Мастер - класс для воспитателей по изготовлению мини-словариков "Говорим по-татарски"
материал
Мини - словарики для работы с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_4.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
Мастер – класс для педагогов
по изготовлению словариков для родителей «Говорим по - татарски»
Подготовила: воспитатель по татарскому (русскому) языкам Арсентьева В.Е. |
г. Нижнекамск
2018 г.
Цель: закрепление слов по пройденным темам, развитие диалоговой речи, формирование интереса к изучению татарского языка.
Основные этапы мастер-класса:
- Вводная часть. Вступительная беседа с педагогами.
- Основная часть. Показ способов и приёмов изготовления словариков.
- Практическая часть. Изготовление словариков педагогами.
- Анализ мероприятия. Подведение итогов.
Материал: белые листы бумаги формата А 4, предметные картинки по темам, словарный минимум детей по возрастам, клей, ножницы, фломастеры.
Ход мастер – класса:
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Двуязычные дети хорошо учатся и лучше усваивают абстрактные науки, литературу и иностранные языки. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
В условиях языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Учитывая возрастные особенности детей, и руководствуясь Госстандартом по образованию и воспитанию, в саду проводятся занятия по изучению татарского языка с русскоязычными детьми и ставятся такие задачи:
- повышение у детей словарного запаса;
-участие детей в диалогах, развитие у детей памяти, воображения;
- вызвать у детей интерес к татарскому языку;
- воспитывать у детей любовь к родному краю, к её природе и бережное отношение к ней;
В средней группе работаем по проекту «Минем өем» («Мой дом»), который включает в себя следующие темы: «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар», «Саннар», «Кабатлау». На занятиях используется информационно- коммуникативные технологии, игры- ситуации, наглядные материалы, аудиозаписи, мультфильмы по сказкам татарских писателей. Так же дети выполняют задания на рабочих тетрадях.
Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русских детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваивают татарские слова, фразы, предложения и на этой основе у них отрабатывается правильное произношение специфических татарских звуков.
В старшей и подготовительной группе расширяются и углубляются знания по темам. Проекты называются в старших группах «Уйный-уйныйүсәбез» («Растём, играя»), в подготовительных - «Без индехәзерзурлар-мәктәпкәилтәюллар» («Скоро в школу»). У детей формируются умения: различать речь на татарском и родном языках; понимать речь на татарском языке в пределах изученных тем;задавать вопросы; выражать просьбу, желание, потребности, необходимость чего-либо; пересказывать небольшие по объёму тексты; составлять рассказ по картине и наблюдениям; рассказывать стихотворение, считалки, петь песенки, сказки.
Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением.
Хорошие результаты обучения появляются лишь тогда, когда согласуются усилия педагогов и родителей. Усвоение ребёнком татарской речи проходит в более эффективной и интересной форме, если в этом процессе активно участвуют родители (повторяют изученные слова дома, во время разных видов деятельности, вместе смотрят сказки на татарском языке и т.д.). Чтобы заинтересовать родителей в изучении языка с детьми, мы предлагаем изготовить словарики по пройденным темам. Пользуясь словариками, взрослые вместе с детьми смогут проговаривать и закреплять изученные слова.
А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать изготовить словарики для родителей.
Показ приемов работы. Совместная деятельность с педагогами.
Анализ выполненной работы. Подведение итогов мероприятия.
Лексический минимум для детей 4-5 лет
Бабай-дедушка Әни- мама Әби-бабушка Малай- мальчик Әти- папа, Кыз- девочка Мин-я Рәхмәт- спасибо Исәнме- здравствуй Исәнмесез- здравствуйте Саубулыгыз- до свидание Саубул- до свидание Эт- собака Песи- кошка Әйе- да Юк- нет Ю- мой Әйбәт-хорошо Ипи- хлеб Алма- яблоко Сөт-молоко Чәй- чай Мә-бери Бир- дай Аша- кушай Эч-пей Тәмле- вкусно Матур- красиво | Кечкенә- маленький Пычрак-грязный Чиста- чистый Кил монда-иди сюда Хәлләрничек?- Как дела? Утыр- садись Уйна- играй Туп- мяч Аю-мишка Курчак- кукла Куян- заяц Бер- один Ике-два Өч- три Дүрт-четыре Биш- пять (49слов ) Пассивные слова Утырыгыз- садитесь,басыгыз-встаньте,ал- бери,бу кем?-кто это?, кем юк?-кого нет, син кем?- ты кто? кем анда?-кто там? ничә? – сколько?нинди?- какой ? (13 слов) |
Лексический минимум для детей 5-6 лет | |
Кишер - морковь Нинди? - Какой? Баллы - сладкий Ничә? - Сколько? Суган - лук Бәрәңге – картошка Алты - шесть Җиде - семь Сигез - восемь Тугыз- девять Ун - десять Кыяр - огурец Кәбестә - капуста Кызыл - красный Яшел - зелёный Кирәк - надо Аш - суп Ботка - каша Кашык - ложка Тәлинкә - тарелка Чынаяк - чашка | Зәңгәр - синий Күлмәк - платье, рубашка Чалбар - брюки Ки - одень Сал - сними Йокла - спи Бит - лицо Кул - рука Өстәл - стол Урындык - стул Карават - кровать Яратам - люблю Бар - есть Юа - моет Нәрсәкирәк? - Что надо? Сары - жёлтый (38 слов) Пассивные слова: Бунәрсә? ХәерлекөнНәрсә бар? Күп (7 слов) |
Лексический минимум для детей 6-7 лет | |
Син кем? – Ты кто? Хәерлекөн – добрый день Тычкан – мышь Бу кем? – Это кто? Бунәрсә? – Это что? Нишли? – Что делает? Йоклый – спит Утыра – сидит Ашый – кушает, ест Эчә – пьёт Нишлисең? – Что делаешь? Ашыйм – кушаю, ем Эчәм - пью Уйный - играет Уйныйм - играю Утырам - сижу Барам - иду Кая барасың? – Куда идёшь? Синнишлисең? – Ты что делаешь? Сикер - прыгай Сикерәм – прыгаю Сикерә - прыгает Йөгерә - бежит | Төлке - лиса Йөгер – беги Йөгерәм - бегу Чәк-чәк – чак-чак Өчпочмак – треугольник Яшь - лет Бүре - волк Керпе - ёж Тавык - курица Әтәч - петух Үрдәк - утка Чана - санки Шуа - катается Шуам - катаюсь Бие - танцуй Бии - танцует Биим – танцую Ак - белый Кара - чёрный Җырла - пой Җырлыйм - пою Зуррәхмәт – большое спасибо. Китапукый – книгу читает Рәсемясыйм - рисую Укыйм - читаю Дәфтәр – тетрадь |
Литература:
- Исаева Р.С. 200 игр: методическое пособие по проектам «Мой дом», «Играя растем», «Мы уже большие», 2011г.
- Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г. Говорим по-татарски: методическое пособие, г. Казань, 2011г.
- Зарипова З.М. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду: методическое пособие. – Казань: Первая полиграфическая компания, 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению розы для сюжетно-ролевой игры "Цветочный магазин"
Как изготовить розу из салфеток двумя способами....
Мастер - класс для воспитателей ДОУ. Изготовление поделки из еловых шишек. «Дружная семейка пингвинов»
Экопластика – особый вид детского художественного творчестваНазначение. Для детского творчества, для оформления уголков природы.Цели и задачи:поддерживать интерес к работе с разными природными ф...
Мастер- класс для воспитателей Тема: ,,Изготовление головного убора для театрализации ,утренника в детском саду ,,Цветочная фантазия,,
Мастер - класс для воспитателей детского сада «Основные этапы работы над образом»...
Мастер- класс для воспитателей ДОУ. Изготовление поделки из природного материала "Августовское солнышко"
Мастер- класс...
Мастер-класс для воспитателей по изготовлению магнитного театра «Театр своими руками»
Цель: Изготовление магнитного театра с последующим применением его в театрально-игровой, а также в других видах деятельности с детьми дошкольноговозраста. Задачи:- Заинтересовать и побудить...
Мастер-класс для воспитателей для изготовления с детьми "Букет для мамы".
Букет может служить в качестве подарка, украшения для интерьера к 8 Марта, на День матери и любого другого праздника....
Мастер - класс для воспитателей по изготовлению татарских национальных блюд "Чудо тесто"
Изготовление татарских национальных блюд из соленого теста...