Методы
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
- по источникам: словесные (рассказ, беседа, объяснение),
- наглядные (показ, демонстрация, иллюстрирование),
- практические (упражнения, приучение, трудовые действия)
- по логике: индуктивные, дедуктивные
- по мышлению: репродуктивные, проблемно-поисковые,
исследовательский, экспериментирования, интегрированный
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания.
Методы контроля и самоконтроля
Форма обучения: групповая, индивидуальная, коллективная.
Индивидуальная форма организации
Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная).
Методы передачи сведений и информации, знаний
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.
Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.)
Методы практического обучения:
- упражнения (устные, графические, двигательные (для развития
общей и мелкой моторики) и трудовые);
- приучение;
- технические и творческие действия
Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально- ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия:
- побуждение к самостоятельному творчеству (описанию,
словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.)
- побуждение к сопереживанию;
- культурный пример;
- драматизация.
Средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов
искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней
культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её
практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
Методы проблемного обучения
- проблемная ситуация;
- познавательное проблемное изложение (педагог
ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
- диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу
или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
- метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного
вывода или решения проблемы);
- экспериментирование, эвристический или частично-поисковый
метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
- прогнозирование (потенциально-реальной ситуации,
фантазийных ситуаций, нелепиц);
- метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к
вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности
- игровые и воображаемые ситуации;
- похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный
итог, как утешение);
- придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
- игры-драматизации;
- сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
- элементы творчества и новизны;
- юмор и шутка.
Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья
Фронтальная форма организации обучения.
Форма организации обучения: НОД (доминантные, традиционные, интегрированные, тематические), игровая ситуация, чтение, мастерская, коллекционирование, экспериментирование и исследования, проекты, экскурсия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность.
Нестандартные формы проведения занятий: занятие-сказка, занятие-путешествие, занятия – викторины, конкурсы, беседы, загадки, разговор, рассказывание, слушание музыки, исполнение, творчество.
Для организации деятельности воспитанников: компьютер, проекторы, мультимедийная доска
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов: демонстрационные и раздаточные; визуальные, аудийные, аудиовизуальные; естественные и искусственные; реальные и виртуальные; двигательной; игровой; коммуникативной;
чтения художественной литературы; познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.); трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);
продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования); музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал).
Система социализации включает педагогические технологии:
клубный час, ситуация месяца, проблемная педагогическая ситуация, социальная акция, ежедневный рефлексивный круг, дети - волонтеры, развивающее общение, волшебный телефон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников"
В консультации рассказывается о истории и понятии метода проектов, о технологии проектирования. Дан план тематического проекта, примерный план работы воспитателя по подготовке проекта....
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка
Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...
Методы и приемы обучения. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Одни и те же приемы могут входит в раз...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас
С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....
Проектный метод - как метод развивающего обучения дошкольника.
Что такое проект, что такое пректирование. Цель и задачи проектного метода. Виды и основные этапы проектов....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....
проектный метод как метод развивающего дошкольника
Консультация для воспитателей....