Проект "Развитие графических навыков письма у дошкольников"
проект (подготовительная группа)

Конева Алла Александровна

 Вашему вниманию представлен проект "Развитие графических навыков и умениу дошкольников

Поступление в школу – событие в жизни     ребенка. 

Современная   школа  предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс.

На первом  этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука,

теряется    рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо,

ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается с общей темой работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕМА: «Развитие графических навыков письма у дошкольников»

Вид проекта: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный.

Поступление в школу – событие в жизни     ребенка. Современная   школа  предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом  этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется    рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается с общей темой работы. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточными навыками зрительно - двигательной координации, произвольного внимания, аналитического  восприятия, зрительной памяти. Поэтому возникла идея создания проекта: «Развитие графических навыков и письма у дошкольников».  В процессе работы в тетради у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуются зрительно-двигательная координация и ориентировка в микро пространстве, развивается произвольное внимание, зрительная  память, аналитическое восприятие, речь.                                                  

 ЦЕЛИ ПРОЕКТА: 

Выяснить какие трудности возникли у  детей  данной группы. Формировать умения ориентироваться на листе в тетради.

В  процессе работы в тетради укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствуя зрительно-двигательную координацию.

Учить детей обосновывать свои ответы.  Развивать мелкую моторику пальцев

рук, внимание, зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Учить ориентироваться в пространстве. Закреплять навыки счёта, измерение условной меркой клеткой. Развивать внимание, зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, умение чертить плавно закруглённые линии, работать в тетради.

Воспитывать умение выполнять требование педагога, быть внимательным и активным в течение  всей непосредственно образовательной деятельности.

Участники – дети подготовительной  к школе группы.

Совместная деятельность воспитатели:                            

1.Организуют  систему работы,  включая восемь разделов, которые реализуют в следующем порядке:                                                                                          

а) знакомство с тетрадью и рабочей строкой.                      

б) вертикальные и горизонтальные прямые                      

     линии и комбинации из них.                                            

в) радуга: тёплые и холодные цвета.                                      

г)  наклонные прямые линии и комбинация из них.            

д) печатание цифр по клеткам.                                                  

е) дуги, волнистые линии, круги, овалы.                            

ё) печатание букв по клеткам.                                                  

ж) рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения следует  усложнять постепенно.

Знакомя ребёнка с новым упражнением, нужно

опираться на ранее усвоенные им умения и навыки.

2.Подбирают: Д/игры, физминутки, атрибуты для развития мелкой моторики   пальцев рук.

3.Проводят консультации для родителей.

4.Организуют экскурсию в школу.                              

ДЕТИ:                        

1.Участвуют в логоритмических занятиях.  

2.Пишут в тетрадях.

3.Играют в Д/игры.

4.Рисуют по клеточкам предметы сложной формы.

5.Работают по шаблону.

6.Придумывают слова на данную букву в определённой позиции: начало, средина, конец.

7.Участвуют в нетрадиционных занятиях по физической культуре

8. Играют в подвижные игры.

9.Учат физминутки для развития мелкой моторики пальцев рук.                                                                                    

10. Рисуют различные орнаменты.

11. Вырезают из бумаги (узоры, снежинки и мн. др.)

12. Используют  оригами.                                      

 РОДИТЕЛИ:                                  

1.Выполнение домашних заданий в тетрадях с детьми.                  

2.Изготовление поделок из цветной бумаги.                                  

3.Совместное рисование с детьми различных орнаментов.          

4. «День открытых дверей» выставка поделок.                              

5. Экскурсия в школу с родителями и детьми.                          

6.Организуют уголок школьника.

СВЯЗЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ В РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ «РАЗВИТИЕ  ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА У

ДОШКОЛЬНИКОВ»                          

1.Музыкальный руководитель.

                 а) подбор музыки для релаксации                                  

                 б) разучивание песен                                                              

                 в) определение характера произведения                        

                 г) разработка логоритмических  занятий

2.Инструктор по физкультуре.                                                                      

                 а) нетрадиционные, традиционные занятия                  

                 б) разучивание подвижных игр                                          

                 в) танцевальных движений                                                    

3. Логопед.                                                                                                        

                 а) подбор физминуток для развития мелкой                    

                    моторики пальцев рук

                б) составление рассказов по цепной структуре

4. ИЗО руководитель.  

                а) рисование различных орнаментов

                б) выставка рисунков

5.Руководитель ручного труда.

                 а) использование оригами

                 б) вырезание из бумаги узоры, снежинки                                                        

                 в) работа по шаблону

                 г) лепка

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГРАФИЧЕСКИХ

НАВЫКОВ ПИСЬМА.

1. Работу по развитию элементарных графических навыков письма –

целесообразно проводить систематически - как часть  комплексного  НОД, по математике и другим дисциплинам.

2.Перед  работой  провести физкультурную паузу, а после выполнения задания упражнения для кистей рук.

3.Необходимо следить за освещённостью рабочего листа ребёнка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33сантиметра.

4.Для работы понадобится шариковая ручка, простой карандаш, набор    цветных карандашей.                          

ПЛАН ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ  ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА

1. Сообщение  детям темы непосредственно образовательной   деятельности.

2. Рассматривание образца упражнения.

3. Показ способа выполнять задания на доске или в тетради с одновременным пояснением: « Поставим ручку в правый верхний угол клетки, и проведём  прямую в левый нижний угол и т. д.

 4. Проговаривание детьми способа выполнения задания.

5. Выполнение задания.                                              

6. Контроль со стороны педагога за точностью выполнения.      

7.  Привлечение ребёнка к анализу качества выполнения работы.

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ЗНАКОМСТВО С ТЕТРАДЬЮ

И РАБОЧЕЙ СТРОКОЙ»

ТЕМА: « Знакомство с тетрадью»

ЦЕЛЬ: Знакомить с тетрадью. Учить ориентироваться на рабочей строке.

             Отгадывать  загадки. Воспитывать самостоятельность.

ХОД НОД

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов.

На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Рассмотрим страницу.

На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты - клетки.

Предложим детям провести указательным пальцем правой руки сверху вниз и слева направо.

Загадка: не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита.

                                                                  (рабочая тетрадь)        

Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях воспитатель чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети  рассматривают рабочую строку, она состоит из ряда клеток, закрепляют её синим карандашом. Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке. Дети ставят точки на рабочей строке, в центре клетки, на середине боковой стороны клетки, на пересечении линий.

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ВЕРТИКАЛЬНЫЕ,  ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ

ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И КОМБИНАЦИИ

ИЗ    НИХ»

ТЕМА: « ВЕРТИКАЛЬНЫЕ И ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ ПРЯМЫЕ

ЛИНИИ И КОМБИНАЦИИ ИЗ НИХ»

ЦЕЛЬ: «Развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо), зрительно – двигательную координацию  и мелкую моторику, навыки безотрывного письма, зрительное внимание.

ХОД НОД

Предложить детям штриховку вертикальные горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо, или сверху вниз, раскрашивают, упражнения выполняются строго по клеткам. В процессе работы следить за осанкой, использовать здоровье сберегающую технологию по методике Базарнова офтальмологические кресты.

Физминутка: « Бьют часы на старой башне, вспоминаем день вчерашний (наклоны туловища вперёд прямо при этом ноги не сгибать) бом, бом.

А настенные идут тик- так, тик- так, тик- так (наклоны вправо, влево с малой амплитудой), а наручные спешат: тики - таки,  тики - таки, тики – таки,

 (наклоны вправо, влево с большей амплитудой). Повторить 3 раза. Подведение итога: с чем справились, что вызвало затруднение.

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«РАДУГА»

ТЕМА: «РАДУГА»

ЦЕЛЬ: Закреплять знания о тёплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки. Воспитывать самостоятельность.

Ход НОД 

 Воспитатель предлагает путешествие по лесу.  

Дети встречают зверей на опушке (лося, оленя, белку, зайца, и др.) определяют, в каком типе леса находятся (смешанном и т.д.).

Воспитатель обращает внимание на горизонт при выходе из леса и видит радугу.

 Обращает внимание на цвета тёплые и холодные. Радуга на доске. Предлагает  детям каждому закрасить по порядку в цвета:

 красный, оранжевый, желтый - это тёплые цвета, как солнышко, огонёк. Зелёный, голубой, синий, фиолетовый - холодные цвета небо, река, море. В дальнейшем для раскрашивания фигур дети самостоятельно подбирают тёплые, холодные цвета по указанию воспитателя.

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

       « НАКЛОННЫЕ ПРЯМЫЕ ЛИНИИ

И КОМБИНАЦИЯ ИЗ НИХ»

                                   

ТЕМА: « НАКЛОННЫЕ ПРЯМЫЕ ЛИНИИ И КОМБИНАЦИИ ИЗ НИХ»

ЦЕЛЬ: Развивать ориентирование на рабочей строке в микро пространстве

 (правый верхний и левый нижний углы, слева, направо и т.д.) зрительно

двигательную координацию, навыки  безотрывного письма, зрительное внимание, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

ХОД НОД

Педагог предлагает писать прямые линии с различными интервалами и комбинации и них, треугольники разной формы.

Штриховка букв прямыми и наклонными линиями, закрашивание  букв в тёплые и холодные цвета по указанию воспитателя. Повторить, какие цвета  относятся к тёплым и холодным.

Провести физминутку «мы  писали, мы писали наши пальчики устали, а теперь мы потрясём и немножко отдохнём». Повторить три раза.

 Подвести итог. С чем справились, над чем ещё работать. Постепенно задания усложняются.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

« ПЕЧАТАНИЕ ЦИФР ПО КЛЕТОЧКАМ»

Тема: « ПЕЧАТАНИЕ ЦИФР ПО КЛЕТОЧКАМ»

ЦЕЛЬ: 

Развивать ориентирование в микро пространстве, зрительно двигательную координацию и зрительное внимание. Вырабатывать усидчивость.                              

ХОД НОД

 

Воспитатель предлагает печатание цифр, индекс на почтовых конвертах. Объясняет: что такое конверт и для чего служит индекс.

 Даёт сравнивать, что одинаковое, а что разное в паре цифр 2 и 7, 6 и 9.

 

                             

 

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

« ДУГИ, КРУГИ, ОВАЛЫ,

ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ»

Тема:  « ДУГИ, КРУГИ, ОВАЛЫ, ВОЛНИСТЫЕ ЛИНИИ»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительно – двигательную координацию. Умение чертить  плавно закруглённые линии, ориентировку в микро  пространстве.

ХОД НОД

 Воспитатель предлагает плавно нарисовать круги, овалы, волнистые линии, дуги по предложенному образцу.

 Следит за осанкой детей.

 Проводит физминутки

« Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо, ветерок всё тише, тише  деревцо всё выше, выше».

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ПЕЧАТАНИЕ БУКВ ПО КЛЕТОЧКАМ»

ТЕМА:  «ПЕЧАТАНИЕ БУКВ ПО КЛЕТОЧКАМ»

ЦЕЛЬ: Развивать внимание, зрительно – двигательную координацию.

            Закреплять элементарные  графические умения и навыки письма.

ХОД НОД

 

Путешествие в волшебную страну « По дороге к азбуке».

Воспитатель предлагает рассмотреть буквы. Напечатать буквы высотой в две клетки, шириной в одну клетку.

Исключение составляют буквы Ж, Щ, Ш,Ы. Их печатают шириной в полторы клетки.

В конце каждого занятия дети с воспитателем сравнивают по признакам сходства или различия некоторых букв  Б – В, Н – И, С – Э, О – Ю, Ц – Щ

 и другие.

НЕПОСРЕДСТВЕННО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«РИСОВАНИЕ ПО КЛЕТКАМ ПРЕДМЕТОВ

СЛОЖНОЙ ФОРМЫ»

ТЕМА: «Рисование по клеткам предметов сложной формы»

ЦЕЛЬ: Развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной                формы, ориентирование в пространстве.

 Закреплять навыки счёта и измерения условной меркой – клеткой.                                            

ХОД НОД:

Воспитатель предлагает путешествие в страну геометрических фигур.

Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры.

Определяя их величину, считая клетки в каждой стороне, затем рисуют по образцу, раскрашивают.

Рисуют орнаменты или предметы из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ

И ПИСЬМА НА УРОНЕ БУКВЫ

В русском алфавите 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности: Б, В, Г,Д,Е,Ё,З,Й,К,Л,Р,С,Ц,У,Ч,Щ,Ъ,Ы,Ь,Э,Ю,Я.

Прежде чем приступить к работе по различию правильной буквы учим ребёнка ориентировке пространству на себе и на листе бумаги.

ИГРА «ЭЛЕКТРОННАЯ МУХА»

В центре точка, которая может перемещаться только по сигналу на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведется от центра. Даётся сигнал – вверх - вправо. Дети передвигают свою фишку по месту бумаги - отмечая, где остановилась «муха». Постепенно  ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 и до 8-10. Для усложнения игры детям предлагается не сдвигать фишку рукой, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась. В результате этой игры устанавливается понятие: верх – низ, право – лево, а также дети запоминают названия квадратов.

  1. Центральный квадрат.
  2. Правый центральный квадрат.
  3. Левый центральный квадрат.
  4. Верхний центральный квадрат.
  5. Нижний центральный квадрат.
  6. Правый верхний квадрат.
  7. Правый нижний квадрат.
  8. Левый верхний квадрат.
  9. Левый нижний квадрат

 После такой подготовки приступаем к выполнению диктантов орнаментов и букв.

Например: поставим точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом: 5- вниз, 1- вправо, 4- вверх, 2- вправо, 1- вверх, 3-влево, (получается буква «Г» - дети её штрихуют), так можно знакомиться с буквами.

2. Выкладывание букв из палочек.

3.Определение букв написанных на карточках, где представлены как   правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

4. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами.

                           Ход игры.

Наощупь определить, какая буква в руках, назвать её, придумать слова на эту букву, положить на стол так, чтобы она отражала верное написание.

5 .Найди недостающие элементы буквы. Игра « Буква сломалась».

    Какая буква сломалась?

6. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой, демонстрация букв в разном положении.

7. Определение буквы «написанной» на спине пальцем по коже медленно проводится контур буквы, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами и открытыми).

8.Систематическое придумывание  слов на данную букву. Связь звука и буквы, а также их различие объясняют на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву пишем, видим.

9. Нахождение букв в геометрических фигурах.      

10. Поиск букв наложенных друг на друга. Необходимо выделить буквы,

которые  написанные одна на фоне другой.

11. Придумывание слов на данную букву в определённой последовательности.

                

12.Реконструирование букв. Например: из буквы «П» можно сделать «Н», передвинув одну палочку.

13.Определение букв которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) из двух( Т, Г, Х) палочек.

14.Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ»

ВЫПОЛНИЛА:  АЛЛА АЛЕКСАНДРОВНА КОНЕВА

ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ  КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

г. Тарко-Сале

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Семинар – практикум по теме: «Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»

«Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»...

Методическая разработка «Мы писали – не устали» (или какими видами деятельности занять ребёнка – дошкольника, чтобы развить графические навыки письма)

Взрослые часто думают, что обучив ребёнка читать, они подготовили его к школе. Увы, это не так! А как же подготовка руки к письму? Данную методическую разработку я создала для распространения передово...

Выступление на родительском собрании «Развитие графических навыков письма у дошкольников. Работа с клеткой».

Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определён...

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников с отклонением в речевом развитии.

В настоящее время проблема воспитание детей дошкольного возвраста с отклонением в речевом развитии становится все актуальней....