Рабочая программа. Младшая группа
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
(приложение к основной общеобразовательной
программе дошкольного образования, реализуемой в МДОУ)
образовательной области «Художественно- эстетическое развитие”.”Музыка»
для детей младшего возраста
на 2018-2019 учебный год
Составил рабочую учебную программу
Музыкальный руководитель
Леонтьева Елена Анатольевна
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа образовательной области «Музыка» является частью основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131». Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.Васильевой, В.В.Гербовой и Т.С.Комаровой, и дополнительной программы «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.
Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, и возрастных особенностях детей в соответствии с Федеральными государственными требованиями.
Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы, являются:
-Закон Российской Федерации «Об образовании» №273 – ФЗ от 29.12.2012 г.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена 21.01.2010);
-СанПиН 2.4.1. 3049-13;
-Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373);
-Свидетельство об аккредитации МДОУ;
-Лицензия на ведение образовательной деятельности.
Рабочая программа определяет содержание и организацию музыкальной деятельности детей в ДОУ и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей через все виды музыкальной деятельности.
Программа разработана с учетом следующих принципов:
- Принцип индивидуализации и дифференциации, заключающиеся в предоставлении каждому ребенку возможности реализации способностей в условиях индивидуальной развивающей среды, соблюдении при этом приоритета добровольности выбора форм самореализации;
- Принцип развивающего образования;
- Принцип научной обоснованности;
- Комплексно-тематический подход к содержанию образовательной деятельности;
- Принцип практической применимости;
- Принцип преемственности дошкольного и начального школьного образования, федерального, национально-регионального и местного компонентов, учет социокультурных условий и факторов социализации личности ребенка.
Оригинальность программы состоит в системе специально организованных интегрированных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей детей.
Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи программы:
- Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.
- Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей.)
- Приобщать детей к русской народно - традиционной и мировой музыкальной культуре.
- Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
- Развивать коммуникативные способности.
- Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
- Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
- Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.
- Развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
Методические принципы:
1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.
3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.
4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.
5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.
6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).
7. Принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства.
8. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.
9. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.
10. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.
Таким образом, решение программных задач осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Рабочая программа по музыке, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Учет и оценка музыкально-творческих способностей будет осуществляться на основе диагностики музыкальных способностей по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой.
Результатом реализации учебной рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать:
- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
- умение передавать выразительные музыкальные образы;
- воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность);
- умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
- проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
Реализация задача по музыкальному воспитанию предполагается через основные формы музыкальной организованной образовательной деятельности с учетом учебного плана:
Программные цели и задачи образовательной деятельности области «Музыка» формируются с учетом возрастных особенностей музыкального развития детей.
Возрастные особенности музыкального развития детей
младшего возраста.
Дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет) имеют определенный круг представлений в связи с окружающей действительностью, ориентируются в разных видах деятельности, владеют определенными навыками. Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение.
Дети формируют определенный объем навыков восприятия музыки, пения, ритмического движения. Исполнительская деятельность их, в ее простейших формах, начинает играть ведущую роль.
Слушая песни, небольшие пьесы, у детей возникает отзывчивость на музыку различного характера. Дети начинают понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца, запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка. Они способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм, уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы.
В процессе музыкально - дидактических игр продолжается работа над развитием музыкального слуха, сенсорных способностей. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание: (низкое – высокое, тихое – громкое), но и воспроизводят его. У детей развивается умение играть на музыкальных инструментах (бубне, барабане, деревянных ложках, треугольнике), различать их звучание характерный ритм, связанный с игровыми образами («медведь идет», «зайчик прыгает»).
В этом возрасте появляется певческое звучание, голос звучит сильнее, активнее становится артикуляция, начинают формироваться вокально-хоровые навыки. Пение ребенка становится достаточно протяжным, точным, ритмичным.
В процессе обучения формируется координация движений, решается основная задача – воспитание согласованности движений и музыки, развитие ритмичности. Осваивая гимнастические, танцевальные и образные движения, дети учатся передавать контрастный характер музыки (марш, пляска), менять движения в соответствии с частями произведения, различать силу звучания, изменения темпа.
К 4 годам у детей отмечается обогащение музыкальных впечатлений, развивается желание слушать музыку. Они замечают особенности произведений изобразительного характера, у них формируется певческое звучание голоса, элементарная выразительность и ритмичность движений. Дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку, плясать и играть, используя знакомые движения.
Учитывая данные возрастные особенности, сформированы следующие цели и задачи по развитию музыкальных способностей детей 3-4 лет.
Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач в различных видах музыкальной деятельности.
Слушание
Приобщать детей к народной и классической музыке.
Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем.
Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку.
Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении.
Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии громко, тихо).
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение
Учить выразительному пению.
Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) — ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество
Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения
Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание.
Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой.
Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них.
Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Развитие танцевально-игрового творчества
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
К концу года дети могут:
Слушает музыкальное произведение до конца.
Узнает знакомые песни.
Различает звуки по высоте (в пределах октавы).
Замечает изменения в звучании (тихо — громко).
Поет, не отставая и не опережая других.
Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.).
Различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Интеграция образовательных областей:
Образовательный процесс построен с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Связь с другими образовательными областями.
«Физическая культура» | развитие физических качеств для музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности |
«Здоровье» | сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация. |
«Коммуникация» | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
«Познание» | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
«Социализация» | формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу |
«Художественное творчество» | развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества. |
«Чтение художественной литературы» | использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений |
«Безопасность» | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности |
У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка», (при условии применения ценностного содержания музыкального образования в соответствии с целью формирования общей культуры детей), также формируются все интегративные качества.
- Двигательная активность детей под музыку, окрашивающая движения ребенка эмоциями, способствует физическому развитию, увлеченности этой деятельностью (увлеченность детей движениями под музыку, качество их согласованности с музыкой), что помогает формированию интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;
- Привлекательная музыкальная деятельность вызывает активность детей, которая проявляется в их вопросах, ответах на вопросы, желании действовать (интегративное качество «Любознательный, активный»);
- Эстетические чувства при восприятии музыки закрепляются в виде личностных нравственно-эстетических проявлений (поведение во время слушания, степень эмоциональной отзывчивости), внимания, внешних эмоциональных проявлений (интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»);
- Совместная художественная деятельность сплачивает, объединяет детей и взрослых. У ребёнка появляется желание помочь другому ребенку, желание действовать сообща (интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»);
- В умении планировать свои действия, доброжелательности, помощи другим детям в процессе музыкальной деятельности формируется интегративное качество «Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений».
- Интегративное качество «Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» формируется в экспериментировании: в пении, движении, игре на музыкальных инструментах, высказываниях о музыке;
- В процессе музыкальной, художественной деятельности наиболее успешно формируются представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, мире и природе в силу эмоциональной окрашенности художественных образов. При изучении произведений о семье, родной стране, природе развивается эмоциональная отзывчивость, понимание детьми того, что люди берегут, дорожат этими произведениями, потому что они обладают красотой, как и сам мир, который в них изображен (интегративное качество «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), о его культурных ценностях и своем месте в нем, о государстве, о мире и природе»);
- Развитие музыкального восприятия (процесс обучения детей умению слушать и слышать, выполнять задания взрослого), умения сосредоточиться и точно выполнить задание педагога (остановиться с окончанием звучания марша, петь выразительно, ритмично встряхивать погремушку, звенеть в колокольчик и др.); способствует подготовке детей к школе (интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»);
- Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками (для осуществления музыкальной деятельности)» формируется в процессе музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, песенное, музыкально-игровое и танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах).
Организации образовательной деятельности в области “Художественно- эстетическое развитие”. «Музыка»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная музыкальная деятельность детей | Взаимодействие с родителями по реализации ООП |
Использование музыки: • на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»); • в непосредственной образовательной деятельности (область «Музыка»); • во время умывания; • в другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы» и др.); • во время прогулки (в теплую погоду); • в сюжетно-ролевых играх; • перед дневным сном; • при пробуждении; • во время праздников и развлечений. | Использование музыки: • в непосредственной образовательной деятельности; • во время праздников и развлечений. Музыка в повседневной жизни: • в непосредственной образовательной деятельности (в различных образовательных областях); • в театрализованной деятельности; • при слушании музыкальных сказок; • при просмотре мульт- фильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов; • при рассматривании картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности; • при рассматривании портретов композиторов. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО. Игры в «праздники», «концерты», «оркестр». | Консультации для родителей. Родительские собрания. Индивидуальные беседы. Совместные праздники, развлечения (подключение родителей к участию в праздниках и подготовке к ним). Театрализованная деятельность (совместные выступления детей и родителей) Открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности. Создание средств наглядно-педагогической пропаганды для родителей (папки или ширмы-передвижки). Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье. Посещение детских музыкальных театров, экскурсий. Прослушивание аудиозаписей с параллельным просмотром соответствующих иллюстраций, репродукций картин, портретов комп. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа младшей группы
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу младшей группы, построенной по принципу основной общеобразовательной программы дошко...
Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"
Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием. «Малютка» МДОУ Д/с № 27 «Чеб...
Рабочая программа младшая группа.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области «Согласовано» Председатель методическ...
Рабочая программа младшая группа
разработана на основе программы "Детство"...
Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.
Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...
Рабочая программа младшей группы общеразвивающей направленности для воспитанник 3-4 лет (группа Акварелька)
Рабочая программа младшей группы...