картотека пальчиковых игр по лексическим темам.
материал
подборка монуальных игр на большинство лексических тем, в помощь педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podborka_palchikovyh_igr.doc | 179.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка пальчиковых игр по лексическим темам | |
Лексическая тема | Пальчиковые упражнения |
Сад. Фрукты | Пальчик толстый и большой (шагаем указательным и средним пальцем) (делаем движение, как будто сбиваем) (мизинцем стучим по столу). «Апельсин» Мы делили апельсин «Компот» Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот! (левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают») Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Варим, варим мы компот. Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают») «Фруктовая ладошка» (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого) (Показывают ладошками вокруг и на себя.) |
Огород. Овощи | Мы капусту рубим, рубим (ладошками рубим) (кулачки трут друг друга) (солим щепоткой) (пальчики сжимаем и разжимаем) «Овощи» У Лариски – А у Вовки – Две редиски. Две морковки. У Алёшки – Да ещё у Петьки – Две картошки. Две хвостатых редьки. У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца. «Однажды хозяйка с базара пришла» Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла (шагают пальчиками по столу) Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох! (хлопок) Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (попеременные удары кулачками и ладонями) Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох! (хлопок) Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала (стучат ребром каждой ладони по столу) Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох! (хлопок) Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке (ладони складывают крест-накрест на столе) Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свёкла. (загибают по одному пальчику на каждый овощ на обеих руках) Ох! (хлопок) И суп овощной оказался неплох! (показывают, как едят суп) |
Осень. Лес. Деревья | «Пальчики» Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики поочередно) «Листья»
(шаркаем ножками) «Осенние листья» Раз, два, три, Четыре, пять, (загибают пальчики, начиная с большого) Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, (загибают пальчики, начиная с большого) Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём. («шагают» по столу средними и указательными пальчиками) «Осень» Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: (плавные волнообразные движения ладонями) Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол) «Вышел дождик погулять» Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу пальчиками обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца) Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук) Шёл неспешно, по привычке, А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу) Вдруг читает на табличке: «По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу) Дождь вздохнул тихонько: (часто и ритмично бьют в ладоши) Ох! (один хлопок) И ушёл. Газон засох. (ритмичные хлопки по столу) «За ягодами» Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших) В лес идём мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу) За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной. Землянику мы найдём И братишке отнесём. (загибают пальчики, начиная с большого) «Грибы» Топ-топ – пять шагов, (дети «шагают» пальчиками по столу) В туесочке пять грибов. Мухомор красный – Гриб опасный. (сгибают и разгибают кулачки) А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело! (на каждое двустишие дети разгибают по одному пальчику, начиная с большого) |
Детский сад. Игрушки. | «Наша группа» В нашей группе все друзья. (ритмично стучат кулачками по столу) Самый младший – это я. Это Маша, Это Саша, Это Юра, Это Даша. (разжимают кулачки, начиная с мизинчика) «Игрушки» На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) Два медведя, Буратино, И весёлый Чиполлино, И котёнок, и слонёнок. (поочерёдно загибают пальчики) Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдно разгибают пальчики) Помогаем нашей Кате Мы игрушки сосчитать. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) «Есть игрушки у меня» Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. (загибают пальчики на обеих руках) Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно) |
Дикие птицы | «Птички» Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель. (загибают по одному пальчику на обеих руках) Эта птичка – злой орлан. (машут сложенными накрест ладонями) Птички, птички, по домам. (машут обеими руками, как крыльями) «Сорока – белобока» Сорока-белобока Кашку варила, Детишек кормила. Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала А этому не дала: Ты воды не носил, Дров не рубил, Каши не варил – Тебе ничего нет! «Уточка» Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому. («идут» двумя пальчиками по столу переваливаясь) Вела детей за собою, И малого, и большого, (загибают безымянный палец, мизинец) И самого любимого. (загибают указательный палец) «Кормушка» Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках. (на каждое название птицы загибают по одному пальчику) Всем хватило зёрнышек. (ритмично сжимают и разжимают кулачки) «Ласточка» Ласточка, ласточка, Милая касаточка, - За морем бывала, Ты где была? Весну добывала. Ты с чем пришла? Несу, несу Весну-красну. (на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного- сначала на правой, потом на левой руке) «Дрозд-дроздок» Дружок ты мой, дрозд, (машут сложенными ладонями, как крыльями) В крапинку хвост, Носик – остренький, Бочок – пёстренький, Перья – тонкие, Песни – звонкие. (загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с большого) Весной распеваются, Зимой забываются. (машут сложенными ладонями, как крыльями) |
Домашние птицы | «Курочка»
(идём пальчиками) (грозим пальчиком) (загребаем ручками), (клюём пальчиками зёрнышки) |
Человек. Части тела. | «Котик» (выполнять действия по смыслу)
«Пальчики» (поглаживать пальчики соответственно тексту) И стоит он в середине! «Ладошки»
|
Семья. Праздник. | «Гости» К Кате гости прибежали, (большой и средний) (большой и безымянный) (большой и мизинец) ( ладошки складываем вместе) (показываем 2 открытые ладошки) (2 кулачка ставим друг на дружку) «Тесто» Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики) (как будто мнем тесто) (круговые движения ладошками по столу) (круговые движения ладошками друг об друга) (сыплем "крошку" пальчиками обеих рук) (одна рука пожимает другую) «Семья» (по очереди загибать пальчики, начиная с большого) «Моя семья»
(разжимаем поочередно пальцы из кулачка, начиная с большого) (вращаем разжатой ладошкой) «Дружные пальчики» Пальчик, пальчик, где ты был? (пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются) С этим пальцем в лес ходил. С этим пальцем щи варил. С этим пальцем кашу ел. С этим пальцем песни пел. (на каждую строчку загибается один пальчик) «Как у нас семья большая» Как у нас семья большая Да весёлая. (ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно) Два у лавки стоят, (загнуть большие пальцы на обеих руках) Два учиться хотят, (загнуть указательные пальцы на обеих руках) Два Степана у сметаны объедаются. (загнуть средние пальцы) Две Дашки у кашки питаются. (загнуть безымянные пальцы) Две Ульки в люльке качаются. (загнуть мизинцы) «Алёнка» Алёнка-маленка Шустра, быстра: (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза) Воды наносила, Сарафан дошила, Носок довязала, Ягод насобирала, Песню допела, (загибают пальчики по одному) Везде поспела. В охотку ей дело. (хлопок ладонями, удар кулаками друг о друга – 2 раза) |
Время дня. Дни недели. Месяца. | Раз, два, три, четыре, пять! «Солнышко»
«Пальчики засыпают» Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В детский сад идти пора. |
Времена года. | «12 месяцев»
«Времена года»
«Времена года» Круглый год, круглый год! (сжимают пальцы в кулачок и вращают большим пальцем правой руки) За зимой весна идет, А за весною следом Торопится к нам лето. И у кого не спросим – Идет за летом осень. (поочередно соединяем пальцы на левой с пальцами на правой руке, начиная с больших пальцев) И за осенью сама Вновь идет, спешит зима. |
Счет. | «Котёнок»
(поочередно сгибать и разгибать пальчики) «Пчёлы»
«Считалка для ворон» Я решил ворон считать: (попеременно ударяют кулак о кулак, ладонь о ладонь) Раз, два, три, четыре, пять (поочередно загибаем пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно) Шесть ворона – на столбе, (поочередно разгибаем пальцы на каждый счет на обеих руках одновременно) Семь ворона – на трубе, Восемь – села на плакат, Девять – кормит воронят… Ну а десять – это галка. Вот и кончилась считалка! (попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь) А. Усачев |
Дом. Мебель | «Замок»
«Наша квартира» В нашей комнате-столовой – Есть отличный СТОЛ дубовый, СТУЛЬЯ – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый БУФЕТ Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев ШКАФ зеркальный, Две широкие КРОВАТИ С одеялами на вате И берёзовый КОМОД, Мама там бельё берёт. А в гостинной КРЕСЛА есть, Телевизор смотрят здесь. Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный, В СТЕНКЕ – центр музыкальный. (на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10) «Много мебели в квартире». Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках) Много мебели в квартире (сжимают и разжимают кулачки) В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, (загибают пальчики на каждое название мебели) Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) |
Посуда | «Помощники» Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой по кругу) Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали, (загибают пальчики по одному, начиная с большого) Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга) «Посуда»
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными. Посуду моет наш Антошка. Потирают ладошки друг о друга Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан, Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. И закрыл покрепче кран. Выполняют имитирующее движение. |
Зима. Зимние забавы. | «Прогулка»
«Снежок»
«Пирог» Падал снег на пирог. (дети два раза медленно опускают ладони на стол) Кот слепил себе пирог. А пока лепил и пёк, (прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог) Ручейком пирог утёк. («бегут» пальчиками обеих рук по столу) Пирожки себе пеки Не из снега – из муки. (опять показывают, как пекут пирог) |
Новый год. | «На ёлке» Мы на ёлке веселились, (ритмичные хлопки в ладоши) И плясали и резвились. (ритмичные удары кулачками) После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнёс. (дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу) Дал большущие пакеты, («рисуют» руками большой круг) В них же – вкусные предметы: (ритмичные хлопки в ладоши) Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, Яблоко, один Золотистый мандарин. (загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого) «Подарки» Дед Мороз принёс подарки: (шагают пальчиками по столу) Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! (на каждое название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке) «Ёлочка» Перед нами ёлочка (пальцы рук переплетены, из больших пальцев – верхушка «ёлочки») Шишечки, иголочки. (кулачки; указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз) Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звёзды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе) |
Домашние животные | «Кошка» По ладошке по дорожке, «Бурёнушка» Дай молочка, Бурёнушка, Хоть капельку – на донышке. (показывают, как доят корову) Ждут меня котятки, Малые ребятки. (делают «мордочки» из пальчиков) Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. (загибают по одному пальчику на обеих руках) Всем даёт здоровье Молоко коровье. (снова доят) «Машина каша» Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу (сгибают и разгибают кулачки) Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. (загибают по одному пальчику) Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала. (сгибают и разгибают кулачки) |
Дикие животные | «Лужок» На лужок пришли зайчата, «Черепаха»
«Сидит белка на тележке» Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки. (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. (загибают по одному пальчику, начиная с большого) Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку. (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно) «Детеныши дикие животные». Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, (Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца) А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. (Вращают большим пальцем) «Есть у каждого свой дом» У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. (загибают по одному пальчику) Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. (хлопки ладонями) «Где обедал воробей?» Где обедал, воробей? (машут перекрещёнными ладошками) В зоопарке у зверей! (ладошки изображают раскрывающуюся пасть) Пообедал я сперва За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлём поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. (на каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке) А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. (изображают раскрывающуюся пасть животного) |
Армия. Военные профессии. | Февраль, февраль, зима и солнце! (хлопают в ладоши) И первых птичек переклик! (перекрещивают большие пальцы, остальными машут – «птица») Сегодня выглянул в оконце: (закрывают лицо ладонями, затем выглядывают, раздвигая их) Застыл, к стеклу лицом приник. Мои друзья – вчера мальчишки – (сжимают и разжимают пальцы) Сегодня выросли и вдруг Все, как один, забросив книжки, (хлопают в ладоши) За руки взялись, встали в круг. И обещали мамам, сестрам (сжимают и разжимают пальцы) Границы радости беречь. Беречь весь мир: и птиц, и солнце, (загибают пальцы на одной руке) Меня в окошке уберечь! Подарите мне фуражку, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук) Сапоги и автомат. (разводить пальцы обеих рук, начиная с больших) Стану воином отважным, (интенсивное сжимание рук в кулаки) Защищать вас буду рад. (пальцы сцепить в «замок») Сегодня праздник всех отцов, (сжимают и разжимают пальцы) Всех сыновей, всех, кто готов, (хлопают в ладоши) Свой дом и маму защитить, (из ладошек делают «домик») Всех нас от бед отгородить! (сжимают и разжимают пальцы) |
Мамин праздник. | «Очки» Бабушка очки надела (из указательных и больших пальцев образовать колечки – «очки») И внучонка разглядела. (подносят «очки» к глазам) «Мамин день» Первые подснежники (подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены) Я в руках несу. (сжать обе руки в кулак) Нежные цветочки (пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу) Маме подарю. (вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей) Будь всегда красивой, (развести руки в стороны) Нежной, как цветы! (пальцы лодочкой) Хорошо, что рядом (соединить ладони, прижать) Есть со мною ты! (вытянуть руки вперед ладонями) |
Инструменты. | «Дом»
«Домик» Я гуляю во дворе ( хлопки ладошками по коленкам поочередно каждой рукой ) Ёжик (у малыша в руках резиновый колючий ёжик) |
Домашняя техника. | «Компьютер» Мы компьютер покупаем, (сжимают и разжимают пальцы) Ждал его я целый год! (хлопают в ладоши) Но одно меня смущает: (сжимают и разжимают пальцы) Мышь в компьютере живет. (пальцами «бегут» по столу). Я взял бумагу и перо, (сжимают и разжимают пальцы) Нарисовал утюг. Порвал листок, (делают движения, словно рвут бумагу) Швырнул в ведро. (кидают в сторону) В ведре раздался стук. (кулачком стучат по столу) |
Магазин. Продукты. | «Тесто»
«Хозяйка» Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) «Тесто»
«Хозяйка» Кукле кашу я сварю: (мешаем кашу) «Каша» Каша в поле росла, (дети подняли руки, шевелят пальчиками) К нам в тарелку пришла. («идут пальчиками по столу) Всех друзей угостим, По тарелке дадим. (в правой ладошке «мешают» указательным пальцем левой руки) Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрёшке, (загибают по одному пальчику на обеих руках) Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки) |
Космос. | «Начинаем мы взлетать» Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди сгибают пальцы на обеих руках) Начинаем мы взлетать. (по очереди выпрямляют пальцы на обеих руках) На ракете улетим (соединяют пальцы рук, поднять руки вверх) И всю Землю облетим. (руки развести в стороны, сделать круг) На Луне мы «прилунимся» (сжать пальцы в кулак) И на Землю возвратимся. (соединить одинаковые пальцы обеих рук, округлив ладони) «Космонавт» В темном небе звезды светят, (сжимают и разжимают пальцы) Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит (изображают рукой полет ракеты) И на землю вниз глядит. (опускают медленно руку вниз) «Комета» В космосе сквозь толщу лет (сжимают и разжимают пальцы) Ледяной летит объект. (кулак поднимают вверх, наклоняют вправо, влево) Хвост его – полоска света, (из второй руки делают «хвост кометы» и прикладывают) А зовут объект – комета. (сжимают и разжимают пальцы) |
Транспорт. Профессии на транспорте. | «Машина» Папа мне купил машину, (ритмичное касание одинаковых пальцев обеих рук) Две педали у нее (сжать руки в кулаки) И резиновые шины. (переплести пальцы обеих рук между собой) Ездить будет мне легко. (ритмичное касание одинаковых пальцев) «Есть игрушки у меня» Есть игрушки у меня: (попеременно хлопают в ладоши и ударяют кулачками) Паровоз и два коня, (загибают пальцы по очереди на обеих руках) Серебристый самолет, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъемный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? – (попеременно хлопают и ударяют кулаками друг о друга) Как узнать? Помогите сосчитать! «Транспорт» Автобус, троллейбус, (загибают пальцы по одному) Машина, трамвай – О них ты на улице не забывай. (сжимают и разжимают пальцы) В морях – корабли, ледоколы, суда, (загибают по одному пальцу) Они очень редко заходят сюда. (сжимают и разжимают пальцы) Шуршат по дорогам (гладят руками по столу) Веселые шины, (хлопают в ладоши) Спешат по дорогам (крутят воображаемый руль) Машины, машины… А в кузове важные, (сжимают и разжимают пальцы) Срочные грузы – Цемент и железо, (загибают по одному пальцу) Изюм и арбузы. «Транспорт» Мы с первым пальцем-малышком (по очереди загибают пальцы) В трамвайный парк пойдем пешком. С другим – поедем мы в трамвае, Тихонько песни напевая. А с третьим – сядем мы в такси, Попросим в порт нас отвезти! С четвертым пальчиком в ракете Мы полетим к другой планете. Садись-ка, пятый, в самолет, С тобой отправимся в полет. «Шофер» Целый день шофер трудился, (сжимают и разжимают пальцы) Он устал, он запылился, (загибают пальцы рук по одному) Он возил кирпич на стройку, Дом он строить помогал. А теперь ведет на мойку (крут воображаемый руль) Свой огромный самосвал. |
Профессии. | Много есть профессий знатных, (Соединять пальцы правой руки с большим.) И полезных, и приятных. (Соединять пальцы левой руки с большим.) Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель… (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.) Сразу всех не называю, (Сжимать и разжимать кулачки.) Вам продолжить предлагаю. (Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.) «Сапожник» (Имитируйте движения сапожника, забивающего гвозди: пальцы одной руки держат гвозди, другой - молоток.) Мастер, мастер, «Снежок» «Что принёс нам почтальон?» Что принёс нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки) С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу) Перевод, журнал, газету, В бандероли – две кассеты И письмо от тёти Вали, Чтоб её приезда ждали. (на каждое наименование загибают по одному пальчику, начиная с большого) «Повар» Повар готовил обед, А тут отключили свет. (ребром ладони стучат по столу) Повар леща берёт И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, В печку кладёт варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьёт поварёшкой. Сахар сыплет в бульон. (загибают пальчики, начиная с большого) И очень доволен он! (разводят руками) |
Сказки. | «Любимые сказки»
(Хлопают в ладоши) (Поочередно загибают пальчики на левой руке) ( Поочередно загибают пальчики на правой руке) (Сжимают кулачки) (Хлопают в ладоши)
(Дети вытягивают большие пальцы). «Сказки»
(бег пальцами по столу) (имитация движения) (сжать ручки в кулачки «яичко») (показать «яичко» на вытянутых руках) (развести руки в стороны) (имитация движения) ("держим ложку" имитация еды) (показать «силу») (хлопаем в ладоши) ( пальчиками обоих рук показывают «рожки») «Репка (2)»
(«роете» пальчиками в детской ладошке лунку), (показываете пальчиками, как льется вода из лейки), (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики) (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)! (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону), (потрясли кистями рук), (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)? «Теремок»
(Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.) (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх) (Руки сомкнуты ладонями и пальцами.) (Поднимают плечи вверх, опус кают.) (Дети занимают свои места около теремка.) (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»). (Занимают свои места около теремка.) (Сильно сжимают пальцы. ) (Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны). |
Мой город. | «Мой город» Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке) В город выйду погулять. (загибают пальцы на левой руке) Вдоль по улице иду, (разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке) Во все стороны смотрю. (разгибают пальцы на правой руке) Как красиво все кругом, (загибают пальцы на левой руке) В моем городе родном! (загибают пальцы на правой руке) |
Одежда. | «Гномики» Жили – были в домике (сжимать и разжимать кулачки) Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки? |
Обувь. | «Ножки» Нарядили ножки (поочерёдно поглаживать одной рукой другую) (шагать пальчиками по столу) (постукивать пальчиками) (погрозить пальчиком) «Обувь» Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. (попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу) Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Серёжки, Да ещё ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеньки. (на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого) «Новые кроссовки» Как у нашей кошки На ногах сапожки. Как у нашей свинки На ногах ботинки. А у пса на лапках Голубые тапки. А козлёнок маленький Обувает валенки. А сыночек Вовка - Новые кроссовки. (загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших) Вот так, Вот так, Новые кроссовки. (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук) «Ботинки» Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. (средний и указательный пальчики «шагают» по столу) Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, (загибают по одному пальчику, начиная с большого) Будем там тихонько спать. (укладывают ладони на стол) |
Рыбы. | «Рыбка»
«Рыбка» Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. (сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка) Рыбка, рыбка, озорница, (грозят пальчиком) Мы тебя хотим поймать. (медленно сближают ладони) Рыбка спинку изогнула, (сложенными вместе ладонями изображают, как плывёт рыбка) Крошку хлебную взяла. (делают хватательные движения обеими руками) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (снова «плывут») |
Спорт. | «Спортсмены»
(Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.) (Сжимаем и разжимаем кулаки.) (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
(Дети “скользят” шагают пальцами по столу (на лыжах) (“Скользят”, делая поочередно движения пальцами) |
Цветы. | «Одуванчик» Носит одуванчик (кисти рук поставить на локоть, округлить ладони и раздвинуть пальцы) Желтый сарафанчик. Подрастет – нарядится (сцепить пальцы в «замок») В беленькое платьице, Легкое, воздушное, (наклоны кистей вправо-влево) Ветерку послушное. «Цветы» Утром алые цветки (округлить ладони, раздвинуть пальцы) Раскрывают лепестки. Ветерок подует – (двигают ладони вправо-влево) Цветики волнует. А под вечер все цветки (постепенно смыкают пальцы) Закрывают лепестки, Головой качают, (покачивают «бутонами») Тихо засыпают. (подкладывают сложенные руки под щеку) Только солнышко взойдет, (сжимают и разжимают пальцы) Мак на грядке расцветет. Бабочка-капустница (соединяют большие пальцы, остальными машут) На цветок опустится. Поглядишь – а у цветка (сжимают и разжимают пальцы) Больше на два лепестка. «Колокольчики» В прятки пальчики играют (сжимают и разжимают пальцы) И головки убирают, (открывают и закрывают ладонями лицо) Словно синие цветки (сводят и разводят пальцы веером) Распускают лепестки. Наверху качаются, (наклоны кистей вправо-влево) Низко накланяются. Колокольчик голубой (круговые движения кистями) Поклонился нам с тобой. (наклоны кистей вниз, вверх) Колокольчики-цветы (повороты кистями) Очень вежливы, а ты? |
Май. Весенние деньки. | «Весна» Иди, весна, иди, красна, («шагают» пальчиками обеих рук по столу) Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. (загибают по одному пальчику с мизинца) «Кап, кап, кап» Кап, кап, кап – звенит капель. Приближается апрель. (Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого) |
Насекомые. | «Комар»
(водим пальчиком вокруг уха) (водим пальчиком вокруг носа) (пальчиком дотрагиваемся до лба) Червячки
|
Лето. Летние игры. | «Лето по полю гуляло» Лето по полю гуляло. («шагают» пальцы по столу) Лето шило-вышивало (загибают пальцы по одному) Луг – цветами, Лес – листами, День – лучами, Ночь – звездами. «Я рисую лето» Я рисую лето: (рисуют пальчиком по столу) Красной краской – солнце, (рисуют в воздухе солнце) На газонах розы, (сжимают и разжимают пальцы) На лугах покосы, Синей краской – небо (рисуют в воздухе облака) И ручей певучей. (на столе рисуют «ручей») |
Школа. | «В школу» В школу осенью пойду. («шагают» пальчиками обеих рук по столу) Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду! (загибают по одному пальчику с мизинца) Но свой садик не забуду! (грозят указательным пальчиком) «Скоро в школу» Скоро в школу мы пойдем («шагают» пальцами по столу) И портфель с собой возьмем. (загибают пальцы по одному) Книжки, ручку, карандаш Мы в портфель положим наш. (соединяют и разъединяют пальцы) Будем мы читать, писать, (хлопают в ладоши) И учиться все на «пять»! (показывают пять пальцев) «Портфель» Семь вещей у нас в портфеле: (сжимают и разжимают пальцы рук) Промокашка и тетрадь, (загибают поочередно пальцы) Ручка есть, чтобы писать, И резинка, чтобы пятна Убирала аккуратно, И пенал, и карандаш, И букварь – приятель наш. «Карандаш» Все нарисует карандаш, (держат в руке «карандаш») Когда ему работу дашь. (стучат пальцами по столу) Но сам без дела не сиди: (сжимают и разжимают пальцы рук) Карандашом руководи. (пишут «карандашом» по столу) «В школу» В школу осенью пойду. («шагают» пальцами по столу) Там друзей себе найду, (загибают пальцы по одному) Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким ученым буду, (сжимают и разжимают кулачки) Но свой садик на забуду! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Материал содержит систематизированные в соответствии с лексической темой пальчиковые игры....
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей 5-6 лет
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для детей старшего возраста....
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам
"Чем больше уверенности в движении детской руки,тем ярче речь ребенка,чем больше мастерства в детской руке,тем ребенок умнее"....