семинар для педагогов : «Интегрированные занятия в процессе математического развития дошкольников».
материал

Ерошенко Светлана Александровна

Интегрированный подход в организации занятий по математике у дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon posobie_k_vkr.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный подход в организации занятий по математике у дошкольников

Пояснительная записка

Известно, что дошкольный возраст - это синзитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира.  

К сожалению, сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из различных областей науки. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей. Все это оказывает определенное воздействие на здоровье дошкольников. Нельзя забывать, что недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на развитие интеллекта, и наоборот. Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна как для теории, так и для практики. Ее актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к детскому саду и вводимому предшкольному образованию, цель которого выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения и создание условий для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей. Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Данные формы интеграции и разработанное для них содержание наиболее эффективно используется в период предшкольного образования. Целостно – интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения.

Семинар-практикум по теме : «Интегрированные занятия в процессе математического развития дошкольников».

Цель семинара: создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в использовании интегративных подходов при организации занятий по формированию элементарных математических представлений.

Задачи: познакомить педагогов с современными подходами к организации интегрированных занятий по ФЭМП с детьми; способствовать положительной мотивации педагогов на использование полученных знаний в практической деятельности; разработать методические рекомендации по вопросу внедрения интегрированных занятий по ФЭМП в практику работы педагогов образовательного учреждения.

План семинара

1. Вводная часть:

  вступительное слово;

 актуальность проблемы реализации образовательных задач в ходе совместной        деятельности воспитателя с детьми на интегрированных занятиях;.

 анализ анкетирования педагогов.

2. Основная часть:

а) теоретическая

Сообщение «Интегрированные занятия в детском саду — перспектива оптимизации образовательного процесса»

работа с таблицей «Технологическая матрица организации интеграционных занятий в ДОУ»;

б) практическая

работа педагогов в подгруппах по анализу конспектов занятий «Сравни  конспекты  интегрированного  и комплексного занятий»;

3. Заключительная часть:

  раздача методических рекомендаций

  подведение итогов семинара

Ход семинара

Вводная часть:

Выступление педагога

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями

Целью дошкольного образования является разностороннее развитие ребенка, формирование у него общей культуры, целостного представления о мире. Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, форсировании сроков перевода его на школьные «рельсы*, а в том, чтобы создать ему условия для наиболее полного раскрытия неповторимого возрастного потенциала.

Одна из основных форм осуществления интегративного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, — интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание которых педагог отбирает, исходя из определенной темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

 Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разработана  и утверждена в ДОУ, прежде всего, ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно ФГОС программа  строится на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

     Молодым педагогам детского сада  было предложено анкетирование по данной теме. Их анализ показал, что педагоги владеют  понятием «педагогическая интеграция» это процесс, который ведет к уплотнению и концентрации знаний, расширению эвристических и познавательных способностей.

Большинство педагогов считают интегрированные занятия эффективными. Многие педагоги считают, что эти занятия целесообразно проводить по сообщению новых знаний, для них вызывает сложность подбора материала и подробная структура занятия, что свидетельствует о необходимости повышения компетентности педагогов в использовании интегративных подходов в организации занятий.

 Я предлагаю вам в игру. Вы должны подобрать синонимы  к понятию «интеграция», как вы понимаете это слово (предложить игрушку для передачи друг другу)

Ответы участников семинара

Подведём  итоги, на основании которых можно сделать вывод, что интеграция взаимодействие, соединение, совмещение, взаимодействие, синтез, объединение, «два в одном».

Самое доступное, но отражающее наиболее точно суть данного понятия следующее: «Интеграция — это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития».

Основная часть

           Одна из форм осуществления интеграции в ДОУ — интегрированные занятия.

Интегрированные занятия – это совместные занятия педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя, учителя-логопеда, инструктора по физической культуре.  Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, способствует более тесному контакту всех специалистов. Интегрированные занятия дают воспитаннику достаточно  широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, взаимосвязи явлений и предметов, взаимопомощи, существовании многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент приходится не столько на усвоение определённых знаний, сколько на развитие образного мышления. Это подтверждает значимость использования данного вида занятий в практике работы с детьми.

   Возросший в последние годы интерес к интегрированным занятиям закономерен: и "теоретики" и педагоги-практики понимают, что на таких занятиях дети используют знания из разных сфер деятельности, процесс обучения становится более экономным, у детей создается единая, целостная картина мира, не раздробленная на аппликацию, рисование, развитие речи, пение, физкультуру. Интегрированные занятия позволяют ребенку реализовать свои творческие возможности: он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и специфику родного языка; в интересной, игровой форме обогащается словарь ребенка, развиваются коммуникативные умения.. Большой плюс интегрированных занятий состоит в том, что они проводятся в игровой форме, включают в себя много видов двигательной активности: динамические паузы, физкультминутки, театрализованные и подвижные игры.

Специфика интегрированных занятий заложена во многих современных программах для ДОУ, содержание которых в большинстве случаев построено на интегративной основе. Но многие педагоги не всегда правильно различают интегрированные занятия от комплексных. С одной стороны очень похожи между собой в принципе, но есть  между ними и отличия.

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии. Поэтому интегрированные занятия также отвечают требованиям «Концепции дошкольного образования» и способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.

При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.

Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию  технологическую матрицу сравнения и планирования интегрированных и комплексных занятий

Критерии

сравнения

Комплексное занятие

Интегрированное занятие

Определение

В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным.  

Объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты.

На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого. 

Содержание

В занятие вкладывается ключевое содержание, связанное

одним сюжетом « приключения цыпленка в лесу»

Выделяется одно основное понятие, объект интеграции темы « цыпленок», «море», «лес» и т.д. ( по перспек-му плану ДОУ)

Задачи и цель

Общие

Решается несколько задач. Всестороннее развитие ребенка.

Формирование целостного представления о конкретном предмете.

Вовлечение детей в разные виды деятельности

Решается несколько задач.

Решает не множество отдельных задач, а их совокупность

Разностороннее изучение объекта(предмета или явление) побуждение фантазии, творчества и интереса, поддержание положительного – эмоционального настроения

Участие взрослых

Все части занятия ведет

воспитатель

В проведении занятия могут участвовать воспитатель и специалистыДОУ.

Соотношение

частей занятия

Какая-то часть занятия

превалирует

Участие воспитателя и специалистов в равных долях

Выбор объекта

интеграции

Объекта нет

Ключевыми понятиями в интегрированных занятиях могут выступать: образ природы, жанры искусства, автор (чарушин), символы, контраст, настроение («расти счастливым»).

Компоненты

Интеграции

Общие

Способствует развитию деятельности: двигательной, музыкальной, речевой и т.д.

Способствуют развитию ребенка в целом: музыка + познавательное + изо

Вариативность компонентов интеграции зависит от количества специалистов в дошкольном учреждении

Структура занятия

1. Вводная часть.

2. Основная часть.

3. Заключительная часть (все проводит воспитатель)

1. Вводная часть (как проводит воспитатель).

2. Основная часть делится на две равные части. Если участвует три специалиста, то на три и т.д.

3. Заключительная часть (проводит специалист)

Методы и приемы

• словесные

• наглядные

• практические

• проблемные

• словесные (проблемные вопросы, художественное слово, загадки, словесные игры, задания «докажи-объясни», «как ты узнал?» и т.д.);

• наглядные (сравнительный анализ, сопоставление, видеоряд и т.д.);

• практические (поиск, опыт, эвристическая деятельность);

 проблемные (ситуации, проекты, интересная мотивация к деятельности)

Обсуждение выданного материала.

Практическая часть семинара

(Педагоги распределяются по подгруппам )

Им выдаются конспекты комплексного и интегрированного занятия .

Пример комплексного и интегрированного занятий по одной теме:

Комплексное занятие «Приключение Цыпленка в лесу»

Интегрированное занятие на тему: «Цыпленок»

на комплексном занятии с названием «Приключение Цыпленка в лесу» (или «Цыпленок») цыпленок будет просто основным персонажем, который будет ключевой фигурой на занятии. Детям можно предложить такие задания с разными видами деятельности:

познавательная − беседа Цыпленка с Буратино на актуализацию знаний о правилах поведения в лесу;

 физическая − физкультминутка или подвижная игра «Кто быстрее?»;

музыкальная − исполнение песенки про ручеёк, имитация звуков лесной природы, игра «Угадай, кто сказал?»,

счетная деятельность «Чего в лесу больше?» и т.п.

беседа на актуализацию знаний о персонаже занятия или игра «Угадай кто я?» (работа с карточками, на которых изображены различные свойства: цвет, фактура, среда обитания, размер и т.п.);  

составление рассказа «Почему цыпленок пищит?» (можно использовать картинку)

выполнение заданий типа «Что было – что есть – что будет?» (на установление логической последовательности событий — необходимые условия для появление цыпленка (инкубатор));

дидактическая игра «Кто с кем дружит?» или «Рассели животных» (домашние и дикие животные, птицы)

решение простых арифметических и логических задач («Цыпленок съедает в день пол стакана пшена. Сколько стаканов нужно цыпленку на 2 дня?» и п.т.)

конструирование из геометрических фигур (учет формы, величины, составление элементов из отдельных частей) − это задание может сочетать художественную, познавательную и речевую деятельности детей

 доказательство утверждения «цыпленок не умеет плавать» рассмотрение особенности строения.

В заключение семинара педагогам розданы  методические рекомендации по организации интегрированного подхода.

Спасибо за внимание!

Методические рекомендации по итогам семинара

Целостно-интегративный подход к педагогическому процессу позволит дать будущим школьникам целостную картину мира, сформировать у них системные знания и обобщенные умения на одном занятии. Поэтому интегрированные занятия также отвечают требованиям «Концепции дошкольного образования» и способствуют развитию ребенка в целом, в то время как одновидовое занятие способствует развитию деятельности.

При планировании необходимо знать отличия комплексного занятия от интегрированного.

Комплексное занятие — это занятие, в котором задачи реализуются средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними, при этом один вид деятельности доминирует, а второй его дополняет.

Интегрированное занятие — это занятие, на котором соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга, при этом решается несколько задач развития.

Требования к структуре интегрированных занятий, которые должен учитывать педагог

- Четкость, компактность, сжатость учебного материала

- Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия; взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом занятии

- Большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии

- Систематичность и доступность изложения материала

- Необходимость соблюдения временных рамок занятия

Воспитатель должен предвидеть трудности проведения интегрированного занятия.

- сложность отбора учебного материала;

- подробное структурирование занятия;

- проблема личной совместимости педагогов;

- общий подход к оценке знаний и умений детей;

- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогические возможности интегрированного занятия

- Формирование в единстве знаний и умений

- Коммуникативность умений

- Повышение интереса к учению

- Снятие напряженности, страха, неуверенности

Алгоритм подготовки интегрированного занятия:

- Выбор объекта интеграции.

- Отбор компонентов интеграции.

- Отбор материала.

- Выбор структуры занятия.

- Отбор методов интегрирования.

        

Консультация для педагогов.

Тема: Оптимальные варианты интеграции.

Цель: Повышение компетенции воспитателей в использовании оптимальных вариантов интеграции в процессе математического развития.

Ход консультации

Проблема формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в условиях модернизации образования является достаточно актуальной. Это объясняется обилием информации, получаемой ребенком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать воспитательно-образовательный процесс более интенсивным, стремлением родителей научить ребенка как можно раньше узнавать цифры, считать, решать задачи, но взрослые часто спешат дать ребенку набор готовых знаний, суждений. Но всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять ребенка занимается математикой, если ему скучно? Поэтому основное усилие педагогов должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Важно сделать занятия математикой увлекательными для детей, позволяющими развивать их умственные способности, творчество, воображение. Для эффективного математического развития дошкольников важно грамотно и системно выстраивать целостный воспитательно-образовательный процесс. Для этого важно правильно интегрировать образовательные области в изучении математики.

Давайте рассмотрим, с чем и как можно интегрировать математику внутри своей образовательной области «Познавательное развитие»:

Интеграция математики и экологии.

Идея интеграции основана на том, что природа является интересным объектом познания для дошкольника, представляющим разнообразные связи, отношения, зависимости. Например, изменения в природе диктуют разделение суток на четыре части (утро-день-вечер-ночь), сезоны, цикличность (год). Богатство природных объектов создает условия для эффективного освоения многообразия форм, размеров, пропорциональных соотношений, симметрии и асимметрии и т.п. (листья, побеги разной формы, размера; симметричное/асимметричное расположение побегов и т.п.). Так, с целью развития наблюдения дошкольников знакомят с различными эталонами форм, проявляющимися в природе; для уточнения представлений и развития восприятия предусматривается использование пересчета количества листьев, анализ расположения черенков на стебле (симметрия и асимметрия в природе) и т.п.; используется моделирование видов листьев, стебля растений и т.п.; применяются различные сенсорные модели, детей знакомят с правилами моделирования.

    Использование природного материала (листьев, шишек, плодов) в процессе упражнений и игр на группировку, сортировку, упорядочивание в которых сочетается развитие логических операций, действий со множествами и  освоение  особенностей данных  природных  материалов  (различия  видовые, размерные, цветовые и т.п. - экологический аспект)

Математики и  экономическое развитие дошкольников.

 Интеграции основана на том, что в процессе освоения экономических представлений «востребованы» разнообразные математические действия (счет, измерение, вычисление); а также создаются проблемные ситуации, для решения которых дети стремятся устанавливать разнообразные отношения (количественные, размерные и т.п.), анализировать условие, рассуждать.

Ознакомление детей с денежными единицами (как правило, монетами различного достоинства и использовании их в ролевых играх типа «Магазин», что создает условия для упражнения дошкольников в вычислительных действиях.

Организация опыта экспериментирования с различными веществами (переливание, пересыпание, измерение, установление отношения часть-целое, взвешивание, сравнении по размеру, объему и т.п.) в процессе сюжетно-ролевых игр или освоения «кулинарии» (заварка чая (определение количества воды), замешивания теста, выпечка пирожных (какая формочка поместиться больше раз на пласте теста); деления торта на определенное число гостей (установление функциональной зависимости) и т.п.).

Использование сюжетно-ролевых игр. Например, «Супермаркет» (варианты «Портняжная мастерская», «Ателье», «На кухне»), в котором представлены разные отделы: бакалея, кондитерские изделия, отдел овощи и фрукты и т.п. Детям предлагается распределить отделы, определить количество товара, провести сортировку по заданному признаку (форме, размеру и т.п.), осуществить взвешивание, завертывание и т.п. Используется касса, монеты и т.п. В процессе игры обогащаются и экономические представления (приход, расход, бюджет и т.п.) и математические представления и умения.

Математика и «Речевое развитие»

Очень эффективно математика сочетается с  образовательной областью «Речевое развитие».

Использования разнообразных литературных средств (сказки, истории, стихотворения, пословицы, поговорки, в которых представлено некоторое математическое содержание) в процессе логико-математического развития дошкольников, это своего рода интеграция (синтез) художественного слова (искусства) и математического содержания. В художественных произведениях в образной яркой эмоционально насыщенной форме представлено некоторое познавательное содержание, «интрига», новые (незнаковые) математические термины (например, тридевятое царство, косая сажень в плечах и т.п.). Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников. Как правило, стилистика и «мелодика» языка, используемых оборотов способствует активизации интереса к информации, её запоминанию.

Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого свойства или отношения (например, «Маша и медведи», в котором смоделированы размерные отношения - серия из трех элементов; сказки по типу «гномы и великаны» («Мальчик-с пальчик» Ш. Перро, «Дюймовочка» Г.Х. Андерсена), истории, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Г. Остер «Как измеряли удава» и т.п.). Сюжет, образы персонажей, «мелодика» языка произведения и «математическая интрига» представляют собой единое целое.

В дидактических целях часто используются произведения, в названии которых присутствуют указание числа (например «12 месяцев», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» и т.п.). В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения, например С. Маршака «Веселый счет», Т. Ахмадовой «Урок счета», И. Токмаковой «Сколько?», стихотворения Э. Гайлан, Г. Виеру, А. Кодырова и др. Данные описания цифр, фигур способствуют формированию яркого образа, быстро запоминаются детьми, и являются как бы «пусковым механизмом» припоминания способа их написания.

Помимо обогащения литературного опыта дошкольников, широко используется интеграция на уровне речевого творчества:

Сочинения историй, в которых используются некоторые математические представления (персонажи сочинений - цифры, формы; интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, веса, формы предмета (персонажа); предусматривается применение счета, измерения, взвешивания.

Сочинение математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета (проанализировать форму, размер, назначение и т.п.) и представить их в образной форме.

Математика и физическое развитие дошкольников.

 В   связи   с   тем,   что   для   освоения   некоторых   разделов   содержания   логико-математического развития необходим опыт движений в пространстве, развитие двигательных механизмов, интересны возможности интеграции с физическим развитием детей.

Освоение систем отсчета в пространственных ориентировках связаны с изменением опыта движений у дошкольников. Освоение «пространства-карты» и «пространства-движения», различение правой и левой руки, основных направлений, дифференцированное восприятие расположения предметов в пространстве основаны на опыте передвижения и движений.

Игры, упражнения:

Составление планов пространства игрушечной и групповой комнат и осуществление ориентировки по ним (определение расположения спрятанного предмета, осуществление движения по заданному маршруту и т.п.);

Освоение временных интервалов и некоторых показателей (например, скорости (быстрее - медленнее)) в процессе наблюдения и участия в соревнованиях (бег, прыжки и т.п.), использовании секундомера и обсуждение временных эталонов; установление размерных отношений (дальше - ближе) при метании, определении расстояния маршрута и т.п.;

Упражнения, обеспечивающие накопление тактильно-двигательного опыта, необходимого для освоения счета, измерения (счет движений, выполняемых ребенком (приседаний, прыжков);

Интеграция возможна не только за счет установления «межпредметньгх связей», но данные игры и упражнения могут использоваться на интегрированных занятиях, совместных проектах, мероприятиях. Вариантом такой интеграции может являться упражнение-экспериментирование: детям предлагается пробежать по контуру разным форм (квадрата, треугольника, овала, круга), ответить: «Какая трасса длиннее?», для проверки измерить метром расстояние, сравнить; выбрать по какой трассе-фигуре бежать оказалось легче и т.п.; обсуждение зависимость движений (точности метания, легкости в использовании) предметов от размера (например, мяча, скакалки), формы (метание тарелки и мяча, городка и т.п.).

Математика и художественно-эстетическое развитие дошкольников.

Взаимосвязь математики и художественного эстетического содержания  проявляется в нескольких моментах: - единство использования некоторых сенсорных эталонов (форма) и категорий (размер, пропорции, пространственные отношения, и т.п.), которые в разных аспектах, но рассматриваются в данных разделах содержания и освоение которых принципиально для обоих направлений; некоторые общие законы (например, «законы симметрии и асимметрии», передачи трехмерного мира средствами рисунка, важны как для математического, так и художественно-эстетического (изобразительного творчества) развития детей. Относительно музыкальной деятельности общность состоит в использовании временных интервалов, освоении таких категорий как длительность, продолжительность, темп, скорость, высота звука и т.п., использования счета для определения количества движений, отсчитывания ритма и т.п.

Математика и конструирование

  На примере темы «Город» (варианты: Улица, музей и т.п.) можно рассмотреть, как интегрирует математика с конструированием, предполагающее совместное обсуждение с детьми макета построения города и обыгрывание результата. Игра может включать цепочку заданий: совместное обсуждение и придумывание макета Красивого города (составление плана города, рисование схемы), планирование улиц, домов; создание схем постройки различных зданий, с учетом функционального назначения и эстетических показателей; определение размера домов, длины улиц (с учетом заданных условий: улиц и площадей для парада, для проезда грузовых машин, рядом со стадионом и т.п.), подсчет количества элементов для постройки (заказ кубиков, дуг, пластин и т.п. с указанием количества и размера, а также учитывая эстетические показатели будущих построек). В процессе конструирования внимание детей направляется на размерные свойства, форму, проявление симметрии или асимметрии и т.п. В дальнейшем возможно составление карты уже построенного города с условным обозначением символами достопримечательностей (т.е. осуществление операции кодирования); с детьми обсуждаются более адекватные способы обозначения.

Таким образом, правильно организованные интегрированные  занятия по ФЭМП  откроют детям красоту и богатство мира, исподволь, без особого усилия, усваивают различные сведения об окружающем мире, математические понятия.

Консультация для педагогов

        

 Тема: Проектная деятельность как один из видов интегрированного подхода.

Цель: Повышение компетенции воспитателей в использовании  проектов как одном  из видов математического развития.

Ход консультации

Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий мир не так, как его воспринимают взрослые. Дети познают мир эмоциями. Эмоцонально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка, в процессе формирования у него определенного мировоззрения, развития его личности. Ребенок по своей натуре - исследователь. Поисковая активность – естественное состояние ребенка, но отсутствие  жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально-творческих  способностей не позволяет ребёнку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе  проблемы и её решении. Вот здесь на помощь может прийти взрослый, который создаёт условия, обеспечивающие удовлетворение детских потребностей, детских запросов.

Одним из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей является метод проектирования.

Более частными вариантами таких проектов могут являться темы «Линия и Точка в искусстве и математике» (предусматривающая изучение различных видов линий, образование форм и использование линии (рисунка) в создании художественного образа для передачи настроения, отношения и т.п.); «Форма в искусстве и математике», «Пространство: математика и искусство», «Сказочная математика».

Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики, самостоятельную деятельность, двигательную активность. В результате проектной деятельности у воспитанников, должна повыситься мотивация к изучению математических представлений, повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы. В результате проделанной работы у дошкольников развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества, артистические способности, диалогическая речь, проявление творческих способностей.

 Эффективно интегрируется изучение математики и театральная деятельность. Театральная деятельность доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости, формирует умственные способности детей.

Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия,  Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики, задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Именно через использование элементов театральной деятельности, отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике, воспитывается интерес к предмету. Для создания проектов активно используются: сказки, стихи, загадки, потешки с математическими сюжетами. Они должны соответствовать возрасту детей.  Театрализация сказок: Теремок, Репка, Колобок, Волк и Семеро козлят, Три поросенка, Три медведя  и других закрепляет знание детей о порядковом и количественном счете, учит их сравнивать больше, меньше.

Для старшего возраста можно использовать сказки «Двенадцать месяцев», В. Катаев «Цветик - Семицветик». Сказки из книги «Добрая математика»

В работе с родителями также можно провести консультации «Занимательная математика дома», предложить детям совместно с родителями придумать и оформить сказки с элементами математики и презентовать их на родительском собрании.

Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повышает мотивацию к исследовательской деятельности. Позволяет детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени.

Мастер класс для педагогов

Тема: «Организация и проведение интегрированного занятия»

Цель: Технология разработки  и организации интегрированного занятия.

Ход мастер-класса:

Игры–занятия являются наиболее эффективной формой организации обучения детей основам математики, где создаются условия для заинтересованного овладения математическими понятиями. Если в рамках игры-занятия решаются не только математические задачи, но и задачи по другим образовательным областям у детей формируется стойкий  познавательный интерес, желание достичь результата.

Интегрированные занятия обеспечивают одновременно познавательную, творческую и двигательную активность ребенка, возможность для его самовыражения, самосознания.

Игровые занятия объединены единым игровым, сказочным сюжетом, например: «В гостях у семи гномов», «Путешествие к золотой рыбке», «Поможем цифре» и т.д. в процессе игрового занятия дети вместе с педагогами решают разнообразные проблемы и задачи, преодолевают математические препятствия. Важно, чтобы занятие было построено как небольшой спектакль, в котором логично сменяются задания для детей, и которое обязательно заканчивается разрешением проблемы, возникшей в начале занятия. Интегрированные игры-занятия получаются интересными, результативными, если в их основе лежат сюжеты сказок. В процессе интегрированных игр-занятий можно использовать следующие варианты работы со сказками:

  1. Нахождение в знакомых сказках «следов Математики». В любой сказке встречаются различные математические понятия: числа, цифры, определения протяженностей, величины, массы и т.д. после рассказывания очередной сказки попросите детей найти «следы Математики»
  2. «Расшатывание» сюжетов знакомых сказок. Педагог и дети вспоминают недавно рассказанную сказку. Сначала все идет своим чередом. Например: идет Красная Шапочка, а навстречу ей не Волк, а целая стая ласточек, которые заблудились.. Ребята вместе с педагогами пересчитывают ласточек и находят нужное направление движения птиц.
  3. сочинение сказок. Педагог вместе с детьми придумывает про цифры, коротышку Мишку, про самого длинного Карандаша.

Сочинение сказок желательно сопровождать рисованием выдуманных персонажей, конструированием их из бумаги, природного материала, театрализацией.

Сегодня я предлагаю вам на сюжете сказки «Красная шапочка» составить конспект интегрированное занятия по ФЭМП. (проводится с педагогами)

Конспект интегрированного занятия по Формированию Элементарных Математических представлений

Тема: Путешествие в сказку «Красная шапочка»

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие

Предварительная работа: чтение сказки «Красная шапочка», просмотр мультфильма. Отрывков из кинофильма, рассматривание иллюстраций разных мостов.

Ход занятия

Вводная часть:

Звучит музыка леса.

Воспитатель:  я предлагаю, вам сегодня отправится  в путешествие по волшебному лесу. Согласны?

Раз, два, три в волшебном лесу очутись!

Воспитатель обращает внимание педагогов  на корзинку, которая стоит  под деревом.

 Посмотрите, кто- то потерял корзинку. Как вы думаете кто? Выслушивает ответы .

Давайте посмотрим, что в ней лежит?  Горшочек масла, пирожки и план.

Как вы думаете, как нам поступить с корзинкой? Ответы .

Основная часть

Чтобы вернуть корзинку красной шапочке нам с вами надо найти дорогу к бабушкиному домику. Достают план из корзинки и рассматривают его. На нем схематически изображена дорога к бабушкиному домику. Обсуждает план.

Идут по дорожке, а навстречу им инопланетянин. (предлагают варианты кто может попасться по дороге)

Воспитатель: как вы думаете, о чем мы можем с ним поговорить?

Выслушивает, интересные диалоги обыгрываются.

 я предлагаю вам со мной поиграть в игру, в которую любят играть дети на моей планете. Игры с геометрическими фигурами.(найди свой домик, составь из геометрических фигур предметы)

Прощаются  с ним.

Воспитатель: давайте посмотрим по плану, куда нам идти дальше.

Рассматривают план на нем изображено озеро.

Воспитатель: Посмотрите нам с вами надо найти озеро, через, которое перейдя, мы попадем, на полянку где стоит бабушкин домик.

Подходят к озеру, но на озере нет моста.

Воспитатель: как вы думаете, как нам попасть на ту сторону. Варианты ответов.

 Рядом на пеньке лежит чертеж, по которому надо построить мост.

Рассматривают, считают, сколько бревен надо, сколько досок, и какой ширины, чтобы построить мост.

Игры на количество и счет.

Строят и переходят на полянку. Под деревом сидит красная шапочка и плачет. Заводят с ней разговор. Она рассказывает, что забыла, в какую сторону ей идти. А план и корзинку потеряла.  Показывают ей корзинку и план и предлагают проводить ее до бабушки. Нарывают ей ягод разных

Игры на количество и счет. Больше, меньше.

Дети с красной шапочкой приходят к бабушке. Бабушка за столом пьет чай вместе с волком.

Как вы думаете, почему волк не съел бабушку? Варианты ответов.

Волк и бабушка предлагают  веселые математические загадки.

Математические загадки.

Воспитатель: я предлагаю вам сочинить сказку о наших приключениях и нарисовать к ним иллюстрации.

Заключительная часть: рефлексия.

Заключительное слово: Обыгрывание сюжетов знакомых, сочинение сказок, внесение в каждую из них творчества, фантазии благотворно отразится на становлении личности ребенка, развитии его восприятия, образного мышления, воображения. Главное при этом–не просто научить детей навыкам счета, а способствовать развитию мышления; не заставлять ребенка что-то сделать, а вызвать интерес, желание, удовольствие к работе.

Конспект интегрированного занятия по Формированию Элементарных Математических Представлений средний возраст.

Тема: «Сказка о глупом мышонке на новый лад»

Цель: закрепить умения классифицировать предметы по форме, выкладывать из геометрических фигур птиц, закреплять знания детей широкий, узкий, еще уже. Создавать условия для проявления инициативы, творчества.

Интеграция образовательной области: Речевое развитие.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей в кукольный театр на «сказку  о глупом мышонке».

Дети рассаживаются на стульчики. Воспитатель показывает начало сказки С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» Мама Мышка приглашает тетю Лошадь покачать мышонка.

Для детей создается проблемная ситуация:

- лошадка не может прийти к мышонку, она не знает дорогу. Давайте поможем ей и выложим, дорожку начиная с самой широкой досточки. Дети помогают. Лошадка укачивает мышонка продолжение по сказке.

На помощь приглашают курицу, но она не может прийти, так как потеряла своих цыплят. Ребята, давайте поможем курицы и выложим цыплят из геометрических фигур. Дети выполняют задание. Спектакль продолжается. В няни приглашается Утка, которая предлагает детям среди различных предметов найти, те, которые напоминает форму озера (круг, овал). Дольше мама приглашает Щуку. Но она не хочет приходить у нее плохое настроение. Ребятам предлагаются подвижная игра «Караси и Щука». Спектакль продолжается.

В конце на помощь зовут Кошку. Детям предлагается смоделировать ситуацию: Кошка не съедает Мышонка, а …. Воспитатель предлагает обыграть интересный сюжет, придуманный детьми.

Конспект  интегрированного занятия  по ФЭМП

 

Тема: «Необыкновенные страны»

 Цель: закрепить знания детей о геометрических  формах круге, квадрате, овале, четырехугольнике. Формировать умения «оживлять» геометрические фигуры. Проявляя фантазию, творчество; создать условия для составления творческих рассказов по рисункам.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Ход занятия

Дети сидят с воспитателем на ковре.

Ребята, давайте закроем глаза и помечтаем. В какую страну вам хотелось бы попасть сейчас? Кого вы там встретите? Что увидите? Какие улицы? Здания?

Предлагает детям взять листы бумаги, краски, карандаши. Нужно нарисовать выдуманную, но с одним условием. Это должна быть страна, в которой все элементы и сама страна имеют одну геометрическую форму(ребенок выбирает круг значит в его стране все должно быть круглое).

Воспитатель в процессе работы направляет фантазию детей, помогает «оживлять» геометрические фигуры.

После окончания работы детям предлагается объединиться по парам или в микрогруппы тем детям, у которых одинаковые страны и составить рассказы о своей стране, ее жителях и обитателях.

Список использованной литературы

  1. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. «Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей». – СПб: Фирма Икар, 1999.
  2. Пашкевич Т.Д.  Формирование у детей дошкольного возраста интереса к математике. Методические рекомендации, Барнаул 2010
  3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактическая игра с математическим содержанием.- М.: Просвещение, 1993
  4. Сажина С.Д. Приложение к журналу «Управление ДОУ», «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008
  5. интернет ресурсы// http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-skazochnaja-matematika-dlja-detei-srednei-grupy.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников.

Интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников....

Использование малых фольклорных форм в процессе математического развития дошкольников

 Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математика. Следовательно, одна из наиболее важных задач воспитателя и родителей – развить у ребенка инт...

Консультация для педагогов "Дидактические игры в процессе математического развития".

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес ...

"Семинар-практикум "Применение методик в ДОУ для математического развития дошкольников"

quot;ТРИЗ-технология, как средство развития творческих способностей дошкольников средней группы в организации ФЭМП"...

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников.

Дидактические игры в процессе математического развития дошкольников....

Использование воспитателем демонстрационных методов в процессе математического развития дошкольников.

Демонстрация - это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснение на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией.  Использовани...

Консультация для педагогов «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»

Консультация для педагогов «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА»...