Детский сад наш так хорош…».

Октябрь

«Осень»

1) «Овощи - фрукты»,

2) «Деревья»,

3) «Хлеб»,

4) «Дикие и домашние животные».

1-4 неделя октября

Расширять представления детей о времени года осени, осенних явлениях, овощах, фруктах, грибах и ягодах, деревьях и кустарниках осенью. Обобщить и систематизировать знания о домашних и диких животных, их приспособленности к среде обитания в осенний период. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Знакомить с правилами безопасного поведения в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать умения замечать красоту осенней природы, вести наблюдения. Формировать представление о хлебе как одном из величайших богатств на земле. Продолжать ознакомление детей с русской народной культурой.

Фольклорный праздник «Осень. Капустные вечёрки». Выставка «Дары осени». Выставка работ детского творчества.

Ноябрь

«Моя Родина»

1) «Моя семья»,

2) «Мой дом, мой город»,

3) «День матери»,

4) «Правила и безопасность дорожного

1-4 неделя ноября.

Воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи. Воспитывать чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме.

Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями родного края, родной деревни, где живут дети. Знать и уважать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за свой край – Оренбургскую область. Расширять представления о видах транспорта и его

назначении. Расширять представления о правилах поведения в деревне, городе, элементарных правилах дорожного движения.

Конкурс рисунков о маме. Праздник «Моя мама». Досуг «Моя дружная семья».

II -й период обучения

Декабрь

«Зима»

1) «Пришла зима»,

2) «Зимующие птицы»,

3) «Зимние развлечения»,

4) «Новый год».

1 – 4 недели декабря

Цель: Продолжать знакомить детей с зимой как временем года, с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры), о безопасном поведении зимой. Развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом, закреплять свойства.

Продолжать знакомить с многообразием птиц. Расширять представления о зимующих птицах (внешний вид, повадки, чем питаются). Формировать желание наблюдать за птицами, подкармливать их. Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к пернатым. Продолжать приобщать детей к основам народной культуры через русские

народные игры : "Зимние забавы".

Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы Нового года. Знакомить с традициями празднования

Нового года и Рождества.

«Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Новогодний праздник

Январь

«Что нас окружает ?»

1) Игрушки»,

2) Транспорт»

3) «Дом, в котором мы живём (мебель, посуда)»,

4) «Одежда, головные уборы, обувь».

1-4 неделя января

Расширять представления детей об игрушках, посуде, мебели, одежде, обуви, головных уборах, их назначении, истории происхождения, прошлом, материале изготовления. Знакомить детей с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями колядования. Вызвать праздничное настроение. Воспитывать гостеприимство, благодарность. Уточнить и обогатить представления детей о разных видах транспорта и его назначении. Закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения. Систематизировать знания детей о дорожных знаках, их назначении.

Фольклорный праздник «Зимние святки». Выставка детских работ. Вечер загадок (предметы быта).

Февраль

«Мир профессий»

1) «Труд работников детского сада»,

2) «Труд людей на транспорте»,

3) «Есть такая профессия – Родину защищать»,

4) «Строительные профессии».

1-4 неделя февраля.

Расширять знания дошкольников о видах труда, о различных профессиях, активизировать в речи детей названия предметов соответствующих различным профессиям. Воспитывать трудолюбие и уважение к труду взрослых, на приме-рах труда взрослых воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, вежливость, честность, гуманные чувства. Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду. Познакомить детей с возникновением различных видов транспорта. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

Расширить представления о профессии строителя, показать значимость. Углубить представления детей о Российской армии, продолжать знакомить детей с профессиями военнослужащих, знакомить с разными родами войск (сухопутными, морскими, воздушными), воспитывать дошкольников в духе патриотизма, любви к Родине, формировать стремление быть сильными, смелыми защитниками своей страны.

Утренник «День защитника Отечества». Викторина «Путешествие в мир профессий».

III-й период обучения

Март

«Весна»

1) «Весна. Мамин праздник»,

 2) «Перелётные птицы», «Масленица»,

3) «Растения и животные»,

 4) « Комнатные растения».

1 – 4 недели марта

Формировать у детей обобщённые представления о весне как времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

Расширить представления о перелётных птицах, их образе жизни, внешнем виде, повадках, пользе.

Обобщить знания детей о изменениях в жизни диких животных и растений весной, проявлять заботу и внимание ко всему живому. Уточнить представления о комнатных растениях, строении, способах размножения, приёмах ухода.

Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Изготовление подарков.

Продолжать знакомить детей с р.н. праздником- Масленицей ( проводы зимы – встреча весны). Масленичные гуляния:

(знакомство с чучелом Масленицы, обрядовой едой, обрядовыми песнями, играми, катание с горы).

Праздник 8 Марта. Масленичные гуляния. Фотовыставка «Растения и животные нашего края».

Апрель

                          «Народная культура и традиции»

1) «Народные промыслы»,

 2) «Космос»,

3) «День Земли»,

4) « Пасха».

1-4 неделя апреля

Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с народным декоративно-прикладным и искусством (Городец, Дымка, Гжель, Хохлома, русская матрёшка). Воспитывать уважение к труду народных мастеров Нижегородского края. Уточнить и обобщить знания о космосе, познакомить с историей развития космонавтики. Прививать любовь к родной стране и чувство гордости за успехи в области развития космической науки и техники.

День Земли: развивать экологическую культуру детей, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за всё живое на Земле. Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху.

Развивать интерес к традициям, обычаям народа, воспитывать гостеприимство.

Фольклорный праздник «Светлая Пасха». Выставка работ детского творчества.

Май

«Познай мир»

1) «Пожарная безопасность»,

2) «День Победы»,

 3) «Насекомые»,

4) «Скоро в школу».

1-4 неделя мая.

Цель: Обобщить знания детей по правилам пожарной безопасности. Показать роль огня в жизни человека (как положительную, так и отрицательную). Продолжать знакомить с профессией пожарного. Воспитывать

детей в духе патриотизма, любви к Родине. Продолжать знакомить с праздником «День Победы».

Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.

Знакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Учить чтить память павших бойцов, возлагать

цветы к обелискам и памятникам. Воспитывать уважение к ветеранам войны.

Формировать у детей элементарные представления о насекомых, их строении, способах передвижения.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Организовать все виды детской деятельности на тему прощания с детским садом и поступлением в школу.

Формировать эмоционально- положительное отношение к школе.

Утренник, посвященный   Дню Победы «Мы празднуем Победу». Возложение цветов к обелиску. Праздник «До свиданья, детский сад».

III. Организационный раздел Рабочей Программы

3.1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Учебно-методическое обеспечение программы

  • Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаева, А.Г.Гегоберидзе.
  • Необычные физкультурные занятия для дошкольников / Е.И. Подольская
  • Пальчиковые игры и упражнения для детей от 2-7 лет / Т.В. Калинина
  • Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 3-7 лет / Е.И. Подольская.
  • Физическая культура в детском саду Л.И.Пензулаева
  • Комплексные занятия по программе под ред. Т.М.Бондаренко
  • Л.Г.Петеросн, Е.Е.Кочемасова « Раз ступенька, два ступенька».
  • Занятия по развитию речи / В.В. Гербова
  • "Развитие речи у детей дошкольного возраста" Ушакова О.С.
  • «Изобразительная деятельность в детском саду « И.А.Лыкова
  • «Красота. Радость. Творчество» - автор Т.С. Комарова
  • "Ладушки" И.Новоскольцева, И.Каплунова (музыкальный руководитель).
  • Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры» Т.Г.Харько, В.В.Воскобович
  • «Маленькие Дальневосточники» Л.А.Кондратьева
  • Буре С.Р. Дружные ребята. Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей.
  • С.А.Козлова. Учебно-методические материалы.

- Мир животных;

- Я и мое тело;

- Мир человека;

- Мир растений и грибов и др.

  • Князева О.Л. Я, ты, мы: Социально - эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет: Учеб. – метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2004. – 93с.

3.3 Режим дня в старшей группе "Непоседы"

   Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

При составлении и организации режима дня учитываются повторяющиеся компоненты:

время приёма пищи;

укладывание на дневной сон;

общая длительность пребывания ребёнка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физических упражнений. Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов.

3.2Режим дня в старшей группе «Непоседы»

                                                                                             

Старшая  группа

                                      Холодный период года

Утренний прием , игры…………………………………….07.00-8.25

Зарядка………………………………………………………8.25-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак……………………………8.30-8.55

Игры, подготовка к НОД………………………………......8.55-9-00

НОД……………………………….......................................9.00-9.35

                                                                                              9.45-10.10

                                                                                             10.15-10.50

Игры, подготовка к прогулке,прогулка…………………10.50-12.20

Возвращение с прогулки………………………………….12.20-12.40

подготовка к обеду, обед…………………………………12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон…………………………13.10-15.00

Постепенный подъем, гигиен. и закал. процедуры…….15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник………………………...15.25-15.40

Игры, труд, досуг, самост. дея-ть,  худ. дея-ть………….15.40-16.35

Подготовка к прогулке , прогулка………………………..16.35-17.35

Возвращение с прогулки, игры…………………………...17.35-17.50

Подготовка к ужину, ужин………………………………..17.50-18.25

Игры, уход детей домой…………………………………..18.25-19.00

Режим дня  (теплый период)

Старшая  группа

Утренний приём, игры, общение, утренняя гимнастика……………………………………………………………….7.00-8.20

Завтрак……………………………………………………………………8.20-8.50

Самостоятельные игры……………………………………………….....................................8.50-9.25

Подготовка к прогулке, образовательная деятельность на прогулке, прогулка, возвращение с прогулки…………………………………………………………………9.25-12.10

Подготовка к обеду……………………………………………………………………12.10-12.30

Обед…………………………………………………………………………….12.30-12.50

Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика перед сном…………………………………………………………………….12.50-13.10

Подготовка ко сну, сон………………………………………………………………………13.10-15.00

Постепенный подъём, воздушные ,водные процедуры……………………………………………………………..15.00-15.30

Подготовка к полднику,полдник…………………………………………………….15.30-16.00

Игры, досуги и самостоятельная деятельность по  интересам……………………………………………………………...16.00-17.00

Подготовка к прогулке , прогулка, возвращение с прогулки……………………………………………………………….17.00-17.30

Подготовка к ужину, ужин…………………………………………........................................17.30-18.00

Подготовка к прогулке , прогулка , уход домой……………………….до 19.00

3.4.Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Традиции старшей группы «Непоседы»

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и у него начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию способствуют уникальные традиции нашей группы, которые направлены, прежде всего, на сплочение коллектива, где каждый ребенок - личность, а все вместе - дружный коллектив.

В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми, совершенствуются и преумнажаются.

"Утро радостных встреч"

Цель: обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение на весь день, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

"Отмечаем день рождения"

Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

"Девиз группы"

Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.

«День знаний» (1 сентября)

«День Осени»

«День воспитателя» (27 сентября)

«День музыки» (1 октября)

«День народного единства» (4 октября)

«День ребенка» (20 ноября)

«День матери» (27 ноября)

«Новый год»

«День защитника Отечества» (23 февраля)

«Масленица»

«Международный женский день 8Марта»

«День смеха» (1 апреля)

«День космонавтики» (12 апреля)

«Пасха»

«День труда» (1 мая)

«День Победы» (9 мая)

«Международный день защиты детей»

«День России» (12 июня)

3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Условия и средства реализации рабочей программы:

среда групповой ячейки;

Развивающая предметно-пространственная среда группы является:

содержательно-насыщенной, развивающей;

трансформируемой;

полифункциональной;

вариативной;

доступной;

безопасной;

здоровьесберегающей;

эстетически-привлекательной.

Микросреда (внутреннее оформление групповой комнаты) соответствует требованиям программы в старшей группе: оборудование помещения безопасно, эстетически привлекательно, здоровьесберегающее и развивающее.

Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного развивающий эффект. Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов

(книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересы для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу даст возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития выступают:

- центр для сюжетно-ролевых игр;

- книжный центр;

- выставка детских рисунков, детского творчества;

- центр природы (наблюдений за природой);

- спортивный центр;- центр для игр с водой и песком;

- игровой центр (с игрушками, строительным материалом) ;

- центр экспериментирования,

-центр боевой славы

3.5 Взаимодействие с родителями воспитанников

В старшем дошкольном возрасте педагог строит свое взаимодействие на основе укрепления сложившихся деловых и личных контактов с родителями воспитанников.

Именно в этот период педагог корректирует детско-родительские отношения, помогает родителям и детям найти общие интересы, которые в дальнейшем могут стать основой семейного общения. Много внимания воспитатель уделяет развитию совместной деятельности родителей и детей – игровой, досуговой, художественной.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

1. Ориентировать родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников - развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности. Помочь родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.

2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга (занятия в бассейне, коньки, лыжи, туристические походы), развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема,

3. Побуждать родителей к развитию гуманистической направленности отношения детей к окружающим людям, природе, предметам рукотворного мира, поддерживать стремление детей проявить внимание, заботу о взрослых и сверстниках.

4.Познакомить родителей с условиями развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей дошкольников в семье. Поддерживать стремление родителей развивать интерес детей к школе, желание занять позицию школьника.

5.Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию субъектных проявлений ребенка в элементарной трудовой деятельности (ручной труд, труд по приготовлению пищи, труд в природе), развитие желания трудиться, ответственности, стремление довести начатое дело до конца.

6.Помочь родителям создать условия для развития эстетических чувств старших дошкольников, приобщения детей в семье к разным видам искусства (архитектуре, музыке, театральному, изобразительному искусству) и художественной литературе.

Педагогический мониторинг

В старшей группе, учитывая формирующиеся образовательные запросы родителей педагог планирует свою деятельность для совместного воспитания дошкольников. С этой целью он проводит беседы с родителями, анкетирование на темы « Какие мы родители», «Развиваем художественное творчество ребенка в семье и детском саду», «Воспитание чувств».

Воспитатель использует методики, которые позволяют увидеть проблемы семьи «глазами ребенка»: анализ детских рисунков на тему «Моя семья», проективная беседа с детьми «Чтобы бы ты сделал», диагностические игры «Семья» «День рождения» и другие.

Старший дошкольный возраст - это возраст, когда особое внимание семьи и самого ребенка нацелено на подготовку к будущему школьному обучению. Поэтому уже в старшей группе воспитатель использует такие методики как анкетирование родителей «Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?», беседа с детьми «Хочу ли я в школу», «Что я знаю о школе?», анализ детских рисунков на темы будущей школьной жизни.

3.5.1 Перспективное план взаимодействия с родителями

Месяцы

Название мероприятия

Сентябрь

1.Памятка для родителей «Возрастные особенности детей старшего возраста».

2.Выставка: «Мои любимые игрушки»

3.Выставка рисунков: «Мой любимый детский сад».

5.Индивидуальные беседы с родителями о необходимости приобретения спортивной формы.

6.Индивидуальные беседы о самочувствии детей дома.

7.Оформление родительского уголка.

8.Оформление уголка: «Айболит».

9.Привлечение родителей к сбору природного и бросового материала.

Октябрь

1.Родительское собрание: « Возрастные особенности детей шестого года жизни. Выступление учителя – логопеда, медсестры.

2.Папка – передвижка «Живые витамины»

3. «Эти удивительные овощи» - совместные  подделки родителей и детей (из овощей, фруктов, природного материала)

4. Консультация: «Особенности использования познавательно-исследовательской деятельности в работе с детьми дошкольного возраста».

5.Стенд для родителей «Наша жизнь» на тему «Один день в детском саду»

6.Пригласить родителей на развлечение: «Золотая осень»

7. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.

Ноябрь

1.Консультация «Одежда  ребенка в детском саду».

2.Папка – передвижка: «День матери».

3.Наблюдение за характером детско – родительского общения и особенностями поведения в момент расставания

4. Консультация: «Откуда берутся частые простуды? Как уберечь ребёнка от несчастья»

5.Анкетирование родителей: «Откуда опасность?»

6. Педагогический всеобуч: «Домашние животные и их значение в развитии ребенка»

Декабрь

1.Папка – передвижка: «Зима».

2.Фотовыставка «В морозный зимний день».

3.Трудовой десант: пошив новогодних костюмов

4.Подготовка подарков на Новый год.

5.Рождественнсая композиция, поделки детей и родителей.

6. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций».

7. Конкурс поделок «Фабрика Деда Мороза».

8. Консультация: «Игры детей по дороге в детский сад»

Январь

1.Консультация для родителей "Все о компьютерных играх".

2.Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».

3.Папка передвижка: «Встречаем Рождество».

4.Индивидуальные беседы с родителями детей, трудно усваивающих программный материал.

5.Оформление фотовыставки: «Как мы встречали Новый год».

6.Памятка по обучению детей безопасному поведению на дороге.

 

Февраль

1.Родительское собрание: Здоровье ребенка в наших руках. Двигательные игры-разминки.

Книга С.В.Чиркова.  Родительские собрания в детском саду197.

2.Памятка «Релаксационные упражнения для снятия мышечного напряжения ребенка на дому». С.В. Чиркова, стр.215

3 Консультации для родителей на темы: «Проблемы с речью ребенка».

4. Привлечь родителей к оформлению  папки – передвижки «Народная мудрость» (пословицы  и крылатые выражения о здоровье)

5. Папка – передвижка: «Безопасность дорожного движения»

Март

1.Консультация: «Речевое развитие детей 5-и, 6-и лет»

2.Подготовка к весеннему празднику 8 марта.

3.Информационная папка: « Чистую речь ребенку обеспечь».

4. Папка – передвижка: «Весна».

5. Консультация для родителей на темы: «Давайте поиграем в математику», «Математика для детей 5 – 6 лет».

6.Индивидуальные беседы о самочувствии детей, их делах в жизни группы.        

Апрель

1.Консультация «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие»

2. Информационный стенд «Приобщение дошкольников к истории и культуре своей малой Родины».

3.Фотовыставка «Из жизни нашей группы».

 4.День добрых дел «Выносной материал», привлечь к проблемам группы, оснащению прогулочным материалом, воспитывать желание проявлять участие, творческую активность.

5.Выставка: «Светлая Пасха!»        

6.  Изготовление рисунков и поделок к выставке «Освоение Космоса» (родители и дети)

Май

1.Родительское собрание: ««Развитие звуковой культуры речи у старших дошкольников с ОНР  посредством малых фольклорных жанров»

Отчет о проделанной работе за год (диагностика)

2.Консультация: «Летний отдых детей».

3.Папка – передвижка ко Дню победы.

4.Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве группы, участка к летнему периоду: покраска предметов группы, участка, клумбы, песок.

Ежемесячно индивидуальные беседы, консультации  по мере необходимости (о самочувствии детей, жизни детей в группе, дома,)

  • Первый вторник месяца- посещение Градековского музея.
  • Посещение  филиала № 9  городской библиотеки- по договоренности.

Список литературы

1.Программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. ─ СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.

2. «Сказочные лабиринты игры» /Т.Г.Харько, В.В.Воскобович-Санкт-Петербург ООО «РИВ»,2007.

Социально – коммуникативное развитие:

2.Основы безопасности жизнедеятельности  детей дошкольного возраста. В.К.Полынова и группа педагогов СПб-ООО «Издательство «Детство –Пресс» 2012г.

3.Нравственно-трудовое воспитание в детском саду Л.В. Куцакова. –  М.: Мозаика-Синтез, 2007г.

4.Нравственное воспитание в детском саду. В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. –  М.: Мозаика-Синтез, 2006г.

5.Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Познавательное развитие:

6.Математика Раз - ступенька, два - ступенька... Математика для детей 5-6 лет. Ч. 1. / Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина

7.Юный эколог С.Н.Николаева. Москва «Мозаика-Синтез», 2002 г.

8.Методика экологического воспитания в детском саду. Москва-«Просвещение» 1999г.

9.Ребенок и окружающий мир. Программа и методические  рекомендации О.В. Дыбина. –  М.: Мозаика-Синтез, 2008г.

Речевое развитие:

10.Занятия по речевому развитию. О.С.Ушакова; М: ТЦ - Сфера 2003г.

11.Нищева Н.В. Разноцветные сказки: Цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: Уч. – методическое пособие – конспект/ Худ. И. Ф. Дукк. – 48 с.

12Дети с ФФНР. Воспитание и обучение. Т.Б. Филичева. Т.В.Туманова. Москва, 2000г.

13.От осени до осени. Хрестоматия. Составитель М.Ю. Новицкая. М.: ЦЕНТР ПЛАНЕТАРИУМ, 1994.

14.и другие

Художественно-эстетическое развитие:

Лепка

15.Колдина Д.Н. Лепка с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 56 с.: цв. вкл.

16.Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с., ил. и др.

Аппликация

17.Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Конспекты занятий в младшей, средней, старшей и подготовительной группах/ А.Н. Малышева, Н.В. Ермолаева, З.М.

18.Богатеева  З.А. Мотивы народных орнаментов в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1982. – 175 с., ил.

19.Богатеева  З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателей дет. сада.- 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 2007 с., ил.

Конструирование

20.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005г. и др.

Рисование

21.Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Т.С. Комарова. –  М.: Мозаика-Синтез, 2008г

22.Программа художественного обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-дидактика, 2006г.

23.Лыкова И.А. Дымковская игрушка. Наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей. Альбом для детского художественного творчества. М.: «КАРАПУЗ» - 2002

24.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009. – 208 с., переиздание.

25.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествие в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2010. – 192 с., илл.

Физическое развитие:

26.Физическая культура-дошкольникам - Программа и программные требования» (мл., ср., ст. возраст). Л.Д. Глазырина. Москва 1999 г.

27.Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет Л.И. Пензулаева , Москва «Мозаика-Синтез», 2013 г.

28.Лучшие спортивные занятия, праздники и развлечения в детском саду. О.Б.Казина,  Ярославль: Академия развития, 2009г.

29.«Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников И.М. Новикова, Москва «Мозаика-Синтез», 2010 г.

30.Беседы о здоровье Шорыгина Т.А.,  Москва, «Сфера», 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы (5-6 лет)

Рабочая  программа по развитию детей  старшей группы разработана в соответствии с основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС  дошкольного образованияПрограмма опреде­л...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьмистаршей группы составлена на основе основной образовательной программы дошкольногообразования «От рождения до школы» под ред...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Старшая группа, 5-6 лет. 2017-2018 учебный год

Цель программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физиче...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми. Старшая группа 5-6 лет. 2018-2019 учебный год

Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию...

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми. Старшая группа 5-6 лет. 2019-2020 учебный год

Рабочая программа совместной деятельности педагогов с детьми.Старшая группа 5-6 лет.2019-2020 учебный год...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми старшей группы

Рабочая программа воспитателя старшей группы разработана воспитателями муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения 163  «Центр развития ребенка – детский сад&ra...

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми. Старшая группа 5-6 лет.

I. Целевой раздел программы1.1Пояснительная записка Рабочая программа по развитию детей группы от 5 до 6 лет (далее - Программа) разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми докуме...