Программа музыкального руководителя на 2019-2020 гг
рабочая программа
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий александрович Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_muz_programma.docx | 90.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2019- 2020 учебный год музыкального руководителя
Грасмик Светлана Викторовна
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Вольновского детского сада»
Омская область, Полтавского района.
с. .Вольное
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Раздел | Страница |
I | Целевой раздел | 2 |
1.1 | Пояснительная запись | 2 |
II | Содержательный раздел | 5 |
2.1 | Формы взаимодействия с детьми | 5 |
2.2 | План реализации НОД по музыкальному воспитанию на 2019-2020. | 9 |
2.3 | Связь с другими образовательными областями | 9 |
2.4 | Взаимодействие с родителями | 10 |
2.5 | Взаимодействие с воспитателями | 11 |
2.6 | План работы с социумом | 11 |
2.7 | Модель организации НОД по возрастным группам | 12 |
2.8 | Виды НОД -их характеристика | 12 |
III | Возрастное развитие музыкальных способностей. | 13 |
3. 1 | Музыкальное воспитание детей 2-3 лет | 13 |
3.2 | Мониторинг достижения детьми планируемых результатов | 15 |
3.3 | Музыкальное воспитание детей 3-х -4-х лет | 17 |
3.4 | Мониторинг достижений детьми средней группы | 19 |
3.5 | Музыкальное воспитание старшей группы | 22 |
3.6 | Мониторинг достижения старшей группы | 25 |
4. | Материально –технические (пространственные ) условия | 28 |
5. | Литература | 29 |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная запись
Наименование программы | Рабочая программа по реализации музыкального воспитания детей. МБДОУ «Вольновский детский сад» 2019-2020 г. |
Актуальность | На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Данная программа воспитательно-образовательной деятельности музыкального руководителя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: «Вольновский детский сад» Полтавского района, Омской области, составлена, в соответствии с требованиями ФГОС и в соответствии нормативно - правовыми документами: • Уставом МБДОУ «Вольновский д/с» Полтавского р-на Омской области. • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2731-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений». • Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»; • Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2017 г. •Парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Парциальная программа «Ладушки» В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. и парциальной программы «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. Парциальная программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Парциальная программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Парциальная программа: Для дошкольных образовательных организаций: «Омское Прииртышье» Омск БОУДПО « ИРООО» 2014; Данная программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в ДОУ, а так же возрастных особенностей детей. Программа разработана в соответствии с ФГОС. В программе сформулированы и конкретизированы задачи по музыкальному воспитанию для детей от 2-х до 7-ми лет: Группа младшая разновозрастная «Смешарики» Средние группа « «Пчелка» Старшая разновозрастная группа «Гномики». В программе большое внимание уделяется вопросам взаимодействия педагогов и детей. |
Определение ценностных ориентиров | Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру; Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию; Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира. |
Цель программы | Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных. Психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе. |
Задачи программы | 1. Подготовить воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений. 2. Заложить основы гармонического развития: развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир, отделять негативную аудиальную информацию от позитивной, дать представление об энергетическом происхождении звуков, шумов, музыки в природе развитие внимания развитие чувства ритма развитие индивидуальных музыкальных способностей 3. Приобщить воспитанников к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре. 4. Подготовить воспитанников к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах) 5. Развивать коммуникативные способности. 6. Познакомить воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров. 7. Использовать гармонизирующее действие музыки на психическое расслабление воспитанника. |
Методические принципы построения программы | - Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях. - Учет возрастных особенностей воспитанников. - Гендерный подход к используемому репертуару. - Последовательное усложнение поставленных задач. - Принцип преемственности. - Принцип положительной оценки. - Соотношение используемого материала с природным и светским календарем. - Соотношение с тематическим планированием ООП ДО. |
Формы проведения занятий | 1.Традиционное 2.Комплексное 3.Интегрированное 4. Доминантное |
Структура музыкального занятия (структура занятий может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми) | 1.музыкально – ритмические движения 2.развитие чувства ритма, музицирование, 3.пальчиковая гимнастика 4.слушание, импровизация 5.распевание, пение 6.пляски, хороводы 7. игры. |
Наглядный и дидактический материал, используемый на занятиях. | 1Аудиозапись музыки, 2 Иллюстрации и репродукции 3. Дидактический материал 4 Игровые атрибуты 5. Детские музыкальные инструменты 6. «Сказочные герои» (воспитатели или воспитанники, одетые в костюмы) |
Условия реализации программы | 1.Создание предметно-развивающей среды: Обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; Предоставляет возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых и возможность уединения; Способствует реализации образовательной программы; Строится с учетом национально-культурных и климатических условий; Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. |
Организация образовательного процесса | 1.Программа по музыкальному образованию, опираясь на вариативную комплексную программу, предполагает проведение музыкальных занятий 2 раза в неделю в каждой возрастной группе, с учетом алгоритма проведения музыкальных занятий. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 72 часам для каждой возрастной группы. Индивидуальная работа и развлечения с детьми проводится во второй половине дня. Музыка используется в режимных моментах. |
Целевые ориентиры | Результатом реализации программы по музыкальному развитию дошкольников следует считать: - сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку; -умение передавать выразительные музыкальные образы; -восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений; -сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность); -умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации; -проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. |
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТЬМИ
Раздел «восприятие музыки»
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
Использование музыки: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях | Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, - рассматривание картинок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов для ряженья. Экспериментирование со звуками, используя музыкальные игрушки и шумовые инструменты Игры в «праздники», «концерт» | Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «пение»
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
Использование пения: - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх -в театрализованной деятельности - на праздниках и развлечениях | Занятия, праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Подпевание и пение знакомых песенок, иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и не озвученных), музыкальных игрушек, макетов инструментов, театральных кукол, атрибутов для ряженья, элементов костюмов различных персонажей. Создание предметной среды, способствующей проявлению у детей: -песенного творчества (сочинение грустных и веселых мелодий), Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
Раздел «музыкально-ритмические движения»
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей | |
Формы организации детей | ||||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | |
Использование музыкально-ритмических движений: -на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия, Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: Театрализованная деятельность -Игры, хороводы - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек, макетов инструментов, атрибутов для театрализации, элементов костюмов различных персонажей, атрибутов для самостоятельного танцевального творчества (ленточки, платочки, косыночки и т.д.). Создание для детей игровых творческих ситуаций (сюжетно-ролевая игра), способствующих активизации выполнения движений, передающих характер изображаемых животных. Стимулирование самостоятельного выполнения танцевальных движений под плясовые мелодии | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Посещения концертов в ДК |
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах»
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия, праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки-передвижки) |
Раздел «творчество» (песенное, музыкально-игровое, танцевальное; импровизация на детских музыкальных инструментах)
Режимные моменты | Совместная деят-ть педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
- на музыкальных занятиях; - на других занятиях - во время прогулки - в сюжетно-ролевых играх - на праздниках и развлечениях | Занятия, Праздники, Развлечения. Музыка в повседневной жизни: -Театрализованная деятельность -Игры с элементами аккомпанемента - Празднование дней рождения | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов, музыкальных игрушек. Игра на шумовых музыкальных инструментах; экспериментирование со звуками, Музыкально-дидактические игры | Совместные праздники, развлечения (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, совместные выступления детей и родителей, совместные театрализованные представления, шумовой оркестр) Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) |
2.2 План реализации НОД по музыкальному воспитанию на 2019 -2020 г
Возраст ребенка | Группа | Общее количество занятий | Количество занятий в неделю | Продолжительность НОД |
От 2-х до 3-х | Младшая группа | 72 | 2 | 7-10 минут |
от 3-х до 4-х | Средняя | 72 | 2 | 15- 20 минут |
от 5-ти до 6-ти | Старшая | 72 | 2 | 25 – 30 минут |
2.3 Связь с другими образовательными областями
1. Социально-коммуникативное развитие | Формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; коммуникативное развитие. развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности |
2. Познавательное развитие. | расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества |
3. Речевое развитие | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи. |
4. Художественно - эстетическое развит | использование художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; развитие детского творчества |
5. Физическое развитие | развитие физических качеств музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксация |
2.4 Взаимодействие с родителями на 2019-2020 г.г. ( План взаимодействия с родителями в календарно-перспективном планировании
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является конструктивного взаимодействия с семьей.
Основные направления взаимодействия с родителями
Изучение семьи и условий семейного воспитания,
Пропаганда музыкального развития детей среди родителей,
Активизация и коррекция музыкального развития в семье.
Дифференцированная и индивидуальная работа с семьёй.
Обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
Формы взаимодействия
Тестирование и анкетирование родителей и их детей.
Педагогические консультации, доклады, лекции по вопросам музыкального развития ребёнка в семье, которые, реализуются на родительских собраниях.
Практические занятия в детском саду по ознакомлению с методами и приёмами музыкального развития детей.
Круглые родительские столы.
Совместные праздники, утренники детей и взрослых.
Создание творческих групп родителей по организации для детей утренников, праздников, игр,
развлечений.
«Родительский день» индивидуальные консультации для родителей.
Введение традиций
Создание домашней фонотеки.
2.5 Взаимосвязь с воспитателями. (План работы с воспитателями в календарно-перспективном планировании)
Использование разнообразного музыкального материала, проведение праздников, развлечений, досугов.
2.6. План работы с социумом.
Детскому саду необходимо формировать новый уровень взаимодействия с социальными организациями села.
Место проведения | Тема | Ответственный |
«Вольновский СДК» | Выступление детей с эстрадными номерами в календарно-тематических концертах в течении года. Принять участие в конкурсе: «Зажги звезду» | Грасмик С.В. Грасмик С.В |
БОУ «Вольновская СОШ» | Совместные календарные мероприятия с учениками школы. | Грасмик С.В. |
2.7.Модель организации НОД (художественно-эстетическая-музыка)по возрастным группам
Согласно правилам и нормативам СанПин 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г
День недели | Группа | Время |
Понедельник | Старшая (дети подготовительной группы ) | 10-10 до 10-35 10-10 до 10-40 |
Вторник | Средняя | 9-30 до 9-50 |
Среда | Старшая- подготовительная Младшая | 10-10 до 10-35; 10-40 15-40до 15-50 15-55 |
Четверг | Средняя | 9-30 до 9-50 |
Пятница | Младшая | 15-40до 15-50 15-55 |
2.8 Виды НОД - их характеристика .
Виды НОД | Характеристика |
Индивидуальные | Проводятся отдельно с ребенком. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей. Умений и навыков музыкального исполнительства; |
Подгрупповые | Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 15-30 минут, в зависимости от возраста дошкольников. |
Фронтальные | Проводиться со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников. |
Объединенные | Организуются с детьми нескольких возрастных групп |
Типовое (или традиционное) | Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться |
Доминантное | Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой- либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка). |
Тематическое | Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов музыкальной деятельности детей |
Комплексные | Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей(музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, |
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.
3.1 Музыкальное воспитание детей 2-3 лет.
Воспитание интереса к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
Слушание.
Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.
Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).
Пение.
Вызвать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения.
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым ( хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать ( на носах, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Календарно-перспективное планирование по музыкальному развитию с детьми 2-3 лет (СМ приложение № )
Продолжительность НОД -7-10 минут. Количество НОД в неделю - 2
Ожидаемый результат усвоения программы. К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения:
Притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
Развитие чувства ритма:
Называть и узнавать музыкальные инструменты: бубен, погремушки, колокольчик.
Слушание:
Слушать небольшие музыкальные произведения, различать высоту звуков.
Пение:
Подпевать музыкальные фразы с воспитателем, заканчивая пение вместе с музыкой, узнавать знакомые песни.
Пляски, игры, хороводы:
Уметь ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, ,
использовать знакомые движения в пляске по показу.
3.2 Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь–май) . В проведении мониторинга учувствуют педагоги МБДОУ «Вольновский детский сад».
Основная задача: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
При организации мониторинга положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Диагностика освоения Программы воспитанниками младшей группе (2-3 года) за 2019-2020 учебный год
№ | Музыка | ||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Интегративные качества | ||||||||||
Узнает знакомые мелодии различает высоту звуков (высокий –низкий) | Вместе с воспитателем подпевает в песне музыкальные фразы | Двигается в соответствии с характером музыки, начинает движение с первыми звуками музыка | Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. | Называет музыкальные инструменты: погремушки бубен. | |||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | Горовая Милана | н | н | н | н | н | |||||
2 | Килик Вика | н | с | с | н | н | |||||
3 | Ларионова Настя | н | н | н | н | н | |||||
4 | Палаутина Яна | н | с | н | с | с | |||||
5 | Пивоварчик Дарина | н | н | с | н | с | |||||
6 | Цыглер Алексей | н | н | н | н | н | |||||
7 | Юсупова Хадича | н | с | с | с | с | |||||
8 | Сытников Миша | н | с | с | с | с | |||||
высокий низкий средний | 0 8 0 | 0 4 4 | 0 4 4 | 0 5 3 | 0 4 4 | 0 25 15 |
Н - (низкий) - справляется с помощью педагога
С -(средний) - справляется с частичной помощью педагога
В (-высокий) - справляется самостоятельно
Сентябрь
Н - 62,5%; С - 37,5%; В -0%
Вывод: анализ полученных результатов на начало учебного года позволил определить, что уровень развития детей по музыкальной деятельности находиться не на низком уровне. К концу учебного года необходимо повысить уровень развития детей по музыкальному воспитанию.
Май
Н- С- В-
Вывод на конец года: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3.3 Музыкальное воспитание детей 3-х 4-х лет.
Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызвать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.
Задачи:
Слушание.Формировать навыки культуры слушания музыки(не отвлекаться, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном. Учить замечать выразительные средства музыкального произведения: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).
Пение
Обучать детей выразительному пению , формировать умение петь протяжно, согласованно (в пределах ре-си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Учить петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него ( с помощью воспитателя).
Песенное творчество.
Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы (как тебя зовут? Что ты хочешь, кошечка? Где ты?) Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст.
Музыкально-ритмическое движение.
Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Учить самостоятельно менять движения в соответствии с двух и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Учить детей двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий, стремительный).
Развитие танцевально-игрового творчества.
Способствовать развитию эмоционально- образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.). Инсценированнию песен и постановке небольших музыкальных спектаклей.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.
Перспективное планирование работы по музыкальному развитию с детьми четвертого года жизни (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ№ )
Продолжительность НОД в средней группе -20 минут Количество НОД в неделю - 2
Ожидаемый результат усвоения программы детей четвертого года жизни. К концу года дети должны уметь:
Музыкально-ритмические движения: исполнить знакомые движения под музыку;
Развитие чувства ритма: правильно извлекать звуки из простейших музыкальных инструментов, правильно отхлопать простейшие ритмы;
Слушание: слушать небольшие музыкальные произведения до конца, узнавать их, определять жанр – песня, танец, марш, отвечать на вопросы педагога, определять на слух темп музыки (быстро-медленно), динамику (громко-тихо), характер (весело-грустно);
Пение: петь слаженно, начиная и заканчивая пение вместе с музыкой, внимательно прослушивать вступление и проигрыш, узнавать знакомую песню.
Пляски, игры, хороводы: уметь хорошо ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие танцевальные движения, танцевать с предметами, выразительно передавать игровой образ, не стесняться выступать по одному, уметь самостоятельно использовать знакомы движения в творческой пляске.
3.4 Мониторинг достижения детьми средней группы планируемых результатов освоения программы
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь–май). В проведении мониторинга учувствуют педагоги МБДОУ «Вольновский детский сад». Основная задача: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
При организации мониторинга положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Диагностика освоения программы воспитанниками средней группе ( четвертого года) за 2019-2020 учебный год
№ | Музыка | ||||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Интегративные качества | ||||||||||||||
Узнает песни по мелодии. | Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). | Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми—начинать и заканчивать пение. | Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. | Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками) | Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. | ||||||||||
Начала года | Конец года | Начала года | Конец года | Начало года | Конец года | Начала года | Конец года | Начала года | Конец года | Начала года | Конец года | ||||
1 | Артемова Вероника | с | с | с | н | с | с | ||||||||
2 | Бабий Владимир | с | н | н | н | с | с | ||||||||
3 | Гудименко Юлия | с | н | с | с | Н | н | ||||||||
4 | Козлова Алена | н | н | н | н | н | н | ||||||||
5 | Морозов Семен | с | с | н | н | с | н | ||||||||
6 | Муланурова Татьяна | с | с | н | н | н | н | ||||||||
7 | Овчинников Олег | с | с | н | с | с | н | ||||||||
8 | Опанасенко Андрей | н | н | н | н | н | н | ||||||||
9 | Селезнев Андрей | с | с | н | н | с | н | ||||||||
10 | Сергеев Андрей | н | н | н | н | н | н | ||||||||
11 | Терешонок Анастасия | с | с | с | н | с | н | ||||||||
12 | Черкасова Злата | с | с | с | с | с | с | ||||||||
Н С В | 3 9 0 | 5 7 0 | 8 4 0 | 9 3 0 | 5 7 0 | 9 3 0 |
Н (низкий) - справляется с помощью педагога
С (средний) - справляется с частичной помощью педагога
В (высокий) - справляется самостоятельно
Сентябрь
Н-54,5% С-45,5% В-0%
Вывод: анализ полученных результатов на начало учебного года позволил определить, что уровень развития детей по музыкальной деятельности находиться не на достаточном уровне. К концу учебного года необходимо повысить уровень развития детей по музыкальному развитию.
Май
Н- С- В-
Вывод на конец года: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
3.5 Музыкальное воспитание детей 5-6 лет
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Слушание.
Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнаваемые мелодии по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
Совершенствовать навык различия звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударных) и струнные: фортепьяно, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «Ре» первой октавы до «До» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.
Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера.
Развивать песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество.
Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Учить детей сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения.
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально-образное содержание. Учить свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием с продвижением вперед, кружении приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить с русским хороводом, пляской, а так же с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить изображать сказочных животных и птиц (ладошка, коза, лиса, медведь, заяц, журавель, ворон и т. д.) в разных игровых ситуациях.
Музыкально-игровое танцевальное творчество.
Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и не большими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей. Побуждать их активным самостоятельным действиям.
Перспективное планирование работы по музыкальному развитию с детьми 5-6 лет (см. приложение № )
Продолжительность музыкальной деятельностью в старшей группе -25-30 минут
Количество НОД в неделю - 2
Ожидаемый результат усвоения программы. К концу года дети должны уметь:
Музыкально- ритмические движения:
Уметь различать двух частную неконтрастную музыку
Самостоятельно менять движения по частям и музыкальным фразам
Уметь энергично ходить, легко бегать, ритмично прыгать, выполнять различные махи руками и выбрасывание ног, кружиться под руку,
выполнять «ковырялочку», притопы.
Уметь использовать знакомые движения в творческих плясках, оценивать качество выполняемых движений.
Развитие чувства ритма, музицирование:
Дети должны узнавать песню, выложенную графически
Самостоятельно выложить и сыграть ритмический рисунок, изобразить ритмически свое имя.
Исполнять простейшие импровизации на музыкальных инструментах.
Слушание музыки:
Усвоить понятие «жанровая музыка» и определять на слух танец, марш, песню.
Различать трехчастную контрастную и неконтрастную музыку.
Уметь охарактеризовать музыкальное произведение по динамике, тембровой окраске, ритму, темпу.
Уметь отображать свои впечатления в рисунке.
Пение:
Узнавать знакомые песни по вступлению, по мелодии. Петь, соблюдая ритмический рисунок песни.
Петь эмоционально, выразительно, передавая характер песни. Петь с динамическими оттенками
Петь согласованно, всем вместе, подгруппами, по цепочке, соло, дуэтом. Правильно брать дыхание.
Уметь слушать вступление и начинать петь сразу после его окончания.
3.6 Мониторинг достижения детьми старшей группы планируемых результатов освоения программы
Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь–май). В проведении мониторинга учувствуют педагоги МБДОУ «Вольновский детский сад». Основная задача: определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса в дошкольном учреждении на развитие ребенка.
При организации мониторинга положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому мониторинг включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Диагностика освоения Программы воспитанниками старшей группе за 2019-2020 учебный год
№ | Музыка | |||||||||||||
Фамилия, имя ребенка | Интегративные качества | |||||||||||||
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). | Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. | Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. | Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). | Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям | Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей | |||||||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | |||
1 | Калуга Настя | С | В | В | С | В | С | |||||||
2 | Сыли Анна | В | В | В | С | В | С | |||||||
3 | Опрышко Андрей | С | В | С | Н | С | Н | |||||||
4 | Овчинников Даниил | С | С | С | С | С | Н | |||||||
5 | Рязанова Снежанна | В | В | С | С | С | Н | |||||||
6 | Терешонок Ангелина | С | Н | Н | С | Н | Н | |||||||
7 | Пьявко Егор | Н | Н | Н | Н | Н | Н | |||||||
8 | Дацюк Савелий | С | Н | Н | С | С | Н | |||||||
9 | Неделько Иван | С | Н | Н | Н | С | Н | |||||||
10 | Сыли Лена | С | С | Н | Н | С | Н | |||||||
11 | Сусло Влад | С | С | С | С | С | С | |||||||
12 | Кашникова Полина | С | В | С | С | С | Н | |||||||
13 | Гудименко Лера | С | С | С | С | С | Н | |||||||
14 | Бабий Виктория | В | С | В | С | С | С | |||||||
Н С В | 1 10 3 | 4 5 5 | 5 6 3 | 4 10 0 | 2 10 2 | 10 4 0 |
Н- (низкий) - справляется с помощью педагога
С -(средний) - справляется с частичной помощью педагога
В -(высокий) - справляется самостоятельно
Сентябрь
Н-30, 5 % С-53,5 % В-16%
Вывод: анализ полученных результатов на начало учебного года позволил определить, что уровень развития детей по музыкальной детской деятельности находиться на достаточном уровне. За счет внедрения в образовательный процесс инновационных технологий повысить уровень развития детей в музыкальной деятельности.
Май
Н- С- В-
Вывод на конец года: ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
4.Материально – технические (пространственные) условия
Уголок музыкального развития в зале:
- Детские музыкальные инструменты
- Куклы для музыкального театра.
-Маски-коронки для разыгрывания песен и пьес.
Технические средства обучения
1. Музыкальный центр;
2. CD и аудио материал
3.Телевизор Rolsen
4.Картотека музыкально-дидактических игр
5. Наглядно - дидактический материал; 6. Игровые атрибуты
5. Литература:
- Инновационная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. Мозаика- Синтез Москва, 2019.
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Новоскольцева И., Каплунова И. Программа «Ладушки». С-Пб., 2000.
4. Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального развития «Тутти» СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2012г.
5. Равчеева И.П. Настольная книга музыкального руководителя. Волгоград, изд. «Учитель» - 2014г.
6. Буренина А.И. Журнал «Музыкальная палитра» №4 – 2013г. СПб.: ООО РЖ «Музыкальная палитра» 2013г.
7. Справочник музыкального руководителя» № 2 – 2014г., ЗАО «МЦФЭР», М., - 2014г.
8. Матвеева Р. «Анализ парциальных программ музыкального развития»
9. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Екатеринбург, 1998.
10. Костина Э.П. Диагностика музыкально – сенсорного развития детей 4 – 7 лет (выявление уровня восприятия основных свойств музыкальных звуков). Нижний Новгород, 1991
11.Корепанова М.В., Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации.- М., 2003
12. Интернет – ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...