План по самообразованию на 5 лет
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №87» НМР РТ
«План по самообразованию педагога»
Сычева Елена_Алексеевна
(Ф.И.О. педагога)
16 лет ____I____
(стаж работы) (кв. категория)
Тема: «Развитие активной речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
(название темы)
__2019-2024гг__
(учебный год)
___3-7 лет
(возрастная группа)
План по самообразованию
Тема: «Развитие активной речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
Актуальность:
Родной язык помогает людям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей раннего возраста следующие:
— владеет активной речью, включенной в общение;
— может обращаться с вопросами и просьбами;
— понимает речь взрослых;
— знает названия окружающих предметов и игрушек;
— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.
Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.
Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.
Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.
Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.
Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме: «Развитие активной речи детей посредством инновационных и развивающих технологий».
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей путем изучения педагогической литературы, посещения РМО по данной теме, работы с банком педагогической информации в системе интернет;
- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;
- использовать в работе с детьми инновационные, развивающие педагогические технологии;
- оформить в группе центр активности «Речевое развитие»
- обобщить свой педагогический опыт и распространить его.
Результатами этой работы являются:
• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).
• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе
• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.
Срок реализации: 5 лет (2019-2024)
Предполагаемый результат: Владение активной речью, включенной в общение, полноценное личностное развитие детей.
Год | Наименование мероприятия |
2019-2020г-диагностический | - изучение методической литературы (Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с.и т.д.)- пополнение, изучение материалов по этой теме - посещение КМО - выступление на родительских собраниях -проведение диагностики детей -выступление на пед совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском уровнях - курсы повышения квалификации |
2020-2021г.-прогностический | - подготовка нормативных документов -проведение диагностики детей - пополнение, изучение материалов по речевому развитию - посещение КМО - выступление на родительских собраниях - выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах, фестивалях -публикация статьи на региональном уровне - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях |
2021-2022г.-практический | - пополнение материалов по речевому развитию -проведение диагностики детей - посещение КМО - выступление на родительских собраниях -выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном уровнях -взаимодействие с родителями по речевому развитию |
2022-2023г.-обощающий | - подготовка нормативных документов -проведение диагностики детей -пополнение материала по речевому развитию - посещение и выступления из опыта работы КМО - выступление на родительских собраниях -выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском и федеральном уровнях - взаимодействие с родителями в рамках ФГОС по по речевому развитию |
2023-2024г.-внедренческий | - посещение и выступления из опыта работы КМО -проведение диагностики детей - выступление на общих родительских собраниях -выступление на пед.совете - участие в муниципальных и региональных семинарах, конкурсах - обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном, республиканском и федеральном уровнях - взаимодействие с родителями в рамках ФГОС по речевому развитию |
Литература:
Новоторцева Н.В. Методика развития речи у неговорящих детей: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 1999, 61 с
Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. - 400 с.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.– М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с.
Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 2005
Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...