Журнал для родителей завтрашних первоклассников. Если моему ребенку скоро в школу...
консультация (подготовительная группа)

Сливная Любовь Александровна

Задача предшкольной подготовки - создать условия для полноценного, осознанного, содержательного проживания дошкольником каждого дня, активного проникновения в различные сферы человеческой жизни и природы. Ребенок как личность должен уметь пользоваться арсеналом конкретных знаний, умений и навыков. Эти условия создаем мы вместе педагоги и родители для подготовки старших дошкольников к школьной жизни, а не обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Если моему ребенку скоро в школу…

      Наступит момент, когда, наконец, вместе со всей подготовительной группой ваш ребенок гордо выкрикнет: «До свиданья, детский сад!» и начнет готовиться к поступлению в школу. Собственно говоря, в семье психологическая подготовка начинается гораздо раньше, и чем-то она часто напоминает сборы в армию. Та же нервозная обстановка, бесконечные наставления, увещевания, нотации о том, как следует себя вести со взрослыми и т. п. И все разговоры только об этом торжественном событии. Интересно, задумывались ли когда-нибудь, Вы, как в итоге Ваш ребенок начнет относиться к школе и учителям после многолетних, многократных и иногда угрожающих разговоров по этому поводу?

Психологически нам всем страшно, ведь начинается новый виток в жизни. Худшее, что можем мы родители, сделать – это поделиться своим страхом с ребенком, рассказывая ему не всегда безоблачные истории из школьного детства. Если дело обстоит именно так, то с психологической точки зрения мы имеем дело с феноменом, который называется «сопротивление». На самом деле, это вполне естественная реакция в ответ на некое вмешательство извне. Как же сделать так, чтобы уменьшить сопротивление, и, напротив, повысить мотивацию членов семьи в отношении школы, сформировав вполне реалистичные позитивные ожидания?

С чем связано наше родительское сопротивление? Мы переживаем не лучшие годы школьной жизни, но тем самым мы подсознательно переносим эти негативные установки на детей. Другой источник сопротивления может зависеть от социально-культурных или этнических различий: в российской школе не всегда учитываются национальные и религиозные корни поступающих в школу детей. А также мы можем быть настолько озабочены своими личными проблемами, связанными с финансами, здоровьем или отношениями, что просто бывает не до детей. Наконец, мы настолько остро переживаем переход ребенка в школу, что отождествляем себя с ним, все его проблемы и заботы принимаем как свои; постоянно употребляя слово «мы», вместо «я» и «моя дочь (или мой сын)». Подобное наше психологическое состояние также не способствует формированию позитивного отношения ребенка к школе.

Давайте попробуем остановиться на тех моментах жизни семьи в преддверии перехода ребенка в школу, которые помогут снизить тревожность всех членов семьи и увеличить позитивные ожидания в отношении школы.

С самого начала необходимо осознать, что ответственность за приход в школу, домашние задания и другие дела, связанные с подготовкой к школе, лежит на детях, а не на нас, родителях. Естественно, что родители помогают своим детям в выполнении каких-то заданий, но роль у них – второстепенная, подкрепляющая. Если мы родители с этим согласимся, то у ребенка сразу возникнет больше шансов на успех, чему будет способствовать вырабатываемая ответственность.

Первоклассник вполне способен самостоятельно встать, выбрать одежду, одеться, заправить кровать и сесть в назначенное время за стол к завтраку. Также ребенок школьного возраста вполне может запомнить, что ему нужно взять с собой в школу без лишних подсказок. В конце концов, на входной двери (или двери его комнаты) можно вывесить список необходимых для школы вещей.

К шести годам (по крайней мере, так утверждают исследования) школьник может самостоятельно решить, питаться ли ему в школьной столовой или брать завтрак из дома. Если он все-таки решит брать завтрак с собой, то меню следует продумывать заранее, чтобы в нужный момент все было под рукой. Более того, первоклассник в состоянии определить, что именно ему нужно и сообщать список того, что нужно купить, родителям.

Одна из самых непростых, тревожных и страшащих первоклассника ситуаций – это выполнение домашних заданий. Ведь именно в этом у ребенка начинает формироваться устойчивая самооценка в отношении успешности вообще и успеваемости в частности, развивается ответственность. Как же вести себя нам, родителям, когда так хочется, чтобы он был лучшим из лучших и самым-самым? Самое полезное, что мы можем сделать для ребенка перед началом первого учебного года, – это совместно (подчеркиваем, совместно) с будущим первоклассником организовать его рабочее место, затем помочь с первыми домашними заданиями – в том, как спланировать время на их выполнение, какая последовательность действий необходима при их выполнении. Хорошо бы, чтобы рабочее место находилось подальше от телевизора. С компьютером вопрос более сложный, поскольку иногда требуется прибегать к его помощи. Что касается непосредственного выполнения домашних заданий, то ответственность родителя в основном заключается в том, чтобы показать, как делать; что-то сделать вместе; ответить на возникшие вопросы. Но ни в коем случае не выполнять задание за ребенка.

Не ждите, что ваш ребенок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтет «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру – хоть денечек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Главное, чтобы они не возникали слишком часто, например, всякий раз, как грядет проверочная работа. Взрослые тоже не испытывают ежеминутной любви к своей работе, и это нормально.

Когда у ребенка возникают проблемы в школе, их необходимо проговорить дома. Если же вам кажется, что с какими-то ситуациями ребенок не может справиться самостоятельно, тогда лучше вмешаться и поговорить с классным руководителем о том, что происходит.

Наконец, и, быть может, это самое главное, не перекладывайте на школу ответственность за воспитание ваших детей. Увы, педагоги часто слышат от родителей фразы, типа: «Вас учили, как воспитывать детей, а мы люди неграмотные в этом плане, вот вы и воспитывайте». На самом деле, школа может и должна обучить общим учебным действиям, привить основные умения и навыки в различных (в соответствии с учебным планом) областях знаний. Однако, кто, как не родители смогут помочь своему ребенку, чтобы он захотел учиться, приобретать разнообразный познавательный опыт, как в школе, так и за ее пределами? Очень важно в первые дни и месяцы обучения ребенка в школе создать дома такую обстановку, когда бы все члены семьи интересовались тем, что происходит у него в школе. С удовольствием слушали бы выученные стихи и сами делились бы своими воспоминаниями (лучше смешными, в меньшей степени – поучительными) о том, как они сами начинали учиться.

А пока у нас родителей есть немного времени самим адаптироваться к мысли, что дети переходят к новому этапу жизни и самонастроиться, чтобы стать партнерами и друзьями своим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: Выступление-занятие на собрании родителей будущих первоклассников в детском саду «Скоро в школу»

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе — это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к ...

Если моему ребенку поставили ЗПР, возьмут ли его потом в обычную школу?

Несколько разъяснительных пунктов, на которые родители могут опереться при выборе школы для своего ребёнка....

Родителям будущих первоклассников "Как готовить ребенка к школе"

В материале представлены советы родителям будущих первоклассников о подготовке ребенка к школе....

Буклет "Моему ребенку скоро 7 лет!"

Буклет для родителей. Предназначен для родительского собрания, как раздаточный материал. Подскажет причины кризиса 7 лет и варианты выхода из него....

Консультация для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность ребенка к школе»

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, и прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способнос...

Консультация для родителей "Родителям будущих первоклассников: Готов ли ваш малыш к школе?"

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить внимание родителю будущего первокл...

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...