Мастер - класс для воспитателей по изготовлению мини-словариков "Говорим по-татарски"
материал

Мини - словарики для работы с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 58»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Мастер – класс для педагогов

по изготовлению словариков для родителей «Говорим по - татарски»

Подготовила: воспитатель

по татарскому (русскому)

языкам

Арсентьева В.Е.

г. Нижнекамск

2018 г.

Цель: закрепление слов по пройденным темам, развитие диалоговой речи, формирование интереса к изучению татарского языка.

Основные этапы мастер-класса:

  • Вводная часть. Вступительная беседа с педагогами.
  • Основная часть. Показ способов и приёмов изготовления словариков.
  • Практическая часть. Изготовление словариков педагогами.
  • Анализ мероприятия. Подведение итогов.

Материал: белые листы бумаги формата А 4, предметные картинки по темам, словарный минимум детей по возрастам, клей, ножницы, фломастеры.

Ход мастер – класса:

        Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

В условиях языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей, и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, в саду проводятся занятия по изучению татарского языка с русскоязычными детьми и ставятся такие задачи:

 - повышение у детей словарного запаса;

 -участие детей в диалогах, развитие у детей памяти, воображения;

 - вызвать у детей интерес к татарскому языку;

 - воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;

В средней группе работаем по проекту «Минем өем» («Мой дом»), который включает в себя следующие темы: «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар», «Кабатлау». На занятиях используется информационно- коммуникативные технологии, игры- ситуации, наглядные материалы, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей. Так же дети выполняют задания на рабочих тетрадях.

          Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.

          В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. Проекты называются в старших группах «Уйный-уйныйүсәбез» («Растём, играя»), в подготовительных - «Без индехәзерзурлар-мәктәпкәилтәюллар» («Скоро в школу»). У детей формируются умения: различать речь на татарском и родном языках; понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем;задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо; пересказывать небольшие по объёму тексты; составлять рассказ по картине и наблюдениям; рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.

          Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.

          Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Усвоение ребёнком татарской речи проходит в более эффективной и интересной форме, если в этом процессе активно участвуют родители (повторяют изученные слова дома, во время разных видов деятельности, вместе смотрят сказки на татарском языке и т.д.). Чтобы заинтересовать родителей в изучении языка с детьми, мы предлагаем изготовить словарики по пройденным темам. Пользуясь словариками, взрослые вместе с детьми смогут проговаривать и закреплять изученные слова.

        А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать изготовить словарики для родителей.

Показ приемов работы. Совместная деятельность с педагогами.

Анализ выполненной работы. Подведение итогов мероприятия.

Лексический минимум для детей 4-5 лет

Бабай-дедушка

Әни- мама

Әби-бабушка

Малай- мальчик

Әти- папа,

Кыз- девочка

Мин-я

Рәхмәт- спасибо

Исәнме- здравствуй                                 Исәнмесез- здравствуйте

Саубулыгыз- до  свидание

Саубул- до  свидание

Эт- собака

Песи- кошка

Әйе- да

Юк- нет

Ю- мой

Әйбәт-хорошо

Ипи- хлеб

Алма- яблоко

Сөт-молоко

Чәй- чай

Мә-бери

Бир- дай

Аша- кушай

Эч-пей

Тәмле- вкусно

Матур- красиво

Кечкенә- маленький

Пычрак-грязный

Чиста- чистый

Кил монда-иди сюда

Хәлләрничек?- Как дела?

Утыр- садись

Уйна- играй

Туп- мяч

Аю-мишка

Курчак- кукла

Куян- заяц

Бер- один

Ике-два

Өч- три

Дүрт-четыре

Биш- пять  (49слов )

Пассивные слова

Утырыгыз- садитесь,басыгыз-встаньте,ал- бери,бу кем?-кто это?, кем юк?-кого нет, син кем?- ты кто?  кем анда?-кто там? ничә? – сколько?нинди?- какой ? (13 слов)

Лексический минимум для детей 5-6 лет

Кишер - морковь                              

Нинди? - Какой?

Баллы - сладкий                                

Ничә? - Сколько?

Суган - лук                                            

Бәрәңге – картошка

Алты - шесть                                        

Җиде - семь

Сигез - восемь                                    

Тугыз- девять

Ун - десять                  

Кыяр - огурец

Кәбестә - капуста                              

 Кызыл - красный

Яшел - зелёный                                  

Кирәк - надо

Аш - суп                                                

Ботка - каша

Кашык - ложка                                    

Тәлинкә - тарелка

Чынаяк - чашка                                

Зәңгәр - синий

Күлмәк - платье, рубашка              

Чалбар - брюки

Ки - одень                                          

 Сал - сними

Йокла - спи                                          

Бит - лицо

Кул - рука                                            

Өстәл - стол

Урындык - стул                                  

Карават - кровать

Яратам - люблю                                    

Бар - есть

Юа - моет                                              

Нәрсәкирәк? - Что надо?  

Сары - жёлтый (38 слов)

Пассивные слова: Бунәрсә? ХәерлекөнНәрсә бар? Күп (7 слов)

Лексический минимум для детей 6-7 лет

Син кем? – Ты кто?

Хәерлекөн – добрый день

Тычкан – мышь

Бу кем? – Это кто?

Бунәрсә? – Это что?

Нишли? – Что делает?

Йоклый – спит

Утыра – сидит

Ашый – кушает, ест

Эчә – пьёт

Нишлисең? – Что делаешь?

Ашыйм – кушаю, ем

Эчәм - пью

Уйный - играет

Уйныйм - играю

Утырам - сижу

Барам - иду

Кая барасың? – Куда идёшь?

Синнишлисең? – Ты что делаешь?

Сикер - прыгай

Сикерәм – прыгаю

Сикерә - прыгает

Йөгерә - бежит

Төлке - лиса

Йөгер – беги

Йөгерәм - бегу

Чәк-чәк – чак-чак

Өчпочмак – треугольник

Яшь - лет

Бүре - волк

Керпе - ёж

Тавык - курица

Әтәч - петух

Үрдәк - утка

Чана - санки

Шуа - катается

Шуам - катаюсь

Бие - танцуй

Бии - танцует

Биим – танцую

Ак - белый

Кара - чёрный

Җырла - пой

Җырлыйм - пою

Зуррәхмәт – большое спасибо. Китапукый – книгу читает

Рәсемясыйм - рисую

Укыйм - читаю

Дәфтәр – тетрадь

Литература:

  1. Исаева Р.С.  200 игр: методическое пособие по проектам «Мой дом», «Играя растем», «Мы уже большие», 2011г.
  2. Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г. Говорим по-татарски: методическое пособие, г. Казань, 2011г.
  3. Зарипова З.М. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие. – Казань: Первая полиграфическая компания, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей ДОУ. Изготовление поделки из еловых шишек. «Дружная семейка пингвинов»

Экопластика – особый вид  детского художественного творчестваНазначение. Для детского творчества, для оформления уголков природы.Цели и задачи:поддерживать интерес к работе с разными природными ф...

Мастер- класс для воспитателей Тема: ,,Изготовление головного убора для театрализации ,утренника в детском саду ,,Цветочная фантазия,,

Мастер - класс  для  воспитателей  детского  сада             «Основные этапы работы над образом»...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению магнитного театра «Театр своими руками»

Цель: Изготовление магнитного театра с последующим применением его в театрально-игровой, а также в других видах деятельности с детьми  дошкольноговозраста. Задачи:- Заинтересовать и побудить...

Мастер-класс для воспитателей для изготовления с детьми "Букет для мамы".

Букет может служить в качестве подарка, украшения для интерьера к 8 Марта, на День матери и любого другого праздника....

Мастер - класс для воспитателей по изготовлению татарских национальных блюд "Чудо тесто"

Изготовление татарских национальных блюд из соленого теста...