рабочая программа 1 младшей группы
рабочая программа (младшая группа)

Фирсова Светлана Анатольевна

Рабочая  программа

воспитателя  1 младшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_ml.gr_.docx61.19 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая  программа

воспитателя  1 младшей группы

Содержание        

I  Целевой раздел

1.Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи реализации программы

1.2.Принципы  и  подходы  к  формированию  программы

1.3. Возрастные особенности детей 1 младшей группы

(от 2 до 3 лет)

1.4. Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения

 программы

II   Содержательный раздел

2.1.Взаимодействие с семьёй

2.2.Содержание психолого-педагогической работы с детьми  1 младшей группы

2.3. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями

развития детей 1 младшей группы

Образовательная область «Познавательное развитие

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область «Физическое развитие»

2.4. Комплексно – тематическое планированиЕ

2.5.Планирование воспитательно-образовательной работы

III Организационный раздел

3.1. Режим дня

3.2. Культурно – досуговая деятельность

3.3. Предметно – пространственная среда

3.4. Учебно – методическое обеспечение программы

Список литературы

Приложения

Перечень развлечений и праздников для детей 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Рабочая программа воспитателя 1 младшей группы  разработана на основе  Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с. в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный №30038), Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

1.1.Цели и задачи реализации программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в программе уделено развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению здоровья детей.

Цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальной, чтения.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка.

Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности. Их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Творческая организация воспитательно-образовательного процесса.

Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка.

Уважительное отношение к результатам детского творчества.

Единство подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи

1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Программа по развитию детей 1 младшей группы  разработана  на основе Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368с.

Содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Основные принципы построения и реализации Программы:

- научной обоснованности и практической применимости;

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.3. Возрастные особенности развития детей 1 младшей группы

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее.

Продолжают развиваться предметная деятельность, деловое сотрудничество ребёнка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления.

Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Совершенствуются соотносящие и орудийные действия.

Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослым модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребёнка.

В ходе совместной с взрослым предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребёнку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. К трём годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить сложные и сложноподчинённые предложения, в разговоре с взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1500-2500 слов.

К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.

В середине третьего года жизни широко используются действия с предметами-заместителями.

Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребёнок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от неё линий.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии, петь.

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трём годам дети воспринимают все звуки родного языка. Но произносят их с большими искажениями.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Её особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребёнка проблемные ситуации разрешаются путём реального действия с предметами.

К концу третьего года жизни у ребёнка появляются зачатки наглядно-образного мышления. Ребёнок в ходе предметно-игровой деятельности ставит перед собой цель, намечает план действия и т.п.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трёх лет. Ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.4.Планируемые результаты, как целевые ориентиры освоения Программы.

Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

Владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения искусства.

С пониманием следит за действием героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и т.п.), с интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Содержательный раздел

2.1.Взаимодействие с семьёй.

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребёнка является развитие конструктивного взаимодействия с семьёй.

Ведущая цель – создание необходимых условий для формировании ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников 1 младшей группы и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Основные направления и формы взаимодействия с семьёй:

Взаимопознание и взаимоинформирование.

Непрерывное образование воспитывающих взрослых.

Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

(Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников второй группы раннего возраста Приложение)

2.2. Содержание психолого-педагогической работы с детьми 1 младшей группы

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нём заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребёнка, его нуждам, желаниям, возможностям. Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.

2.3.Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей 1 младшей группы

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребёнка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать).

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п.

Воспитывать элементарные правила вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого.

Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Образ Я. Формировать у детей элементарное представление о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть своё имя. Формировать у каждого ребёнка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, тепло и др.) и отличия от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т.д.)

Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке.

Родная страна. Напоминать детям название посёлка, в котором они живут.

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определённом порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает); как дворник подметает двор, убирает снег, зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.)

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиям «можно – нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком, водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.)

Ознакомление дошкольников с родным посёлком должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей программы, решаемых на фоне краеведческого материала.

Детям 1 младшей группы еще трудно представить себе поселок, поэтому не стоит с ними проводить занятия и давать какие – либо знания об истории поселка. Знакомство с поселком лучше начать с близлежащих улиц.

Воспитатель проводит наблюдения с детьми за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседует с ними о том, где им приходилось бывать в посёлке, что они видели, что запомнили.

На прогулке воспитатель показывает и объясняет, что все дома расположены на определенных улицах, у каждой улицы есть своё название, а у дома – свой номер.

Воспитатель добивается запоминания детьми своих домашних адресов.

Во время прогулок воспитатель всё время повторяет: «В нашем поселке много улиц, наш поселок красивый» и т.д., и дети постепенно запоминают название поселка, в котором они живут.

Во время игр со строительным материалом, воспитатель предлагает детям построить улицу для машин (дорожки), дети играют с машинами, возят их по дорожкам.

Дети вместе с воспитателем строят дома. Много домов – это уже улица. Воспитатель предлагает детям украсить дома к празднику (поставить флажки на подставках), говорит, что поселок украшен, красивый.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству поселка. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Жители хотят, чтобы их родной поселок был красивым и многое для этого делают.

Необходимо объяснить детям, что фантики от конфет, обертки от мороженого нельзя бросать на землю: для этого существуют урны. Если все люди будут пользоваться урнами, то наш поселок будет всегда чистым и красивым.

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что они хоть и меленькие, но тоже жители поселка и должны делать все возможное, чтобы их родной поселок был красивым.

Образовательная область «Познавательное развитие».

Первичные представления об объектах окружающего мира. Формировать представления о предметах ближайшего окружения, о простейших связях между ними. Учить детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, пластилин); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т.п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т.д.) Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч – синий мяч; большой кубик – маленький кубик).

Учить детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т.д.)

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5-8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); разрезные картинки (из 2-4 частей), складные кубики (4-6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков – цвет, форма, величина. Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Тёплый – холодный», «Лёгкий – тяжёлый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.).

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий: посуда, одежда, обувь, мебель и пр. Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.

Формирование элементарных математических представлений.

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один – много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом – маленький домик, большая матрёшка – маленькая матрёшка, большие мячи – маленькие мячи и т.д.)

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Учить двигаться за воспитателем в определённом направлении.

Ознакомление с миром природы. Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детёнышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц. Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Помогать детям замечать красоту природы в разное время года. Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред, одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения.

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идёт снег. Привлекать к участию в зимних забавах (игра в снежки, катание на санках, лепка снеговика и т.п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Образовательная область   «Речевое развитие»

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришёл», «Предупреди Ваню о том, что…», «Что ты сказал Ване? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и взрослыми. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т.д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Сашеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из лейки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

- существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щётка, расчёска, носовой платок), одежды, обуви, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей;

- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть), действия, характеризующие отношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

- прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

- наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).

Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришёл?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).

Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).

Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везёт?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Поощрять попытки детей старше 2лет и 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображённом на картинке. О новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой. Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений. Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Приобщение к искусству. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы. Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок. Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрёшкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей. Обращать внимание детей на характер игрушек (весёлая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность.

 Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, пластилином.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведя их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой. Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм. Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы. Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш. Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде. Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, мака её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: пластилином, пластической массой, глиной (отдавая предпочтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами. Учить дошкольников отламывать кусочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу (колечко, баранка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т.п. Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку.

Конструктивно-модельная деятельность. В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трёхгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки – для маленьких гаражей и т.п.).

По окончании игры приучать убирать всё на место. Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно. В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, жёлуди, камешки и т.п.).

Музыкальная деятельность.

 Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чём (о ком) поётся, и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полу приседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с её окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идёт). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песен.

Образовательная область  «Физическое развитие»

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать (определять) на вкус, руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.

Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определённого направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога. Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зёрнышки и попить водичку, как цыплята и т.п.).

Тематическое развлечение «Лето».

Выставка детского творчества.

В летнее время детский сад работает в каникулярном режиме (1-я неделя июня – 3-я неделя августа)

2.5. Планирование образовательно-воспитательной работы по пятидневной неделе

Понедельник

Рисование  9.00 – 9.10

Физическая культура 9.20 – 9.30

Вторник

Ознакомление с окружающим миром 9.00 – 9.10

Развитие речи 9.20 – 9.30

Среда

Развитие речи 9.00 – 9.10

Музыка 9.20 – 9.30

Четверг

Лепка 9.00 – 9.10

Физическая культура 9.20 – 9.30

Пятница

Музыкальное 9.00 – 9.10

 Физическая культура на воздухе 16.20-16.30

Вторая половина дня

Досуг 15.50 – 16.00

        Взаимодействие взрослого с детьми в различных видах деятельности

Чтение художественной литературы

Ежедневно

Конструктивно – модельная деятельность

1 раз в неделю - четверг

Формирование элементарных математических представлений

1 раз в неделю - среда

Игровая деятельность

Ежедневно

Общение при проведении режимных моментов

Ежедневно

Дежурства

Ежедневно

Прогулки

Ежедневно

                                        Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная игра

Ежедневно

Познавательно-иследовательская деятельность

Ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в уголках развития

Ежедневно

                                                  Оздоровительная работа

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Гимнастика после дневного сна

Ежедневно

Комплексы закаливающих процедур

Ежедневно

Гигиенические процедуры

Ежедневно

Организационный раздел

3.1. Режим дня.  1 младшая группа

Теплый период года

Режимные моменты

Время проведения

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика

7.30 - 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.00 - 8.30

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.30 - 9.00

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами (указана общая длительность, включая перерывы)

9.00 – 9.10

9.20 – 9.30

Второй завтрак

9.30 – 9.45

Подготовка к прогулке, прогулка

9.45 - 11.25

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей

11.25 - 11.45

Подготовка к обеду, обед.

11.45 - 12.20

Подготовка  ко сну, дневной сон.

12.20 - 15.00

Постепенный подъём, гимнастика после дневного сна, самостоятельная деятельность

15.00 - 15.15

Полдник

15.15 – 15.30

Самостоятельная деятельность детей. Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

15.30 – 18.00

Холодный период года

Режимные моменты

Время проведения

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность. Утренняя гимнастика

7.30 - 8.00

Подготовка к завтраку, завтрак.

Игры, самостоятельная деятельность детей

Организованная детская деятельность, занятия со специалистами (указана общая длительность, включая перерывы)

Второй завтрак

Подготовка к прогулке, прогулка

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность детей

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъём, гимнастика после дневного сна, самостоятельная деятельность

Полдник

Самостоятельная деятельность, организованная детская деятельность. Подготовка к прогулке, прогулка. Уход детей домой

3.2Культурно – досуговая деятельность

Содействовать созданию эмоционально-положительного климата в группе и детском саду; обеспечивать детям чувство комфорта и защищённости.

Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.

Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.

3.3Предметно-пространственная среда

Развивающая предметно-пространственная среда второй группы раннего возраста должна быть:

Содержательно – насыщенной, развивающей.

Трансформируемой.

Полифункциональной.

Вариативной.

Доступной.

Безопасной.

Здоровьесберегающей.

Эстетически – привлекательной.

В основе замысла детской игры в 1 младшей группе  лежит предмет, поэтому взрослый должен каждый раз обновлять игровую среду, чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных «уголков», оснащённых необходимым количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям.

Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве центров развития выступают:

Уголок для сюжетных игр.

Уголок ряжения.

Книжный уголок.

Уголок природы.

Уголок сенсорики.

Спортивный уголок.

Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной.

Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).

3.4 Учебно – методическое обеспечение Программы.

Образовательные области

                 Методические пособия

Познавательное развитие

Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 48 с.

Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

Речевое развитие

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 112 с.: цв.вкл.

Гербова В.В. Методические рекомендации к наглядно – дидактическому пособию «Развитие речи в детском саду». Для занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015

Социально – коммуникативное развитие

Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 128 с.

Художественно – эстетическое развитие

Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 176 с.

Колдина Д.Н. Рисование с детьми 2-3 лет.  – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015. – 64 с.

Колдина Д.Н. Лепка с детьми 2-3 лет. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 48 с.

Физическое развитие

Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 104 с.

Развитие детей раннего возраста

Теплюк С.Н. Ребёнок третьего года жизни. Пособие для педагогов и родителей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 256 с.

Список литературы

Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования». Утвержден приказом Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года №1014 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный №30038)

От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 368 С.

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений/ Ред. Р.Б.Стеркиной -  М.: Просвещение, 1996

Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатула В.И. Заведующий дошкольным учреждением, - М.: Просвещение, 1984

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ (ред. от 23.07.2013г.) «Об образовании в Российской Федерации»

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 - 13

Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением: практическое пособие для руководителей ДОУ, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону,2002

Кузьмин С. Образовательная программа ДОУ (теория, особенности разработки, практика). Методические рекомендации// Дошкольное образование №2 (146) 16-31, январь 2005

Микляева Н.В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция. – М.: 2005

Рекомендации по экспертизе образовательной программы ДОУ. Сост. Беленькая Р.И., Горбатенко Н.А./ Педагогический вестник Приднестровья №2, 2004

Сажина С.Д. Составление рабочих учебных программ

Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений// Дошкольное воспитание, 1992

Стеркина Р. Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ// Дошкольное воспитание №8, 1995

                                                                                                                                                                                                                   Приложение

Перспективный план воспитательно-образовательной работы по обучению детей 1 младшей группы

правилам дорожного движения

                                                                 Пояснительная записка

С каждым годом на улицах не только городов, но и  маленьких поселков  увеличивается количество автомобилей. Автобусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайший срок мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно, требуем скорости, скорости, скорости…

Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходах, хотя большую часть времени на улицах поселка сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна психологии тех, кто мчит по дорогам. Несущиеся на больших скоростях автомобили оглушают людей шумом. Заставляя морщиться от выхлопных газов.

Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно-транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах, приводят к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости.

Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек! И среди жертв дорожно-транспортных происшествий значительный процент составляют дети.

Основными причинами ДТП, совершенных по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети-пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причем количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.

Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма являются главными из наиболее насущных, требующих безотлагательных решений задач.

С дорожной азбукой и правилами безопасности на улицах ребенок знакомится очень рано – как только начинает топать ножками рядом с родителями по улицам, где совсем недавно его катали спящего в коляске.

Дорога с ребенком из дома в детский сад и обратно – идеальный момент для формирования у него навыков безопасного поведения на улице. Перед ребенком всегда должен быть личный пример соблюдения родителями всех без исключения правил дорожного движения.

Формируя поведенческую культуру дошкольника как основу его безопасности на дорогах и улицах, важно рассказать ребенку об устройстве дорог и улиц на примере нашего поселка.

Предметно-развивающая среда

Игрушки и игровое оборудование: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые. Грузовые (разных размеров и цветов), куклы, велосипеды, коляски, конструктор деревянный, разные предметы зеленого и красного цветов (мячи, шары, кубы, круги), пирамидка «Светофор» из конструктора.

Многофункциональные игрушки  используются с целью закрепления видов транспорта, цвета и размера; развития внимательности, наблюдательности. Такие игрушки, как черепаха, удав, божья коровка, украшенные разноцветными пуговицами красного и зеленого цвета. На эти игрушки пристегиваются из ткани кружочки, машины (легковые, грузовые, автобус, трамвай, поезд) разных размеров  и цветов к пуговицам аналогичного цвета. Кроме пуговиц можно использовать шнуровку красного и зеленого цвета.

Наглядно-дидактические пособия: альбом с сюжетными картинками с изображением общественного транспорта: автобус, трамвай, поезд, легковые машины с людьми, грузовые с овощами, песком; картины с изображением дороги, железной дороги, двухцветного светофора; картинки с изображением частей машины; картина «Дети катаются на санках».

Атрибуты к сюжетным играм: «Шофер» (руль и маски); «Поезд» (шапочки для машиниста, сумочка с билетами); «Птицы и автомобиль» (маски птиц, машина, нарисованная на картоне); «Зайчики перебегают» (маски для зайчат); «Автомобиль»; «Светофорик» (шапочки красного и зеленого цвета).

Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно – неправильно», «Разрешено – запрещено».

                                                                                                                                                               

 Приложение 2 Перспективный план воспитательно-образовательной работы во второй группе раннего возраста

по образовательным областям

Образовательная область «Познавательное развитие»

Пояснительная записка

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, пространстве, движении и покое); об особенностях природы» (пункт 2.6. ФГОС ДО).

В рамках содержания психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Познавательное развитие» впервые в данной возрастной группе в свободной деятельности выделен раздел «Формирование элементарных математических представлений», который включает такие подразделы, как: «Количество», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве».

Система включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приёмов работы по формированию элементарных математических представлений. Сюжетность  и специально подобранные задания способствуют развитию внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность детей и направляет их на мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения  занятий в свободной деятельности не предполагает прямого обучения, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности, что повышает активность детей в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач. Работа с детьми построена с учётом принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности (игровой, конструктивной и т.д.).

Организация игровых упражнений на различение количества, цвета, величины, формы предметов, а также на развитие первых пространственных ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования познавательной деятельности на следующих возрастных этапах развития ребёнка.

Содержание раздела «Ознакомление с предметным окружением» состоит из трёх составляющих: ознакомление с предметным окружением, ознакомление с социальным миром, ознакомление с миром природы.

Каждый подраздел имеет свою базовую основу. Ознакомление с предметным окружением предполагает:

Развитие интереса детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Ознакомление с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, классификация и т.п.)

Развитие восприятия предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с социальным миром стержневой темой является жизнь и труд взрослых.

Развитие интереса к труду близких взрослых.

Побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия.

Ознакомление детей с миром природы предполагает:

Знакомство детей с доступными явлениями природы.

Наблюдение за птицами и насекомыми на участке.

Воспитание бережного отношения к миру природы.

В 1 младшей группе  проводится одно занятие в неделю по ознакомлению детей с окружающим миром, в т.ч. одно занятие в месяц по ознакомлению детей с миром природы и три по ознакомлению  с предметным окружением и социальным миром (32 учебных часа) по 10 минут.

Образовательная область «Речевое развитие»

                                                                                    Пояснительная записка

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» (пункт 2.6. ФГОС ДО).

Развитие речи одно из важнейших направлений работы, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребёнка третьего года жизни.

В 1 младшей группе  занятия по развитию речи проводятся восемь раз в месяц (65 учебных часов) по 10 минут.

Речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие. Поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, повторяется на последующем (интервал между ними не более 1-3 дней).

Речевая и умственная нагрузки, предусмотренные при планировании работы в сентябре – октябре, заметно меньше, чем в последующие месяцы.

На многих занятиях, кроме ведущей задачи, решается ещё несколько задач развития речи. Например, основная задача – знакомство с потешкой, вспомогательные – упражнять малышей в выразительном чтении стихотворных строк; отработка чёткого и правильного произношения звукоподражательных слов.

В представленном перспективном планировании развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи во многом построена на материале художественных произведений. На многих занятиях, представленных в перспективном планировании, предусмотрена работа с произведениями художественной литературы.

Основные цели и задачи по приобщению детей второй группы раннего возраста к художественной литературе:

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.

Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.

Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Образовательная область «Художественно – эстетическое  развитие»

Пояснительная записка

«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о мире искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.» (пункт 2.6. ФГОС ДО).

Изобразительная деятельность, включающая рисование и лепку, имеет большое значение  для всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Рисование. Привлечь детей к рисованию поможет разнообразие художественных материалов, возможность поэкспериментировать с новыми интересными нетрадиционными техниками рисования. При составлении перспективного плана по рисованию было учтено, что в силу своих возрастных особенностей, дети 2-3 лет довольно не усидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Поэтому нетрадиционные техники рисования как нельзя лучше подходят для занятий с детьми данного возраста. Занятия с использованием нетрадиционных техник рисования позволяют мне, как педагогу, учитывать индивидуальные особенности развития детей и помогают каждому ребёнку найти себе деятельность по душе.

Занятия по развитию речи проводятся четыре раза в месяц (32 учебных часа) по 10 минут.

Лепка. Занятия изобразительной деятельностью не только помогают ребёнку овладеть элементарными приёмами лепки, но и благотворно влияют на общее развитие малыша: пробуждают эмоциональную отзывчивость, воспитывают чувство прекрасного, формируют трудолюбие, развивают мышление, память, внимание, воображение.

В данном перспективном планировании занятия построены по принципу «от простого к сложному» и проводятся четыре раза в месяц (32 учебных часа) по 10 минут.

Приобщение к искусству. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрёшкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Музыкальная деятельность. В этом возрасте у ребёнка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребёнка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на неё, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических упражнениях.

Непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию состоит из трёх частей:

Вводная часть. Музыкально – ритмические упражнения. Цель: настроить ребёнка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

Основная часть. Слушание музыки. Цель: приучать ребёнка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель: развивать вокальные задатки ребёнка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. Знакомить детей с детскими музыкальными инструментами.

Заключительная часть. Игра или пляска. Цель: доставить эмоциональное наслаждение ребёнку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. Занятия по музыке проводятся восемь раз в месяц (65 учебных часов) по 10 минут.

Образовательная область «Физическое развитие»

                                                                                    Пояснительная записка

Третий год жизни – важный этап в развитии ребёнка. Темп физического развития замедляется, но организм в целом крепнет, движения совершенствуются. Однако опорно-двигательный аппарат развит сравнительно слабо. Двигательный опыт небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны, эмоциональные проявления неустойчивы, активное торможение плохо развито. Ребёнок ещё не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений.  Всё это было учтено при составлении перспективного планирования  по организации работы по физическому воспитанию, с использованием различных форм двигательной деятельности.

Основной задачей является формирование умения действовать совместно – на основе подражания воспитателю или в соответствии с его указаниями.

В 1 младшей группе занятия проводятся: в помещении – 8 занятий в месяц (65 учебных часов), на прогулке – четыре занятия в месяц (32 учебных часа) по 10 минут.

Перечень основных движений, подвижных игр и упражнений.

Основные движения

Ходьба. Ходьба подгруппами и всей группой, парами, по кругу, взявшись за руки, с изменением темпа, с переходом на бег. И наоборот, с изменением направления, врассыпную, обходя предметы, приставным шагом вперёд, в стороны.

Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м) с перешагиванием через предметы (высота 10-15 см); по доске, гимнастической скамейке, бревну (ширина 20-25 см). кружение в медленном темпе (с предметом в руках).

Бег. Бег подгруппами и всей группой в прямом направлении друг за другом, в колонне по одному, в медленном темпе в течение 30-40 секунд (непрерывно), с изменением темпа. Бег между двумя шнурами, линиями (расстояние между ними 25-30 см).

Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 3-4 м); по доске, приподнятой одним концом на высоту 20-30 см; по гимнастической скамейке. Подлезание под воротца, верёвку (высота 30-40 см), перелезание через бревно.

Катание, бросание, метание. Катание мяча двумя руками и одной рукой педагогу, друг другу, под дугу, стоя и сидя (расстояние 50-100 см); бросание мяча вперёд двумя руками снизу, от груди, из-за головы, через шнур, натянутый на уровне груди ребёнка, с расстояния 1-1,5 м, через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка. Метание мячей, набивных мешочков, шишек на дальность правой и левой рукой; в горизонтальную цель – двумя руками, правой (левой) рукой с расстояния 1 м. Ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния 50-100 см.

Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, слегка продвигаясь вперёд; прыжки на двух ногах через шнур (линию); через две параллельные линии (10-30 см). Прыжки вверх с касанием предмета, находящегося на 10-15 см выше поднятой руки ребёнка.

Общеразвивающие упражнения.

Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперёд, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперёд-назад, вниз - вверх.

Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Поворачиваться вправо – влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперёд и в стороны. Поочерёдно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лёжа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.

Упражнения для развития мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; подтягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперёд на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).

Подвижные игры.

С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеёк», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль»», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предмет».

С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползи в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».

С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».

С подпрыгиванием. «Мой весёлый, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнёздышках», «Через ручеёк».

На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Найди флажок».

Движения под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие

Пояснительная записка

«Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе» (пункт 2.6. ФГОС ДО)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С Е Н Т Я Б Р Ь

1-я неделя

Тема периода «Детский сад»

2 – я неделя

Тема периода «Осень»

3-я неделя

Тема периода «Осень» (продолжение)

4-я неделя

Тема периода «Осень» (продолжение)

О К Т Я Б Р Ь

1-я  неделя

Тема периода «Я в мире человек»

2-я  неделя

Тема периода «Я в мире человек» (продолжение)

3-я  неделя

Тема периода «Мой дом»

4-я  неделя

Тема периода «Мой дом» (продолжение)

Н О Я Б Р Ь

1-я  неделя

Тема периода «Мой дом» (продолжение)

2 - я  неделя

Тема периода «Мой дом» (продолжение)

3 - я  неделя

Тема периода «Новогодний праздник»

4 - я  неделя

Тема периода «Новогодний праздник» (продолжение)

Д Е К А Б Р Ь

1 - я  неделя

Тема периода «Новогодний праздник» (продолжение)

2 - я  неделя

Тема периода «Новогодний праздник» (продолжение)

3 - я  неделя

Тема периода «Новогодний праздник» (продолжение)

4 - я  неделя

Тема периода «Новогодний праздник» (продолжение)

Я Н В А Р Ь

3 - я  неделя

Тема периода «Зима»

4 - я  неделя

Тема периода «Зима» (продолжение)

5 - я  неделя

Тема периода «Зима» (продолжение)

Ф Е В Р А Л Ь

1 - я  неделя

Тема периода «Мамин день»

2 - я  неделя

Тема периода «Мамин день» (продолжение)

3 - я  неделя

Тема периода «Мамин день» (продолжение)

4 - я  неделя

Тема периода «Мамин день» (продолжение)

М А Р Т

1 - я  неделя

Тема периода «Мамин день» (продолжение)

2 - я  неделя

Тема периода «Народная игрушка»

3 - я  неделя

Тема периода «Народная игрушка» (продолжение)

4 - я  неделя

Тема периода «Народная игрушка» (продолжение)

5 - я  неделя

Тема периода «Народная игрушка» (продолжение)

А П Р Е Л Ь

1 - я  неделя

Тема периода «Весна»

2 - я  неделя

Тема периода «Весна» (продолжение)

3 - я  неделя

Тема периода «Весна» (продолжение)

4 - я  неделя

Тема периода «Весна» (продолжение)

М А Й

1 - я  неделя

Тема периода «Лето»

2 - я  неделя

Тема периода «Лето» (продолжение)

3 - я  неделя

Тема периода «Лето» (продолжение)

4- я  неделя

Тема периода «Лето» (продолжение)

                                                                                                                                                                                                         

Приложение

   

                                        Перечень развлечений и праздников для детей 1 младшей  группы

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен раздел «Культурно – досуговая деятельность, посвящённый особенностям традиционных событий, праздников и мероприятий. Развитие культурно - досуговой деятельности дошкольников по интересам позволяет обеспечить каждому ребёнку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.

Задачи педагога по организации досуга детей:

Содействовать созданию эмоционально – положительного климата в группе и детском саду, обеспечивать детям чувство комфорта и защищённости.

Привлекать детей к посильному участию в играх, забавах, развлечениях и праздниках.

Развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них.

Способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.

Отмечать праздники в соответствии с возрастными возможностями и интересами детей.

Развлечения и праздники

Праздники. Новый год, «Осень», «Весна», «Лето», «Мамин праздник».

Тематические праздники и развлечения. «Осень», «Солнышко – вёдрышко», «Мишкин день рождения», «Мои любимые игрушки», «Зайчата в лесу», «Игры-забавы», «Зимняя сказка», «Музыкальные игрушки».

Театрализованные представления. Кукольный театр: «Козлик Бубенчик и его друзья», Т.Крамаренко; инсценирование русских народных сказок: «Весёлые зайчата», Л.Феоктистова; «Ладушки в гостях у бабушки», «На бабушкином дворе», Л.Исаева.

Рассказы с музыкальными иллюстрациями. «Птички», муз. Г.Фрида; «Праздничная прогулка», муз. Ан.Александрова.

Игры с пением. «Игра с мишкой», муз. Г.Финаровского; «Кошка», муз. Ан.Александрова, сл. Н.Френкель; «Кто у нас хороший?», рус.нар. песня.

Инсценирование песен. «Кошка и котёнок», муз. М.Карасева, сл. О.Выготской; «Неваляшки», муз. З.Левиной; «Посреди двора ледяная гора», муз. Е.Соковниной; «Весёлый поезд», му3з. Э.Компанейца.

Спортивные развлечения. «Мы смелые и умелые»

Забавы. «Из-за леса, из-за гор», Т.Казакова; «Лягушка», рус. Нар. Песня, обр. Ю.Слонова; «Котик и козлик», муз. Ц.Кюи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа младшей группы

Предлагаю  вашему  вниманию  рабочую  программу  младшей  группы, построенной  по  принципу  основной  общеобразовательной  программы  дошко...

Рабочая программа (младшая группа) на тему: Программа "Малютка"

Программа по обеспечению социального благополучия детей раннего возраста на группе с кратковременным пребыванием.   «Малютка»   МДОУ   Д/с  № 27 «Чеб...

Рабочая программа младшая группа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа с. Большая ПолянаТербунского района Липецкой области  «Согласовано» Председатель методическ...

Рабочая программа младшая группа

разработана на  основе  программы  "Детство"...

Рабочая программа младшей группы, реализующая программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС) Составители: Ларионова Н.Е., Степанова Ю.М.

Рабочая программа, реализующая программу «От рождения до школы»под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. (ФГОС)Младший возраст (3-4 года) Программу составили: Ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Младшей группы (с 3 до 4 лет) составлена на основе программы «От рождения до школы» (Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)

Рабочая программа младшей группы № 6 разработана педагогом группы на основе образовательной программы МКДОУ «Детский сад № 2 п.Теплоозёрск». Содержание программы соответствует требованиям ...