Консультация "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"
консультация (средняя группа)

Сэротэтто Ольга Александровна

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными,деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить,общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающих.Эта мечта вполне может сбыться, только родителям нужно приложитьдостаточно усилий всегда помнить: каким бы ни был малыш, для родителейон самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждыйребенок несет в себе не только наши гены, но и частичку нашей души, нашейлюбви. Мы хотим счастья для своих малышей, хотим видеть их веселыми,здоровыми, успешно идущими по жизни.С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новыеощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждаяувиденная картинка – монетка в копилку практического и чувственногоопыта. Это процесс познания, во время которого и происходит развитиеребенка.Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постояннорасширять свои познания об окружающем, узнавать что – то новое,накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этогонеобходимо создать ему определенные условия. Прежде всего, это вниманиесо стороны родителей. То есть вы не просто сидите рядом с ребенком ибдите, вы общаетесь, вы вместе пользуетесь игрушками, вы разговариваете смалышом и добиваетесь от него ответной реакции на свои слова и действия.От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости междувзрослым и малышом, характера общения между ними и оказываемогоребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.Качество речи – показатель уровня интеллектуального иэмоционального развития человека, поэтому родители обязательно должныстимулировать речевые возможности ребенка, создать такую обстановку, вкоторой малыш не только хорошо понимает обращенную к нему речь, но исам хочет говорить, пользоваться речью.В трудном деле воспитания вообще и развития речи в частности у вас,дорогие родители, есть помощники. Это книги, которые читаете вы вашимдетям, книги в которых даются самые разнообразные советы и рекомендациина все случаи жизни. Многие литературные произведения остаются вернымиспутниками ребенка на протяжении всего периода детства. Это,произведения А. Барто, К. Чуквского, С. Михалкова, С. Маршака. Что можетсравниться с прелестью детских сказок! Но если с художественнойлитературой еще как -то можно разобраться, то при приобретенииметодической литературы вас могут ждать подводные камушки. Итак, попробуйте выяснить кто автор рекомендаций, есть ли у автора опытпедагогической деятельности. У нас много известных, замечательныхспециалистов, произведения которых пользуются популярностью средипедагогов и родителей. За плечами таких авторов как И. Лопухина, Л.Парамонова, В. Кузнецова и многих других стоит многолетний практическийопыт и обширные профессиональные знания.Детская книга традиционно рассматривается педагогами как средствоумственного, нравственного и эстетического воспитания. По словамСухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный,думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».Художественная литература – одно из важнейших средстввсестороннего развития личности. Она будит мысль дошкольника, помогаетему ориентироваться в окружающей действительности. Дети начинаютвидеть в знакомых предметах и явлениях новые, ранее не замеченные имикачества, воспринимают предметы и явления в их внутренней связи.Содержание художественного произведения расширяет кругозормаленького читателя, выводит его опыт за рамки личных наблюдений,открывает перед ним социальную действительность: рассказывает о труде ижизни людей, о больших делах и подвигах и тд.Раскрывая внутренний мир человека, показывая характеры, чувства,мотивы поступков, а так же выражая отношение автора к изображаемымявлениям, произведения художественной литературы заставляютдошкольника волноваться, сочувствовать героям или осуждать их. Онипомогают формировать умение давать нравственные оценки, оказываютвлияние на поведение ребят, их взаимоотношения со сверстниками ивзрослыми.Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересноперелистывать странички, рассматривать иллюстрации, слушать чтениевзрослого. С появлением интереса к картинкам начинает возникать интерес ктексту. При соответствующей работе уже на третьем году жизни можновызвать у малыша интерес к судьбе героя повествования, заставить егоследить за ходом событий и переживать новые для него чувства.Сила впечатления, получаемого ребенком при слушании литературногопроизведения, зависит от уровня развития его эстетического восприятия, т. е.от способности воспринимать художественное произведение в неразрывномединстве его содержания и формы.Развитие эстетического восприятия имеет несколько стадий. Серьезныеизменения в этой сфере наблюдаются в дошкольном возрасте. Об этомсвидетельствуют исследования Л. С. Выгодского, С. Л. Рубинштейна, А. В.Запорожца. Выделяют два периода восприятия литературных произведений:от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь отискусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова,становиться для ребенка самоценным. Ограниченный личный опыт,недостаточно глубокое понимание существенных связей и отношений подчасмешают детям понять некоторые элементы сюжета, особенности идейного содержания книги и отдельные образные выражения. Однако, если причтении у дошкольника возникает эмоциональная заинтересованность,личностное отношение к героям и событиям, он может глубоко и полновоспринимать прочитанное.Повышенная эмоциональность является побудителем внутреннейактивности ребенка при восприятии художественного литературного образа.Дошкольник, как правило, еще не может отделить свои переживания отвнешних обстоятельств, изображенных в книге. Его переживания во времяслушания, его эмоциональное отношение к героям и событиям часто несоответствует изображаемому событию. Малыш не может вырваться из«плена» художественного произведения, что связано с неумением осознаватьсвои эмоции и управлять ими.Общеизвестна способность детей дошкольного возраста кфантазированию, «примысливанию». При чтении книги важно, чтобывоображение не уводило ребенка от текста, а включалось в эстетическоевосприятие, направляло и углубляло его. Впрочем, здесь возникаюттрудности: слушая, ребенок не всегда может подчинить воображение тексту.Чтобы фантазия не уводила маленького слушателя от текста, взросломудостаточно только направить ее, и тогда он без помех включится ввосприятие книги.В процессе слушания у детей возникают ассоциации с явлениямидействительности, с которыми они встречались в жизни. По мере того как всознании дошкольника образуются связи между конкретными явлениямиокружающего мира и словами, их обозначающими, те и другие начинаютвыступать как единое целое. У ребят складываются наглядные представленияоб изображаемых словами жизненных фактах, которые принимают формы втом случае, если опираются на непосредственный личный опыт слушателей.А. В. Запорожец писал: «Ребенок проходит длительный путь развитияотношения к художественному произведению: от непосредственногонаивного участия в изображаемых событиях до более сложных формэстетического восприятия, которые для правильной оценки явления требуютумения занять позицию вне их, глядя на них как бы со стороны».Дошкольники острее воспринимают поступки героев книги, чем мотивы ихдействий. В то же время, как показало исследование Л. М. Гуровича, детистаршего дошкольного возраста способны к пониманию мотивов поведенияперсонажа, описывает ситуации, в которых он действует, а также от того,направил ли педагог внимание детей на чувства, мысли и переживания героя.Будущего читателя необходимо воспитывать, когда он еще являетсяслушателем. «Детское чтение» подразделяется на опосредованное,самостоятельное, чтение – сотворчество.При опосредованном чтении ведущая роль принадлежит чтецу, т. евзрослому (родителю или воспитателю, ребенок выступает в роли слушателя.Это дает взрослому следующие возможности:- контролировать процесс чтения (соблюдать ритм, варьировать текст,делая его более доступным) ;- ярко и выразительно подавать материал;- следить за реакцией слушателя;Чтение вслух – задача не из легких. Текст требуется не простомеханически произносить, но и обыгрывать, создавать голосом образы героевпроизведения. Часто просьба ребенка «что – нибудь почитать»воспринимается как назойливая и скучная обязанность. Чтобы чтение сталорадостью, важен настрой не только малышей, но и взрослого.Надо, однако, иметь в виду, что при опосредованном чтении возникаютнекоторые трудности.1. Если слушателей более двух встает проблема выбора произведения.Кому то необходимо идти на компромисс. Взрослый может предложить длячтения свой вариант произведения, заинтриговать детей.2. Взрослый должен быть готов реагировать на внезапно возникшие походу текста вопросы, комментарии, а также такие проявления отношения кпрочитанному, как плач, смех, протест против изложенного в тексте ходасобытий. Чтение – общение, разговор (причем напоминать об этомнеобходимо только взрослым, ребенок уже готов к нему) .Обычно 3 – летний ребенок может уже начать сказку и не в состоянииее продолжить. Следует помочь вопросами. Наиболее доступны дляпересказа сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др.В маленьких рассказах, которые пытаются пересказать дети, некоторыеиз них повторяют отдельные слова, другие – целые предложения. В этомвозрасте дети могут отвечать хором, могут – индивидуально. Сначала ониотвечают только на вопросы по знакомому тексту, потом возможен пересказнебольших отрывков.Речь взрослого – это то, чему ребенок подражает, с нее он «снимает»образцы для своих высказываний. Поэтому на первых порах малышповторяет рассказ с небольшим сюжетом, подражая вам слово в слово.Дети способны поделиться всем увиденным и пережитым, отвечая навопросы, или рассказать любимому герою (Чебурашка, гном, кукла и тд).Вопросы детей говорят об их продвинутости в диалоге, ведущим к связнойречи.У детей 4 лет речь становиться более связной и последовательной.Дети могут пересказать литературное произведение, рассказать по картинке,описать характерные особенности той или иной игрушки, передавать своимисловами впечатления из личного опыта и вообще самостоятельнорассказывать. Во время пересказывания ребенок 4 лет способенвыразительно передать диалог действующих лиц и рассказать кратко, чтопроизошло.Работая с картиной, дети обращаются к личному опыту, проводяаналогии с содержанием изображенного на ней. В результате дети подходят кмаленькой истории из 2 – 4 предложений, позже – к небольшим рассказам.Чтение как творчество – этот не просто нечто среднее междуопосредованным и самостоятельным чтением. В нем на равных участвуют ивзрослый и ребенок. Ребенок совмещает привычную для него роль слушателя с ролью чтеца (пусть не надолго) и отчасти с ролью литературного критика(например, учится отличать положительные и отрицательные качествагероев).Сотворчество как совместное исследование, открытие нового мира даетмассу положительных эмоций и полезных навыков. Ничего, что ребенокчаще выступает в роли наблюдателя, а не реального участника: он слушает,смотрит и впитывает саму атмосферу общения с книгой. Кроме развитияречи творческого мышления, сотворчество при общении с книгой позволяетисподволь, незаметно, в игровой форме привлечь ребенка к самому процессучтения, который еще не слишком доступен и представляет определеннуютрудность.Вначале можно предложить ребенку найти знакомые буквы в названиипроизведения, в подписях к иллюстрациям или названиях глав, а затемпрочесть их.Можно в начале чтения предложить малышу продолжить илизакончить рассказ. Рекомендуем игру «Договорки», когда строку надозакончить словом, подходящим по смыслу. Например: Летом всем бываетжарко, когда светит солнце… (ярко). Или: В малине понимает толк, хозяинлеса, страшный… (медведь). В этом случае следует быть особовнимательным, потому, что подходящее по смыслу слово не рифмуется .Такое развлечение увеличивает словарный запас, развивает чувствоязыка, дети учатся слышать не только отдельные слова, но и их сочетания.Возможен и такой вариант работы: взрослый читает, а ребенок слушаеттекст и считает, сколько раз встречается какое либо слово (рекомендуетсябрать небольшие произведения). Поскольку в кропотливый и довольносложный для детей процесс слушания вводится элемент игры, он становитсяболее интересным.Следующим этапом может стать «чтение по ролям». Для этогоподходят небольшие рассказы, а также басни. При таком «чтении»дошкольник следит за смыслом, за словами, учится говорить выразительно.Дети 5 лет хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы посодержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы. Такимобразом обогащается тематика связанной речи. При этом дети могутиспользовать синонимические выражения, т. е. говорить точно посодержанию, но другими словами. Кроме того, пересказ может включать иколлективные формы общения детей между собой. Совместные рассказывсегда интереснее детям, но нужно уметь договориться, кто первым начнет,кто продолжит, а кто закончит.Дети могут пересказать прочитанное им произведение. Маленькиерассказы обычно рассказываются целиком, большие - по частям, заранеепродуманным взрослым.Как разновидности детского рассказывания используются в старшемдошкольном возрасте рассказы по картинке, об игрушке и из личного опыта.Дети способны выстроить рассказ по серии картин, и сложив завязку,кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, т. е.выйти за еѐ пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказсамостоятельно. При этом возможны коллективные формы работы, которыеспособствуют критическому значению к речи сверстников и своей, умениюоценивать содержание и форму рассказовНаиболее сложный вид чтения – самостоятельное чтение. Важно,чтобы неизбежные неудачи не ослабили интерес к этому занятию.При самостоятельном чтении также возникает ряд проблем. Во –первых стремление ребенка. получить из книги интересующую егоинформацию натыкается на, с одной стороны, на помехи в виде собственнойслабой техники чтения, с другой – на необходимость одновременно вникать всмысл читаемого текста. Во – вторых, чтение взрослого, как правило,выразительно, эмоционально, что делает содержание более захватывающим ирезко контрастирует с маловыразительным чтением по слогам самогоребенка. В – третьих, в тексте могут встретиться незнакомые слова. Этопотребует помощи взрослого.У детей 6 – 7 лет хорошо развита диалогическая речь: они отвечают навопросы, подают реплики, задают вопросы. При этом свободно пользуютсявопросительными и восклицательными интонациями, могут выразитьудивление, просьбу; сопровождают речь жестами, мимикой. Они ужеспособны построить краткие высказывания. Владея монологической речью,дети содержательно, грамматически правильно, последовательно и связно,точно и выразительно строят свою речь при пересказах и самостоятельномпересказывании. Дети могут пересказать литературное произведение, имеяопределенные представления о его композиции и языковых средстваххудожественной речи.В рассказах по картинке дети способны передать содержание,составить самостоятельный рассказ, придумать события, предшествующие ипоследующие изображаемому, могут описать пейзаж, передать настроениекартины, сравнить разные картины.Рассказывая об игрушках, дети пользуются точными названиями ихкачеств (цвет, форма, размер, величина) и функциональных назначений. Всвоих рассказах они активно употребляют определения. Дети 6 лет уже всостоянии составить рассказы, используя для этого набор игрушек.Дети также могут рассказать, что с ними случилось, передать своивпечатления, свой опыт в связном повествовании, живо и интересно.Кроме того, дети 6 лет используют различные варианты творческихрассказов: придумывают продолжение, завершение рассказа, составляютрассказ или сказку по плану воспитателя, по теме, которую могут выбратьсами. У них уже достаточно развит интерес к самостоятельному творчеству;они могут сочинять рассказы, истории, стихи.Говоря о чтении, как о творчестве, отметим, что все виды чтенияинтересны и хороши по – своему. Каждый вид обладает уникальнымивозможностями воспитания ребенка как личности, помогает сделать процессобщения с ребенком более продуктивным. Советы родителям, относящиеся к домашнему чтению, можнораспределить по таким рубрикам: «Сказка в жизни ребенка», «Как и когдарассказывают сказки», «О чем и как беседовать с детьми после прочтениякниги», «Личная библиотека вашего малыша» и др.В вашей семье появился новый человек. И важен каждый день, каждыйчас. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые и новые горизонты,поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для окружающ...

Консультация для родителей на тему: "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

В вашей семье появился новый человек. И важен каждый день, каждый час. Шаг за шагом ребенок осваивает все новые и новые горизонты, поднимается на следующие ступеньки. Давайте поможем ему на этом пути....

Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

"Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Консультация для родителей "Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста...

Семейное чтение, как фактор развития речи детей дошкольного возраста

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активными, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми, и самому быть интересным для ок...