Рабочая программа кружка "Маленькие волшебники"
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Пояснительная записка
Кружок «Маленькие волшебники» рассчитан для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет. Основной идеей кружковой работы является приобщение детей к творчеству через знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования.
Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие всесторонне развитой личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Актуальность
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, показать ему мир прекрасного. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Новизной программы «Маленькие волшебники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
- развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования;
- развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение;
- развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
- знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов);
- учить получать различные оттенки красок основных цветов;
- учить использованию различных материалов;
- учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;
- учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать различные композиции и образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_malenkie_volshebniki.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано» «Принята» «Утверждаю»
Заместитель заведующего по ВМР Педагогическим советом Заведующий МДОАУ д/с «Сказка»
МДОАУ детского сада «Сказка» протокол ______________________/А.А. Быченко/
__________/ Л.А. Заляева/ № ___ от _____________ Приказ № ____ от «___» _________2017г.
от «___» ____________2017г
Дополнительная общеобразовательная программа
«Маленькие волшебники»
Направление: художественно - эстетическое
Возраст детей: 4 – 5 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Марасан Ирина Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории
Магдагачи 2017 г.
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Новизна и актуальность | 3 |
3 | Цель и задачи кружка | 4 |
4 | Приемы и методы работы | 4 |
5 | Структура и этапы реализации программы | 5 |
6 | Учебный план | 5 |
7 | Материально – техническое обеспечение | 5 |
8 | Правила техники безопасности на занятиях | 6 |
9 | Формы проведения итогов реализации программы | 6 |
10 | Ожидаемые результаты реализации программы | 7 |
11 | Организация работы с родителями | 7 |
12 | Перспективный план кружка | 7 |
13 | Список использованной литературы | 12 |
Пояснительная записка
Кружок «Маленькие волшебники» рассчитан для детей дошкольного возраста 4 – 5 лет. Основной идеей кружковой работы является приобщение детей к творчеству через знакомство с разнообразием нетрадиционных способов рисования.
Основной целью современной системы дошкольного образования является воспитание и развитие всесторонне развитой личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство.
Актуальность
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, показать ему мир прекрасного. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Новизной программы «Маленькие волшебники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивающие:
- развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования;
- развивать интерес к нетрадиционным техникам рисования;
- развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции, мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение;
- развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.
Образовательные:
- знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов);
- учить получать различные оттенки красок основных цветов;
- учить использованию различных материалов;
- учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит;
- учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности;
- побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать различные композиции и образы. Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Воспитательные:
- формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству;
- воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Приемы и методы работы
Для реализации задач кружка используются различные методы обучения и воспитания: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Структура и этапы реализации программы
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения. Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Занятия проводятся во вторник, во второй половине дня. Продолжительность занятий составляет 20 минут. Форма работы может быть разной: с подгруппами, индивидуально. Кружок посещают 12 детей.
Организация образовательного процесса предусматривает: игровую деятельность, творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей (изобразительной, игровой, двигательной, речевой); познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-демонстрационного материала, развивающих игр упражнений заданий).
В образовательном процессе используются различные технологии:, игровая, исследовательская деятельность, проблемная ситуация, информационные технологии, групповое обучение, развивающее обучение.
Учебный план
количество занятий/часы (средняя группа) | |
неделя | 1/20мин |
месяц | 4/ 1ч. 20мин |
год | 38/ 12ч. 40мин |
Программа кружка реализуется в течение 38 недель, в том числе и в каникулярное время. Программа реализуется на бесплатной основе.
Материально-техническое обеспечение
В процессе образовательной деятельности используются ТСО, наглядно-демонстрационный материал, а также различные материалы (бумага, картон, бросовый материал, акварельные краски, гуашь, кисточки, поролоновые губки и т.д).
Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельности
Правила пользования рисовальными принадлежностями и соблюдения гигиенических норм.
1. Перед началом занятия готовится рабочее место: раскладываются по столам карандаши, краски, бумага. Разливается в баночки вода для работы красками.
2. Необходима палитра для смешивания красок, тряпочка для вытирания кисти и влажные салфетки для рук.
3. Для слива грязной воды необходимо иметь ведро.
4. Сидеть при рисовании ребенок должен свободно и прямо. Педагог должен следить за тем, чтобы ребенок не горбился, рисунок держал на расстоянии и все время сравнивал его с натурой.
5. Аккуратно работать красками, кистями, карандашами. Не размахивать ими перед своим лицом и лицом соседа.
6. Нельзя краски пробовать на вкус.
7. После окончания работы кисти должны быть вымыты и вытерты, а весь другой рабочий материал убран.
8. После завершения занятия рабочие столы должны быть вымыты.
9. На протяжении всего занятия необходимо следить за чистотой рук и рабочего стола.
Формы проведения итогов реализации программы
Контроль над эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода к изучению продуктивной деятельности ребенка, систематической организации выставок внутри группы. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач. Диагностика проводится два раза в год: сентябрь – октябрь, апрель- май.
п/п | критерии | уровень развития | ||
высокий | средний | низкий | ||
1 | увлеченность темой и техникой | |||
2 | владение техникой изображения | |||
3 | проявление самостоятельности в творчестве | |||
4 | уровень развития воображения и фантазии |
Ожидаемые результаты реализации программы:
- дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- у детей сформируются технические навыки рисования;
- они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или иного образа;
- у детей будут развиваться способности к изобразительной деятельности;
- будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Организация работы с родителями
- Ознакомление родителей с программой кружковой работы, ее целями и задачами.
- Участие родителей в заготовки и приобретении необходимого для работы материала.
- Участие родителей в организации выставок детских работ
- Посещение выставок детских работ.
- Посещение открытых занятий кружка
Перспективный план кружка
Название занятия | Цель |
сентябрь | |
1. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования | Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Показать детям разнообразие изобразительного материала, а также способы их использования для создания рисунка. |
2. «Ягоды смородины» | Познакомить с техникой печатания листьями. Учить аккуратно наносить краску на лист и прикладывать его бумагу. Развивать цветовосприятие. Воспитывать бережное отношение к природе. |
3. «Котик Пушок» | Продолжить учить рисовать в технике «тычком жесткой кистью». Учить наносить краску на все изображение. Беседа о домашних животных. |
4. «Люблю березку русскую» | Продолжить учить рисовать в технике печатания листьями. Использовать в работе несколько цветов (основные осенние цвета). Учить создавать композиционные картины. |
октябрь | |
1. «Консервируем фрукты» | Учить детей раскрашивать картины при помощи пластилина, наносить пластилин тонким слоем. Учить аккуратно выполнять работу, соблюдая все формы и цвета. |
2. «Золотые деревья» | Познакомить с новым способом рисования - выдувание краски при помощи трубочки. Развивать чувство цвета и композиции. Упражнять в дыхательной гимнастике. |
3 «Медвежонок» | Познакомить с новым материалом для рисования – поролоном.. помочь детям освоить новый способ рисования – рисование губкой. Стараться передавать фактурную особенность героя. Воспитывать аккуратность в работе. |
4. «Волшебные облака» | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – кляксаграфия. Раскрыть особенности данной техники. Развивать детское воображение и фантазию. |
ноябрь | |
1. «Бабочка – красавица» | Учить рисовать в технике монотипия бабочку, продолжать учить рисовать кистью детали (туловище, голову, усики). Учить располагать изображение в центре листа, слева от сгиба. Развивать воображение и творческие способности. |
2. «Платок для мамочки» | Познакомить детей с техникой ниткография. Учить детей определять особенность расположения узора в центре, по краям. |
3. «Цветы для мамы» | Познакомить с техникой рисования - оттиск печатками из картофеля. Развивать умение дорисовывать полученное изображение до нужного результата. Воспитывать художественный вкус у ребенка. |
4. «Овечка» | Рисование крупой. Учить наносить клей на отдельный участок рисунко, щедро посыпая крупой. Дорисовывать работу при помощи ватной палочки и кисти. |
5. «Необычное животное» | Продолжить учить рисовать в технике кляксография. Развивать детское воображение, фантазию и индивидуальность в работе. |
декабрь | |
1. «Узоры на окнах» | Познакомить с новым материалом для рисования – клей ПВА. Вызвать интерес к созданию морозных узоров, использовать при этом пищевую соль.. Развивать творческое воображение, фантазию. |
2. «Петушок» | Продолжить учить рисовать ватной палочкой. Использовать как можно больше цветов в работе. Выполнять более сложные картины. Развивать мелкую моторику рук. |
3. «Снегири на ветке» | Учить раскрашивать картины при помощи пластилина тонким слоем. Учить аккуратно выполнять работу. Развивать мелкую моторику. |
4. «Веселые снеговики» | Использовать в рисовании новый материал – ватные диски. Учить аккуратно раскрашивать ватные диски. Продолжить учить детей создавать целостную картину. |
январь | |
1. «Идет снежок» | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2. «Зимний пейзаж» | Продолжить создавать рисунки при помощи клея ПВА. Использовать манную крупу для передачи особенностей зимнего пейзажа. Уточнить знания о пейзаже. Воспитывать воображение. |
3. «Новогодний салют» | Продолжить учить рисовать в технике выдувание капли. Стараться использовать в работе несколько цветов, тем самым передать яркость и красоту данного явления. |
4. «Зимняя сказка» | Познакомить с техникой рисования набрызг. Использовать в работе широкую кисть с жестким ворсом, для передачи образа падающего снега. Продолжить учить рисовать при помощи трафарета. |
февраль | |
1. «Кто живет в зимнем лесу» | Продолжать учить детей изображать животных, используя нетрадиционные техники рисования; продолжать обучать детей самостоятельно выбирать технику рисования. |
2. «Зимняя ночь» | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования черно –белый граттаж. Раскрыть сущность и особенности этой техники. Учить передавать в своей работе особенности зимний ночи с помощью графики. |
3. «Белочка» | Продолжить учить рисовать методом тычка. Продолжить развивать умение рисовать гуашью. Развивать воображение, восприятие окружающего мира, познавательные способности. Воспитывать аккуратность в работе. |
4. «Галстук для папы» | продолжить совершенствовать технику рисования ватной палочкой. Развивать мелкую моторику. |
март | |
1. «Белые медведи» | Учить детей использовать в рисовании трафарет. Познакомить с явлением «северное сияние». Учить при помощи красок передавать этого явления. Продолжить детей учить тонировать листы. Учить создвать целостную композицию. |
2. «Подводный мир» | Познакомить с новым способом рисования, в котором сочетаются восковые карандаши и акварель. Раскрыть особенности каждого предмета, их сочетание. Показать новый способ получения изображения. Развивать чувство композиции и желание доводить работу до конца. |
3. «Ветка мимозы» | Продолжить учить рисовать в технике паунтилизм разными способами. Развивать мелкую моторику рук. |
4. «Грачи прилетели» | Продолжить рисовать при помощи поролона. Учить аккуратно выполнять работу. |
апрель | |
1. «Космический пейзаж» | Продолжить учить рисовать в технике рисования граттаж. Привлечь детей к изготовлению заготовок для рисунка. Познакомить с разновидность техники – цветной граттаж. Рассказать о разнообразии космических объектов. |
2. «Ёжик на полянке» | Показать детям способ рисования при помощи пластмассовой вилки. Учить детей передавать образ колючего ежа. Учить наносить полоски в одном направлении. Воспитывать аккуратность и усидчивость в работе. |
3. «Ночной пейзаж» | Показать детям прием рисования тканью. Показать особенности данного способа. Закрепить знания о пейзаже. Воспитывать любовь к природе. |
4. «Сладкое мороженное» | Показать детям новый предмет для рисования – воздушный шарик. Использовать в работе маленькие воздушные шарики. Продолжить учить оставлять печать предметом. Развивать детское воображении и творчество. |
5. «Волшебная ладошка» | Продолжить учить детей обводить собственную ладонь. Учить видеть в простых вещах (ладонь) необычные вещи. Развивать детское воображение и фантазию. |
май | |
1. «Красивые цветы» | Познакомить с нетрадиционным способом рисования – рисование мятой бумагой. Показать способы складывания бумаги. Учить рисовать цветы самостоятельно. Развивать индивидуальность при создании работ. |
2. «Сказочный домик» | Продолжить учить детей раскрашивать картины при помощи крупы. Использовать в работе цветную манку. Развивать детское творчество и мелкую моторику. |
3. «Одуванчики» | Познакомить с новым материалом для рисования – мыльные пузыри.раскрыть сущность данного способа. Учить детей аккуратно выполнять работу, расходовать материал. Развивать воображение у детей. |
4. «Вот чему мы научились» (итоговое занятие) | Вспомнить с детьми все новые приемы рисования. Поделиться своими впечатлениями. |
Список использованной литературы
- Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
- Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраст. Нетрадиционные техники», Москва, издательство «Творческий центр Сфера», 2005г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий.- М.: Мозаика-Синтез,2008.
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», М.: издательство «Карапуз – Дидактика», 2007г.
- Лыкова И.А. «Рисуем без кисточки». – М.: 2001г.
- Лахути М.Д. «Как научить рисовать». – Москва «Росмэн», 2008.-96с.
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»./Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.:КАРО, 2008. -96с.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет: Рисуем и познаем окружающий мир – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007. – 64с.»
- Таришняя О.А. «Я рисую ладошками». – С.П.: 2001г.
- Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка Юные волшебники
Программа кружка «Юные волшебники» разработана с целью развития творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные методы рисования. Способствует...
Рабочая программа кружка художественно - эстетической направленности "Юные Волшебники" в старшей группе
Изучая и осваивая различные способы рисования, ранее не использованных в работе с детьми, экспериментально попробовала использовать элементы нестандартного рисования совместной деятельности с детьми и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПДО декоративно-прикладного творчества «Волшебники» МБДОУ № 13 "Вишенка"
Новизна программы состоит в том, что она учитывает развивающие возможности декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педаг...
Рабочая программа "Гимнастика маленьких волшебников"
Программа разработана для детей дошкольного возраста. С целью профилактики сколиоза и плоскостопия....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по художественному и ручному труду «МАСТЕРСКАЯ ВОЛШЕБНИКОВ»
Дополнительная программа по художественному и ручному труду, расчтана на три возрастных группы (среднюю, старшую, подготовительную). Кружковая работа проводится во вторую половину дня, материал подобр...
Рабочая программа кружка "Мастерская волшебников" на 2018-2019 учебный год
Программа кружка направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов...
Рабочая программа студии творчества "Маленькие волшебники" на 2019-2020 учебный год
Программа педагога дополнительного образования...